Исихазм

Автор Тема: Различные искушения  (Прочитано 2905 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Различные искушения
« : 04 Февраль 2014, 19:43:43 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1796.msg34862#msg34862

Вопрос: Здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться. Занимаюсь Иисусовой молитвой 3 года по Благословению старца. Начинал ею молится в монастыре сейчас продолжаю в миру.Тут дело в том что при молитве всеиваются многие помыслы которые мешают в бытовой жизни.  Кроме помыслов нападает злость, раздражительность, блуд и.т.д. Занимаюсь молитвой без духовного руководителя…Думаю оставить ее потому потому что во первых ничего не получается во вторых она меня сильно тормрзит в повседневной жизни делаю все очень медленно…

Ответ: sergy, Ваши искушения обычные для новоначальных. Многие по схожей причине бросают молитву (умное делание). Всяческие искушения, наплывы страстей и помыслов, тормоз в быту и на работе - все это толкает отказаться от внутренней работы над собой. Такие искушения могут длиться многими годами, чередуюсь и углубляясь... Но и укрепление рядом. А всего-то не хватает смирения принять свою жизнь со всеми ее испытаниями.

Уверяю, что искушения, приходящие позже уже в виде даров, еще опаснее, ибо вначале и надо всего лишь распорядиться своей нищетой, признав, что ничего не имеем и не стоим. Получив же дары, быть нищим духом сложнее.

В молитве приходят искушения, но молитва и позволяет преодолевать их. Если же раньше не было (огненных) искушений, то это скорее знак нашей мертвости и глухоты. Мы оживаем, приходят и искушения. И страсти вторгаются в нашу жизнь.

Чтобы работа шла быстрее, надо учиться делать ее молитвенно, и для начала собрано и аккуратно, а не пытаться молиться и работать, ибо по неопытности попытка такого соединения молитвы и работы к успеху не ведет. И работу желательно выбрать не самую напряженную. Важен молитвенный настрой, а не само шептание слов молитвы во время работы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Различные искушения
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 19:44:44 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1804.msg35234#msg35234

Вопрос: Стараясь постоянно молится, Иисусой молитвой, испытываю к вечеру сильную нервную усталость, перенапряжение. На это влияет и, конечно, 8 часовой день, а то и более, работы за компом, плюс постоянный недосып. Но чувствую,что из-за молитвы тоже устаю… Что это? может что неправильно делаю?

Ответ: Нервная усталость - спутник современного человека...

Молитва - работа, которая самым естественным образом может вызвать усталость. Входить внутрь себя непросто. Внутреннее пространство ума и души не освоено, инертно, заражено слипшимися грехами. И молитва, творимая должным образом, ввергает в это пространство. Разгребать душевные завалы тяжело... настолько тяжело, что многие - при молитве - внутрь себя и не входят, потому что не могут понести тяжести своих грехов, и не только не могут понести - войти просто не способны - из-за невообразимой свалки всякой ерунды, закрывающей вход внутрь. Молитвенно же пастись на поверхности незатруднительно.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1804.msg35255#msg35255

Цитата: Может быть, я ошибаюсь и не разбираюсь в теме, но мне в Ново-Тихвинском монастыре говорили, что для того, чтобы молиться Иисусовой молитвой, необходимо ежедневное откровение помыслов.

Ответ: Вообще, это перевод разговора (на форуме), молитвенной и монашеской жизни в область внешнего благочестия, когда откровение помыслов становится неким правилом, без исполнения которого как бы уже и нельзя молиться.

Кому-то полезно ежедневное откровение помыслов, а для кого-то это рутина - шаблонное поведение и пространная дорога. Хуже всего, что правилом, легко формализуемым, быстро подменяют напряженный нерв жизни в Боге.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Различные искушения
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 19:46:34 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87239#msg87239

Вопрос: Диакон Андрей говорит что занимающийся Иисусовой молитвой подобен солдату вставшему из окопа и бегущему навстречу пулям.Обясните опытные делатели И.М.какие опасности встречаются.

Ответ: Д.Андрей - человек глубокого тыла - места интендантов и интриг. Пули и солдаты - это его воображение...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87289#msg87289

Цитата: Впервые слышу, что диакон такое сказал (Кураев -??)... ... Че сидеть в окопах, плесневея?

Ответ: Вообще, это вполне сформировавшееся мнение - сидеть в окопах, а лучше в тылу - официальной церкви. Его придерживается и "оппозиция" слева, и "оппозиция" справа - все те, кто не молится, а пытается удобно пристроиться в мире сем.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87302#msg87302

Мы используем метафору. В ней вполне четко очерчен круг сравнения: отсиживание в тылу (окопе) - сражение на фронте. Один уровень объяснения: отсиживаться "плохо", сражаться "хорошо". Другой: без тыла не было бы фронта. Однако эти объяснения - для внешнего человека  -  и предполагают заведомую разделенность: одни молятся-сражаются, другие трудятся. Но человек един. Это означает, что и "тыл", и "фронт" внутри него. Если он не молится (не сражается на фронте), то и свободно трудиться (ради Бога) не сможет, поскольку враг придет и поработит его.

И тот, кто говорит, что мирянам молиться негоже, призывает безоговорочно сдаться врагу (внутри себя). Ибо чужие молитвы не защитят...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87326#msg87326

Вопрос: Помнится еще как-то Александр говорил, что умное делание не для закомплексованного человека.
Тогда такой вопрос, как освобождаться от закомплексованности? )

Ответ: От закомплексованности - преображением (борьбой) страстей. Обычно за комплексами стоит зажатый эгоизм. Его сначала надо освободить (тут и многие комплексы умрут), а затем растворить (преобразить). И соотношение "сначала-затем" скорее не временное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Различные искушения
« Ответ #3 : 04 Февраль 2014, 19:49:07 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118443#msg118443

Цитата:Ум молящегося очищается быстрее, чем сердце. Ум очищается годами, а сердце – десятилетиями.
Отсюда возникают противоречия и ловушки для ума…

Ответ: И положения заглавного поста тоже принадлежат ловушкам ума.

И еще. Чистое сердце без высокого ума (сверхума) тоже попадает в ловушки, точнее, вынуждено соглашаться с некоторыми тяжкими путами.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3115.msg130088#msg130088

Цитата:… Потому и говорю, что Кириллу надо сначала укорениться в новом образе жизни и не сразу, а постепенно, без надрыва сил сверх возможного. А преждевременное знание приносит вред. Об этом и говорить не стоит. А сколько вредного для нововначальных на нашем форуме, вы и сами знаете. Не потому, что форум вреден, а потому, что он не всем полезен.

Ответ: Neovit вырос в мире страшилок. И теперь продирается сквозь наведенные страхи. Чудо в том, что страхи его не съели (что случается по обыкновению), но покусали. Опасность в том, что впрыснутый яд продолжает действовать...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3115.msg130090#msg130090

Цитата: Неовит прав во многом. Ну кто-то должен был предупредить...

Ответ: Важно предупредить. И предупредить так, чтобы не убить желание молиться под предлогом опасности молитвы. А теперь почитайте Евангелие, прониктесь чистым духом, воспримите посыл свободы и дерзновения во Господе. И почувствуйте отличие. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3135.msg133286#msg133286

Цитата: "Духовное избегание" это этап, когда человек, во-первых, ищет в религии психологического убежища от грызущих его внутренних и внешних проблем, а, во-вторых, упование на то, что эти проблемы разрешатся или ослабятся самим фактом его обращения к религии…

Ответ: Согласен с тем, что сказал Антиквар.

Я не читал статью, что по ссылке в первом посту, лишь посмотрел начало. Очевидно, есть три основных варианта духовного избегания, и вполне возможно, что последний из них в статье не рассматривается.

О первых двух сказал Антиквар. Это убегание от проблем, накопленных в миру. Это игры в духовность при обращении к религиозному пути. У этих игр много уровней... И наконец, окончательный уход из падшего мира на высоты духовности. Такое духовное избегание и проповедуется как высочайшая цель буддизма.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3135.msg133294#msg133294

Цитата: И в этом, как я понимаю, коренное различие с умным деланием, которое заключается не в уходе, пусть даже на высоты духовности, но в преображении человека и через него - мира.

Ответ: Да, так же вижу. Хотя эта цель - преображение человека и через него мира - почти забыта. Впрочем, сейчас уже забыты и похерены азы. Так что буддизм - с его целями - на практике рулит. В том смысле, что ищущие в нем находят больше.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Различные искушения
« Ответ #4 : 04 Февраль 2014, 19:50:19 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=d95c48cc6ee35e90bdf8179c4004aa7a&topic=2882.msg135706#msg135706

Вопрос: У меня еще вопрос к Александру.
В одной из ранних форумских тем (времен основания форума) кто-то поделился или своим опытом, или опытом близкого знакомого. Какой-то человек (вроде даже священник) делал попытки вхождения в молитвенное делание. Как только он начинал последовательно систематически молиться Иисусовой молитвой, это отражалось на здоровье жены - она серьезно заболевала. Прекращал - болезнь проходила. В конце-концов он эти свои молитвенные попытки забросил. Из-за того, что не хотел вредить жене.
Помню тогда вы, Александр, сказали, что нужно было продолжать творить молитву несмотря ни на что.
Вы можете прокомментировать это ваше мнение в контексте данной темы?

Ответ: Извиняюсь за паузу. Эта историю рассказывал я. Поведал ее мне священник, ныне он - настоятель околопитерского храма, в те времена еще относительно молодой и ревностный. Не помню, чтобы его жена серьезно заболевала, когда он начинал молиться, но какие-то ухудшения здоровья были. В Псково-Печерском монастыре его отругали за то, что из-за болячек жены бросил молитву. И я считал так же, только без добавки  "несмотря ни на что".

Схематично. Есть (условно) два типа специфических искушений, возникающих при молитве. Первый - для новоначальных. Он характеризуется различными неурядицами, затруднениями и соблазнами, отводящими от молитвы. Эти искушения обычно не очень большие, и при некоторой настойчивости и постоянстве довольно быстро отступают.  С другой стороны, отсев дают большой.

Второй тип искушений - для тех, кто почувствовал вкус молитвы и явственно соприкоснулся с благодатью. Действенные изменения происходят не только с самим человеком, но и с его окружением, родными и близкими.  Обычная реакция ветхой природы на приходящую благодать - отказ (от благодати) или поломка. Такая же реакция, вообще, может происходить, когда вливается поток мощной невидимой силы, не обязательно благодатной. А вот далее... Какой путь изберет молитвенник? Он может отказаться от своих родных, назвать их помехой или источником искушений и болезней на пути к Богу. Также и родственники могут отказаться от такого молитвенника, который рушит их жизнь. И тогда произойдет разрыв в мягкой или жесткой форме. Молитвенник может не отказываться от своих родных, но частично взять их нелегкую ношу на себя. И тогда есть шанс, очень непростой, вытянуть за собой тех, кто не отошел. Да,  при таком варианте, а именно он предлагается Господом, молитвеннику приходится вдвойне и втройне не сладко, но и результаты впечатляют.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2882.msg135754#msg135754

Цитата: Спасибо, что ответили.

Насколько поняла, данную сложность, сопровождающую делание молитвы, вы отнесли к искушениям. Но в целом, ваш ответ мной воспринимается как не совсем ясный. Суть истории была в том, что молитва сопрягалась с отрицательными (на первый взгляд) последствиями  для ближних. Подразумевался вопрос, как на это реагировать, продолжать ли молитву...

Ответ: Назвал искушениями - для привычного восприятия. Можно назвать проработкой совместного (напр., родового) внутреннего пространства. Эта проработка будет вызывать изменения, иногда болезненные.

Если молитва человека такова, что может оказать влияние, поначалу отрицательное, на ближних, то этот человек способен и взять немощи ближних (более слабых) на себя. Другими словами, его молитва и сама деятельность будет распространяться на ближних. Молитву же продолжать. Только не автоматически и не эгоистически.