http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg607#msg607Вопрос: Бесспорно, все индивидуально. Как и на этом форуме приводились слова о том, что и молясь медленно можно впасть в грех сладострастия, и молясь быстро, в горячность.
Но именно для меня не понятно, как можно читать молитву нерассеянно и быстро. Быстро и углубленно у меня несоединимо. Опять же, у меня.
Ответ: Быстро и углубленно...
Это профессиональное чтение. Быстрота (как мне видится) задает направление и ход молитвы. Ум уже не погружается в отдельные слова молитвы, а направляется по ее ходу. Такое возможно только при организованном долгой практикой и молчащем уме, который видит (созерцает) молитву, точнее, прозревает за молитвенной формулировкой неизмеримо большее - то, что она выражает.
Наверно, есть и другие объяснения.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg615#msg615Вопрос: ***что Вы имеете ввиду под "профессиональным чтением". Монашеское? ИЛи преуспевшего в этом деле мирянина?***
Ответ: Под профессиональностью я подразумевал наработанный навык и большой опыт молитвы вне зависимости статуса (монах или мирянин) молящегося. Такое чтение было названо профессиональным (с некоторой долей условности) еще потому, что оно может не быть благодатным. (Некоторое отступление от темы разговора: можно научиться читать молитву, но благодать не стяжать, потому что молитва - средство, а не цель.)
Вопрос: ***То есть - на этом уровне и молитва по молитвеннику и молитва короткой и изусной молитвой являются разновидностью того же самого действа. Вот вопрос был у меня в чем.***
Ответ: Да. Источник молитвы по молитвослову и молитвы короткой один. Единство и различие можно показать на образе круга. Короткая молитва направлена к центру - она подобна радиусу. Молитва по молитвослову больше "выстраивает" окружность, и эта окружность указывает на единый центр.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg638#msg638О соотношении внутренней и внешней молитвы и о благодатном действии было бы более чем актуально поговорить в другой теме, разбирая отличие сердечного центра (о котором говорится во многих практиках) от духовного сердца. (
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg646#msg646 )
Незнание этого различия, принятие работы сердечного центра за истинную благодать - одна из серьезных ошибок в практике молитвы.