Исихазм



23 Августа 2019, 16:29:01

Автор Тема: Мистический плач исихаста  (Прочитано 8045 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Мистический плач исихаста
« : 25 Августа 2014, 01:13:57 »
Мы находимся на сайте  исихастов, не из простого любопытства. Каждому из нас был дан мистический опыт Богообщения, который в разных вариантах и в разной степени описан участниками форума. Именно опыт познания благодати Духа Свята удерживает нас на форуме в надежде найти путь к Богу.

Благодатные мистические состояния, умиление, необычайные ощущения и озарения – открывают для начинающего молитвенника новый мир духовной жизни, в котором ощущается присутствие Духа и любовь Иисуса Христа. Это порождает пламенное горение молитвой и следование за Христом в служении и любви ближнему, но может породить и увлечение мистикой в отрыве от действительности.

Мы говорим о сердце, о его очищении и участии в молитве. Сердечная молитва не сразу дается Господом, но по мере очищения или другими словами по мере удаления от мира страстей. Чист ли я и молится ли мое сердце?

Ум молится словами, а сердце молится плачем. И если сердце не плачет, то молитва еще не укоренилась в сердце. Первые всхлипывания сердца появляются, когда дается видение грехов, которое может вылиться в потоки слез на исповеди. Но это еще не молитва сердца, а радостное начало его очищения.  Первые ощущения благодати в сердце  делают его рабом Любви и порождают печаль и плач удаления благодати. Но этот плач быстро рассеивается  переключением внимания ума на мирские дела или на размышления о высоких мистических состояниях. И тогда молитва сердца прекращается.

Иногда сердце стонет после падения и молится о помиловании. Но после исповеди  сердце успокаивается и снова молитва вращается в уме, а ум не может укорениться в сердце.  Иногда появляется радость повторения молитвы в отрыве от плача сердца. И такая радость не порождает плач и умиление, но плодит легкость самомнения и превозношения.

И все же временами смиряется сердце и плачет в умилении без слез, а временами накатывают слезы. Тогда молитва исходит из глубины грудной клети.  И все же временами ощущается присутствие Духа и расширение сердца до Небес. Тогда не плачет сердце, но исчезает, растворяясь в движениях Духа.

Дух дышит где хочет. И еще не очищенному сердцу может дароваться сердечная самодвижная молитва. Она может твориться непрестанно днем и ночью и сопровождаться плачем и слезами. И когда такое случается, то сердце радуется и надеется хранить верность. Но молитва постепенно затухает, а благодать сердечной молитвы сменяется трудовой молитвой ума и сердечной печалью разлуки.

Благодать удаляется и снова приближается к сердцу, как волны на берегу моря. Сердце очищается и вновь наполняется духами самомнения и превозношения. Но постепенно сердце смиряется и приходит ощущение греховности не потому, что согрешил, но потому что ощущаешь благодатную защиту от греха и собственную ничтожность. И постепенно приходит осознание, что душа пребывает во тьме и не видит света.  Не грешу, но нет хуже грешника, чем я, ибо пребываю во тьме и не вижу света.

И, однажды, молящийся ум обнаруживает, что сердце плачет. И когда он внимает плачу сердца, то молитва преображается и творится уже не умом и не словами и не в сердце, но обволакивает прозрачным облаком и творится самодвижно движениями Духа. И уже не молитва во мне, но я в молитве.  Ум внимает плачу в глубинах сердца и слушает молитву Духа.  Это и есть самодвижная молитва, творимая не умом, но Духом, когда сердце плачет. Если же ум перестает внимать плачу сердца, то молитва прекращается и облако исчезает.

Этот плач сердца можно назвать мистическим плачем исихаста. Этот плач неразрывен с мистикой, но не отрывает от действительности. Мистический плач творится и днем с открытыми глазами, и при земных делах.  Наверно, когда дается непрестанный плач и внимание ума к плачу, то порождаются слезы, текущие сами собой вместе с непрестанной молитвой. И тогда открывается сокрытое в глубинах тьмы сердечной.

Мы много говорим о мистике и любви, но мало о плаче. Наверно потому, что когда сердце плачет, то не хочется говорить, но хочется плакать, положив голову на плечо Христу и обняв Его молитвою Духа. 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 4777
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #1 : 25 Августа 2014, 19:36:21 »
Неовит, спасибо за этот пост, и спасибо за то, что Вы остаетесь на форуме.
Не покидайте форум не смотря ни на что.
Пусть это будет Ваше служение братьям.

Вопрос Вам о молитве.
Был период времени не так давний, когда я довольно часто просыпался ночью от разных "по сюжету" снов с молитвой самопроизвольно звучавшей во мне в связи с обстоятельствами сна.
Именно ЯВНО творимой и звучавшей ДО момента просыпания ВО СНЕ (это не спутаешь).
Кто молится в нас во сне в такой момент, когда мы спим и не осознаем себя: ум или сердце?
Вроде ум - это рассудочная деятельность в преломлении к такому пониманию связки ум - сердце?
Тогда, получается, в нас в этом случае молится сердце?
Но все же не уверен, что это молится сердце, так как у отцов конкретно этого случая явно, вроде, не описано (не встречал) ..Каково Ваше мнение на этот счет?

За пост еще раз спасибо: очень поэтично, от сердца, но в то же время точно выверены слова, выражающие смысл происходящего.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #2 : 26 Августа 2014, 02:24:31 »
Вопрос Вам о молитве.
Был период времени не так давний, когда я довольно часто просыпался ночью от разных "по сюжету" снов с молитвой самопроизвольно звучавшей во мне в связи с обстоятельствами сна.
Именно ЯВНО творимой и звучавшей ДО момента просыпания ВО СНЕ (это не спутаешь).
Кто молится в нас во сне в такой момент, когда мы спим и не осознаем себя: ум или сердце?
Вроде ум - это рассудочная деятельность в преломлении к такому пониманию связки ум - сердце?
Тогда, получается, в нас в этом случае молится сердце?
Но все же не уверен, что это молится сердце, так как у отцов конкретно этого случая явно, вроде, не описано (не встречал) ..Каково Ваше мнение на этот счет?
Сергий, ваш вопрос предполагает, что есть четкое разделение между умом и сердцем и что ум - это рассудочная деятельность души.  Но вы знаете, что святые отцы употребляют эти термины условно и говорят о цельности ума и сердца и преображении ума благодатью к иным видам деятельности.

На форуме был спор о месте духовного сердца. Дальнейший молитвенный опыт ощущения сердца показал, что прав был Александр. когда отрицал какие-либо физические места локализации духовного сердца. На начальном этапе молитвенных упражнений  ощущается локализация ума в голове и сердца в грудной клетке. После знаменательного опускания ума в сердце молитва слышится внутри груди и уже тогда трудно разделить ум и сердце. Но постепенно благодать дает познание расширения сердца, когда сердце расширяется за пределы человеческого тела и объемлет некоторую сферу вокруг молящегося. Тогда исчезает всякое различение ума и сердца и явно осознается преображение всей сущности моего Я в нечто единое и беспредельное, свойственное Духу. Кто молится тогда? Ум или сердце? Можно сказать, что тогда эти условные понятия не соответствуют тем условиям, в которых творится молитва.

Эта условность проявляется и в вашем вопросе о молитве во сне. Вы спрашиваете: "Кто молится тогда?". Это вопрос о личности. А ум и сердце никогда не обозначали две личности в человеке. Поэтому продолжение вопроса - ум или сердце? противоречит началу вопроса - Кто?

Показательно, что во сне вы не осознавали себя и потому у вас возник вопрос - если не я молюсь, то кто же молится? Конечно, хочется верить, что сон имел благодатное происхождение и творился Духом Святым. Но во сне молитва может твориться и противными духами. Не об этом ли предупреждают отцы, когда говорят что сны - это сфера активной деятельности лукавого.

Кто же молился в ваших снах? На этот вопрос только вы можете дать ответ с помощью благодати.

Из своего опыта могу сказать, что когда молитва временами творится во сне, то она не прекращается при пробуждении ото сна, но продолжается, словно и не спал.   Святые отцы говорят о непрестанной молитве днем и ночью, при бодрствовании и во сне. Такая молитва может творится только самодвижно благодатью Духа Свята. Нам же могут даваться благодатные периоды движения молитвы и днем и ночью и во сне. И когда даются, то душа узнает своего Пастыря и следует за Ним. Тогда не возникает вопрос - от кого это было? Если же есть сомнение, то лучше вспомнить о предупреждении отцов, что чем тоньше становится ум молящегося, тем тоньше подмены лукавого, и воспользоваться советом отцов - не принимать, но и не отрицать. Со временем все прояснится благодатью без ответов рассудочного ума.

« Последнее редактирование: 26 Августа 2014, 02:35:59 от Neovit »

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #3 : 27 Августа 2014, 00:12:27 »
Мы много говорим о мистике и любви, но мало о плаче. Наверно потому, что когда сердце плачет, то не хочется говорить, но хочется плакать, положив голову на плечо Христу и обняв Его молитвою Духа.

Не знаю, мне всегда казалось что плачь это принадлежность отшельничества, и он требует хотя бы некоторого усмирения  помыслов, непонятно как в миру можно плакать.

Никодим

  • Скромный
  • Сообщений: 2117
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #4 : 03 Сентября 2014, 21:25:12 »
Мы много говорим о мистике и любви, но мало о плаче. Наверно потому, что когда сердце плачет, то не хочется говорить, но хочется плакать, положив голову на плечо Христу и обняв Его молитвою Духа.

Не знаю, мне всегда казалось что плачь это принадлежность отшельничества, и он требует хотя бы некоторого усмирения  помыслов, непонятно как в миру можно плакать.

Когда встаешь на цыпочки и прикасаешься к благодати, помыслам уже нет места. Про них даже забываешь.А сердце,действительно выходит за пределы грудной клетки, и все вокруг уже не вне, а в тебе.
Храни вас Бог!

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #5 : 04 Сентября 2014, 00:23:51 »


Когда встаешь на цыпочки и прикасаешься к благодати, помыслам уже нет места. Про них даже забываешь.А сердце,действительно выходит за пределы грудной клетки, и все вокруг уже не вне, а в тебе.

А Вы в это время плачете о грехах?

Никодим

  • Скромный
  • Сообщений: 2117
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #6 : 04 Сентября 2014, 07:14:02 »
"Плач о грехах" возникает тогда у меня,когда понимаешь, что страстная моя природа не дает прикоснуться к Святому. Так и продолжаешь стоять на носочках...и ждать.
Храни вас Бог!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #7 : 05 Сентября 2014, 12:15:25 »
Энергии Божии при соприкосновении с душой не несут ей дискомфорта...дискомфорт в виде слёз на исповеди...это реакция души...т.е. человеческие эмоции...сгенерировнные разумом...
Прямое восприятие Энергий Духа  НЕ дискомфорт...а радость...приятные ощущения...кайф...
От благодати как бы пьянеет душа, пишут святые отцы...и да это примерно так и есть...на моём опыте...
Ещё есть ощущение прикосновения к Мудрости запредельного масштаба...именно она вливает в разум иное миропонимание...

Нет всё таки НЕ плач...а Свет Истины...

Плач это начальная эмоция...которая подвигает душу на действия по её очищению от страстей...т.е. на предварительную работу...
При соприкосновении со Светом разум замолкает...тем самым переставая генерировать свои собственные чувства...доверяя и передавая часть своих функций Владыке...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

lily

  • Сообщений: 3097
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #8 : 06 Сентября 2014, 02:12:48 »
У кого-нибудь есть алхимический опыт? (как тут http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1826/0420.htm )... когда проснулось сердце, пронзенное копьем сострадания, болело оно больше суток и стало чувствовать других как себя, до мучений, так что порой хотелось обрезать эти невидимые нити и сбежать подальше. Молитва впервые не пошла, она полетела через километры, так что хотелось материализоваться там, куда тянутся эти тончайшие нити.

Эмоциональность померла... но плач - это вообще не эмоция, скорее способность души. Это прекрасно и очистительно.
и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

Никодим

  • Скромный
  • Сообщений: 2117
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #9 : 06 Сентября 2014, 06:51:17 »
Стихи гениальные,ничего не скажешь...Пушкин. Подобный опыт был, то что описывает Александр Сергеевич.
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,

Думаю, что раба Божьего Александра,тоже когда-то "торкнуло" этим.

А сострадание так и проявляется, в способности чувствовать боль других,так что аж ноги подкашиваются.Только у кого то это волнами, а кто то постоянно находится в этом состоянии. Вот и остаеться молится ему о других, как за себя.
Храни вас Бог!

lily

  • Сообщений: 3097
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #10 : 06 Сентября 2014, 12:06:33 »
Более важны эти строки:
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал
и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10856
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #11 : 06 Сентября 2014, 13:04:29 »
Такой опыт - кульминация первого большого этапа молитвенного пути. А вообще... :) подобных опытов может быть много, если не привязываться к ним.

lily

  • Сообщений: 3097
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #12 : 06 Сентября 2014, 13:52:57 »
Alexander, несколько не по теме... не уверена, что их может быть много, это очень конкретная вещь, как выяснилось, неплохо описанная.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/it/f/fd/Basilio_Valentino_putrefazione.jpg

Со временем пришло понимание, что искусство в том виде в каком мне его передали учителя, есть совсем иная вещь, чем то, что мне здесь приписывали все эти годы... мозаика наконец начала собираться. Даже контакт с "белыми бенедиктинцами" (и именно с ними, посвященными Деве) отлично ложится в общую картину.
и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

Краевед

  • Сообщений: 3557
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #13 : 06 Сентября 2014, 13:59:57 »
Если опыт один, и больше нет - значит, практически застряли на месте, либо движемся очень медленно.
Если опыты этапов приходят - а они уже будут другими, если этап другой - возможно, изменения в нас продолжаются. А тогда - порядок.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

lily

  • Сообщений: 3097
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #14 : 06 Сентября 2014, 14:09:07 »
Об этапах имеет смысл говорить с тем, кто идет тем же путем.
http://www.granternhart.com/wp-content/uploads/2007/09/melancholia-kiefer.jpg
и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»
 

Поиск