Исихазм

Автор Тема: О различных ощущениях при молитве  (Прочитано 38384 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О различных ощущениях при молитве
« : 04 Февраль 2014, 18:31:45 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=38.msg199#msg199

Вопрос: …Через 7-10 молитв я почувствовал, где-то в области сердца небольшое напряжение, в это время как бы само собой усилилось внимание ума к словам молитвы. Далее я почувствовал, что усилилось сердцебиение, и почувствовал некую нежность (ну или теплоту) в груди… Так что же это? Прелесть?

Ответ: Я думаю, Ваши ощущения при молитве не есть прелесть, они вполне нормальны и естественны. Прелестно не какое-либо ощущение, а безусловное принятие этого ощущения за благодатное (или за неблагодатное). Есть царский путь в умном делании, по которому приглашают идти св.отцы, - это не принимать и не отвергать приходящие ощущения и помыслы. Высочайшая цель пути - стяжание Святого Духа, и на этом пути обязательно что-нибудь произойдет по мелочи или по крупному: встречи-события, переживания, ощущения... Если же ничего не произойдет - сие также будет знаком.

Ценным является спокойное, ровное, трезвенное отношение, соединенное с огненной ревностью по Богу, решительностью, устремленностью и мужеством на молитвенном пути. Если человек хватается за свои переживания и начинает ими хвалиться или, наоборот, их бояться, то он подвержен прелести, потому что придает недолжное, излишнее значение преходящему.

Еще хочу отметить, что при внимательном отношении к себе многие ощущения, которые были до этого за порогом сознания, начинают всплывать и проявляться. Это нормально.
 


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=38.msg202#msg202

Вопрос: «не принимать и не отвергать». Тогда что же с ними делать?
Если придёт блудный или хульный помысел его не надо отвергать? Так по вашему?   

Ответ: Хульный и блудный помысел не принимать.

Царский путь ведет к Богу, и если по правую сторону этого пути канава с "добром", а по левую - со "злом", то не нужно метаться от канавы к канаве, а идти вперед следует. И не слишком долго купаться в том, что справа, и не погрязать в том, что слева, но, даже испачкавшись в дерьме или извозившись в шоколаде, очиститься и идти к Богу. Бывает то, что принимают за добро, оказывается злом, а во зле сверкают добрые крупицы. Только понимая это, откроешь для себя смысл слов Господа: (Мф.21:31)истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 18:33:53 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=589.msg4702#msg4702

Вопрос: Где то в начале ветки шел разговор о "мурашках" во время молитвы. Вот и у меня эти мурашки бегают... Давно уже у меня закралось сомнение - откуда они? Здесь четко прозвучал ответ - от лукавого.

Ответ: Я не помню, чтобы на форуме говорили, что мурашки и подобное им - от лукавого. Православные подвижники говорят, что при молитве могут появляться разные ощущения, душевные и телесные. Если они не опасны для здоровья и не слишком болезненны, их не следует бояться. И не следует придавать им чрезмерного значения.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=396.msg2213#msg2213

Вопрос: что изменилось у Вас когда вы начали изучать и практиковать Исихазм?

Ответ: Наоборот, изучение исихазма и умное делание - результат внутренних перемен и вхождения в жизнь Церкви.

Вопрос: когда я прихожу в церковь начинаю молиться наступает момент когда все вокруг люди, звуки как бы исчезают. Мое внимание точнее к ним исчезает. Все тело начинает покрвыаться мурашками, волнами сверху вниз снизу вверх идут волын "мурашек". Далее я начинаю плакать, я не могу остановить этот процесс.

Ответ: Это неплохое  состояние. Постарайтесь его не терять. Только надо всегда помнить, что любые - самые покаянные и самые хорошие - переживания не являются главной целью. Их не следует специально искать и провоцировать, но они приходят, если мы ищем Бога.

Умное делание научит Вас не терять полученного настроя и противостоять вражеским атакам.

Вопрос: Далее я начинаю плакать, я не могу остановить этот процесс. После молитвы я себя чувствую возвышенным легким.

Ответ: В этом состоянии появляется обостренная чувствительность к грехам. Какая-то приземленная мысль, внешнее впечатление, лишний разговор, ненужная книга и пр. могут быстро окрасть покаянную чистоту и легкость.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 18:35:10 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=474.msg2919#msg2919

Вопрос: Теряю чувство тела - остается только сознание. На знаю, стоит ли его удерживать и "культивировать". Что-то внутри говорит, что это "не то". Может что-нибудь посоветуете по этому поводу.

Ответ: Полагаю, ничего страшного нет в в потере чувства тела, это совершенно нормальный опыт. При одном существенном условии: ум должен быть собранным и ясным. Если при потере ощущения тела ум начинает плыть, то человек засыпает или уходит в характерное медитативное состояние, культивируемое во многих оккультных практиках. Есть еще очень близкое состояние тонкого сна... Иногда в таком состоянии полезно отдохнуть, послушать музыку, раствориться в природе. Опасным (уводящим в сторону) оно может стать тогда, когда начнет подменять трезвенную молитву, даруя ублажение переживаниями и поиск многоразличных приятностей.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=474.msg2940#msg2940

Вопрос: Ум оставался ясным, но не на столько "глубоким" как того хотелось бы. Это и настораживает.

Ответ: Уходит рациональная "острота", отсюда и необычность нового восприятия, а "глубина", напротив,  у ума появляется. Требуется время для усвоения такого состояния.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=474.msg2953#msg2953

Вопрос: Настораживает "физиологичность" достижение такого состоянияо (или техничность - не знаю как выразиться лучше), хотя может быть я и не вполне еще различаю всех нюансов.

Ответ: Это и есть технический элемент достижения внешним человеком места (способа) перехода во внутреннее состояние. Обычное дело, когда человек увлечен чем-либо, он теряет ощущение тела, "выпадает" из времени и окружения вещами. И только так постигает суть того, чем увлечен. Так же и при молитве, когда происходит трезвенное вхождение во внутреннее пространство, пространство внешних чувств отодвигается. Повторю очень важную вещь: трезвенность эта никак не рациональна, она базируется на более глубокой восприимчивости и контроле.

Вопрос: Тогда еще вопрос - является ли такое углубление в себя необходимой предпосылкой для дальнейшего движения, либо можно и без этого?

Ответ: Молитва при ходьбе, в присутствии других людей, при физических усилиях и пр. также сопровождается (и требует) углубления в себя при неизбежном сохранении ощущения тела.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #3 : 04 Февраль 2014, 18:36:05 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=727.msg6839#msg6839

Вопрос: Если взгляд остановлен на крупной вещи,то слова и произношение их вгортани как-то близко,но если взгляд останавливается на мелкой частичке, то внимание фокусируется и перемещается как бы в даль,а внутри как-бы вглубь.Правда заметил,что хоть и вниманием стою,или кажется что стою в гортани немного обжигает в желудке и в области пупка, иногда ощущение что и в гортани как будто плавится, что-то какое-то вкусовое ощущения трудно передаваемое словами.

Ответ: Я полагаю, это связано со спецификой работы душевного тела, в основном ума. Сосредоточение на небольшом предмете позволяет сильнее надавить на конкретное (душевно-энергетическое) место и углубиться. Сосредоточенное рассматривание большой вещи, наоборот, создает эффект расширения и охвата, которое (на первых порах) не дает возможности углубиться.

Жжение, давление, потепление, покраснение, ощущение исхождения или притока, необычные вкусовые ощущения и пр. - все это бывает при сосредоточении и молитве и связано с энергетическими подвижками в душевном и физическом теле. Это естественные силы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=727.msg6859#msg6859

Цитата: Я стараюсь принимать только одно чувство при молитве - тихое умиление, сопровождающееся благодарностью к Богу и осознанностью, трезвым самоощущением, что сопутствует покаянному чувству. Любая психосоматика и чувства экзальтации, особой торжественности , повышение сенсорной чувствительности, расстройства ощущения времени и пространства и т.п. считаю просто опасным.

Ответ: Все так. Но более трезвым правилом будет: не принимать и не отвергать. Тихое умиление - проверенное состояние, поэтому оно принимается скорее. Но могут быть и другие, неизмеримо более сильные переживания, и если их отвергать ради безопасного тихого умиления... Тогда не было бы у нас пророков и многих святых, и Господь не родился, если бы Мария тихими умилениями жила.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #4 : 04 Февраль 2014, 18:37:32 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9492#msg9492

Вопрос: Бывало ли у кого-то, что при практике умной внутренней молитвы тело вдруг начинало совершать самопроизвольные спонтанные движения?

Ответ: Регулярные циклические покачивания при молитве не полезны. Лучше не развивать в себе такую наклонность, она совсем не способствует вхождению внутрь себя, а скорее может призвать некие чувственные силы (энергии), далекие от Божьих. Конечно, движения при молитве бывают. Я уверяю Вас, что они самопроизвольны и спонтанны только для внешнего человека, и  при трезвом отношении к таким подвижкам могут легко контролироваться.

Не раз раз наблюдал в храме людей (обычно новоначальных), которые начинали раскачиваться непроизвольно. С приобретением опыта раскачивание уходит.

Вопрос: И еще - бывало ли у кого-то так, чтобы вместо слов вдруг возникали некие образы - ну, типа, вместо слова Господи - светлый круг, Иисусе Хритсе - образ Христа с иконы и т.д. ? И вместо произнесения слов происходит тогда непрерывное повторение возникших образов…Так можно ли творить молитву в образах, а не словах?

Ответ: Повторение неких образов вместо слов - это неправльная практика Иисусовой молитвы, она приводит к чувственному видению и закрывает молитвенный путь к видению духовному. Словесная молитва переходит от устной к молитве в уме. На этом этапе, безусловно, присутствуют т.н. мыслеформы, но их как раз и не нужно развивать и не нужно переводить в чувственные образы. Задача пройти как бы дальше (глубже или выше) чувственных и мысленных образов.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9521#msg9521

Цитата: Но с точки зрения психофизиологии образы первичнее слов, а значит от них к безмыслию путь короче.

Ответ: С позиции Св.Писания: В начале было Слово.

Вопрос: И что плохого в том, чтобы выражать возникающее ощущение энергий через движения?

Ответ: Ничего плохого. Только это не исихастская молитва, а, к примеру, занятие спортом, медитативный танец, зикр, гимнастика у-шу, цигун, асаны...

Техника молитвы в исихазме имеет второстепенное значение. Рациональный подход и даст соответствующий результат. Ныне обывателю предлагается множество дешевых "духовных" практик...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1024.msg9535#msg9535

Цитата: Не уверен, что ничего плохого.

Ответ: Понимать мои слова буквально не следует. К примеру, скажу так: ничего плохого нет в том, что человек сядет в машину и поедет по своим делам, а не пешком пойдет. А тут возражения: как же ничего плохого - он может кого-нибудь задавить, если же пешком - безопаснее. Будем лучше лошадями пользоваться...

Может быть извращена сама техника, можно извратить применение любой техники.
Хоружий говорил о "низкой линии" в суфизме. Была такая "низкая линия" и в православии: напр., в некоторых видах юродства или в хлыстовстве. Кстати, вот ссылка на опус одного священника (кажется, его ушли из МП РПЦ), который говорит о "низкой линии" в православии примерно в таком духе: если пьяный водитель наехал на столб, значит виноваты все водители с их машинами - Религиозные движения в Византии и на Руси в Средние века и генезис русского мистического сектантства http://www.livejournal.com/users/andber/34109.html

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #5 : 04 Февраль 2014, 18:40:07 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=38.msg809#msg809

Вопрос: Нормально ли если во время молитвы начинают сами собой идти слёзы? Как правильно относится к слезам во время молитвы?

Ответ: Слезы во время молитвы - верный знак душевного переживания. Мы можем вначале не улавливать их причину, и только тихие слезы будут красноречиво говорить о глубоком чувстве покаяния. Эмоциональная часть души как бы размягчается и омывается покаянными слезами.

Наверно, можно вывести вот какое правило: слезами во время молитвы нельзя ублажаться! Одно неверное внутреннее движение, вызванное нашим эгоизмом, и омывающие душу слезы могут превратиться в тонкую страсть, приятно возбуждающую эмоциональную сферу. Не следует и подавлять слезы. Я считаю, что важно трезвенное отношение, когда мы можем контролировать свои эмоции, одновременно не комкая и не вытравливая их.

Итак, есть слезы омывающие - это плач о грехах. Есть слезы мутные - плач эгоизма и эмоциональное разжжение. И есть чистые слезы духовной радости, которые дарует нам раскрытое сердце.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=38.msg5919#msg5919

Вопрос: Подскажите пожалуйста как относится к тому. что во время молитвы не только идут слезы, но и невероятно сильная зевота.

Ответ: это нормально. Бывают и слезы, и зевота при молитве... не у всех, разумеется. Причина может быть разной, но, скорее всего, Вы еще не научились обращаться внутрь себя. По мере приобретения опыта зевота должна уйти. Со слезами бывает по разному, они могут утихнуть или станут прозрачнее и чище. Слишком эмоциональных слез лучше избегать.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1203.msg12493#msg12493

Вопрос: В момент когда накатывают слёзы,вдруг сбивает зевота.

Ответ: Мы, кажется, недавно говорили на форуме о зевоте. А правило, как понимаю, не мудреное - молиться, отцеживая слезы от зевоты, и зевота уйдет, а слезы очистятся.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3331.msg150462#msg150462

Вопрос: Надеюсь, братья и сестры на вашу помощь в борьбе с сим недугом - сонливостью.

Ответ: Провалы в сонливость при молитве могут быть вызваны выходом ума из обычной области дневного сознания в иную - тихую, еще непроработанную. И не готовый ум скатывается в сон, еще отчасти и потому что лишается привычной мысленной жвачки.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #6 : 04 Февраль 2014, 18:41:05 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=357.msg1752#msg1752

При нехороших симптомах сосредоточение, вызывающее их, надо ослабить или, вообще, отказаться от него на время (навсегда).

Провоцировать длительное и интенсивное напряжение в каком-либо месте (при молитве) не очень хорошо. С другой стороны, это напряжение позволяет сосредоточиться. Решение находится посередке. Само напряжение больше связано с сопротивлением и неспособностью воспринимать работу (что делать, приходится обращаться к неправославной терминологии) центров силы. Больше напряжение - больше сопротивление, и как результат, скорее произойдет поломка. Сами силы (тварные, связанные с т.н. энергетическим - опять не по православному, поскольку не разработанная область, - состоянием человека) входят (выходят) незамечено под прикрытием ощущения напряженности, жжения, теплоты и пр. Последствия их действия Вы, похоже, и испытываете.

Можно молиться, не пытаясь сосредоточиться ни на чем внешнем (телесном). Внимание обращается как бы внутрь себя без четкой локализации места. Постепенное "нащупывание" и очищение внутреннего пространства даст возможность в дальнейшем сосредоточиваться (почти) без болезненных симптомов.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=717.msg6643#msg6643

Вопрос: Когда я приступаю к Иисусовой молитве, то с большим трудом произношу имя Иисусе. Просто физически тяжело произнести, а когда произносишь через силу, то это сопровождается неприятными ощущениями. Любые другие молитвенные слова произносятся безо всякого труда, легко.

Ответ: Я не встречал такого.  И все же...  Думаю, сопротивления находятся и живут в нас, и показывают они себя часто на чем-то очень значимом для нас.

 Вы не пробовали молиться молитвой Богородичной? В ней есть радостность, энергичность и напор попаляющей силы. И возвращаться к молитве Иисусовой.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #7 : 04 Февраль 2014, 18:42:06 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1163.msg11440#msg11440

Говоря о плаче, мы должны четко представлять, что причины его могут разными. Плач эгоистического (ветхого) человека идет от боли, гордости, саможаления или невозможности получить желаемое. Иной плач у человека, обновляемого покаянием, - он размягчает очерствелую душу и омывает ее, и причина плача сего в невидимом присутствии Святого Духа, призревшего на смиряемое сердце (сокрушение сердца). И есть плач от радости встречи с Господом в сердце. Это чистый плач - он прозрачен, светел и наполнен живительной влагой. Есть еще плач потери и призыва...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1164.msg11461#msg11461

Вопрос: Кроме всего прочего, я ощущаю часто некое колебание, подобно легкому ветеру. Это бывает, когда я читаю Св. Писание или разговариваю с кем-то о вере, в храме, во время Таинств. Может кто-нибудь сталкивался с чем-то подобным ?

Ответ: Чувствительные люди могут ощущать некое колебание и движение - словно ветерок пробегает по коже, - а ум на миг переживает свой маленький момент истины. Это прикосновение невидимых сил...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #8 : 04 Февраль 2014, 18:43:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=745.msg12007#msg12007

Вопрос: Кто-нибудь чувствовал во время молитвы -запах миро?

Ответ: Ощущение запаха (благовонного или дурного) и другие необычные чувственные переживания при молитве храмовой или личной, полагаю, не так уж и редки. В церкви есть группа людей (чаще - женщины), падких до таких вещей.  Ну, бывает. Выводов о заведомой благодатности (или заведомой прелести) такого опыта делать не следует.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=745.msg12035#msg12035

Цитата: У меня нет никакого ощущения запаха, но вот есть другие ощущения. Подобно порыву ветра, мое тело окутывают какие-то колебания. Вот сейчас я заметила это где-то со Страстной Пятницы. Также мне снятся сны мистического плана вроде Страшного Суда и т.п. Еще картины, настоящие яркие  картины вдруг вижу я (не глазами, конечно). Часто богохульного характера.

Ответ: Анна, у Вас развита мистическая чувствительность (чувственность). Вы заглядываете внутрь себя и видите... то, что имеете. А другие, возможно, не видят (или не помнят, что видели), но также имеют.

Для Вас очень важны трезвенность, собранность и мирность. Эти качества надо непременно развивать, чтобы волна оккультной чувственности не захлестнула.

Вы знаете, что отцы православной церкви призывают не придавать никакого значения подобным переживаниям и не обращать (излишнего) внимания на необычные ощущения. Некоторые из этих ощущений уйдут, какие-то изменятся и станут "привычными".
К примеру, когда я иду за людьми, которые в плохом (озлобленном) состоянии и ругаются (могу этого и не слышать, пока не обгоню), то ощущаю как бы зловоние. И если есть возможность, стараюсь отойти в сторону или обогнать. А если такой возможности нет, например, в вагоне электрички? Не умирать же от дурных "запахов"! Тогда можно "отключить" свое восприятие и не морщиться, находясь даже в клоаке психических испражнений.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1164.msg12812#msg12812

Вопрос: …А бывало это так, начинал себя ловить на разных веениях душевного ветра, раньше вообще не видел этого и не знал что есть такое…

Ответ: Напомню то, о чем мы неоднократно говорили на форуме: веяние душевного ветра - это всего лишь веяние душевного ветра, т.е. побочный результат молитвы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1164.msg12820#msg12820

Душевный ветер может быть понят очень конкретно: как некое тонкое дуновение (порой сильное), охватывающее душу.

Различение сил, склоняющих ко греху или зовущих к добродетели, - безусловно хороший дар, взыскуемый в умной молитве. Только вот мнение о том, что улавливаются малейшие движения в сторону греха, слишком претенциозно. Раньше была каша, а теперь появился верх и низ, выстраивается ощущение света и тьмы... Но само наше состояние - разве оно полностью соткано из света, чтобы видеть малейшие поползновения тьмы? Дар различения идет вкупе с ясным пониманием относительности своего состояния, в котором присутствует множество нечистот и пустот. И требуется большое смирение, чтобы принять себя таким, какой есть, не придумывая грехов и не приписывая достоинств... к Богу же вопия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #9 : 04 Февраль 2014, 18:46:38 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1764.msg33316#msg33316

Вопрос: Один раз испытал чью-то руку, положенную мне на плечо. Ничего осязаемого не испытывал, но совершенно четко понимал, что это так происходит. Никаких эмоциональных изменений после этого не почувствовал. А в последнее время часто ощущаю всем телом невидимый насквозь тебя легко проходящий ветер, и тоже никаких эмоциональных изменений...

Поделитесь, может у кого есть опыт таких явлений.

Ответ: Лучше слово "нетварные" здесь не использовать. Иначе получается, что Вы ощущали веяние Святого Духа, да еще и без эмоционального отклика.

А так... обычное явление. Невидимые силы могут восприниматься и как ветерок, и как касание, и еще тысячами разных способов.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1764.msg33371#msg33371

Цитата: Священники могут молчать потому что у них нет такого сложного опыта и им нечего сказать. Может быть Вы уже вступаете в духовное совершеннолетие и можете принимать самостоятельные решения?

Ответ: Это не духовное совершеннолетие. Это окончания длительного периода, когда человек думает, что священник может дать ответы на вопросы, на которые он не может дать ответов.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О различных ощущениях при молитве
« Ответ #10 : 04 Февраль 2014, 19:41:24 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2440.msg72167#msg72167

Вопрос: Иногда читаю один канон и после него всегда ощущаю боль и жжение в груди (при других молитвах ощущения не такие острые). Ощущение такое, как-будто из груди выдрали кусок. Связано ли это как-то с очищением от грехов? Можно ли эти ощущения как-то ослабить, а то неприятно очень?

Ответ: Возможное объяснение.
Неприятно, потому что сухо и жестко, без покаянного чувства и без (последующего за покаянием) умиления. Начинает проявляться некая сердечная (еще неочищенная) глубина через "пролом" в душевном (близком к физике) пространстве. Это пространство нужно размягчить.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3053.msg123102#msg123102

Вопрос: …Но иногда, внутренние образы предстают перед тобой с особой резкостью, как будто смотришь супер-пупер телевизор высокой четкости и поразительной цветности. Т.е. еще красивее и отчетливее,  чем картинка при обычном взгляде во внешний мир…Кто-нибудь встречался с таким оптическим феноменом?

Ответ: Это известный феномен. Под воздействием каких-то факторов (эмоциональное возбуждение, сильное напряжение, болезнь, усталость, лекарства, наркотики и пр.) происходит выход ума из области обычного сознания. И можно увидеть яркие картинки. Или еще чего-нибудь получить.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3053.msg123109#msg123109

Вопрос: Так эта картинка реальность (как предметы во внешнем мире) или иллюзия (как фантазии)?
Получить в смысле "в лоб"?

Ответ: В лоб не обязательно Увидеть, услышать... какой-то небольшой опыт.

Картинка будет, скорее всего, фантазийной.