Исихазм

Автор Тема: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"  (Прочитано 6519 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

А что, давайте проголосуем, братья-сестры.
Давно опросов не было, почему нет? :-)

Речь идет о трактате: "Метод Священной Молитвы и Внимания", по ссылке:
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #1 : 23 Сентябрь 2013, 01:21:30 »
Третья молитва у Симеона Н. Богослова начинается с уже помещённого в сердце ума. Следовать таким указаниям никто, не стяжавший ещё ум в сердце не может. Я читал это много лет тому назад в состоянии недоумения, и, увы, в нём остаюсь до сих пор.
Наибольшее неприятие вызывает якобы лицезрение "себя" светлого и исполненного рассуждения в некоем "воздухе сердца".

В своём сердце во время молитвы я зрю свой ум [не себя], молящийся коленопреклонённо, благоговейно и безсловесно, без каких либо рассуждений, видений, восторгов, будучи просто премного благодарным за полученную возможность стоять в полной неподвижности и тишине, не внимая никаким "глаголам", ничего не желая и ничего не ожидая.

Я проголосовал: понимаю, не применяю [потому как считаю для себя неприемлемым].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #2 : 23 Сентябрь 2013, 02:40:19 »
не знаю все ли я понимаю точно так как автор но вообще понятно и каких-то недоумений не возникает... тут не знаю куда проголосовать.. на практике конкретно сделать так как там написано не просто, да и само разграничение авторское, ясное дело, на три типа вовсе не абсолютно, и не без недочетов. впрочем, наверное это просто зарисовка - совет, а не триады в защиту безмолвников, так что выискивать недочеты тут бредово. на практике стремился к написанному ранее, сейчас в уме все поменялось. текст очень полезный, даже пожалуй один из ключевых практических. кто его не понимает - думаю, не от глупости, а просто не по духу божиему живет. непонимание и сумбур в голове часто от этого и происходит

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #3 : 23 Сентябрь 2013, 11:02:14 »
Третья молитва у Симеона Н. Богослова начинается с уже помещённого в сердце ума.

С этим согласна, но проголосовала иначе, чем вы.)

Теперь немного о самом понимании:

Все, о чем говорит Симеон Новый Богослов – это о молитве. Умаление страстей  - тоже в молитве.

3-й способ молитвы –  удел совершенных.  Первые два способа – ошибочные.  Люди, которые не по чину (без ступеней возрастания) начали молиться созерцательно, могут впадать в описанные первыми два состояния. Но ступени возрастания человек может проходить и не так как это описано у Симеона Нового Богослова.

Что не поняла Кассия: Следует различать способы молитвы от ступеней возрастания. Ступени, описанные ниже – это тоже с молитвой – это путь ума в молитве. Если схематично, то приблизительно так:

Первой ступени соответствует словесная молитва (голова)
Второй – словесно - умная (голова – горло)
Третьей  - умно – сердечная (горло - сердце)
Четвертой – сердечная (голова (ум) с сердцем)

Это все описано и у других отцов так или иначе.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #4 : 23 Сентябрь 2013, 11:03:01 »
Хотелось бы услышать, кто в чем видит ценность для себя именно этого труда Симеона Нового Богослова.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #5 : 23 Сентябрь 2013, 11:20:40 »
elm, полагаю, что этот текст – рабочий документ, краткое и сжатое сущностное наставление, по которому давали развернутые устные комментарии.
     Кто "метод" не понимает, и хочет приступить к нему, у того, возможно, нет ключей разумения к нему. Надо знать терминологию, и надо представлять (пусть чисто теоретически, пока) внутреннюю сокровенную антропологию, без которой в третьем методе ничего не понятно (во втором – тоже). И еще, думается, что текст закрыт для тех, кто, желая придти умом в сердце, видит в этом тексте "набор приемчиков" и игнорирует то, о чем не раз напоминает автор:  "непопечительность/мертвенность ко всему, чистую совесть, беспристрастие".
     На этих всех вещах я раньше сильно запинался – и ясности не было никакой. В результате у меня вышло, как всегда – "но мы пойдем другим путем".  :-D  Но сейчас, перечитывая "метод", начинаю понимать его практическую пользу и для тех, кто идет совсем иными методами. Уважаю и с вниманием отношусь и к т.з. автора по поводу созерцания, при прохождении 3-его метода:

Цитировать
Итак, именно проходящий <все> это в свое время и размеренно может после изгнания из сердца страстей <...> когда нуждается в этом, устремлять к небу чувственное око вместе с духовным и поистине чисто молиться, да и то в единичных и редких [случаях] из-за подстерегающих в воздухе <бесов>. На самом деле только то от нас требуется, чтобы сердце было очищено хранением; если же, по апостолу (Рим. 11, 16), "корень свят", то ясно, что "и ветви", и плод.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #6 : 23 Сентябрь 2013, 11:21:32 »
Понимаю и стараюсь применять практически.

Ум, совлекаясь слов и грубых образов, сходит по горлу в сердце. В центр ощущений душевного тела. Св. Отцы называют этот центр душой. Происходит соединение ума и души. Взаимодействие (энергообмен) между умом и поверхностью сердца (эмоции, чувства), рождает то, что мы понимаем как сознание. Сердечный ум в безмолвной молитвой углубляясь в Божественную сферу бытия (сверхобраз), призывает благодать. Она сжигает грехи и исправляет искажения. При этом, когда поверхность сердца очищена, благодать побуждает ум спускаться ниже, в глубокие чувства, и наконец в чрево. Чрево это то, что ум не осознаёт и с чем взаимодействовать не умеет, т.е. подсознание. В нём, как пишет СНБ, находятся корни страстей, источники искажений - зверь. И тот, кто сразится с этим зверем, и при помощи Божией победит его, будет свободен. Такому откроется возможность обожения души, а за ней и тела. Т.е. полное воскресение при жизни.
Естественно, когда я говорю обо всём этом, то говорю не о теле физическом, но душевном. И само сердце, чрево, пупки, соски и пр. здесь ни при чём. Я говорю о невидимых силах, о душевном теле.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #7 : 23 Сентябрь 2013, 12:10:23 »
Третья молитва у Симеона Н. Богослова начинается с уже помещённого в сердце ума. Следовать таким указаниям никто, не стяжавший ещё ум в сердце не может...Наибольшее неприятие вызывает якобы лицезрение "себя" светлого и исполненного рассуждения в некоем "воздухе сердца".
Прости, не соглашусь. Третий метод  начинается с начатка: послушания и хранения совести. И далее в этом методе речь вовсе не идет об "уже стяжавшем ум в сердце".
     Далее в 3_ем методе именно головному рассудочному уму (или  энергии ума, если по Паламе) предлагается вместе с сознанием чувств обратиться внутрь, и там сканировать и сверлить, исследуя "середину чрева"или "пуп" (что в данном тексте значит – центр человека, пространство внутрь сердца). И это делают,пока с содействия благодати сила рассудочного ума и сознания чувств  не пробьет "толщу и мрак" и не найдет в этой толще "воздух" (пространство внутрьсердечное) и в нем – сущность ума, которая светит светом ума.

То есть, рассудочный ум по этому методу, видит, наконец, внутрь-сердечное пространство и сущность ума в сердце. И видит внечувственно, но все еще извне. А когда рассудочный ум уже найдет всё это сокровище внутрьсердечное, и сойдет туда, в этот воздух , и воссоединится там с сущностью ума,  тогда начнется то, что с.о. называют хранением ума – внутрь сердца...но вместо описания перехода внутрь сердца – вижу  в тексте намеренный пробел. В тексте никакого перехода нет: ум нашел ум и бац! сразу пребывает внутрь сердца. И, видимо, недаром.

Понять, как именно рассудочный ум воссоединяется с сущностью ума, когда найдет ее согласно 3-ему методу, может только тот, кто практически следовал этому самому методу.   

Леня, тот, кто вошел уже умом в сердце иным методом этого ничего не увидит, потому что уже не со стороны смотрит вовнутрь, а напротив – собранный весь внутрь, изнутри смотрит.  :-)

все – имхо, конечно же

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #8 : 23 Сентябрь 2013, 12:22:14 »
Сам текст воспринимаю, как некую поэтическую метафору, ключом к открытию смыслов которой может быть только молитвенная практика. А описанные способы, как,  условно говоря, этапы/шаги погружения или возрастания при повседневной молитве, степень интенсивности и углубленности которой, меняется в зависимости от множества внешних и внутренних обстоятельств  внешней жизни и внутреннего  состояния. В начале пути старалась следовать изложенным наставлениям в буквальном смысле, как жесткой инструкции, но вскоре осознала, что подобный натурализм понимания ошибочен и мне точно не неполезен. Полезен дифференцированный подход. Смыслы наставлений постепенно открывались прямо во время молитвы, развеивая существовавшие вначале непонятки и недоумения.  :-)
При голосовании выбрала первый пункт.  :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #9 : 23 Сентябрь 2013, 13:19:36 »
...в этом методе речь вовсе не идет об "уже стяжавшем ум в сердце".
 

Не ради спора, просто другой взгляд.)

Прозелит, «стяжавший ум в сердце» - это ведь и есть стяжавший чистоту сердца.  Начаток третьего способа – чистота сердца. А без этой чистоты  первый и второй способ молитвы – опасны. Чистота сердца приобретается по пути восхождения ума к Богу и стяжания благодати в сердце. Она условно описана отцами как этапы или ступени молитвы. А третий способ молитвы, о котором говорит о.Симеон – это не просто этап, это больше описание действий уже чистого ума в чистом сердце и хранение сердца изнутри.

Симеон Новый Богослов: «Ибо из-за того, что сердце нечисто, второе и первое внимание не преуспевают».

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #10 : 23 Сентябрь 2013, 13:44:41 »
Первой ступени соответствует словесная молитва (голова)
Второй – словесно - умная (голова – горло)
Третьей  - умно – сердечная (горло - сердце)
Четвертой – сердечная (голова (ум) с сердцем)
У меня кажется 5 ступень (без головы и без сердца)  :-D
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #11 : 23 Сентябрь 2013, 14:01:38 »
Зато нос у вас красивый! И всегда по ветру...)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #12 : 23 Сентябрь 2013, 14:17:39 »
Хотелось бы услышать, кто в чем видит ценность для себя именно этого труда Симеона Нового Богослова.
Слова Симеона Н.Б. для меня лично как бесценное откровение...
Во первых, он показал два образа молитвы ведущие к прелести, или болезни... Раньше чувствовал но не знал.
Во вторых, два первых метода хороши но уместны строго в своё время. Речь идёт о последовательности, и главное полезности вещей - в одно время одна и та же вещь может причинить ущерб, в другое пользу. "Не так начавшие будут сокрушены зря."
В третьих, он указывает "беззаботность и беспристрастность соделывает его легко и незамедлительно текущим"... Для живущих среди бушующего моря, беззаботность и беспристрастность (мой опыт) должна рождаться каждый день во время молитвы... Еще "делать все совестливо" и "остерегаться от злоупотребления во всякой вещи" - по моему опыту пренебречь этим не возможно, иначе отяжелеешь.

И главное: "Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве"... Это изменяет осознание, видение, да и саму жизнь... Душа напитывается. Наверное поэтому она снова и снова стремиться к молитве. Но человек тяжелеет временами, и тогда наступает тоска и неутолимый голод, (кот. можно насытить только одним). Духовное напитывается только духовным.
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2013, 14:44:50 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #13 : 23 Сентябрь 2013, 14:21:29 »
И главное: "Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве"... Это изменяет осознание, видение, да и саму жизнь... Душа напитывается. Наверное поэтому она снова и снова стремиться к молитве. Но человек тяжелеет временами, и тогда наступает тоска и неутолимый голод, кот. можно насытить только одним. Духовное напитывается только духовным.

Спасибо!) А вы как проголосовали?

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #14 : 23 Сентябрь 2013, 14:22:56 »
Спасибо!) А вы как проголосовали?
за Собянина, он медведей любит  :roll:
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь