Исихазм

Автор Тема: Монастырь в миру.  (Прочитано 28581 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Монастырь в миру.
« : 27 Август 2013, 22:21:07 »
Эта тема часто проскальзывала на форуме в разное время, может теперь есть смысл её поднять и углубить?
Так кажется, что молящийся христианин (форумчанин) уже почти находится в нём. И аскеза есть, и молитва (какую ещё надо поискать в монастырях), и Таинства, и внутренняя жизнь, и в той или иной степени отречение от мира.
Кто как думает: имеет быть место "монастырь в миру", или это "игры воображения" и "корм для тщеславия"?

В настоящее время в силу духовной деградации монашеского института уход в монастырь ведет к  автоматическому подключению к корпоративной матрице с неизбежным заполнением души и ума огромным набором корпоративных грехов, которые зачастую оказываются страшнее грехов родовых. Однако остается возможным внутренний уход, когда избирается монашество, но не выбираются монашеские стены. Это одна из разновидностей монашества в миру.
Об этом и говорю: монашество в миру - новое явление и один из признаков изменения механизма передачи (приобщения).
Особенность нашего времени - обретение целомудрия и святости в миру. Остаются благословенными старые методы стяжания Духа: принятие монашества, уход в горы, затвор. И все более явным ощущается благословение Божие на "новый" подвиг - внутреннего пути, внутреннего монашества, внутреннего затвора... Внутренний путь при почти не изменившихся внешних условиях: в толчее больших городов - как в пустыни, в семьях, воспитывая детей, - как в монашестве, в суете дел и забот - сохраняя мирный дух и безмолвие.
Стяжание начатков бесстрастия, обретение-вхождение в "ум Христов" вместе с сердечной молитвой в условиях прессинга внешнего мира - задача, провозглашенная в православии (даже об этом часто забывают, говоря, что молитва только для монахов), но не решенная.
Однако, по другому поступали и в прошлом: уходили странничать, убегали в леса и горы или несли крест домашнего послушания. О них мы знаем немного. Еще Макарий и Антоний Великий говорили о тихом и незаметном подвиге без каких-либо внешних атрибутов (две женщины, ведущие хозяйство и воспитывающие детей, сапожник из Александрии), как о большем, чем их монашеский путь. В наше время афонский старец Ефрем Катунакский говорил нечто подобное о своей матери. Сохранились и другие упоминания и свидетельства благословенности пути в миру.
Когда-то я говорил, что в церкви есть два мистических пути: путь учеников Иоанна Предтечи - с непременной пустыней, обетами, послушаниями... и путь учеников Господа: в миру - как в пустыне, без формальных обетов - и посвятивших себя Богу, не имеющих формального послушания - и проходящих послушание самим строем своей жизни ради Господа. Традиционное монашество - честь ему и хвала от Бога - выбрало первый путь. Но когда внутренними стезями приходит Сам Господь и приближается Царство Божие - умаляется Предтеча. Было время учеников Иоанновых, наступает время учеников Христовых...
Монашество должно быть понято как внутренний акт всецелой отдачи себя Богу, а дальше - куда Бог пошлет распинаться принявшего такое монашество человека - в мир или монастырь...
Я говорю и о безмолвии. Безмолвие - начало пути ума, а священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят немногие.
Такой пример. Суфизм - от арабского "суф" - шерсть. Но никто же не будет утверждать, что суфизм - наука ношения шерстяных плащей. Так и исихазм не есть буквальное молчальничество и абсолютное отшельничество.
И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры? Если же он семейный, в семье видеть церковь, а келью устраивать в своей душе? И это начало пути, а дальше ведет Господь, если человек ищет Его. Если же не ищет, то и монастырь не поможет, и отшельничество не спасет.
Слова прп.Исаака Сирина надо понимать, прежде всего, в духовном смысле. Исихаст - в душе отшельник, а в жизни - делатель на том месте, где его Господь поставил. Когда нужно говорит, где нужно промолчит, и земную келью обустроит, и детей воспитает. Лишь бы волю Божию искал исполнить, а не свои представления о ней.

http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0360_postovalova.shtml
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/monastyr_v_miru-all.shtml
http://www.missionary.su/warrior/6.htm
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #1 : 27 Август 2013, 22:59:26 »
Монастырь в миру?
Ложная посылка. Монастырь и в монастыре то теперь не монастырь, хотя есть отшельники и ныне.
Какое там монастырь в миру. Самообман и соблазн.

Гораздо интереснее исследовать мирской путь как таковой.
Путь истинного супружества, освященного Богом не менее, а более, чем монашество.

Все-таки не стоит забывать, что ряды монахов сотни лет пополняются исключительно за счет скотского способа размножения человеков через наслаждение.
Надо искать пути спасения в самых истоках существования человеков, а не в убегании от истоков, убегания хоть в миру, хоть вне мира.
Цитировать
καὶ   И   ἐπέβαλεν   наложил   ὁ        θεὸς    Бог    ἔκστασιν (экстаз)    исступление    ἐπὶ    на    τὸν         Αδαμ,    Адама,    καὶ    и    ὕπνωσεν·    усыпил;    καὶ    и    ἔλαβεν    взял    μίαν    одно    τῶν    [из]    πλευρῶν (грань, сторону, тень)    рёбер    αὐτοῦ    его    καὶ    и    ἀνεπλήρωσεν    заполнил    σάρκα    плотью    ἀντ    вместо    αὐτῆς.    его.        22     καὶ    И    ω̣κοδόμησεν    воздвиг    κύριος    Господь    ὁ         θεὸς    Бог    τὴν         πλευράν,(сторону, грань, тень)    ребро,    ἣν    которое    ἔλαβεν    взял    ἀπὸ    из    τοῦ         Αδαμ,    Адама,    εἰς    в    γυναῖκα    женщину    καὶ    и    ἤγαγεν    привёл    αὐτὴν    её    πρὸς    к    τὸν         Αδαμ.    Адаму.        23     καὶ    И    εἶπεν    сказал    Αδαμ    Адам:    Τοῦτο    Это    νῦν    теперь    ὀστοῦν    кость    ἐκ    от    τῶν         ὀστέων    костей    μου    моих    καὶ    и    σὰρξ    плоть    ἐκ    от    τῆς         σαρκός    плоти    μου·    моей;    αὕτη    эта    κληθήσεται    будет названа    γυνή,    жена,    ὅτι    потому что    ἐκ    от    τοῦ         ἀνδρὸς    мужа    αὐτῆς    её    ἐλήμφθη    взята    αὕτη.    эта.        24     ένεκεν    Из-за    τούτου    этого    καταλείψει    оставит    άνθρωπος    человек    τὸν         πατέρα    отца    αὐτοῦ    его    καὶ    и    τὴν         μητέρα    мать    αὐτοῦ    его    καὶ    и    προσκολληθήσεται    будет приклеен    πρὸς    к    τὴν         γυναῖκα    жене    αὐτοῦ,    его,    καὶ    и    ἔσονται    будут    οἱ         δύο    двое    εἰς    в    σάρκα    плоть    μίαν.    одну.        25     καὶ    И    ἦσαν    были    οἱ         δύο    двое    γυμνοί,    нагие,    ὅ         τε         Αδαμ    Адам    καὶ    и    ἡ         γυνὴ    жена    αὐτοῦ,    его,    καὶ    и    οὐκ    не    η̣σχύνοντο.    стыдились.   
Но это обсуждение упирается в тайну супружества, которая гораздо круче тайны монашества.
Так что, тупик и тут, что и подтверждено исторической практикой полного отсутствия описания пути восхождения к Богу в супружестве, как практики. Нет учебников тут. Все пишется набело без учебников и черновиков.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #2 : 27 Август 2013, 23:07:09 »
Владимир Б., спасибо за подборку. :-) Лишнее напоминание не помешает.
Кстати, среди нас, я знаю, есть несколько настоящих анахоретов, живущих в миру.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #3 : 27 Август 2013, 23:11:39 »
Но это обсуждение упирается в тайну супружества, которая гораздо круче тайны монашества.
Так что, тупик и тут, что и подтверждено исторической практикой полного отсутствия описания пути восхождения к Богу в супружестве, как практики. Нет учебников тут. Все пишется набело без учебников и черновиков.
Вот бы Вам, Сергий, и нарыть информацию на эту тему, делом заняться, вместо постоянного "полива" всех и вся на этом форуме. Отослал бы я Вас к гностическим текстам, где эта тайна проработана, да разве станете читать бяку и крамолу?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

alexanderya

  • Сообщений: 25
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #4 : 27 Август 2013, 23:13:31 »
1)С своих письмах одной даме (которая стала, монахиней) пр. Макарий Оптиский говорит, что не хорошо ей быть одной дома,т.к.находясь в одиночестве , она имеет мало поводов для смирения: занятия выбирает такие какие сама захочет, никто её не ругает, не раздражает, всё в доме верится вокруг неё(видимо, дворянкой была) и т.д. Однако, в монастыре случаев для смирения себя гораздо больше, чем в четырёх стенах.
  Так что если избирать монашество в миру в новоначалии, мне кажется следует избигать полного одиночество (иметь семью, найти работу, или встреть такого же как ты, в ходить в какой-то приход)
2) В монастыре меньше соблазнов. Конечно, прав тот, кто говорит что и в монастыре можно пасть, но просто объективнее меньше соблазнов. На афоне, например, вообще женщин нет. Один русский архимандрит, говорил, что лишь некоторые братия имеют доступ в интернет и на определённое время (они сайт монастыря поддерживали вроде). И т.д.
 Так что и здесь в миру нужно быть осторожным, ограждать себя от соблазнов ( наверное меньше телек смотреть, фильтор на инет поставить или ещё что-нибудь.)

 Так что, Да поможет нам в миру Бог!

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #5 : 27 Август 2013, 23:13:39 »
Хочется верить, что Админ, вынужденно употребляет в своих постах всякую терминологию, в том числе, и монастырь в миру. И само слово монастырь. Наверное, чтобы достучаться через знакомое.

Путь к Богу, обретение Царствия Его Здесь и Сейчас - это все не может скрываться за всякими играми в слова. Слишком много слов....К чему!? Прорыв к Нему не в этих словах и играх на Форуме.

Так что, Владимир Б., нет смысла в "поднять и углубить". Может быть, есть смысл углубить что-то иное? Найти искру внутри и раздуть её. и тогда не спрятать её.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #6 : 27 Август 2013, 23:30:48 »
Но это обсуждение упирается в тайну супружества, которая гораздо круче тайны монашества.
Так что, тупик и тут, что и подтверждено исторической практикой полного отсутствия описания пути восхождения к Богу в супружестве, как практики. Нет учебников тут. Все пишется набело без учебников и черновиков.
Вот бы Вам, Сергий, и нарыть информацию на эту тему, делом заняться, вместо постоянного "полива" всех и вся на этом форуме. Отослал бы я Вас к гностическим текстам, где эта тайна проработана, да разве станете читать бяку и крамолу?
"Бяку и крамолу" на эту тему можно почитать и у гностиков. Сыпте ссылок, Бог дасть еретиком от чтения этих текстов не стану. Если Бог даст, то почитаю, не даст Бог, так это сразу же Он Сам и укажет, Он милостив. Богословие продукт монашества, а у них, за редким исключением профессиональная деформация в вопросах оценки супружества, да и с опытным переживанием супружества эдак на протяжении лет 50-60 у них белое пятно. Как они могут судить о том, чего не ведали опытно? Никак. Безнадежная тема в святоотеческом наследии ... Им (монахам) супружество было всегда интересно только как способ деторождения. "Приклеется к жене" И "БУДУТ ДВОЕ В ОДНУ ПЛОТЬ" святыми совсем не исследовано. Я ничего на эту тему не встречал. А вопрос архи важен и интересен.

Не обижайтесь на то, что я пишу на форуме. Имейте снисхождение. Я пишу лишь о том, что меня действительно волнует и за что переживаю.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #7 : 27 Август 2013, 23:36:43 »
Здесь много о Тайне Христианского Брака: http://krotov.info/acts/02/03/philip.html
Кроме того, у нас была тема об Андрогине. Поищите.

P.S. A про "полив" на форуме, думаю, ни у кого нет обид. Нужны "специи" время от времени. Соль и перец [даже кайенский иногда] :lol:
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #8 : 28 Август 2013, 00:04:42 »
...Путь к Богу, обретение Царствия Его Здесь и Сейчас - это все не может скрываться за всякими играми в слова. ...
Верно.

Кто как думает: имеет быть место "монастырь в миру", или это "игры воображения" и "корм для тщеславия"?
Монастырь; монашество; православная община... звучит круто!!! В мгновение ум создаёт желаемые яркие образы, кот. так и манят...  По сути это иллюзия, в кот. блуждают очень многие... кто-то осознанно, а кто-то от безысходности, например духовники посоветовали (кот. и сами блуждают)...

"Монахом явл. тот кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву." (Главы о любви 2. 54) Реально исполнять данное правило всегда и везде? Думаю следует делать, что подсказывает сердце, просто идти своим путем до конца.
« Последнее редактирование: 28 Август 2013, 00:59:39 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #9 : 28 Август 2013, 00:44:12 »
Здесь много о Тайне Христианского Брака: http://krotov.info/acts/02/03/philip.html
Кроме того, у нас была тема об Андрогине. Поищите.

http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=554

здесь - Евдокимов Павел Николаевич по ссылке, а некоторые его книги можно найти в сети.
Ну и у Яннариса много.
Speak to me a word that I may live

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #10 : 28 Август 2013, 01:32:07 »
В монастырях нет любви и нет свободы. Там царствует "послушание, кот. превыше поста и молитвы", бег по кругу.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #11 : 28 Август 2013, 02:43:42 »
В монастырях нет любви и нет свободы. Там царствует "послушание, кот. превыше поста и молитвы", бег по кругу.
Только не в этом вот:
http://www.youtube.com/watch?v=GEp8C5rdK5Y
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #12 : 28 Август 2013, 04:51:46 »
Кто как думает: имеет быть место "монастырь в миру", или это "игры воображения" и "корм для тщеславия"?

Владимир! Сам Господь в Евангелие примером богача указал место, где мы можем спасаться(мир) и место, где совершенствоваться: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною..".

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Павел Евдокимов
« Ответ #13 : 28 Август 2013, 08:40:57 »
«Женщина и спасение мира».
http://4itaem.com/author/pavel_evdokimov-212420
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Монастырь в миру.
« Ответ #14 : 28 Август 2013, 10:34:21 »
Прежде всего, монастырь в миру  - реальность.
Но сразу надо отличить его от игры в "монастырь", который большинство из нас проходит так или иначе в неофитский период
 Монастырь в миру - это образ жизни, который естественным образом вытекает из умного делания.
Сразу подчеркну, что как нет на земле идеальных "классических" монастырей, так и всякий монастырь в миру тоже имеет множество своих недостатков. Но тем не менее - это реальность, которая формируется постепенно и незаметно.
Она не лучше и не хуже "классической" монастырской реальности. Она просто другая, не более того.