Исихазм

Автор Тема: О памяти смертной  (Прочитано 3478 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О памяти смертной
« : 04 Февраль 2014, 20:05:28 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=68.msg384#msg384

Даже у вдумчивых и глубоких представителей современного монашества иногда наталкиваешься на пораженческие нотки. Может быть, они навеяны осенью? :)

Читаю: ...если и погибнем на этой войне, то как воины Христовы...

Через смерть в жизнь вечную - вот путь воина Христова, и гибель для воина - его отказ от Христа.

наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)

Воин Христов не участвует в войнах сего мира. И это неучастие не имеет никакого отношения к пацифизму, ибо тот, кто участвует в земных войнах, ведет брань против крови и плоти.

Так пройдем через войны мира сего, как воины Христовы. Чтобы победить во Христе.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=68.msg388#msg388

Есть дивное песнопение "Агни Парфене Деспина" на слова свт.Нектария Эгинского. На греческом в исполнении, как я понял, хора м.Симонопетра оно звучит величественно и победно. Это ликующий гимн Божией Матери,  это песнь чистоте и непорочности, исполненная радости и утверждающая святость.

Есть "Агни Парфене" в исполнении хора братии Валаамского монастыря - чистота целомудренного песнопения становится увядающей, плоской, вытравленной, почти унылой. Голоса словно растворены в тумане усталости, и ноги не хотят идти, а только сесть и плакать.

Рекомендую послушать, чтобы учиться отличать духовную радость в бесстрастии от "бесстрастного" уныния и пораженчества.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=68.msg397#msg397

Я здесь не провожу никакого анализа, просто высказываю свое впечатление, которое субъективно и без претензий. Вот оно: есть светлая грусть и радостопечалие, как в песнопении Валаамской братии, так и монастыря Симонопетра. Только симонопетровское пение мощное, крепкое, вознесенное, в нем есть грусть, но она не душевного свойства - это алкание небесного, и радостопечалие прозразно, без слезы саможаления. В русском варианте - я об этом говорил - есть чистота, и добавлю: есть грусть, но она подгружена "бесстрастной" душевностью - словно лист осенний, он и  в небе голубом, и на землю уже падает. Есть вытравленность и слабость - нотки печали об утраченном, потеря мужественности и замена ее плачем.

Память о Голгофе - она ведь не только в плаче о Распятом, но, прежде, в мужестве следовать за ним.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 20:06:45 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=68.msg413#msg413

Вопрос: **когда начинаешь приступать к "памяти смертной" и читаешь книги об этом, то не очень хочется слышать в оных книгах «пораженческие нотки»***

Ответ: Так и еще по-другому. "Пораженческие нотки" подменяют память о смерти, и если бы только в книгах...

При аскетическом самоограничении наступают длительные периоды потери жизненных сил. Такая потеря  подвигает к памятованию о смерти и одновременно заставляет видеть мир в серых и черных тонах. Здесь уже вкрадывается пораженчество как уход из плохого мира в сладкий мир увядающих грез. Увядание становится притягательным и сладким, оно засасывает, нашептывая: оставь, уйди, усни. И вот головка клонится набочок, походка становится шаркающей, интерес к жизни сменяется ее осуждением. Память смертная становится бесконечным умиранием, которое освобождает душевную энергию, стимулирующую своеобразное настроение-творчество. Такое творчество, в свою очередь, созидает кумиров - это бегство от мира, финалом корого становится смерть, это оправдание своей духовной немощи, как бесконечного умирания, это убийство-осуждение всех несогласных в соответствии с собственной танатической позицией.

Есть еще одно далеко не самое верное отношение к смерти, но разговор о нем не в рамках этой темы.

И вот предел свыше таким настроениям:  истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Рождение от Духа Святого дарует нам жизнь, радость, духовное веселие, бодрость - щедро, в преизбытке, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною. Состояние неподдельного радостопечалия доступно для рожденных свыше, пока нет его, то и радость не настоящая, и печаль - уныние.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=68.msg424#msg424

"Повесть об одной душе" Терезы Малой - вещь удивительная, как жизнь самой Терезы. Читаешь будто из чистого родника пьешь.

Кроме одного но... Перефразирую известную пословицу: хороший святой - мертвый святой. Мертвые святые очень удобны для тех, кто сидит на троне Моисеевом. И когда канонизированная святая воспевает смерть от любви...

Нет уж, путь православный не в смерть от любви, а через смерть в любовь и жизнь вечную - жизнь, которая начинается здесь, на этой бренной земле. Путь смерти от любви, которую жаждала Тереза, есть святое бегство от тягот и ответственности земной жизни. Это святой путь развоплощения, однако работа Божия должна быть сделана здесь. Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 20:07:47 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=37.msg198#msg198

Вопрос: Как вы понимаете: " Процесс все большего и большего погружения и осознание смерти........"?

Ответ: В православной практике существует такое понятие как память смертная. За долгий период подвижничества были наработаны различные приемы для осознания близости смерти, конечности этого мира и необходимости пройти через смерть в жизнь вечную. Эти приемы строились как на умственной основе и включали в себя различные размышления, так и на чувственной и вещественной - это различные аскетические приемы по умертвлению страстей и плоти, которые, в частности, включали в себя сон в гробах.

Память смертную не следует путать с танатическими настроениями и суицидальными комплексами.

Если человек доверяет свою жизнь полностью Богу, то необходимость в специальных аскетических приемах (по большому счету, они мистериальны), приближающих ум к пониманию смерти, уменьшается. В процессе духовного становления человек самым естественным образом сталкивается лицом к лицу со смертью. Прохождение через смерть происходит неоднократно и может протекать умственно, чувственно и даже телесно, сопровождаясь соответствующими переживаниями. Цель смертной памяти - жизнь через смерть ради Господа.

Я думаю, что все, кто хоть в какой-то степени занимался умным деланием, соприкоснулся с феноменом близости смерти.

Для современных людей и современным языком достаточно сильно и образно говорится о прохождении через смерть в песне Сергея Калугина "Последний воин мертвой земли" -
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1453.msg19579#msg19579

Цитата: Вот такое мнение нашел в интернете, прошу поделиться высказаться по поводу нижеследующего: «…Иезуитское "помни о смерти" - пустышка, род духовной мастурбации, не предотвращающей никакого греха, прочный фундамент для властолюбия и садизма…»

Ответ: Автор этого мнения - по обыкновению современных критических публикаций - выплескивает вместе с грязной водой и ребенка. Мы уже говорили раньше, что памятование о смерти выродилось в ожидание смерти и ее призывание - танатизм - в христианстве аскетического уклона, а в мире сем - память смертная изъята и спрятана на задворки ума, запихнута страхом в подсознание.

В действительности же памятование о смерти, реальное знание ее близости и дает возможность интенсивно жить ради воскресения. И в само воскресение (это открывается на этапах возрождения души) входят через крест и смерть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #3 : 04 Февраль 2014, 20:10:27 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24546#msg24546

Цитата: Об отсечении воли как-то прочитала сказание о мальчике-иноке, который был болен туберкулезом и, находясь в разгаре "процесса отсечения воли", все время ловил внутри себя и гасил желания. Узнав, что медвежье сало может ему помочь, он горячо взывает к братьям-монахам: "только не давайте мне этого сала, даже если и достанете, потому что в моей душе есть желание этого сала".

Ответ: Это извращение. Практически это - тихое самоубийство - и огромный грех. Но здесь еще грех преподносится как добродетель. Участник plot, говоря о возможной безумной любви к Богу мальчика-инока, сознательно подменяет суть проблемы, поставленной Маской. И такая подмена тоже маленькое извращение, которое должно быть исправлено. Когда человек убивает себя якобы из-за безумной любви Богу, чтобы с Ним соединиться, - это покушение на жизнь, данную Им, - это самоубийство.

Со своей стороны Маска должна прекрасна знать, что развитые человеческие системы (в т.ч. аскетические - во всех религиях) имеют внутри себя крайние варианты, далекие от первоначальной цели и смысла самих систем.

И зачем обращаться к древней апофтегме. Я уже рассказывал (здесь на форуме) о милом парне, который, начитавшись таких историй, как приведенная выше, стал усиленно молиться в голодные 90-е годы. В результате организм перестроился и стал жрать самого себя. Парень исхудал и заболел туберкулезом. Я помню, как он, еще недавно веселый и розовощекий, приносил баночки с вареным горохом на трапезу. Только был уже осунувшимся, слабым и в глубокой депрессии. Слава Богу, рядом с ним оказались не те бессердечные монахи из приведенной историйки, а врачи, которые взялись за лечение и за годик подняли его на ноги.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24560#msg24560

plot, мы ведь обсуждаем не поведение конкретного человека, а персонаж короткой назидательной псевдоагиографической истории. Это назидание и образец для подражания! Что думал и как вел себя конкретный человек, поведение которого никак не вкладывается в такие повествования, мы не знаем. И не должны знать, и не должны лезть, поскольку это выходит далеко за пределы историйки.

Дается образец для подражания, в котором четко прослеживается (даже провозглашается) танатическое ядро (ублажение смертью). Это подмена и грубое извращение известного положения (и практики) подвижничества - памятования смерти и прохождения через смерть к жизни.

Итак, в этой истории мы имеем извращенный образец для подражания. Этот образчик - ничтожная часть огромной черной сети, которой пытаются уловить людей с монашеским и аскетическим настроем. Эта сеть наброшена на современное русское монашество - немало людей ей уловлено, они пребывают в истощенной тоске, пессимизме и танатизме, потому что отсекают свою падшую волю своей же падшей волей.

Вообще термин "отсечение воли" должен быть понят в смысле отдания себя в руки Божии (возможно, через детоводителя - старца и наставника). В ином случае (это обсуждалось раньше) воля отсекается другой волей. И делается вид, что эта другая воля не замечается.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24567#msg24567

Цитата: Возможно, некий танатический призыв есть и тут, хотя я его, впрочем, не вижу...

Ответ: Не ведение малой вещи не дает возможности и увидеть вещь "большую".

Мой же пост состоял из двух частей: первая была о малом, вторая - о большом, которое и строится из малых кирпичиков. Вы же, plot, в последнем комментарии среагировали на вторую часть, "не заметив" первую.

Я прошу простить меня за намеренно жесткий тон. Его целью не является стремление обидеть.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24570#msg24570

Цитата: Интересно, кстати, что в этой истории мы заранее знаем, что никакие "медицинские" средства типа медвежьего сала иноку не помогли бы и все его старания вылечиться с помощью них были бы пустым метанием. Он же предался на волю Божию и смирился с любым исходом, каким бы этот исход ни был. Он употребил эту ситуацию на то, чтобы преодолеть этот страх, это метание, и вместо этого молиться. Даже наверняка он совсем не стремился умереть. Он просто был ГОТОВ принять смерть, если на то будет воля Божия. Так я вижу эту ситуацию.

Ответ: plot, поймите, Вы предлагаете благое домысливание ситуации в рамках известной жизненной сентенции: что не делается - к лучшему. И забываете назидательный корень истории. Он в словах: только не давайте мне этого сала, даже если и достанете, потому что в моей душе есть желание этого сала.

Не давать сала, потому что в душе есть желание сала! Т.е. не давать возможности ему вылечиться (сало - лекарство), потому что он хочет вылечиться. А все хотения должны быть отсечены. И это извращение Вы называете: Он же предался на волю Божию и смирился с любым исходом. Мда. Это намеренное (и тихое)самоубийство, построенное на следовании идеи (т.е. идолу) отсечения воли. Какое же здесь исполнение Божией воли, наоборот, исполнение воли лукавой...

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24572#msg24572

Еще раз хочу напомнить всем, мы обсуждаем не конкретного мальчика-инока, а назидательную историю, целью которой является оставить четкий умственный отпечаток образа аскетического поведения.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24584#msg24584

Цитата: А других он призывает к другому. Маньяк грязь найдёт даже в Святом Писании, где Иисус призывает вырвать глаз, если он нас соблазняет. Так и что?

Ответ: 1. Отличаем назидание от трактовки. Смысл назидания этой истории отличается в худшую сторону от смысла Евангельских текстов и наставлений Господа. В частности, в конкретной области здоровья и исцеления.

2. Сама трактовка возможна (и нужно учиться толковать даже провальные и неверные места в положительном смысле, но не оправдывая вложенного греха), но строится она на ряде неверных предположений.

а) Почему-то предполагается, что выздоровление априори не возможно и лекарство не поможет. Это не так! Многие люди излечивались от болезней (и туберкулеза в т.ч), имея упование на Господа и прибегая к лекарствам (а не прибегая к идее отсечения воли).
б) Инок в душе чувствовал тягу к лечению. (Это место опять игнорируется.) Кто вложил ему эту тягу к жизни? Творец или бесы? Инок решает, что побуждение исцелиться не от Бога! И принимает вместо естественного побуждения - внимание! - противоестественное. Умереть не ради Бога, а ради идеи. Даже не идеи Бога (как у фанатиков), а идеи отсечения своей воли.

Это ловушка! Много моих знакомых попало в эту ловушку на волне религиозного подъема 90-х годов. Результат был плачевный.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1602.msg24588#msg24588

Антиквар очень верно сказал про инструкцию. Такие истории впечатываются в мозги несмываемым пятном. Существует целый мир внутри православия, участники которого питаются такими историями и строят свою жизнь по ним. Они обычно плохо знают Евангелие, зато хорошо знают всякие мелкие правила  воюют с ветряными мельницами в духе лозунга "Православие или смерть".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #4 : 04 Февраль 2014, 20:11:41 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=58.msg139108#msg139108

Цитата:… Познав, что есть Жизнь и  будучи познанной Самой жизнью, душа несомненно знает о своей повседневной  смерти. И устремляется –  к Жизни...

Ответ:Хочу вернуться к мысли прозелита, сказав так: духовным ядром памятования о смерти является (обычно скрытое) знание о жизни вечной. И тогда смерть представляется не страшным пределом, перед которых надо в ужасе трястись, как это иногда подают в аскетических поучениях, а переходом из одной формы жизни в другую.

И, обращаясь к известной аскетической трихотомии "раб-наемник-сын", можно сказать, что раб страшится смерти, наемник вкалывает, чтобы пройти за ее предел, а сын проходит через смерть, как через открытые двери. Есть еще внешний человек - зомби - он даже и не раб. Таковой, будучи мертв, пытается бегать от смерти.