Исихазм

Автор Тема: Монастырь в миру.  (Прочитано 28411 раз)

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #30 : 31 Август 2013, 21:26:25 »
Мир вашему дому, Братья и Сестры. Монастырь в миру возможен, но в него невозможно войти если не происходит следующего: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь". (Ин.21.18) Старость не исчесляется годами, а скорее подразумевает под собой зрелость и готовность принять призыв уже не предворяющей, а призывающей благодати. Если первое - это вино Канны Галилейской, то второе питие из Чаши Гефсиманской. В общежительном монастыре, послушник опекается и духовником и братией. Монастырь в миру всего этого не имеет. Вообщем я хотел сказать, что монастырь в миру не может быть по человеческому хотенью, но по Божьему произволенью.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #31 : 31 Август 2013, 21:55:21 »
Зачем тогда величать монастырь в миру?  :wink:
Не знаю. Может по скудости слов.
Но с другой стороны, мне нравится перевод слова монах (инок). В нём есть смысл самого монашества.   
Цитировать
"Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище), также и́ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство»."
Цитировать
"Слова «монах», «монастырь», «монашество» произошли от греческого слова «монос», один. Монах — значит живущий уединенно или в одиночестве; монастырь — уединенное, отдельное жилище; монашество — уединенное жительство. Это жительство отличается от обыкновенного, всем общего жительства, — есть жительство иное, а потому в русском языке образовалось для него наименование иночества. Монах по-русски — инок. Слова «общежитие», «скит», «безмолвие», «отшельничество», «затвор», «пустынножитие» означают собою разные роды иноческой жизни. "
http://ppt4web.ru/images/2/10151/310/img2.jpg
Вообщем я хотел сказать, что монастырь в миру не может быть по человеческому хотенью, но по Божьему произволенью.
Да, скорее всего так и есть. Как и молитвенное делание.
« Последнее редактирование: 31 Август 2013, 22:28:37 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #32 : 31 Август 2013, 22:05:26 »
Неоднократно думал, а зачем, действительно, это нужно?
Сейчас сложилось мнение, что такая внутренняя установка, внутренняя решимость на такое делание, дают какой то внутренний стержень. Силу духа. БОльшую память Божию. Более целенаправленное и центроустремлённое действие. Силы противостоять миру и его страстям. Внутреннее спокойствие от чёткого определения цели своего поиска. Лучшую собранность в период расслабления. Единственное правильное решение для мирян, имеющих семьи, и желающих как можно больше отдать себя Богу.
Очень надеюсь, что это всё от Господа.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #33 : 31 Август 2013, 23:00:04 »
Владимир Б.,

Вы будете абсолютно точно знать. Сомнений не будет. В этом вся суть и тонкость. Прилепитесь к Нему, поймете до мозна костей, что все Им и ничего без Него. А дальше только Ему ведомо, какое Его предназначение для Вас. И никаких правил и гарантий.....

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #34 : 01 Сентябрь 2013, 01:28:21 »
Единственное правильное решение для мирян, имеющих семьи, и желающих как можно больше отдать себя Богу.
Очень надеюсь, что это всё от Господа.

В законнической и жреческой среде (в нее погружено современное православие) выработан следующий путь к святости по этапам:

1. Принесение жертвы в лице/виде другого. Жрец (священник), не обладая собственной святостью, творит жертвоприношение. Именно такой порядок отношения человека с Богом и привел к распятию Христа. Именно поэтому святые и распинаются миром до сих пор.
2. Принесение себя в жертву Богу. Это путь аскетический, монашеский или самопожертвования (в миру). Этот путь также построен на священнодействии (подвижничества) с соблюдением определенных правил и условий этого мира. По этому пути шел Иоанн Предтеча, который и считается родоначальником христианского монашества.

Второй путь (вобрав первый) находит свое завершение и исполнение, когда приходит Господь.

Так открывается третий путь: любви и милости. И Господь призывал идти именно по этому пути: милости хочу, а не жертвы. Мир не смог принять третьего пути, сделав из Господа Жертву. И делает жертву из Его святых доныне. Третий путь доступен немногим: за него, как правило, выдается первый путь (образчик для мирян) и второй путь (образчик для монахов).

Духовное величие Иоанна Предтечи в том, что, встретив Господа, он умалился (и принес в жертву себя). Следующие (только) по первому пути на такой подвиг не способны - они приносят в жертву Господа, чтобы выжить, - без освящения себя... Посему и любой (литургисующий) священник, который не сораспинается со Господом, распинает Его.

Этим путям должно соединиться, но, к сожалению, единения не было и нет. Почти нет...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #35 : 01 Сентябрь 2013, 17:55:25 »
Прилепитесь к Нему, поймете до мозна костей, что все Им и ничего без Него. А дальше только Ему ведомо, какое Его предназначение для Вас. И никаких правил и гарантий.....
Сергей, объясните, что в Вашем видении есть такое прилепление и следование Божиему предназначению?
С другой стороны, ведь мы можем говорить об одном и том же: может это и есть то "прилепление", желание которого Сам Господь вкладывает в сердце человека. Как и молитву.

Грация, спасибо!
Там, как кажется, ключевые слова "Этим путям должно соединиться, но, к сожалению, единения не было и нет. Почти нет...".
Настоящей любви без умаления страстей и приобретения хоть какого-то смирения быть не может. А это путь. Очень долгий.
Цитировать
"Любовь - это цель. Борьба со страстями - путь. Молитва - движущая сила."
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #36 : 03 Сентябрь 2013, 12:47:25 »
Несколько замечаний.

Обычный ум - ветхий и разделяющий - прочитает и объяснит слово "монах" примерно так: это человек, стремящийся к уединению (монах от "монос"), а цельный ум увидит в монахе и монашестве устремление к единению с Богом. Вот два полюса: уединение как бегство от людей - и единение в Боге, в т.ч. и с людьми. Уединение - неизбежный этап в той или иной мере, но единение - это высота и цель, без которых монашеское уединение - пустышка.

Есть монашество внутреннее и монашество внешнее. Понятное дело, внешнее монашество с его обетами, образом жизни и формами поведения у всех на виду. И это "парадокс": внешнего монашество - оно, вроде бы, направленное вовнутрь и на Бога, является показным. А ныне и вовсе стало декоративным. (Кстати, мои знакомые недавно возили детей на "уединенный" остров Валаам, так местные монахи - в мощном туристическом потоке - воспринимались в качестве очередного элемента экскурсионной программы. ) Монашество внутреннее скрыто, сейчас оно скрыто и намеренно скрывается немногими его носителями и в самих монастырях. Соединение внутреннего и внешнего в монашеском институте стало редкостью. Такой редкостью, что практически нет уже и настоящих старцев. Можно резюмировать, что внешний монашеский институт окончательно окостенел и почти умер.

Однако привлекательность монашеского пути осталась, довлеет многовековая монашеская традиция, высоки идеалы монашеской святости... И вот из этого традиционного котла, в котором во множестве варятся шаблонные представления и пеной вспухают монашеские мемы, черпаются и представления о монашестве (монастыре) в миру.

С внешней позиции монашество в миру является ущербной формой исторического монашества. С внутренней же позиции само историческое монашество является внешней формой, которую, если она стала негодной, следует менять, выходить из нее. И тогда монашество в миру является переходом из пленения внешними формами к внутреннему деланию в тех условиях, которые есть в настоящее время. 

Принято противопоставлять супружеский и монашеский пути. В падшем мире и для испорченного ума это так. Если же знать о монашестве как об единстве с Богом, а о супружестве как об единении в Боге, то можно отказаться и от такого противопоставления. В качестве образца хочу привести (не в первый раз) Святое Семейство. Замечу, что для ветхого разделенного сознания пример Святого Семейства не показателен, он как бы выпадает из матрицы шаблонов. Иосиф - муж, Мария - жена, у них семья и дети, один из них - Господь.  Мария - жена Иосифа, Приснодева и Матерь Божия, Которая величается и Игуменьей горы Афонской.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #37 : 03 Сентябрь 2013, 13:11:51 »
...Замечу, что для ветхого разделенного сознания пример Святого Семейства не показателен, он как бы выпадает из матрицы шаблонов...

Этому есть объяснение (что проходят почти незамеченными ваши слова о семье как о пути к святости).  В теме о продолжении рода вы написали, что «Третий вариант становится возможным, когда двое - он и она - в своем единстве делают духовный выбор.»  Как правило, в семье, где он или она делают духовный выбор, вторая половинка отстает (внешне отстает). Поэтому третий вариант сразу же отметается. Ну и зря, на мой взгляд. Так как духовный выбор, надеюсь, что со мною многие согласятся,  – это не просто внешний выбор, выбор религии и т.п. Создание духовной семьи может быть невидимым процессом для внешних глаз. Для меня это сокровенная жизнь в духе, в которой семья – главное звено. Настолько главное, что постоянно ощущаю родство душ людей, входящих в эту семью… И пусть не все вслух и сознательно исповедуют свою веру, сердце ведь не обманешь. Если сердце родного человека говорит о любви, не смотря на то, что уста молчат о Боге, то нет ничего дороже для меня на свете этого…)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #38 : 03 Сентябрь 2013, 14:18:20 »
Несколько замечаний.
...........

+

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #39 : 03 Сентябрь 2013, 15:43:32 »
  а цельный ум увидит в монахе и монашестве устремление к единению с Богом. ... и единение в Боге, в т.ч. и с людьми. .... но единение - это высота и цель, без которых монашеское уединение - пустышка............. И тогда монашество в миру является переходом из пленения внешними формами к внутреннему деланию в тех условиях, которые есть в настоящее время.  ....... Если же знать о монашестве как об единстве с Богом, а о супружестве как об единении в Боге, то можно отказаться и от такого противопоставления.
Александр, спаси Бог!
Именно в этом ракурсе хотелось поговорить о "монашестве в миру".

Одна проблема сильнее всего сейчас тревожит (к последнему предложению): как только усиливается духовная жизнь (например, в пост), внешние проявления "любви" к родным (не идущим этим же путём) уменьшаются. Т.е. для них становлюсь более чёрствым человеком, что и понятно, так как в это время хоть немного притихают страсти тщеславия, человекоугодия и лицемерия. И сколько не объясняй - не понимают. Что здесь можно сделать? У кого как влияет внутреннее уединение на внешние отношения?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #40 : 03 Сентябрь 2013, 16:20:43 »
Одна проблема сильнее всего сейчас тревожит (к последнему предложению): как только усиливается духовная жизнь (например, в пост), внешние проявления "любви" к родным (не идущим этим же путём) уменьшаются. Т.е. для них становлюсь более чёрствым человеком, что и понятно, так как в это время хоть немного притихают страсти тщеславия, человекоугодия и лицемерия. И сколько не объясняй - не понимают. Что здесь можно сделать?

Не возможно объяснить близким (не поймут все равно), что в тебе усилилась духовная жизнь, выразившаяся в притихающих страстях тщеславия, человекоугодия и лицемерия, в то время как перед их взором вырисовывается  угрюмый,  резкий, апатичный и прямолинейный (небритый) тип, только что вышедший из внутреннего уединения, чтобы перекусить чаем с бутербродом… Что делать?)) Предлагаю:
1. Побриться
2.Улыбнуться
3.Забыть начисто об усиливающейся духовной жизни и пойти погулять с родными, не забыв захватить с собой свое тщеславие, человекоугодие и лицемерие… Они еще пригодятся (в преображенном  виде).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #41 : 03 Сентябрь 2013, 16:29:51 »
Пожалуй, да :) Это не усиление духовной жизни, которое во время поста. Это усиление аскетической жизни. Я уже не раз говорил, что аскетизм (без любви) насквозь эгоистичен. И близкие это где-то чувствуют. Лучше, чтобы близкие почти не замечали, что держится пост.

В перспективе есть и другая ловушка. Если усилятся и улучшатся различные качества ума и души, что иногда происходит при аскетических опытах, можно стать авторитетной фигурой и для родственников. Тогда они с удовольствием будут играть в новые авторитеты, сотворяя кумира. Именно так и рождаются всяческие "старчики". Повторю, это ловушка, которую можно избежать только в исключительной простоте и служении (ес-но, без заискивания).

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #42 : 03 Сентябрь 2013, 17:15:04 »
Грация, спасибо за шутливый и хороший ответ :-), но это уже было лет 10 назад. Надеюсь, что уже совсем прошло. Ниже, Александру попробую более внятно объяснить, что хотел спросить.

Пожалуй, да :) Это не усиление духовной жизни, которое во время поста. Это усиление аскетической жизни. Я уже не раз говорил, что аскетизм (без любви) насквозь эгоистичен. И близкие это где-то чувствуют. Лучше, чтобы близкие почти не замечали, что держится пост.

Как сказал выше Грации, вроде это уже прошло некоторое время назад. Про внутреннюю жизнь не знает никто, внешний же пост в семье есть у всех. У меня (моя мера), по состоянию здоровья, внешне особо тоже не видна. Да и поведение внешне, стало намного ровнее, спокойнее, без особых внешних, религиозных проявлений,  что тоже вызывает вопросы.

В перспективе есть и другая ловушка. Если усилятся и улучшатся различные качества ума и души, что иногда происходит при аскетических опытах, можно стать авторитетной фигурой и для родственников. Тогда они с удовольствием будут играть в новые авторитеты, сотворяя кумира. Именно так и рождаются всяческие "старчики". Повторю, это ловушка, которую можно избежать только в исключительной простоте и служении (ес-но, без заискивания).

Спасибо за предупреждение! И это уже есть. Уже ловлю эти "шоколадные моменты". :-) Только не от аскетики тела, а от "аскетики" ума.

Повторю, это ловушка, которую можно избежать только в исключительной простоте и служении (ес-но, без заискивания).
Да, согласен. Спасибо за напоминание! Стараюсь...

Но хотел сказать не об этом. О том, что внутренняя жизнь, молитва, "забрали" краски внешнего мира, перенесли акцент и жизнь вовнутрь. При этом не хочется и тяжело разговаривать, особенно в 100 раз об одном и том же, и тем более о материальном, смотреть в 10-20 раз с семьёй "Сватов", собираться вместе только ради "жратвы", участвовать в праздниках (ДР), гулять с семьёй в магазинах, обсуждать машины и дома, общаться с женой только "ночью", так как душевного единения нет никакого,  и т.д и т.п.. Вот здесь проблема, о которой хотел поговорить с родными, но ни на грамм не понят. Пока она ещё не до конца созрела, но чувствую, близится какое-то окончательное внутреннее решение.
« Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2013, 17:25:10 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #43 : 03 Сентябрь 2013, 17:33:32 »
Alexander,

А в ответе № 42 Владимир Б. о серьезных вещах пишет. Видно изначально он неточно изложил свою ситуацию или был неправильно понят. Сейчас он дал немного более конкретики, и видно, что возникают проблемы более глубинные. Это начало сопротивления ветхого в окружающих его людях тем изменениям, которые происходят в нем и неизбежно затрагивают их.

У меня нет ему совета, но для других людей на Форуме это хороший пример того, с чем они столкнутся сами. Это нарастающее сопротивление родовых сил. Если я не ошибаюсь, Вы писали об этом.

Это серьезное испытание.

И, Владимир Б., я не могу объяснить Вам, что в моем понимании есть прилепление к Богу. Для меня сейчас это очень просто. Вся жизнь с Ним. А как это разобрать по косточкам, я не заморачиваюсь. Мне это не интересно. Я просто живу.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #44 : 03 Сентябрь 2013, 17:37:05 »
Следует ли, говоря о монашестве, резко противопоставлять традиционное монашество и монастырь в миру. Я два года подряд ездил на Афон. Там есть монастырь "Дохиар". Мне немного удалось увидеть жизнь монастыря изнутри. Самый главный вывод: братия монастыря - это единая семья, а игумен  геронто Григорий у них отец и духовник всей братии. Но это лишь земная надстройка. Далее таинственно и невидимо открывается неизменное и неслиянное, нераздельное и неразлучное вхождение монастыря в Святое Семейство в Небесную семью. Любое восхождение - поэтапно. Понял я твердо одно, что монастырь это семья, а значит и семья может стать монастырем.
В монастырь уходят из мира, но братия в монастыре становится той же семьей. В миру семья может быть, как братия в монастыре, а ты в ней игумен, твоя задача  привести к Богу братию (жену, детей) за собой. А бывает, что в мирском монастыре игумена нет (муж неверующий), так будет игумения - жена верующая. Все равно в Царствии Небесном нет не мужеского не женского пола. Конечно - это лишь заметки на полях, а не ответ на вопрос. в любом церковном вопросе надо исходить из позиции: Для Церкви канонично то, что для нее полезно.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.