Исихазм

Автор Тема: Об опыте сердечной молитвы  (Прочитано 7339 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #30 : 20 Январь 2014, 21:39:29 »
Мне вот известно состояние ума, когда он безвиден и неподвижен, однако рождает речь, обращённую к кому-либо - как ответ на вопрос или как христологичекую проповедь. При этом ум из своей тишины внимает тому, что произносит рот. Часть проговариваемой инфрормации [иногда, значительная] бывает обращена и к самому уму.
Т.е. можно сказать, что ум вырабатывет и изрекает мысль, но при этом "как бы" не имеет к ней отношения.
Ну да. Здесь есть единство и нет двоякости. Порождает, но оттого не разделяется в себе.
Ещё пришло в голову: если ум - образ Единого и неделимого, то не троичен ли он, в принципе, по образу Пресв. Троицы?
Встречал только рассуждения о двоичности по образу, когда  сущность и энергия ума подобны сущности и энергии Божества...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #31 : 20 Январь 2014, 21:54:56 »
Не заболейте болезнью Михаила, он во всём троичность стал искать, по поводу и без, и всех этим замучил. :)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #32 : 20 Январь 2014, 22:17:23 »
Ещё пришло в голову: если ум - образ Единого и неделимого, то не троичен ли он, в принципе, по образу Пресв. Троицы?

Игнатий (Брянчанинов). «Образ Троицы Бога, - писал он, - троица человек... Ум наш - образ Отца; слово наше - образ Сына; дух - образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух».
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #33 : 21 Январь 2014, 04:29:43 »
Ум человеческий от природы двоякий есть. И может жить движением мысли, но может стать светом.
Ум человеческий от природы совершенно прост, един, и неделим, чист и светел. Что естественно для ума, ведь он – образ Единого, совершенно простого и неделимого. Есть в уме двоякость – это уже свидетельство падения ума, зачаток шизофренической расщепленности.

Движениями мысли ум жить не может, потому что имеет привычку цепляться за мысли. Цепляясь за любую! мысль и обуславливаясь этой мыслью, ум теряет свою простоту, единство и неделимость, и чистоту, и светлость. Ум заражается от совокупления с мыслью, омрачается и оскверняется, перестает осознавать себя и перестает быть образом.
Это не жизнь, и жизнью быть не может.
Прозелит, вы привели только часть мысли о двоякости ума от природы и поместили ее в условия нынешнего века. А вы посмотрите дальше. Посмотрите на ум, как на процесс его творения, а не как на совершенство в простоте и единстве. Человек еще не совершен. И ум его не совершен. Семя, о котором я говорил, еще только прорастает. Почитайте дальше:

***Ум человеческий от природы двоякий есть. И может жить движением мысли, но может стать светом. И это заложено Творцом человека, Творцом ума человеческого. Заложено как семя, которое должно прорасти. Семя заложено во времени, как семя будущего дерева Жизни. Падает оно в землю сердца человеческого, томится во времени, прогнивает в нем и умирает. Умирает во гробе времени, чтобы возродиться к свету Жизни.***

Вы согласны с тем, что человек от природы двояк есть. Одна часть от Адама и одна от Нового Адама, как семя в ветхой земле сердца? Новый Адам заложен Творцом в природу Человека от начала творения Человека. Если бы этого не было, то семя Христа не проросло бы. Полагаю, согласны.

И ум двояк от природы, как двояк человек. Сейчас мы имеем ум человеческий, а в новом веке, можем иметь ум Христов, единый цельный и простой.   

Об этом говорится в каждой травинке и в каждом дереве Творца. Когда семя прорастает, то семя умирает, и появляется росток новой жизни. И
мы не говорим, что это шизофрения семени или травинки.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #34 : 21 Январь 2014, 04:34:18 »
О памятовании

Так, где держать ум, когда молитва творится Духом? В памятовании о чем держать ум?

Да, надо удерживать ум от порождений мысли и держать в памятовании о глаголах Божьих, которые приходят вне мысли и вне времени Словом Божьим. Они приходят, как озарение, мгновенно и наполнят всю молитву Словом. Вот в этих глаголах и надо держать памятование. И тогда памятование будет вне мысли и вне времени, но в памятовании Слова Божьего.

Слово это именно то, которое нужнее всего мне в этот час молитвы.  Это памятование может быть полезно мне и не полезно другому. Ум надо держать в памятовании о том Слове, которое было обращено к сердцу моему. И то, что было сказано Силуану, может быть мне во вред. Не потому, что это не правильно, а потому, что это было сказано ему, а не мне. А моему сердцу было обращено иное Слово.

Да, вот оно. Держать в памятовании именно то, что я слышал. Но не в памятовании моей реакции на то, что слышал, не в реакции сердца моего или реакции ума моего. Сердце мое страстно и ум мой лукавый, и моя реакция искажает Слово Божье. Когда приходит Слово, вместе с Ним приходит радость, но может приходить и Страх Божий. И если держать память о моей реакции на радость, то очень быстро примешивается лукавый и доводит реакцию радости в движения страстей моих до прелести. А если же держать память не в Страхе, услышанном в Слове Божьем, а в страстной реакции моего сердца и моего ума, то можно очень быстро с помощью лукавого скатиться в уныние, а за ним и в отчаяние.

Если же держать ум и сердце в памятовании не о реакциях, а о самом Слове, держать вне времени и умозаключений, вне чувств сердца моего, то молитва моя будет в Духе. 
« Последнее редактирование: 21 Январь 2014, 04:56:19 от Neovit »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #35 : 21 Январь 2014, 04:37:35 »
О моем единственном грехе.

Господи, мой единственный грех я вижу в том, что я не могу переключить себя от себя к Тебе. Господи, мой единственный грех, что я люблю себя больше, чем Тебя. Мой единственный грех, что я не положил начало покаянию. Может быть я и положил начало покаянию с помощью Твоей. Может, Господи, Ты положил начало покаянию моему. Но нету середины, нету покаянных движений моих.

Господи, Ты сказал, Ты ответил, в чем покаяние и какого покаяния Ты ждешь от меня. Не только перемены ума, в котором иллюзия покаяния, но перемены всего сердца и всех помышлений и всей души моей. В этом Ты даешь начало покаянию и говоришь, как совершать его – в любви к ближнему. И говоришь о механизме перемены - включить волею и верою перемену движений моих от себя к ближнему.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #36 : 21 Январь 2014, 04:41:09 »
Об откровениях

Господи, я слышал много Слов от тебя. Они приходили по-разному. Я слышал Слова, которые приходили, как откровения, властно, без всякого сомнения, что я слышу Слово Твое. Оно приходило в иступлении ума моего, когда всякое движение мысли  прекращалось. И слышалось Слово Твое так властно, как заповедь данную мне, которую я должен соблюдать во чтобы то ни стало.

Но есть и другие Твои откровения, которые приходят тихо  и не властно, но как лучик едва различимого света. Тогда нет сомнений, что это от Тебя или от ангела Твоего, но нету ясности. Тогда трудно понять умом или сердцем, что Ты хотел сказать, Господи? А это лучи ведения Света, которые накапливаются в сознании моем, в новом сознании, которое Ты формируешь заново. И приходит час молитвы, когла лучи светят и делают ясным то, что было не ясно. Объединяются, дополняют и светят.

Господи, я слышал много Слов Твоих. Ты показал мне и то, что радовало, и то, что приводило в уныние и отчаяние. И ты показал мне, что неверно держать памятование о чем то одном. И Ты показал мне, что памятование, пребывание ума в Слове Твоем дается Тобою. Я могу и сам  памятовать о Слове Твоем, но через мысли. Но когда ум пребывает в памятовании без мысли, то это дается Тобою, Господи. И Ты даешь то одно памятование, то другое. Не по воле моей и не по мысли моей.

Да, нужно иметь рассуждение. Но в молитве сердечной нужно иметь рассуждение и различение духовное. И держать ум не в рассуждении ума, а в рассуждении, которое Ты даешь, Господи. Господи, помилуй, дай мне рассуждение духовное. Дай мне разумение Твое.
« Последнее редактирование: 21 Январь 2014, 05:01:15 от Neovit »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #37 : 21 Январь 2014, 04:44:57 »
Что удерживает ум?

Удерживает ли сердце? Удерживает ли ум сам себя? Очевидный ответ – ум сам себя удержать не может и сердце удержать ум не может. Так, что удерживает ум от мысли?

Есть какое–то волевое движение, направляющее ум и сердце к движениям в определенном направлении. Я вижу два направления. Одно к себе, а другое – к Богу. И я не вижу никаких других направлений. Только два и они диаметрально противоположны. Нету движений в сторону от этой диагонали, или движений и к себе, и к Богу одновременно. Или на 10% к себе, а остальное к Богу. Я не вижу других направлений воли моей. Может, поэтому и сказано: Да будет воля Твоя, не моя, Господи, но Твоя. И не сказано о других вариантах. Либо моя воля, либо Твоя. 

Когда я поступаю или размышляю, или чувствую в направлении воли моей, то нет воли Твоей. А когда моя воля направляется по воле Твоей, то уже нет моей воли. Господи, велика Сила Слова Твоего, когда я слышу его. И когда я слышу его, в том воля Твоя и нету воли моей. Велика сила памятования, направленного на Слово Твое. Но если это памятование делается по воле моей, то Ты не даешь Силы памятования. Она сокрывается занавесом воли моей. Господи, не по воли моей мой ум держится в памятовании о том, что Ты даешь мне в Слове. Но по воле Твоей.

Однажды, Ты дал мне памятование смерти и Суда. И я по гордыне ума моего подумал: вот, как надо молиться – держать ум в памятовании об этом судилище позорном. И Ты давал мне, Господи, держать молитву в этом памятовании и молитва творилась в сокрушении и смирении. И я успокоился и решил, что Ты меня спасаешь этим памятованием.

Но, оказалось, что это была гордыня ума моего. И потому Ты забрал это памятование, сокрыл от ума моего. И дал другое видение. Видение милости Твоей и ощущение сладости пребывания с Тобой. А потом и это Ты забрал. Вот оно остается что. Не жить и не молиться по воле своей, но искать волю Божью, учиться слушать ее и пребывать в ней. И держать ум в памятовании о том, что дается держать.

Силуану было дано видение Христа во Свете Славы. И он долгое время держал молитву свою в памятовании об этом, пока Господь давал это памятование. А потом забрал. И снова дал Слово и памятование. И дал видение ада и памятования о нем. И дал держание ума в памятовании об этом видении. И это, как сказал Силуан, спасало его и вернуло видение Славы во Свете.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #38 : 21 Январь 2014, 04:47:19 »
Как услышать волю Божью?

А очень просто. Воля Божья там, где нет моей воли. Если я поступаю по своей воле, то в том нет воли Божьей. А когда я уступаю чужой воле, то в том и воля Божья. Если же метаться, переселяться с одного места на другое, думая о том, как угодить лучше Богу, но делать это по воле своей, то в том не будет воли Божьей.

Разве по своей воле Иоанн Крестьянкин попал в концлагерь? Конечно нет. Но он принял это, как волю Божью во спасение свое. И Господь дал ему молитву в застенках не монастыря, а тюрьмы. Дал такую молитву, какой у него никогда больше не было. Он потом жил в монастыре, но такой молитвы уже не было.

Мы живем там и в тех условиях, где поместил нас Господь по Его воле. И там надо принимать волю Божью. Кого надо, Он определил в монастырь и там осуществляет путь его спасения. А кого надо, определил в условия семейной жизни. Нужно принимать это с благодарностью, как волю Божью, смиряя волю свою.

Я не думаю, что воля Божья может быть в том, чтобы человек скитался, отрывался от того  места, где он был посажен. Если оторвать себя от корня воли Божьей, то будешь катиться по воле своей в направлении от Бога, а думать, что ищешь волю Божью. В этом и смысл послушания – в отсечении воли своей и жизни не по воле своей.

Сложно в каждом поступке различать в чем воля моя, а в чем она становится волей Божьей. Но когда поступаешь по своей воле, то Господь дает это почувствовать, почувствовать не знаю как, но дает.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #39 : 21 Январь 2014, 04:52:04 »
О смирении

Мой единственный грех состоит в том, что я живу по воле своей. И в том, что воля моя не становится волей Божьей. В этом мой единственный грех. И вот ответ, как включить механизм моего спасения – отказаться от воли своей и исполнять волю Божью. Жить не для себя, но жить для ближнего. Молиться не для себя, а для ближнего. И не о себе, а о ближнем. И в этом есть перемена не ума, а воли.

Воля дана мне, как свобода выбора направления движения. Воля дана для покаяния, для перемены. Воля моя временна. И чем ближе я к Богу, тем слабее воля моя, а во Свете ее нет вовсе. Так у Троицы нет трех воль. У Троицы три лица, но одна воля. Единая воля Отца. Потому и учит нас Господь: молитесь, так - да будет воля Твоя.

И в будущем веке не будет множества воль человеческих. И не будет различия воль. Будет множество лиц, множество личностей, как в Троице, но единая воля. И воля вообще исчезнет с исчезновением времени. Ибо воля во времени живет и дана для покаяния.

Смирение есть непринятие своей воли и принятие чужой воли. В чужой воле может не быть воли Божьей. Но воля Божья в том, чтобы не принимать своей воли. И если я не принимаю своей воли, не поступаю по ней, то я поступаю по воле Божьей. И в этом есть покаяние. Перемена жизни от жизни по волей своей к жизни по воле Божьей.

И в этом мой единственный грех, что я еще не начал покаяния. Господь положил начало покаянию моему и дал мне время для движений воли моей. Но как это трудно отказаться от себя. И в этом мой единственный грех, что я не могу отказаться от воли своей и живу для себя по воле своей, а не по воле ближнего.

Мой единственный грех в том, что я живу по воле своей. И в этом нет смирения, а есть гордыня моя. Она не хочет жить по воле Божьей. И она во всем – и в движениях ума,  и в движениях сердца, и в движениях воли моей. Господи, помилуй, дай покаяние, смири гордыню мою.

Господи, Ты дал мне ведение, что смирение есть свет. Когда я ощущал просветление,  воля Твоя творилась естественно. И я ощущал смирение и не ощущал гордыни. И потому я понял тогда, что смирение есть свет во Свете Твоем, а в отсутствии Света нет смирения, но есть воля моя и гордыня.

« Последнее редактирование: 21 Январь 2014, 05:11:41 от Neovit »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #40 : 21 Январь 2014, 04:55:24 »
Так где держать ум, когда молитва творится Духом?
Есть ли правило для соблюдения молитвы сердечной?


Нет такого правила для ума моего. Есть правило для воли – держать волю свою в смирении. И не искать, как молиться и где держать ум? Но молиться во чтобы то ни стало, отвергаясь воли своей в движениях ума и сердца.

И не просто придерживать или удерживать волю свою, а отказаться, отвергнуть. И молиться по воле Божьей. По воле Духа, который молится. И как молится, так и принимать. Без усилий воли своей. Принимать с благодарностью всякую молитву. Ибо всякая молитва творится Духом. И всякую молитву, и молитву печали, и молитву радости, и молитву, порождающую Страх, и молитву, дающую сладость надо принимать с благодарностью. И тогда, когда не дается молитва и не ощущается присутствия Духа, то и за это надо благодарить Господа. Благодарение и есть смирение с волей Божьей.

Я искал ответ, как молиться молитвой сердечной?  Сначала я искал в движениях ума моего, в движениях сердца, в движениях воли. И, кажется, я услышал ответ, что молиться надо по воле Божьей. Да будет воля Твоя, Господи! И в этом будет покаянная молитва и  смиренная молитва. И в этом будет сокрушение гордыни моей. И любовь к Богу!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #41 : 21 Январь 2014, 05:40:44 »
Мне вот известно состояние ума, когда он безвиден и неподвижен, однако рождает речь, обращённую к кому-либо - как ответ на вопрос или как христологичекую проповедь. При этом ум из своей тишины внимает тому, что произносит рот. Часть проговариваемой инфрормации [иногда, значительная] бывает обращена и к самому уму.
Т.е. можно сказать, что ум вырабатывет и изрекает мысль, но при этом "как бы" не имеет к ней отношения.
Мне тоже известно такое состояние ума, когда ум находится в тишине или в иступлении и слушает глаголы Божьи. Именно в таком молитвенном  состоянии и появились написанные строки о молитве сердечной. Пишу и сам удивляюсь написанному и поучаюсь в услышанном.
А иногда хочешь написать что-нибудь этакое умное, а ничего не дается. Тупость одна, как пробка.

Можно научиться красиво писать и от ума переписывать чужие мысли, пусть и от отцов. Но в них не будет откровения ранее неизвестного. Как говорит, Александр, будет вторичность.   И не будет достоверности, о которой говорит Лествичник.

Проблема в том, что глаголы Божьи дают ощущение достоверного извещения о ранее неизвестном для того, к кому они были обращены. И  записанные слова, как памятки для воспоминания и поучения того, кто слышал эти глаголы. А для того, кто не слышал, в записанных текстах видится либо чушь, либо ересь, либо пересказывание отцов, либо что-то непонятное.

Известно, что откровения могут приходить и от лукавого. О таких диалогах во время молитвы и предупреждает Александр.
Где критерий достоверности? Можно ли по тексту это определить?
Иногда можно, а иногда сложно. Уж больно тонко лукавый может подстраиваться. Не зря сказано в Писании: "Где трость и папирус, там и лукавый рядом сидит".  Сидит рядом и с тем, кто пишет, и с тем, кто читает.

Критерий достоверности не в тексте, а в Слове Божьем. Когда слышишь Его, то нет сомнений и принимаешь достоверно.


 

 

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #42 : 21 Январь 2014, 05:49:46 »
Первый Псалом еще так говорит о нашей воле и воле Божьей.

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и не пути грешных не ста и на седалище губителей не сиде, но в законе Господнем воля его и в законе Его поучится день и ночь (Пс 1: 1-2).

Наверное это подразумевает сердечную молитву, когда наш ум пребывает в сердце и удерживает волю в смирении перед законом Божьим, или как сказано в законе Господнем - в заповедях Христа.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #43 : 21 Январь 2014, 06:56:32 »
Как услышать волю Божью?

А очень просто. Воля Божья там, где нет моей воли. Если я поступаю по своей воле, то в том нет воли Божьей. А когда я уступаю чужой воле, то в том и воля Божья. Если же метаться, переселяться с одного места на другое, думая о том, как угодить лучше Богу, но делать это по воле своей, то в том не будет воли Божьей.
Пока Neovit ещё постит на форуме и не удалился в свой многомесячый ретрит, хочу спросить его мнения о моём вопрошании ко Господу и последовавшему [но далеко не сразу] ответу. Не вполне уверен, что этот ответ от Него, потому и не спешу и не смею настаивать на видении.

А оно таково...
У нас совсем нет независимой [отдельной] воли. Наша воля, как прямая энергия действия и желания, на самом деле подарена, а лучше сказать, делегирована нам самим Господом. Она несомненно отделена от Его воли в полное наше пользование, и мы крутим-вертим ею как хотим. Своевольничаем.
Но когда приходит понимание [прозрение], что во мне ничего моего нет - всё заёмное: элементы, из которых построено тело, дала Мать-Сыра-Земля, сознание и разум от Господа, и проч. Откуда же в этой бедности может взяться что-то моё собственное [если я, конечно, не употреблю всю жизнь на построение безсмертной души]?
Так вот, волю свою Господу отдавать не нужно. Для Него достаточно нашего признания, что она дарована Им и являет собой продолжение Его Воли. Таким видением снимается необходимость избавления от своей воли, т.е. превращение в раба. Свобода во Господе достигается кажущимся соединением того, что изначально и так соединено.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Артемий

  • Сообщений: 370
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #44 : 21 Январь 2014, 09:51:11 »
Как услышать волю Божью?

А очень просто. Воля Божья там, где нет моей воли. Если я поступаю по своей воле, то в том нет воли Божьей. А когда я уступаю чужой воле, то в том и воля Божья. Если же метаться, переселяться с одного места на другое, думая о том, как угодить лучше Богу, но делать это по воле своей, то в том не будет воли Божьей.
Пока Neovit ещё постит на форуме и не удалился в свой многомесячый ретрит, хочу спросить его мнения о моём вопрошании ко Господу и последовавшему [но далеко не сразу] ответу. Не вполне уверен, что этот ответ от Него, потому и не спешу и не смею настаивать на видении.

А оно таково...
У нас совсем нет независимой [отдельной] воли. Наша воля, как прямая энергия действия и желания, на самом деле подарена, а лучше сказать, делегирована нам самим Господом. Она несомненно отделена от Его воли в полное наше пользование, и мы крутим-вертим ею как хотим. Своевольничаем.
Но когда приходит понимание [прозрение], что во мне ничего моего нет - всё заёмное: элементы, из которых построено тело, дала Мать-Сыра-Земля, сознание и разум от Господа, и проч. Откуда же в этой бедности может взяться что-то моё собственное [если я, конечно, не употреблю всю жизнь на построение безсмертной души]?
Так вот, волю свою Господу отдавать не нужно. Для Него достаточно нашего признания, что она дарована Им и являет собой продолжение Его Воли. Таким видением снимается необходимость избавления от своей воли, т.е. превращение в раба. Свобода во Господе достигается кажущимся соединением того, что изначально и так соединено.

Спасибо, Леонид, Вы подтвердили мои мысли, это все к чему я пришел за много лет поиска. Остальное все игры ума, который все оценивает сквозь призму когда либо увиденного, услышанного, прочитанного...  и т.д.
И это по моему основополагающий момент и ключ в Царство Божие, ибо пока будет эго и автономный делатель, будут страсти и грехи, будет тот кто делает, будет постоянная оценка действий, то есть будет тот кто делает правильно или не правильно, а ум так устроен, что всегда найдет за что "зацепить" и сообщить нам о парочке "грехов" (мы ведь изначально грешны). Но когда "своя воля" растворяется в Боге, то слова "на все воля Божья" уже не просто слова... На все Воля ЕГО, все есть Бог, и все Его действия априори абсолютны, совершенны, божественны.
« Последнее редактирование: 21 Январь 2014, 10:05:21 от Артемий »
ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью, в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием, сверхразумное уразумевая.