Исихазм

Автор Тема: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф  (Прочитано 18394 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Хочу попытаться начать трудную для меня тему, через которую я сейчас двигаюсь как сквозь туман. И эта ветка для меня будет лишь проработкой темы, в чем я надеюсь на помощь участников форума.
Перечитывал я тут древнюю ветку "Миф и мифологическое сознание" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2117.30 и понял, как четыре года назад не увидел и не понял почти ничего из того, что пытались мне показать другие.

Пока сам не умрешь и не воскреснешь, смерть и воскресение Христа - миф, нечто трансцендентное, невоспринятое на опыте. И Евангелие - еще одно мифическое повествование для невоскресших, поставленное в один ряд с Торой и Кораном.
Но реальность... она по другую сторону мифического евангелия, как об этом предупреждает Иоанн: "Всему миру не вместить, если писать подробно".
Приближает к реальности свой опыт. Чужой опыт - всегда миф, а слово - лишь шаткий мостик между двумя опытами.

В одной книге я вычитал интересную мысль, что для многих первых христиан Евангелие было вовсе не историческим повествованием, а именно мифом. И цель этого мифа заключалась в подготовке неофитов к духовному пути.
Тут надо сразу подчеркнуть, что для нас миф - стал синонимом небылицы и потому слова "Евангелие - миф" могут быть услышаны как декларация неверия. Однако речь идет о другом: о мифе как способе мышления и передачи знания. И здесь нет конфликта между историчностью Евангелия и его мифологичностью, речь идет о постижении глубинных смыслов, заложенных в Благую весть.
Еще Плотин говорил, что «Сознание - это царь. И мы в самих себе имеем этого царя, если мыслим сообразно с сознанием».
Христос - Мессия, Царь. Мы, христиане - Тело Христово.
И я прочитал в одной книге, что если в словах Плотина слово "царь" заменить словом  «Христос», то получим: «Сознание - это Христос. И  мы в самих себе имеем Христа, если мыслим сообразно со Христом».
Мы все носим в себе мертвость Господа нашего Иисуса Христа, говоря словами Апостола Павла. Иисус в нас - мертв. Истинное Сознание не пробуждено. И речь идет о воскрешении и пробуждении Христа - в самом себе. Собственно, в этом ключ для проникновения в Евангелие как миф.
(Возможно,  продолжу)

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #1 : 18 Август 2013, 19:19:48 »
Цитировать
Мифы ловят богов как сети — рыбу. Люди плохие рыбаки: боги уходят от них. Но и пустой миф всё ещё пахнет Богом, как пустая сеть — рыбой.     Д. Мережковский

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #2 : 18 Август 2013, 19:35:46 »
И я прочитал в одной книге, что если в словах Плотина слово "царь" заменить словом  «Христос», то получим: «Сознание - это Христос. И  мы в самих себе имеем Христа, если мыслим сообразно со Христом».
Не утерплю приколоться к этим словам [не Плотина, а с заменой "царя" на "Христа"]
Несколько часов назад вспоминал тут Декарта с его мощной [даже не мифологемой, а] суггестией, оказавшей необратимое влияние на всю иудео-христианскую парадигму европейски ориентированного сознания: "Я мыслю, следовательно, я существую".

"Мыслить" сообразно со Христом - значит не мыслить вовсе, не производить никаких мыслей вообще. Просто содержать в себе Христа неотъемлемо. Не рассуждать об Истине, а жить внутри Неё. Не задавать вопросы, но иметь только ответы. Отвергаться любого знания идущего извне, как частичного описания неописуемой Реальности.

Отсутствие мышления - Подлиннное Существование. René Descartes, отдыхай, болезный! :lol:

Мы все носим в себе мертвость Господа нашего Иисуса Христа, говоря словами Апостола Павла. Иисус в нас - мертв. Истинное Сознание не пробуждено. И речь идет о воскрешении и пробуждении Христа - в самом себе. Собственно, в этом ключ для проникновения в Евангелие как миф.
А тут вот что.
Иисус не просто мёртв в нас. Он ещё даже не проник. Мы не в силах умертвить Христа в нас, если не даём Ему войти. Говорить можно только о латентном Царстве, о возможности иной формы восприятия, и только она, эта форма, позволяет лицезреть Живого Господа. А смерть и воскресение относятся только к личному Адаму. [ИМХО]
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #3 : 18 Август 2013, 20:32:13 »
Цитировать
Мифы ловят богов как сети — рыбу. Люди плохие рыбаки: боги уходят от них. Но и пустой миф всё ещё пахнет Богом, как пустая сеть — рыбой.     Д. Мережковский

Да, Мережковский в чем-то прав. Можно добавить, что миф как сеть все таки оставляет надежду однажды поймать рыбу и не упустить.

"Мыслить" сообразно со Христом - значит не мыслить вовсе, не производить никаких мыслей вообще. Просто содержать в себе Христа неотъемлемо. Не рассуждать об Истине, а жить внутри Неё. Не задавать вопросы, но иметь только ответы. Отвергаться любого знания идущего извне, как частичного описания неописуемой Реальности.

Собственно, я и веду к тому, что значит "содержать в себе Христа" и "жить внутри Истины". Потому самое сложное, как известно, прийти к простоте :)
 

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #4 : 18 Август 2013, 21:07:24 »
Потому самое сложное, как известно, прийти к простоте :)
Это точно.
Антиквар, у Вас внутри есть твёрдый ответ на вопрос: что такое спасение?
Как кажется, что когда есть такой ответ внутри, многое отпадает само собой, а остальное упрощается до предела.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #5 : 18 Август 2013, 21:12:33 »
Продолжу.
Лежащие на поверхности вещи обычно не слишком заметны. Наверное, мало кто из нас замечает, что апостол Павел в дошедших до нас подробных посланиях ни разу не цитирует Иисуса и практически ничего не говорит о Его земной жизни. Никаких ссылок на евангельские события за исключением факта крещения, распятия и воскресения в посланиях ап.Павла не найти.  Земной истории Иисуса, так важной для нас, в посланиях ап.Павла, просто нет. Хотя, казалось бы, он должен был прекрасно знать эту историю и было бы естественно, если бы свои послания общинам в дальние страны он подкреплял ссылками на евангельские события.
Но для ап.Павла это все, как будто и не важно. Его послания говорят о том, как открыть, осознать Христа в себе.   
Повторюсь, Павел говорит только о крещении, распятии  и воскресении. Это ключевые моменты, обозначающие этапы внутреннего пути человека. Крещение - смывание прошлого, распятие - умирание своего "эго" и воскресение - обретение единого сознания во Христе. Три этапа - три ключевых момента Евангелия, три ступени мифа (снова подчеркиваю - мифа как способа передачи знания, а не банальной выдумки).
(Продолжу, наверное, уже завтра. )

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #6 : 18 Август 2013, 21:13:32 »
Потому самое сложное, как известно, прийти к простоте :)
Это точно.
Антиквар, у Вас внутри есть твёрдый ответ на вопрос: что такое спасение?
Как кажется, что когда есть такой ответ внутри, многое отпадает само собой, а остальное упрощается до предела.

Первые христиане говорили, что спасение - это сохранение :)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #7 : 18 Август 2013, 21:24:05 »
"...долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое."
Уверенность в Жизни Вечной, несмотря на смерть физического тела - даётся [как (мне) видится из этого Псалма] не сразу, а после долготы дней.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #8 : 18 Август 2013, 21:53:22 »
По-моему, что такое спасение сформулировано в последних строках Символа Веры:
Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века.
Воскресения не усопших, а нас, живых мертвецов. Воскресения здесь и сейчас через открытие внутри нас Царства Божия и начала жизни Будущаго Века, возможной только в Нем. Здесь и сейчас, еще пребывая в теле, а не после его физической смерти.  :-)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #9 : 18 Август 2013, 22:11:42 »
Первые христиане говорили, что спасение - это сохранение :)
Не, не в общем, именно лично для Вас. Что такое спасение? От чего спасает Христос? В чём смысл Домостроения Божия в спасении человека(меня лично)?
Только ответы здесь не Богословские, а вполне реальные величины. И когда определится путь, а Цель нам известна, тогда всё остальное приобретает свои места.

Нравятся рассуждения Евгения в этой теме: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=449.0
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #10 : 18 Август 2013, 22:23:24 »
Какие именно, там не мало его рассуждений?   :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #11 : 18 Август 2013, 23:51:35 »
И когда определится путь, а Цель нам известна, тогда всё остальное приобретает свои места.
Согласитесь, Владимир Б., что после определения Пути и формулирования Цели и наступает самый пик прижизненных мытарств с не только непредсказуемым, но также и необозримым концом.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #12 : 18 Август 2013, 23:54:58 »
Какие именно, там не мало его рассуждений?   :-)
А они там все одной "линии". :-)
Там где он рассуждает про смирение. Например:
Я вот всё думаю о загадке апокатастасиса, сравниваю взгляд свт. Григория и прп. Максима. Богословски взгляд Григория убедителен, а Максима на первый взгляд странен. Но думается мне что богословие тут непричём, здесь какая-то психологически-духовная загадка. В самом деле, если воскресшие тела будут нетленны, истина Христова будет всем явлена, вся "совокупность душевных сил" будет восстановлена в первозданное состояние: "ибо надлежит, чтобы, как вся природа в ожидаемое время через воскресение плоти получает нетление, так и поврежденные силы души в течении веков удалили находящиеся в ней порочные образы, и чтобы душа, достигши предела веков, и не нашедши покоя, пришла к Богу беспредельному, — и таким образом в признании, но не в причастии благ, возвратила себе силы, восстановилась в первобытное состояние и стало бы ясно, что Творец не есть виновник греха." (прп. Максим), то почему воля будет продолжать упорствовать во зле? «Грешники будут знать добро, знать Бога — причем посредством личного опыта богопричастности — но по прежнему не будут пребывать с Ним в единстве любви, ощущая Его абсолютно чуждым по отношению к собственной избирательной воле, к «gnèmh»»(П. Малков) «Объяснение преп. Максима не удовлетворило современников» - пишет Флоровский. Действительно, непонятно на чём основано такое упорное противление воли, в чём оно коренится? Свт. Григорий же думал иначе: «Св. Григорий не может себе представить, что злое упорство тварной воли, обращенной в небытие окажется бесконечным. ... Человеческая воля не может упорствовать пред откровением Блага. Она немощна и в противлении. К этому присоединяется интеллектуалистический мотив, — воля однозначно определяется разумом. Разум может ошибиться только в обмане, и не может упорствовать в заблуждении разоблаченном: ясное видение истины, по мысли Григория, неоходимо определит волю к истине.»(Флоровский). И так, весь вопрос упирается в волю – может ли воля вечно упорствовать против явленной истины и вопреки лишённой страстей восстановленной природы?

Позволю себе предложить гипотезу – такое состояние воли есть гордость. Гордость имеет одно свойство – она не видит себя гордой и не слышит никаких доводов, она совеершенно уверена в своей святости и ничто не может посеять в ней сомнений в собственной непогрешимости. Это – состояние некого духовного коллапса, чёрной дыры закрытой в самой себе и никакими внешними воздействиями не пробиваемой. Блудник может признаться что он блудник, жадина – что он жадина, но гордец никогда не признается себе что он гордец. Вот к примеру если вдуматься в отрывок Мф.25.34 о последнем суде и об овцах и козлах. Тут дело вовсе не в том скольких нагих мы одели и больных посетили - человек не может одеть всех нагих и посетить всех больных. Тут суть в том что те кто по левую не соглашаются с упрёком Господа потому что считают себя правыми: «Господи! когда это мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?». А те кто по правую наверняка бы на подобный упрёк сказали бы «горе нам, действительно, скольких мы не посетили и не одели!», а на похвалу Господа удивляются потому что не знают за собой ничего доброго: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?». Господь показал правду и открыл их духовное устроение и тем и другим, но воля тех кто слева, застрявшая в гордости, не соглашается и не видит себя неправой. Что же Он может сделать с ними, если уже никакие аргументы их не могут вывести из этого коллапса гордости? Остаётся констатировать факт вечного ступора на которые они обрекли сами себя: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный».

Так что понимание прп. Максима кажется мне вполне обоснованным, если смотреть не с богословской точки зрения и не сравнивать ограниченность зла тварного с неограниченностью добра Божественного ("Так как порок не простирается в беспредельность, но ограничен необходимыми пределами, то по сему самому за пределами зла следует преемство добра" - свт. Григорий), а посмотреть на дело со стороны духовной психологии.

Становится страшно ... Как увидеть свою гордость и сознаться в ней? «Грехопадения кто разумеет? Господи, от тайных моих очисти мя» (Пс. 18, 13). Братцы, если видите во мне гордость, кричите мне!
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #13 : 19 Август 2013, 00:06:46 »
Согласитесь, Владимир Б., что после определения Пути и формулирования Цели и наступает самый пик прижизненных мытарств с не только непредсказуемым, но также и необозримым концом.
Для меня самый пик таких мытарств был тогда, когда целью было абстрактное "спасение", и в этовремя пытался бороться со своими стратями своими силами. Тогда действительно было всё непредсказуемо и безконечно мучительно.
Но вот как только более-менее чётко сформировались ответы на выше перечисленные вопросы, появилась молитва, частый душевный мир, реальное покаяние. И на всё остальное (глобальное) нашёл вполне удовлетворительные ответы. И они оказались очень просты.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Звезды на дне колодца, или Евангелие и миф
« Ответ #14 : 19 Август 2013, 00:55:37 »
Согласитесь, Владимир Б., что после определения Пути и формулирования Цели и наступает самый пик прижизненных мытарств с не только непредсказуемым, но также и необозримым концом.
Для меня самый пик таких мытарств был тогда, когда целью было абстрактное "спасение", и в этовремя пытался бороться со своими стратями своими силами. Тогда действительно было всё непредсказуемо и безконечно мучительно.
Но вот как только более-менее чётко сформировались ответы на выше перечисленные вопросы, появилась молитва, частый душевный мир, реальное покаяние. И на всё остальное (глобальное) нашёл вполне удовлетворительные ответы. И они оказались очень просты.
Завидую белой завистью.... Будьте благословенны!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.