Исихазм

Автор Тема: Аскеза в миру  (Прочитано 4645 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Аскеза в миру
« : 30 Январь 2014, 11:47:40 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg17896#msg17896

О монастыре и монашестве в миру говорится немало, и, кажется, представление о возможности подвизания в условиях мира сего - без принятия формальных обетов, в гуще и толчее больших городов, на мирской работе - начинает медленно усваиваться.   Об особенностях же аскетического пути в мирских условиях не сказано почти ничего. Если и предлагается какая-то практика, то как перенос в мир - с разными послаблениями - подвижнических приемов сурового монашеского жития-бытия.

Аскезе в миру должно быть! Расслабленность, безволие и суетность жизни в миру - особенно в городских условиях - надежный тормоз на пути в Царствие Божие. Да и не может быть никакого пути без сильного пламени устремления, попаляющего препятствия и озаряющего путь.

Чтобы понять, каким должен быть аскетический путь мирского порядка, нужно вспомнить, что является сутью аскезы. Обычно под аскезой понимают набор упражнений в воздержании и умерщвлении плоти. Аскетические упражнения, воздержание, умерщвление... это всего лишь условная и преходящая форма, суть же подвижничества в ином. И это иное - горение духа вкупе с устремлением и посвящением. Вот три основных качества, побуждающих человека к движению и духовному восхождению, а оформление движения - приемы подвижничества и образ жизни - будет зависеть от конкретных условий. Как бывает в этом мире, форма аскезы становится жесткой, ее содержание (горение ко Господу) выхолащивается, и уже под разработанные приемы начинают менять и задавать конкретные условия, ломая свою жизнь - душу и тело - изнурительными подвигами, вместо того, чтобы изнутри изменять и преображать свойства души и тела.

Сущностное ядро аскезы - горение! Горение легко подделывается имитацией - принятием обетов, долгим стоянием на службах, вычитыванием больших правил, неядением, малым сном... И никакого результата в духовном плане, потому что приемы подменили цель. Нарабатывается душевная организация, формируется воля, появляются оккультные способности - аскетические подвиги приносят свои специфические плоды, а цель теряется. И рождается аскет-законник, гордый подвижническим самоумалением.

Условия нахождения в миру, когда необходимо исполнять мирские обязанности в семье и по работе, безжалостно разрушают имидж крутого аскета. И вот ходит такой "аскет" в храм, много молится и постится, а семья трещит по швам, дети не слушаются, с работы за постоянные прогулы гонят, здоровье быстро начинает слабеть, затем теряется адекватное восприятие реальности...  Облом по всем статьям. И как пес возвращается на свою блевотину, так и и младоподвижник возвращается в старую, тупую и ограниченную жизнь мира сего, если не успевает вывалиться из социума.

Сущностное ядро аскезы - горение, а не наработанные столетиями приемы и упражнения, которые в изменившихся условиях стали не годными.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #1 : 30 Январь 2014, 11:49:24 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg17914#msg17914

Цитата:… «дрова» одни и те же в монастыре и в миру – вера, сокрушение сердечное, преданность Богу (хождение пред Богом). Аскетические приемы могут способствовать просушке и растопке «дров». Приемы – это всего лишь вспоможение и не более того.

Ответ: Igor, мне видится, что "вера, сокрушение сердечное, преданность Богу (хождение пред Богом)" - уже не дрова и еще не горение, но сила горения, жар... Этот жар - и в монастыре, и в миру один и тот же. А "дрова" разные, если в монастыре они еще - по традиции - остаются "деревянными", то в больших городах деревом (грубой аскезы) квартиру (души) топить не разумно.  Дальше я хочу сказать о том, какие приемы предпочтительны при аскетическом стоянии в миру, чтобы они были действенными.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg17915#msg17915

Цитата: «Устранимся от пресыщения и даже насыщения, положим себе в правило умеренное, постоянное воздержание в пище и питии, откажем себе в наслаждении вкусными яствами и питиями, будем успокаивать себя сном удовлетворительно…» свт. Игнатий Брянчанинов

Ответ: Свт.Игнатий верно говорит, только это самое-самое начало - очень слабое и рабское - аскетического пути в миру. Тот, кто по нему пошел ныне, потерял адекватное отношение к миру - стал сухим листом облетелым, ибо путь этот строится на отрицании, без наполняющей и утверждающий силы Духа, ведущего человека по хлябям мира, яко по суху.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg17965#msg17965

Ну сколько можно спорить о свт.Игнатии... Его мнение полезно в нужном месте и в нужный час, но останавливаться на нем, игнорируя мнение других святых отцов, говоривших нечто отличное... Чего, кстати, Игнатий Брянчанинов мог и не знать по той простой причине, что учение о стяжании Святого Духа к 19 веку было порядочно забыто.

Свт.Игнатий справедливо отмечает, что разжение не является поводом для оставления молитвы, при этом неверно сводит плотское вожделение только к кровяному разгорячению, и так же неверно запрещает доходить в молитве до самого кровяного разгорячения. Исторически такое мнение свт.Игнатия было наполовину оправдано, поскольку катастрофическая деградация монашеской жизни (о которой так много плакал сей святой) не давало возможности для умного схождения в чрево. Т.е. монахи к этому времени практически проиграли битву с блудным наваждением и спасались бегством - за редчайшим исключением, когда лупили себя палкой по причинным местам. Свт.Игнатий пытался совершать верные движения в неверном потоке на самом краю исторической пропасти. Еще недолгое время - и церковь вместе с монашеством обрушилась. И хоть он пытался быть верным в неверном падении монашества, само падение обрекало его на многие неверные выводы и решения.

Вот и лупить палкой себя... Не хочет монах сбегать от блуда, хочет победить его, а приемы сражения с блудным бесом потеряны, и авторитет ряда святых - того же Игнатия - закрепил эту потерю и возвел ее чуть ли не в абсолют. И лупит, чтобы в сорок лет выглядеть на 60, и помереть быстро от множества болезней, спасая душу.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg17969#msg17969

Цитата: Я где-то слышал, что Григория Паламу открыли и активно стали читать примерно в после революции…

Ответ: Да, о Григории Паламе заговорили в 20-м веке. И перевод его Триад на русский сделал философ Бибихин (в 80-х?, не помню точно, он еще Макария Вел. переводил), и сейчас Максима Исповедника переводят церковные маргиналы. Вообще Палама со своим богословием не удобен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #2 : 30 Январь 2014, 11:50:23 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg19634#msg19634

Цитата: просто , долго искал то , что митрополит Антоний Сурожский назвал "сиянием в глазах вечной жизни" , и "увидел" сияние это у князя Мышкина : к несчастью , художественного персонажа....
К тому же, наставления святых отцов расчитаны , в большенстве своем , на житие в монастыре , а о монашестве в миру , почти ничего не написано , потому и ищю ответов в литературе светской.... 
В "Идиоте" показано , что можно жить в миру , и всем служить , ко всем относится равно , всем сочуствовать и сострадать , и , главное , верить что любой , даже самый "гаденький" и "пошленький" человечек , может воскреснуть.....Может я ошибаюсь , но кажется в этом и заключается аскетичная , монашеская жизнь....

Ответ: Я согласен с Вами. Другой путь (к) святости. Таким его показал Достоевский - в художественной форме...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg19640#msg19640

Вопрос:… Миряне мало чем отличаются от монахов. Разве Господь Иисус дал заповеди отдельно мирянам, а отдельно монахам?... Разве живя в миру мы не должны в меру своих сил быть аскетами, усмирять и умерщвлять свою плоть?

Ответ: Усмирение и умерщвление плоти - это только один (или несколько) элементов аскезы. Надо отметить, что они весьма грубые и несовершенные и очень часто приводят к отрицательным результатам, если используются без ума. Разве Господь призывал смирять и умерщвлять плоть?.. Или апостолы делали на такой аскезе упор?.. Эта практика в христианстве прорастает (в известной нам форме) позже и берет основание скорее не в учении Господа, а в учении (пути) Иоанна Предтечи.

Специфическая практика умерщвления плоти, уроненная в грубую форму, превращается в антипода духовного подвизания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #3 : 30 Январь 2014, 11:51:42 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg23997#msg23997

Цитата: На самом деле многие "новоначальные", вдохновившись, например, "Странником", рвутся в "исихазм". И тут очень велика опасность подмены истинного ложным.
Вот, когда я еду в метро, то иногда думаю: а если бы сейчас весь битком набитый вагон читал бы про себя Иисусову молитву?..

Ответ: Дело привычки, увы Когда большая часть людей стоит в храме на службе тупо и уныло, плохо понимая, что происходит, ведь не по себе не становится?! Потому что привычная картина...

И потом... это наше ветхое желание загнать исихазм (или умное делание) в какую-то форму, чтобы с четками обязательно и с Иисусовой молитвой. Приемы подменяют образ жизни и созидания себя - в Боге.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg24003#msg24003

Цитата: Но вот если вообразить себе "исихазм, поставленный на поток", массовое следование призыву "молитесь, непрестанно молитесь", то это в современном мире может означать опошление непрестанной молитвы и - как следствие - окончательное угасание веры.
И в этом смысле есть (как знать?), наверное, и промысел Божий в том, что сейчас нет такого громкого призыва к непрестанной молитве. Наступит время - прозвучит и он громко.

Ответ: Опять-таки... Исихазм мыслится как некая схема, и он может, не дай Господи, превратиться в конвейер, поставленный на поток. На такой поток уже поставлены и посещение храма, и исповедь, и причастие. Посмотрите, сколько копий сломано вокруг "сколько раз причащаться надо". Превращение отношений человека с Богом в требоисполнительный конвейер и есть знак окончательного угасания веры. Громкий призыв к непрестанной молитве в условиях конвейера (т.е. проштампованных мыслей, чувств и образа поведения) приведет к поломке конвейера или к превращению умного делания в тупой и глупый шаблон.

Умное делание и заключается в том, что мы перестаем быть винтиками-шпунтиками в отлаженном (или поломанном) механизме мира сего.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg26612#msg26612

Вопрос: А что значит , послушание в миру?
Я себе так вот выдумал : всех начальников на работе слушаюсь с полуслова  , а с "подчиннеными" стараюсь по-демократичному отношения выстраивать...
А все кажется , что не то выходит....Слишком много самодовольства получается : умиляюсь на себя  , какой я смиренный и кроткий...
А когда "смирения" моего не замечают , даже обижаюсь и злюсь...
Вот и вопрошаю , как Чернышевский : Что делать!?

Ответ: Потому что это не послушание, а игра в него, что в монастыре, что в миру...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #4 : 30 Январь 2014, 11:54:07 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1603.msg27727#msg27727

Цитата: На самом деле АСКЕЗА ничто иное как понуждение себя на всякое Богоугодное дело!
Это хранение чувств в первую очередь (постоянный пост, бдение,стояние).
Себя уничижение (никогда не мыться,не бриться есть раз в день и то 1 просфора..ношение веригий и.т.п)
Так что аскеза в миру впринципе не возможно..Бдение трудно даётся не говоря о стоянии или о молчании..

Ответ: Это грубые образцы аскезы. Понуждение на богоугодное дело... Богоугодное дело то, в котором Божья благодать пребывает, искусственно  - через понуждение -  ее не стяжаешь.

Безусловно, аскеза в миру возможна - при трезвенном выполнении дел и богоустремлении.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1672.msg27880#msg27880

Вопрос: Через некоторое время после того, как начал активно практиковать Иисусову Молитву заметил некоторые странные изменения.
Во-первых мне куда более "интересно" (слово не подходит, но лучше не подобрал) молиться бродя по малолюдным местам - лесу, пустырям, у реки, в поле и т.д. с Иисусовой Молитвой (и не только - пою про себя или тихо церковные песнопения и др.), чем на богослужении в храме…
Что бы это могло быть, может искушения одолевают, может ещё что? С вами такое бывало?

Ответ: Мне кажется, ничего странного. Открываются разные стороны молитвы, и когда открывается новая сторона, то обретенная ранее как бы отходит на задний план... отходит, но не теряется. Не абсолютизировать и не противопоставлять. И то, что Вы природу в своих молитвенных странствиях так воспринимаете и принимаете - осязательно и тактильно, - совсем не плохо.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1672.msg27899#msg27899

d'URIMAR fossoris, напомню, что подвижники часто уходили в леса, горы и затворы, где, как известно, храмов не было. И никто их не обвиняет за то, что на службах бывают не часто. Впрочем, Серафима Саровского обвиняли...

Некоторое охлаждение к храмовым службам после довольно долгого периода постоянного пребывания в храмах - вещь обычная и совсем не предосудительная. Еще есть огромная жизнь, которая никак не вмещается в стены храма, и в этой жизни также открывается Господь. Хуже превращение службы в рутину или полной уход из храма после разочарования.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1672.msg28048#msg28048

Разделение молитвы на личную и общественную без понимания их единства - большой соблазн и ошибка.

И верно замечено, не будет никакой общественной молитвы, если нет научения в молитве личной, останется только формальное исполнение. И под сей формализм подводится база...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #5 : 30 Январь 2014, 11:56:12 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg28371#msg28371

Цитата: И в отсечении своей воли.

Ответ: У людей, прошедших через постовое воздержание, как правило, развиваются волевые качества. Это не сложно заметить Поэтому лучше говорить: и в отсечении своего безволия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #6 : 30 Январь 2014, 11:57:48 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1413.msg31035#msg31035

Цитата: Я молодой священник,служу в деревне.Так получилось,что есть большие денежные долги,да еще семья и двое малых детей.Я могу заработать достаточно,но для этого прийдется переехать в город,оставить приход.Служить я конечно буду продолжать,но только по воскресеньям,в храме где настоятелем один хороший священник,думаю владыка тоже разрешит.Но для меня это как нож по сердцу,ведь брошу прихожан, в это село никто не хочет ехать служить,просто тяжело фінансово…

Ответ: Совет не дашь...

В нашем окружении есть два священника, которые уехали в деревню. Один - сын генерала и в генеральской квартире в центре Питера - был отправлен в начале 90-х в рыбацкую деревушку в 300 км от города. Священник, который служил там раньше, по совместительству "известный" писатель и борец с телеящиками, сбежал оттуда. Вначале было тяжело, денег нет, паства пьющая и неверующая, жена городская, трое приемных детей. Сдавал квартиру, открыл несколько церковных лавочек в Питере, завел хозяйство... Живет в деревне до сих пор.

Другой священник, молодой парень, был выгнан из семинарии за то, что не потерпел стукачества. Громкое было дело. Рукоположили его на родине, в Украине. Сейчас двое своих детей и шестеро приемных. Живет в деревне, свое хозяйство и семейный детский дом. Нашел спонсоров, организовал прихожан вокруг воспитания детей.

К чему я это все говорю. Есть Божие благословение и есть человеческое произволение. И священник, уехавший в рыбацкую деревушку, видимо, мог за многие годы найти лазейку, чтобы вернуться в родной город. И священник с Украины мог отказаться от своих взглядов, тогда бы его не поперли из семинарии, и получил бы он хорошее место...

Долг надо возвращать, но ведь это временное явление... и испытание. Если есть стремление быть вместе с прихожанами в деревне - это уже не совсем (формальный) приход, а община и общее дело, - то можно, отдав долги, вернуться обратно - к своим. У этого пути, конечно, есть свои опасности.

Но можно (как я понял) и не уезжать из деревни, не боясь временных лишений.

Проблема внутри нас прежде всего, а затем уже в безденежье, долгах и месте служения.

Если Вас мучают такие вопросы, затрагивающие Вашу совесть и любовь, то Господь не оставит Вас. И ищите сердечную тишину в тех испытаниях, которые Вам выпали, чтобы услышать волю Божию.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #7 : 30 Январь 2014, 12:01:38 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108241#msg108241

В тему о чистоте ума - о маленьких подменах-недоговорках. Kοινοβιάτης говорит, что требуется хранение и чувств, и ум. Причем, у него получается, что хранение чувств является условием хранения ума. mirnestranik отвечает, что у водителя-грузчика, работающего на огромном производстве, не может быть такого хранения (ну как будешь хранить свои чувства - особенно зрение - в человеческом муравейнике при постоянном контакте и как будешь заниматься Иисусовой молитвой...). И говорит о том, как он старается блюсти ум. Kοινοβιάτης спрашивает: разве это не есть хранение ума?

И уже я отвечаю: да, это хранение ума, но не по той классической киновитской схеме, которую описывает Kοινοβιάτης. Эта схема в данных условиях не работает! Зато открывается другой образ молитвенной жизни и хранения - в гуще дел мира сего. Но этот образ уже плохо вписывается в классическую монашескую схему. Kοινοβιάτης как бы не замечает этого. А почему? Не потому ли что пытается говорить не от себя, а в результате - неживая схема?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108254#msg108254

Kοινοβιάτης, только задумайтесь: ведь Вам сейчас дан шанс, встретившись с живым проявлением молитвенного опыта (и общения), отцепиться от мертвых представлений... хоть чуть-чуть. И понять, что жизнь - в православии и в молитве - никак не укладывается в одну из схем, пусть и наработанную.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108444#msg108444

...у Киновита - хороший рассказ, искренний. Описывается характернейший этап брани, который может растягиваться на долгие годы. Главенствующую роль занимает умственный контроль-отслеживание. Молитва понимается как произнесение известной формулировки, а глубже - еще во-многом недоступная для внешнего сознания - спрятана вся кухня брани. Да, эта брань построена на противопоставлении и отгороженности. Важный опыт того, что противопоставление и порождает саму брань, приходит позже - по мере очищения.

Быстрее такую брань проходить, не занимая мало-мальски руководящую должность. С другой стороны, руководящая должность поддерживает интенсивность внешней жизни и дает иллюзию (денежной) независимости. Без этой интенсивности - и при таком типе брани - будут быстро подкатывать уныние и депрессивные состояния.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #8 : 30 Январь 2014, 12:02:43 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108562#msg108562

Цитата: Поначалу читал у св.. отцов, и получал такой же совет от свого старца.
Если человек берет какой то подвиг и делает его:
1.   Если об этом он кому то расскажет, то его (подвиг) ему будет делать легко.
2.   Если об этом никто не знает, но этот человек, знает, что вскоре, без него, об этом кто то узнает, то тоже такой подвиг делается легко.
3.   Даже если, он по необходимости, без своей воли, об этом кому то расскажет, то тоже это делается легко.
Легко, потому, что возгревает, тонкое тщеславие и гордость.
Так вот, если остаться «одному», и никому кроме духовника, или тому кто на это благословил, ничего не рассказывать, тогда будет ощутимый труд, и живые усилия.
(все это касается лично меня)

Ответ: Это известное правило и в других (не православных)  традициях. Но у самого этого правила проблема серьезная. Верно, что тщеславие может быть разогрето рассказами о своих подвигах, и тогда несение подвига облегчается или сводится на нет. Но также верно другое: тщеславие замечательно разогревается и молчанием о своих подвигах, и ощутимым трудом, и живыми усилиями... Посему основной эффект у этого правила такой: оно развивает волевые качества человека и при этом истончает и усиливает его эгоизм. Если человек слишком слаб и не может понести этого правила и при этом не может от него отказаться, то становится вялым, зависимым, удобным для управления "вечным" послушником.

Надо понимать, что берут на себя подвиг исключительно по эгоистическим мотивам. Об этом мы говорили в темах, посвященных эгоизму (самости). Эгоизм борется сам с собой, сам себя побеждает или сам от себя терпит поражения - и при этом никуда не исчезает, но лишь усиливается и развивается. Так искусственная игра в смирение и послушание лишь развивает эгоизм и эгоистическую зависимость. Часто эгоизм отдает себя на потребу эгоизму более широкому (родовому, корпоративному и пр.). Когда же эгоизм умаляется и растворяется... преображается, то искусственные подвиги уже не нужны.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108702#msg108702

Вопрос: «Верно, что тщеславие может быть разогрето рассказами о своих подвигах, и тогда несение подвига облегчается или сводится на нет. Но также верно другое: тщеславие замечательно разогревается и молчанием о своих подвигах, и ощутимым трудом, и живыми усилиями...
Надо понимать, что берут на себя подвиг исключительно по эгоистическим мотивам.»
- И где выход? Скажешь - засмеивают, не скажешь - удаляешься от людей, вплоть до полного молчания...
(я не о количестве молитв, этим не могу похвастаться, скорее о памяти о Боге)

Ответ:lily, выход определяется целью - это прорыв к Богу. И тогда - в этом порыве-прорыве, который длится всю вечность и происходит во мгновения, уже не важно, похвалят тебя или поругают, назовут грешником или будут величать добродетельным. Эгоизм разрывается - и игры в подвиги становятся ничем, пустым местом... И творческий дар, который сжимаешь в руках, неся его ко Господу, теряет свое значение: ты - перед Господом...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2871.msg108705#msg108705

Цитата:Alexander, это понятно... Но мы живем среди людей, как строить коммуникацию... 13 лет я жила в жесткой оппозиции, и сознательно отказывалась от какой-либо коммуникации…

Ответ:lily, с людьми строить отношения (да еще и с чистого листа) "просто" - каждый раз прощать. И не возвращаться умом и чувствами к старому.

Известно, что человек, избирающий путь к Богу (точнее, избирает Бог), проходит через немалый период внутреннего одиночества, а иногда и внешнего.
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2915.msg112218#msg112218

Вопрос: Можно ли говорить, что если самоизоляция изначально представлена как данность (т.е. без попыток стремится к ней) это есть условие более благоприятное на первонач.этапе при прочих равных условиях?

Ответ: Через такой этап (его лучше назвать этапом жесткой аскетики) проходят практически все, кто начинает идти. Проходят плохо те, кто идет самостно или улавливается "системным" (корпоративно-родовым) духом. Самостных и уловленных - три основных группы: 1) изнеженные и боязливые (их большинство, и они сбегают, превращаясь вскоре в теплохладных обывателей); 2) ревностные не по уму (эти вначале ломают все вокруг, а затем ломаются сами); 3) уловленные родовыми грехами церкви: фарисейством, законничеством, батюшкизмом, карьеризмом и пр. (эти самые упертые в своем грехе, они топчутся на месте, при этом сами вперед не идут и других не пускают).

Аскетический период (сопряженный с самоизоляцией), безусловно, представляет благоприятное время (и условие) для возрастания.