Исихазм

Автор Тема: Толкование притчи  (Прочитано 5543 раз)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #15 : 24 Ноябрь 2013, 11:48:45 »
      Перефразирую немного притчу...                 
  1  Так всякий из вас,что то важное начиная,соображает сможет ли он своими силами это сделать.
  2  Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
 Вот эти два смысла связанны Христом. Чем связанны ?

Батюшка Андрей! Вот что говорят св.отцы близкие к нашему времени: "Книга Псалтирь - возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены прообразовательныя тени и иносказания, дающия книге таинственность и темноту - (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правыя, святыя".

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #16 : 24 Ноябрь 2013, 13:47:57 »
      Перефразирую немного притчу...                 
  1  Так всякий из вас,что то важное начиная,соображает сможет ли он своими силами это сделать.
  2  Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
    Вот эти два смысла связанны Христом. Чем связанны ?
Тем, что человек сам, по своему хотению и своеволию, имеет, от чего не желает отказаться, на что в слепоте своей рассчитывает и уповает, – этим и связаны. Сможет ли он сам, своими силами достроить "башню", до Небес? Одну башню в Вавилоне уже своевольно строили... и этот смысл есть в словах Иисусовых.

Отвергнуться своего, и означает – взять крест. Но сколько с этим крестом связано мучений, от нашего ветхого человека...Вы все сами знаете ))

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #17 : 24 Ноябрь 2013, 16:24:20 »
   Лк., 77 зач., XIV, 25-35.: 26если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
....
33Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
   
Господь трижды говорит об условии ученичества. Обычно такой прием  в купе с последним пояснением "Кто имеет уши слы­шать, да слы­шит!"  используется для  усиления внимания слушающих к скрытому смыслу.  Понимаем, что  пойти за Христом и стать его учеником - не одно и тоже.
Но даже пойти не все соглашаются из-за мирских забот.
Выше  в этой же главе  в этом же контексте  речь идет о званных и избранных: "Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, по­слал раба своего ска­за­ть званым: идите, ибо уже всё готово" и мы знаем, как стали по разным причинам  отказываться званные от того,  чтобы стать избранными :-(

Хотя  многие пошли за ним,  за его чудесами в его земном пути,  и многие  идут  и сегодня за ним, но мало кто  становится его учеником- апостолом, потому что для это надо проявить решимость.  Но и решимости мало: т.к. можно себя переоценить и тогда  соль станет несоленой. Когда соль не проверена и  мало очищена, то скорее   пачкает пищу чем  осаливает ее. Можно подумать о том, почему сказано, что не Бог  выбрасывает  несоленую соль, но -  люди не будут ее использовать ни в каком даже земном деле.
 Т. е. такому человеку и обратиться к прежнему состоянию и очиститься  будет невозможно, своими силами.

Тогда  видимая безрассудная  решимость обратиться к посрамлению не только просчитавшегося званого, но и (что страшнее) к тому,  о чем писал апостол : "ради вас хулится имя  Божие" . Об этом здесь слова Христа: " дабы... все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?" 

Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #18 : 24 Ноябрь 2013, 18:20:34 »
27и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Я когда-то тут то же бился над "крестом" до Распятия. Откуда он возник и что в этот образ вкладывали те же ученики Христа или тот "некий юноша" кои Его слушали?!  Вопросов от них нет на это, стало быть ясно им  Господь говорил. Может перевод, передача слова, буквы всё таки исказила , искажает понимание? В Евангелии от Марка, ныне каноническое, в одном месте оказалось позднейшая вставка, чья-то редакция.....
Всё думал: неужели за 2000 лет никто подобным вопросом не заинтересовался? Но гугл молчал , как рыба в воде, только похожий вопрос на форуме Кураева без ответа висел.


 ну гугл не так давно существует :-),  а подобными вопросами думаю многие интересовались . Вот  и мы недавно с мужем при чтении ежедневного Евангелия, озадачились...
И ответ нашелся довольно скоро: действительно вопросов у слушателей не возникло,  т.к. крестная казнь существовала под владычеством Рима уже не первый год  и  поэтому  упоминание несения креста к месту казни  в  образном смысле  было вполне понятно. Думаю,  ученики  именно в образном смысле это и понимали и тогда , когда Господь говорил о своей будущей казни
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #19 : 24 Ноябрь 2013, 21:31:40 »
В данной причте говорится о благоразумии крестном. Господь не говорит, "кто не несет  креста Моего", но говорит  "кто не несет креста своего". На Своем кресте Господь распялся миру и за мир, который Он вместил в себя, а на своем кресте мы призваны распинаться, за тот мир, который вмещен в наше сердце: "отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер". И идти мы со крестом должны не абы куда, а за Христом: "кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником".

Этому Господь противопоставляет мирское благоразумие, показывая, что желающий строить башню по собственному проекту -  ее не достроит. Желающий победить своими силами - не победит. От всего этого следует отказаться, и идти со крестом за Христом.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #20 : 25 Ноябрь 2013, 02:04:14 »
Более того, Крест Господень разлучает Его с Отцом (Боже мой, для чего ты Меня оставил), крест, который берем на себя мы, так же должен разлучить нас с родными. И это не закон необходимости, а непрерывность Любви, которая соединяет разлучившихся.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #21 : 25 Ноябрь 2013, 10:09:56 »
Это "простая" притча, если найдена собственная простота и цельность. Притча требует погружения в поданные ею образы. И от обычных - полубытовых - представлений при ее раскрытии нужно отрешиться. Кто не сможет отрешиться от тех шаблонов, которыми полон ум, не сможет и понять притчу. Другими словами, чтобы понять эту притчу, надо уже (отчасти) исполнить то, к чему в ней Господь призывает.

Представления о бескомпромиссности притч - а ощущение бескомпромиссности возникает при реально-бытовом ее прочтении - нужно оставить. Повторю, притча читается символически и мистически, когда раскрываются глубинные смыслы, стоящие за знакомыми словами и образами.

Даю один из ключей для понимания притчи.

Предлагаю посмотреть на отрешенность как непривязанность. Кто привязан к земному, тот еще не отрешен от всего. Более того, кто привязан к представлениям о небесном, тот еще не отрешен от всего. В практическом смысле это означает, что человек, рвущий свои родовые связи и уходящий от родителей, жены и детей - коль он буквально понял притчу - остается привязанным к монашескому пути (к своим представлениям о нем), т.е. он не отрешился от всего, а остался связанным, и не может быть Его учеником.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #22 : 26 Ноябрь 2013, 00:26:11 »
      Перефразирую немного притчу...                 
  1  Так всякий из вас,что то важное начиная,соображает сможет ли он своими силами это сделать.
  2  Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

    Вот эти два смысла связанны Христом. Чем связанны ?

Связка может выглядеть так:

Отрешиться от всего возможно только Христовой (не своей) силой. О ее даровании нужно просить (=посылать посольство о мире).

convector

  • 3
  • Сообщений: 52
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #23 : 02 Декабрь 2013, 19:26:33 »
Обе эти фразы связаны Св. Духом. Это именно та Сила, которой Христос помогает и в начинаниях и в отречении. Отречение же начинается с внешнего - поста, например. Продолжается во внутреннем - отказе от негативных мыслей и эмоций. Дальше это жертвование себя Господу и тогда человек остается без ничего перед Богом. Вот эта жертва выглядит у святых:
http://piccy.info/view3/5172098/0aa54b81cf087f51b2fc8f1e8912aabe/

Ксана

  • Сообщений: 10
  • православная
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #24 : 03 Март 2014, 00:09:43 »
 Тот, кто хочет стать истинным учеником Христа должен оценить своё духовное состояние - исчислить своё войско. Готов ли он пойти за Христом - отречься от всего что имеет - от имений, детей, родителей от себя самого. И это отречение не во внешнем образе понимаемое только. Это, в первую очередь, вопрос который должен решить для себя каждый желающий стать учеником Христа - готов ли он всё и всех, даже самых близких родных и себя самого предать в волю Бога так чтобы всю заботу о них и о себе возложить на Бога единого. Это то, что мы слышим на службе и чему пытаемся покорить свои сердца и умы - сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим! Если мы видим в уме и сердцах своих это безоговорочное упование на промысел Бога во всём и о всех, если мы доверяем Богу, то исчислив своё малое войско - исчислив свои малые силы, исчислили и те Силы которые поборают за нас и выходят вместе с нами на духовную войну - Промысел Бога. Только с этим упованием можно стать истинным учеником Христа и действительно взять свой крест и нести его.

Не знаю, получилось ли передать мысль, но вся суть, как я вижу, в том чтобы отречься от попыток устраивать свою жизнь и жизнь своих близких во благо им исходя из своих соображений о полезном и вредном и исполняя заповеди возложить всё упование на Промысел Бога о всех нас. Мы должны исполнять заповеди а всё остальное - Бог управит нам во спасение. Если мы будем предавать себя и близких в волю Бога а не выстраивать медную стену воли своей между нами и Богом, то Его промыслом мы одолеем любого врага и Бог спасёт нас силой Своей.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #25 : 03 Март 2014, 00:54:35 »
Тот, кто хочет стать истинным учеником Христа должен оценить своё духовное состояние - исчислить своё войско. Готов ли он пойти за Христом - отречься от всего что имеет - от имений, детей, родителей от себя самого. И это отречение не во внешнем образе понимаемое только. Это, в первую очередь, вопрос который должен решить для себя каждый желающий стать учеником Христа - готов ли он всё и всех, даже самых близких родных и себя самого предать в волю Бога так чтобы всю заботу о них и о себе возложить на Бога единого. Это то, что мы слышим на службе и чему пытаемся покорить свои сердца и умы - сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим! Если мы видим в уме и сердцах своих это безоговорочное упование на промысел Бога во всём и о всех, если мы доверяем Богу, то исчислив своё малое войско - исчислив свои малые силы, исчислили и те Силы которые поборают за нас и выходят вместе с нами на духовную войну - Промысел Бога. Только с этим упованием можно стать истинным учеником Христа и действительно взять свой крест и нести его.

Не знаю, получилось ли передать мысль, но вся суть, как я вижу, в том чтобы отречься от попыток устраивать свою жизнь и жизнь своих близких во благо им исходя из своих соображений о полезном и вредном и исполняя заповеди возложить всё упование на Промысел Бога о всех нас. Мы должны исполнять заповеди а всё остальное - Бог управит нам во спасение. Если мы будем предавать себя и близких в волю Бога а не выстраивать медную стену воли своей между нами и Богом, то Его промыслом мы одолеем любого врага и Бог спасёт нас силой Своей.
Совершенно верно. Тут речь идет не о ненависти а о предании своих желаниий в волю Бога.
Просто корявый перевод. Вот подстрочник и ключевые слова.
Цитировать
"εί Если τις кто-либо έρχεται приходит πρός ко με Мне και и ου не μισει ненавидит τον πατέρα отца εαυτοũ своего και и την μητέρα мать και и την γυναικα жену και и τα τέκνα детей και и τους αδελφους братьев και и τας αδελφάς, сестёр, έτι ещё τε και и την ψυχην душу εαυτοũ, свою, ου не δύναται может είναί быть μου Мой μαθητής. ученик. " (Лк. 14:26)
================================
ψυχην (псюхЭн) - душу
Существительное, Винительный падеж  , Единственное число  , Женский род
Номер Стронга: 5590Произношение:       Варианты перевода:
 душа (1. дыхание, жизнь;
 2. внутреннее естество, центр внутренней жизни человека;  3. сущность человека;
 4. личность т.е. отдельное человеческое "я", человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств;
 5. живое существо;  6. человек, мн.ч. люди);
 LXX: 05315 (Vv]p}n); син. 2588 (kardi/a), 3563 (nou_v), 4151 (pneu_ma).
==========================
μισει (мисЭй) – ненавидит Глагол, Настоящее время  , Действительный залог  , Изъявительное наклонение  , 3-е лицо  , Единственное число 
Номер Стронга: 3404Произношение:      Варианты перевода:
 3404, μισέω  (воз)ненавидеть, гнушаться, питать отвращение; LXX: 08130 (שׂנא‎).
Словарное определение:
μισέω
1) ненавидеть (
2) противиться, не допускать: μίσησεν δ άρα μιν κυσι κύρμα γενέσθαι  Гомер (X-IX вв. до н.э.) но (Зевсу) неугодно было, чтобы он (то есть Патрокл) стал добычей псов.
И еще из другого словаря: «не желать», избегать.

Клячевое " не не желать" двойное отрицание это просто форма "желать".
Просто говорится, что надо отказаться от привычных стремлений эгоистичной души даже к самым близким и привычным вещам. И отдать себя в волю Бога.
Просто корявый перевод. Но некоторым дано Им видить слова Христа и через корявый превод ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Толкование притчи
« Ответ #26 : 03 Март 2014, 13:08:23 »
это дано всем, просто некоторые предпочитают более искать кривизну буквы, чем своего ума, или более, себя самого...не алчут Господа, до ненависти к своему...но свое, всячески жаждут утвердить своим умом и не гнушается даже и перед близкими трясти срамотой своей...
« Последнее редактирование: 03 Март 2014, 13:45:26 от veresk »