Исихазм

Автор Тема: Супружество как единение в Боге  (Прочитано 69541 раз)

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #30 : 10 Ноябрь 2013, 02:39:40 »


«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Ефес.5.32).

Наверное вопросы взаимоотношений полов и брака между мужчиной и женщиной является самой противоречмвой темой для христианского осмысления, что не мудренно, если учесть, что единомыслия по этому вопросу не было даже среди отцов церкви. Не только Ориген, но и Григорий Нисский, и Максим Исповедник, утверждали, что сотворение жены, есть промыслительное действие Творца в следствие уже обнаружевшегося движения в сторону грехопадения, более мягкий вариант: Бог, предвидя грехопадение, разделяет человека на 2 пола. То есть, разделение на пол не обязательно, но промыслительно, поэтому человек в будущем веке, будет как должно быть изначально, человек не будет иметь не мужеского ни женского пола. Но так как имеются и другие мнения, других святых отцов, то позвольте высказать следующее мнение, которое в свое время у меня сформировалось после чтения трудов о. Сергия Булгакова.

Появление Евы на свет не нарушает субботний покой Бога, так как Ева ни есть новое творение, а изведена от Адама. Да, и жизнь Ева берет от Адама, так как в нее не было вдохнута эта жизнь Богом, как в Адама.

Отсюда вывод: жизнь Евы не самобытна, она уже была в Адаме. В этом смысл тайны - "и будут двое одна плоть". Будучи телесным Адам не мог познать свою телесность не имея эту телесность вне себя самого. Об этом говорится в Библии: "Адам не нашел равного себе среди тварей", когда нарекал имена животным. Да и сам Творец сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Поэтому и создана Ева. В таком аспекте различие полов есть не только равные, но и  разные половины одного целого человека. В котором разность подразумевается как "другость" другого.

Далее, изведение Евы не нарушает девственность Адама, как и заповедь "Плодитесь и размножайтесь", впоследствии не должна была нарушить девственность Евы. Сергий, в каком то из постов писал. что более правильный перевод не "размножайтесь", а "умножайтесь". Умножение не требует деления целого на части, и не нарушает целостности и целомудрия человека. Невеста в Царствии Небесном остается невестой, а жених женихом, в земном мире отягощенном грехом невеста становится женой, а жених мужем.

Мужской гений Адама прозревает сущность всех тварей, но не может прозреть своей сущности, и прозревает ее только в Еве. Ева - это откровение Адама о самом себе, и не только о самом себе, а и откровение о другом в себе, тайна позволяющая будучи образом Бога познавать Его подобие в себе, через любовь, объединяющую множество в одно целое.  Ева - это и земля, из которой был сотворен Адам, земля, жаждущая откровения о себе, через осияние божественными логосами, которыми задышал Адам, когда его привело к жизни дыхание Божие.

Резюме: Аскетика в браке, в какой форме ей должно быть, должна согласовываться между супругами, но плоды ее действия будут действительно благодатны только тогда, когда оба супруга (на худой конец один из них) решат для себя, на богословском уровне, для чего Господь "сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #31 : 10 Ноябрь 2013, 15:17:34 »
Игорь Спасский, спасибо за развернутый ответ, из личного опыта.
Нашел в Вашем ответе то, что отозвалось. Возможно, мы продолжим об этом разговор в теме.
Цитировать
Найдя что-то один. очень хочется как пчела в улей принести всем. Рождается такое устремление. Они тоже как дети, так и жена часто очень часто находят сокровища и ими делятся. Иногда просто рождая квантовые переходы для всей семьи.
***
Телесная близость, настроенная нежностью, раскрывает совершенно неожиданные грани, как-бы сближает до предела, равно как и беседы, о важных и сущностных вещах. Самое главное, оно расцентрирует собственное эго, показывает такие "бока", которые в другом случае наверное трудно увидеть. <....>Найти тонкость и духовную глубину в земной любви, выражать ее через нежность, очищая похоть. Ощущать состояние любви-дружбы.
***
семья очень четко и быстро зеркалит мультики и глюки и вместе с тем усиливает результат.

Н И К И Т А, на мой взгляд, в приведенной тобой цитате много серьезных ошибок,
тем более, если эту цитату применять к супружеской паре.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3367.msg153265#msg153265
 
Дело даже не в терминологии, буду пользоваться ею. "Биологический" аспект крайне значим и важен, но об этом хочется поговорить отдельно. Если этот аспект подвигает "личность с метафизической устремленностью" к разжжению страстей (не только похоти, ессно), и оттого следует либо "откат назад", либо непрятие-отказ от "биологического" аспекта, это значит, что человек не понял и не оценил всю значимость этого аспекта, который раскрывается должным образом, и в свое время. То есть, все дело в использовании хрупкого инструмента недолжным образом, не по назначению и невовремя.

Насчет отката назад... тогда следует утверждать – невозможно встать после падения, я ведь так пал  :-D
Что насчет "орла" и "воробья"...этим высказыванием утверждается статичность: как был воробьем, так в навозе и...рожденный ползать, летать не может. Дух действует в динамике, жизнь не статична, поэтому такая модель рушится на раз: за жизнь мы успеваем стать весьма разными птичками :-)
Кроме того, в цитате вещает одиночка, это звучит его эгоистический монолог: "я привязан к человеку, но как он/она сковывает мою реализацию, не дает взлететь орлу".  Я собой так жертвую, но я же при том деградирую. О союзе не может быть и речи.
Вах, ближний мой варабэй, лучше атвали.  8-)
« Последнее редактирование: 10 Ноябрь 2013, 15:54:34 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #32 : 10 Ноябрь 2013, 16:23:42 »
Прозелит, прочитала и перечитала  Ваш ответ.  Вы меня СОВЕРШЕННО, к сожалению, не поняли
Хоть в этом достиг СОВЕРШЕНСТВА. :-)

Цитата: Rada
Чаще всего люди так и познают Бога - полюбив всем сердцем - человека. Когда готовы страдать, жертвовать, и все это с радостью, потому что любовь претворяет все и даже боль - в счастие.
для меня это – аналогия, часто употребляемая во внутренних традициях. Да, познание и любовь к Богу подобны мирской любви, но лишь подобны ей, ведь в ней примешано много страстного. Имо, и речи нет о прямом соответствии.

Цитата: Rada
Кана Галлилейская..претворение воды в вино. Тела - в Дух. Преходящее становится древним, вечным. И личности видятся внутренним взором как высшие ..архетипы.
Это важно, что Господь начал служение людям на брачном пиру, и по настоянию Его Пречистой Матери. И еще – спасибо за найденное слово, оно не приходило. Евангельские личности и события начинаешь воспринимать именно как архетипы. Возможно, это и есть – начало погружения в миф, о чем говорили на УД...

Цитата: Rada
С монахами думаю идет процесс обратный - через Бога они познают - человека, а в браке - через человека - Бога.  Души по-разному исполняют себя.
Есть и "процесс", обратный обратному  :-), когда  в семье через Бога познают единение пары. Вот он-то меня очень интересует...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #33 : 11 Ноябрь 2013, 00:02:03 »
Про "орлов" и "воробьёв"...
Всё больше убеждаюсь, сколько людей, столько путей к Богу. Нужен ли физический компонент и какие-либо отношения вообще в жизни каждого очень индивидуальны. Кого-то они обогащают, кого-то разоряют напрочь. Причём, то, что было полезно на одном этапе жизни, может оказаться вредным на другом. Чтобы не ошибиться, каждому нужно слушать волю Божию и следовать за Ней. И кажется, "дошло", почему пустынника (не помню, кого точно) отправили поучиться в семью двух сестёр, живущих в "миру". Просто на самом деле никакого деления на монахов-мирян не существует, это внешнее, глупости. Задача, стоящая перед ВСЕМИ желающими спастись - приобрести, стяжать некие навыки, которые помогут жить в Царствии Небесном, а они для всех абсолютно одинаковы. А уж какими это способами каждый будет усваивать - дело промысла, учитывающего рисунок души и тайну личности.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #34 : 11 Ноябрь 2013, 02:35:56 »
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Ефес.5.32)

Продолжаю начатое, но уже несколько с иного угла зрения.

 О творении первых людей, в русском переводе, книга Бытия (Быт 2:7) говорит, что человек получил "дыхание жизни", но в оригинале - это звучит, как "дыхание жизней". Поэтому "плодитесь и размножайтесь (правильнее умножайтесь)", это еще не заповедь брака, а констатация некой данности, заложенной в первочеловеке, как в еще в не завершенном создании, так как человек еще не индефицировал себя от мира других живых тварей.

 Для этого Господь приводит животных пред лицом первочеловека и тот дает им имена и не находит среди них себе подобных. "Нехорошо быть человеку одному", об этом ведал Бог, теперь об этом ведает и сам человек. Из ребра человека изводится другой человек. "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной, ибо взята от мужчины" (Быт. 2.23)

До этого момента в Библии  говорилось о человеке без определения его половой принадлежности, теперь говорится о разделении на пол: мужчина и женщина.

Мужчина именуется Адам, почему только после изведения из ребра женщины он получает имя. Потому что только после того как он увидел себя со стороны в лице женщины, он осознал себя как личностную ипостась (еще и потому, что из него была изведена другая ипостась) и обрел имя - Адам (перев. земля). То есть Адам - это первая человеческая ипостась, которая содержала в себе все другие ипостаси. Земля - это природа человеческая, Адам сущностно должен обладать этой природой. Адам - это Бог на земле.
Женщина до поры до времени остается без имени, она в отличии от Адама еще не познала себя как личностную ипостась (потому что еще не были выявлены отличительные свойства этой ипостаси), так как если от Адама исходит Ева, то предназначение женщины еще сокрыто. Открывается это предназначение в первой заповеди брака. "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Быт.2.24). И после оглашения этой заповеди женщина становится женой, но еще не Евой.  "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2. 25). Уже после грехопадения, жена нарекается Евой: "И назвал Адам жену свою: Ева, ибо она стала матерью всех живущих." Стала, а это значит, что для Адама и для жены, уже Евы ( проявились ее ипостасные  свойства - Ева в перев. дающая жизнь).

Немного подытожим:  Адам первая ипостась, из которой исходит Ева, и который содержит в себе сынов, которым даруется жизнь через ипостась Евы. То есть так должно было быть, но этого не произошло. Произошло грехопадение. И сыны не были рождены, вернее были рождены, но в грехе  и на тленной земле, от уже тленных Адама и Евы. Если бы рождение сынов произошло в Раю, то образ достиг бы своего подобия.

 В подобие  Бога Триипостасного: Отец, Сын, Святой Дух вошел бы и человек.  От Отца исходит Дух Святой - от Адама исходит Ева,  Дух Святой дарит жизнь - Ева (перевод. дающая жизнь), Сын рождается от Отца - Адам содержит в себе "Дыхания жизни" - сынов 

Но заповедь: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Быт.2.24). Бог не отменял и после Грехопадения.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #35 : 11 Ноябрь 2013, 09:15:57 »
Для меня очевидно что вдвоём телегу тянуть легче нежели одному...а с учётом где двое или трое, молитва усиливается...
Я даже думаю что если один из супругов НЕверит...всё равно он тащит телегу...если неверующий супруг сопереживает своей половине...он видит изменения к лучшему в половинке...равно как и к худшему...и сопереживает...а значит неосознанно молится...и ТАКАЯ молитва то же правомочна...и является подспорьем...помогая молитвеннику...да и своей душе, хотя и неосознанно...
А для меня очевидно обратное. Очевидное, это не то что представляю или фантазирую, а то что вижу. По традиции , уж не знаю откуда взявшийся, чаще телегу лебедь рак и щука тащат и вытащить не могут
Еще одному и телега никакая не нужна. И с пустою головой легче прыгать по земле. :-D
Супружество - тяжелая ноша. Та телега.
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2013, 09:35:37 от ИванычЪ »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #36 : 11 Ноябрь 2013, 09:34:49 »
Прошу "богословие", посвященное Адаму и Еве, прекратить. Поскольку оно - оффтоп для данной темы. Оно и оффтоп вообще: абстрактное, без опыта, с искусственным притягиванием ненужных терминов.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #37 : 11 Ноябрь 2013, 10:25:21 »
Цитировать
Возможно, это и есть – начало погру Есть и "процесс", обратный обратному  :-), когда  в семье через Бога познают единение пары. Вот он-то меня очень интересует...
Da, da, da!!! Tochno, imenno tak. otmetaet mnojestvo soplej, slunej, kastovoj boltovni
Pervoe put' k Bogu, a ne rodovie ili dushevnie proizvodnie: sluni, sopli i t.p. Nasmotrelis' na dushevnie scenarii semejnogo voshojdenija, aj toshnit. Podmeni na podmenah i podmenami pogoniaut.

Naschet tiajeloj noshi, dumau mojno skazat' chem bi ser'ezno ne zanimalsia najdesh Krest (bol'shoj ili malen'kij) ego potaschish, a potom na nem je esche i povesish. No i plodi potom uvidesh i sam ojivesh i drugim pomojesh
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2013, 10:35:53 от Игорь Спасский »

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #38 : 11 Ноябрь 2013, 11:04:27 »
Naschet tiajeloj noshi, dumau mojno skazat' chem bi ser'ezno ne zanimalsia najdesh Krest (bol'shoj ili malen'kij) ego potaschish, a potom na nem je esche i povesish. No i plodi potom uvidesh i sam ojivesh i drugim pomojesh
Это да. Но Его иго - благо и бремя Его легко. Если с Ним всегда, то жизнь будет вообще приятная прогулка. Но увы, если бы было так то и стремиться не к чему было бы уже.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #39 : 11 Ноябрь 2013, 11:07:44 »
Эта тема не проработана. Сие означает, что ум не наполнен шаблонами, ему опереться при размышлении на заданную тему не на что. Богословствовать об ипостасях оправославненный ум где-то уже приучен, вот и играет в богословское лего, вот и складывает терминологические пазлы на картинке с  адамом и евой. Или, о чудо, сводит всю полноту супружеских отношений к тому, что щекочет - сексу - часто под прикрытием пустых слов про единение, любовь, счастье и страдание.

Возможны ли супружеские отношения и супружеское единение без секса? Возможны. Яркий пример можно найти в христианских представлениях о жизни Святого Семейства. В обычной жизни таким примером станут глубокие и добрые отношения старых (престарелых) семейных пар. Другой пример: взятое на себя воздержание - по согласию двоих. Если же один не согласен, вряд ли что-то стоящее получится (вспомним жизнь "семьи" о.Иоанна Кронштадского). По согласию же семейным парам весьма полезно пройти через уроки воздержания: по минимуму, как предписывается постами, но лучше продлить срок воздержания, к примеру, на несколько лет... :) И тогда скорее откроются другие стороны совместной жизни и будет находиться супружеское единство - и на семейно-родовом уровне, и на общественном, и, самое важное, на духовном.

По воскресению, как известно, люди не женятся и замуж не выходят, но никто не отнимал мужского и женского начала у святых на небесах. Какие отношения у мужчин и женщин, восшедших на Небеса? Уходя от ненужных спекуляций на небесную андрогинную тему, а также земную тему гормонов, полового и родительского инстинкта и пр., хочу выделить главное: духовное единение двух - мужчины и женщины - возможно уже здесь, на земле. И секс для это единения не обязателен. Как не обязательно - для духовного единства - отсутствие секса.

Предлагаю подумать на тему супружества как единения (в период) без половых отношений, чтобы научиться видеть и различать богатство (и сложности) супружеской жизни.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #40 : 11 Ноябрь 2013, 12:48:52 »
Alexander, таких семей можно "сосчитать по пальцам", хотя по названию темы правильнее о них и говорить. Но в реальности, у большинства верующих супруги "идут" в другую сторону, и здесь хорошо бы услышать мнение, а возможно ли вообще хоть какое-то единение в таких семьях? Или это только жизнь-терпение, когда есть только это: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» 1 Кор. 7:12-19
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #41 : 11 Ноябрь 2013, 13:16:19 »
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

Читаю эти слова в настоящем (реальном) времени. Муж – ум, жена – чувства. Ум, стремящийся к Богу, освещает сердце, а сердце, находящееся в Боге, просвещает ум. На мой взгляд, освящение происходит при встрече ума с сердцем – при встрече мужа и жены. Ни долгие совместные годы, ни воздержание, ни куча детишек и общих забот не способны ни заменить, ни стереть из памяти мгновение этой встречи. Как молния освещает и раскрывает небеса, так освящает жизнь человека и дарит ей смысл  эта одна единственная встреча. Все остальные попытки поиска единства – это попытки вернуть забытый миг встречи ума и сердца, длящийся вечность…Вернешь в себе это единство – обретешь и в близком.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #42 : 11 Ноябрь 2013, 14:28:20 »
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

. На мой взгляд, освящение происходит при встрече ума с сердцем – при встрече мужа и жены. Ни долгие совместные годы, ни воздержание, ни куча детишек и общих забот не способны ни заменить, ни стереть из памяти мгновение этой встречи.
Грация вы имеете  в виду  встречу будущих супругов?
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #43 : 11 Ноябрь 2013, 14:44:32 »
Можно для реки выкопать искусственные берега и говорить, конечно, рассуждая, как я понимаю, теоретически в основном для большинства, о богатствах семейной жизни 3% населения без физической близости.

О дружбе, о нежности, об интеллектуальном общении и понимании, - без соплей и умиления при этом. Веря, что пары, прожившие по 50-60 лет вместе так и жили  - в мире и согласие и в 20-30-40 лет. Что не связывал их ни жар, ни пыл, ни влечение. Только духовные радости. и походы в Церковь. И веря, глядя на светлую их любовь,что  в 70 лет их НЕ связывает физическая близость.

Почему все стопорятся в слово "секс" - почему не видят в этом интимную - связь. Потому что духовная, а НЕ интимная должна быть по сути у всех христианских мужчин с христианскими женщинами. Чтож в биологию-то упираться постоянно. Но все бегают друг друга как черти ладана. Точно также бегая и от мужа-жены на внутреннем кругу

Могу рассуждать и рассуждаю не на основании брачного богословия (из которого Яннарис и Евдокимов мне, признаюсь, близки). Жила и в длительном целибате и не раз, и знаю на практике возможность единения на всех уровнях без телесного участия. Так что не зудит и не зудело.
В то же время один брак уже разрушен именно на том основании, что если оба любят, то будет и Бог, и согласие, а так..один пытается искать и Бога, и согласия, а второй ищет на стороне счастия и тело-владения. Векторы упорно не желали сходиться. 
ключевое слово здесь - согласие и готовность иди вместе, куда бы не вела воля Божья.
И снова все упирается, что нет почти таких семей за исключением как раз умилительно-душевных союзов, где юбки и глаза в пол и послушание мужу, и муж -играет в праведника и пророка.
 
Все ложь, одна любовь — указ беспрекословный,

И в мире все игра, что вне игры любовной.

Никто не стал бы воспевать пустоту, как в Песне Песней. Снова - архетип как образ, в памяти духа выгравированный. А биологическую дуальность ничем кроме как биологическим единением и стиранием себя как пола и не преодолеть.
Очень прошу не сводить это понимание  на душевно-вульгарный уровень.
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2013, 14:56:15 от Rada »
Speak to me a word that I may live

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Супружество как единение в Боге
« Ответ #44 : 11 Ноябрь 2013, 14:52:26 »
...вы имеете  в виду  встречу будущих супругов?

Нет, не будущих... настоящих!)