Исихазм

Автор Тема: О воскресных школах  (Прочитано 3565 раз)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

О воскресных школах
« : 11 Август 2013, 20:04:19 »
Не совсем давно проходила по вечерней набережной мимо группки подростков, которые вяло репетировали и пытались привлечь прохожих игрой на инструментах. Другие сидели рядом, на траве; не асоциальные, домашние, розовощёкие дети. Но как-то удивила атмосфера их «тусовки» и глаза – там читались скука, обыденность, тоска, неприкаянность и небольшая надежда-ожидание чуда и праздника.
Воздохнулось, что вот была бы у них вера христианска, ведь повседневной «самореализации» и счастья хватило б так, что даже, возможно, и желания и сил не появилось регулярно вытаскивать синтезатор, барабаны и гитары. И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?
На минуту представила, как во всех школах учились бы такие сознательные подростки… И поняла, что скорее всего, это невозможно. Ведь, чтобы «уверовать как надо» много чего надо, необходим какой-то личный жизненный опыт, чтобы появились убеждения.
Затем мысль моя простёрлась на воскресные школы. Нужны ли они? Ведь человек до всего доходит в своё определённое Богом время, чудесным образом. Вера – глубоко интимное дело, как этому может научить учитель в классе? Наверное, это прерогатива родителей или кого-то духовно-близкого родственника, крёстного, друга – во время сориентировать, суметь точно и исчерпывающе ответить на возникающие вопросы. Рисовать ангелов, изучать закон Божий, петь колядки, ставить спектакль – при чём тут Бог и вера? Всё это косвенно и опосредованно, а где о главном на потребу? Кого-то из детей, возможно, это натолкнёт на рождение в духе и истине, а для других это может оказаться суетой сует и томлением духа.
В общем, такие вот мысли. Я не права?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #1 : 11 Август 2013, 20:34:39 »
Не совсем давно проходила по вечерней набережной мимо группки подростков, которые вяло репетировали и пытались привлечь прохожих игрой на инструментах. Другие сидели рядом, на траве; не асоциальные, домашние, розовощёкие дети. Но как-то удивила атмосфера их «тусовки» и глаза – там читались скука, обыденность, тоска, неприкаянность и небольшая надежда-ожидание чуда и праздника.
Воздохнулось, что вот была бы у них вера христианска, ведь повседневной «самореализации» и счастья хватило б так, что даже, возможно, и желания и сил не появилось регулярно вытаскивать синтезатор, барабаны и гитары. И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?
На минуту представила, как во всех школах учились бы такие сознательные подростки… И поняла, что скорее всего, это невозможно. Ведь, чтобы «уверовать как надо» много чего надо, необходим какой-то личный жизненный опыт, чтобы появились убеждения.
Затем мысль моя простёрлась на воскресные школы. Нужны ли они? Ведь человек до всего доходит в своё определённое Богом время, чудесным образом. Вера – глубоко интимное дело, как этому может научить учитель в классе? Наверное, это прерогатива родителей или кого-то духовно-близкого родственника, крёстного, друга – во время сориентировать, суметь точно и исчерпывающе ответить на возникающие вопросы. Рисовать ангелов, изучать закон Божий, петь колядки, ставить спектакль – при чём тут Бог и вера? Всё это косвенно и опосредованно, а где о главном на потребу? Кого-то из детей, возможно, это натолкнёт на рождение в духе и истине, а для других это может оказаться суетой сует и томлением духа.
В общем, такие вот мысли. Я не права?
И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?

Может быть даже святым. И, возможно, ради того, чтобы всего один или двое  (или несколько) подростков стали святыми и существует еще мир.

О святом Артемии ...
http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0&filmId=-YZl-Dng8gE%2C

Простите

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?board=3.0
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #2 : 11 Август 2013, 23:06:35 »
Вспоминая себя...  Подросток просто не настроен на труд( результатом которого станет настоящее чудо и праздник). Поэтому послушать тебя он даже не прочь, и даже может убедится, а может и вдохновится, но дальше... Воскресная школа действительно не поможет. Даже с собственными детьми это сверхзадача.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #3 : 12 Август 2013, 02:36:03 »
Из жития Артемия Веркольского не очень поняла о сознательной вере.
"С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту" - такое возможно и как у детей - бессознательно, инстинктивно. Ну дана, м.б. была непрестанная молитва с рождения, оттого и плоды такие. Свят, но не искусен, называется.
Начало доходить, что вот почему подростковый возраст считается сложным: вера (под влиянием уродующих обстоятельств, как то: избыточные светские знания в школе, удушающе-земные установки семейного клана и т.д.) перестаёт быть бессознательной, цельной, но в то же время и жизненного опыта, наблюдений недостаточно для уже сознательных личных выборов. И правда сложно.
Тут, в лучшем случае, может быть либо "святое послушание" родителям, либо бессознательно - голосу благодати. Но в любом случае это "свят, но не искусен".

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #4 : 12 Август 2013, 03:17:14 »
Вспоминая себя...  Подросток просто не настроен на труд( результатом которого станет настоящее чудо и праздник). Поэтому послушать тебя он даже не прочь, и даже может убедится, а может и вдохновится, но дальше... Воскресная школа действительно не поможет. Даже с собственными детьми это сверхзадача.
А не настроен на труд почему? - правильно, нет мотивации.
Я, конечно, не специалист по воспитанию детей, но почему-то кажется, что самое главное и единственное, что нужно - сделать так, чтобы Бог подростку почему-либо стал интересен и нужен. Всем же детям нравится Дед Мороз, например.
Просто надо понять, что вот конкретно этого отпрыска интересует на самом деле, по-настоящему, от чего у него начинают, условно говоря, блестеть глаза, о чём ему нравится разговаривать часами - и потом как-то так незаметно, не всё время, а от случая к случаю вплетать в ткань этого на самом деле для него интересного Бога.
Или у каждого ребёнка-подростка бывают какие-то кризисные моменты в жизни, при чём не обязательно со знаком минус. И вот тут тоже можно дать волю любящим отеческим излияниям, и то аккуратно очень - говорить, пока тебя хотят слушать. Ибо, имхо, лучше "недоправославить", чем "переправославить".
Но, конечно, по-моему, "сознательно-верующий" отрок - утопия.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #5 : 12 Август 2013, 03:24:39 »
И ещё, возможно, в соответствии с промыслом Божиим, важно, чтобы не именно Вы зажгли в ребёнке веру, а например, другой священник, какой-то старший друг или вообще незнакомый человек. А может, он когда-нибудь, ощутив контраст, оценит уютную семейную отеческую колыбель, и вот тогда...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #6 : 12 Август 2013, 09:03:43 »
Песня Копыловой про Артемия Веркольского... это православный трэш. Житие, которого практически и нет, мифологизировано. Поэтому вертеть образом этого отрока ради оправдания своих идей весьма легко.

Нужны ли воскресные школы? Нужны, конечно же. Для образования и морально-нравственного воспитания детей. И передачей всего отягощающего набора, который приплюсовывается к вере, а точнее, подменяет ее. Надо понимать безо всяких иллюзий, что святость в воскресных школах не воспитывается. Другими словами, воскресная школа - это одна из низовых образовательных ячеек-фильтров, вчлененных в тело церковно-государственной матрицы. Цель такой ячейки - вобрать юные ум и душу, подтесать их, наполнить правильными шаблонами и передать на потребу обществу.   

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #7 : 12 Август 2013, 13:16:13 »
Из жития Артемия Веркольского не очень поняла о сознательной вере.
"Сознательная вера" - это что за зверь? Есть разве "бессознательная вера"? А может быть проще? Может быть есть просто вера? Точнее, есть обычно неверие, а веры то и нет. От того она и непонятна для верующих, считающих себя верящими, но имеющих ли веру? А тем более имеющих ли незабывающее ведение, которое и есть истинная вера сердца?
У святых вера есть всегда и незабывающее веденее, которое есть превышеестественная вера.
Цитировать
преподобный Максим Исповедник
Мистагогия

из
 V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе

Следует сказать об этом яснее. Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души. И опять же он называл ум мудростью, а разум рассудительностью – они суть первые энергии души». Рассуждая об этом более пространно, он говорил, что к душе, соответственно ее умной части, относятся ум, мудрость, созерцание, ведение и незабывающее ведение; завершением их является истина. Соответственно же разумной части, к душе относятся разум, рассудительность, делание, добродетель и вера; завершением их является благо.

Истина и благо, по его словам, обнаруживают Бога. Но [Он предстает] как Истина, когда Божественное изволяет обнаружиться Своей сущностью, потому что истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное. И [Бог предстает] как Благо, когда [Он изволяет обнаружиться Своей] энергией, потому что благо – благодетельно, оно промыслительно печется и оберегает всё происшедшее из него. По мнению этимологов, слово «благо» происходит от «быть чрезмерным», или от «быть положенным», или от «бежать», ибо оно дарует всему сущему бытие, неизменность и движение.

Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре.

====================================================================================

Относительно же того, как и каким образом каждый из них совершается и приводится в действие, а также относительно того, что и в какой степени противодействует или содействует им, – подобное разъяснение не является темой нашего рассуждения. Следует знать только, что всякая душа, когда она в силах, по благодати Святого Духа, а также благодаря собственному трудолюбию и тщанию, соединить и сочетать все это, то есть разум с умом, рассудительность с мудростью, делание с созерцанием, добродетель с ведением, веру с незабывающим ведением, не умаляя и не превознося одно по отношению к другому, но отсекая всякое превозношение и умаление; или когда душа, говоря кратко, сможет превратить свою десятерицу в единицу, тогда она соединится с Богом – Истинным и Благим, Единым и Единственным. Она становится прекрасной, величественной и, по возможности, подобной Ему, благодаря исполнению четырех главных добродетелей, обнаруживающих в душе Божественную Десятерицу и содержащую также другую блаженную десятерицу заповедей.

Ведь четверица есть десятерица в возможности, поскольку она поступательно развивается из единицы. С другой стороны, она есть и единица, поскольку, собираясь воедино, объемлет благо и являет простоту и неделимость Божественной энергии, неделимо разделенной в ней. Благодаря этим добродетелям душа ревностно блюдет свойственное ей и мужественно отвергает чужое как злое. Ведь она имеет ум благоразумный, мудрость рассудительную, созерцание деятельное, ведение добродетельное, а при них – незабывающее ведение, наивернейшее и незыблемое. И, благоразумно сопрягая следствия с причинами и действия с возможностями, она приносит [все это] к Богу, получая взамен обожение, созидающее простоту.

Ибо действие есть и проявление; так, разум есть проявление ума (подобно тому как следствие есть проявление причины), рассудительность есть проявление мудрости, делание – созерцания, добродетель – ведения, а вера – незабывающего ведения. Из всего этого создается внутренняя связь с Истиной и Благом, то есть с Богом, Такая связь, говорил [старец], есть божественная наука, непогрешимое ведение, любовь и мир, в которых и через которые совершается обожение. Это – наука, потому что она есть завершение ведения о Боге и о [вещах] божественных, какое только доступно людям, и непогрешимый оплот добродетелей. Это – ведение, потому что она подлинно восходит к Истине и сообщает нам постоянный опыт Божественного. Это – любовь, потому что данная связь, по своему устроению, вся сопричаствует всей радости Божией. Это – мир, поскольку она испытывает то же самое, что и Бог, подготавливая к тому же людей, удостоившихся быть причастными подобного мира.

Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возроста человека.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #8 : 12 Август 2013, 18:28:35 »
После окончния второго класса средней школы мой друг и сосед по парте Ваня Дворцов был убит молнией. Он бежал по водоразделу летом в деревне во время сильной грозы, и люди видели как он буквально исчез в мощной вспышке. От него осталась кучка пепла и немного обгорелых костей.
Ваня был совершенно не от мира сего, его взгляд всегда был обращён вовнутрь. Я боялся за него, провожал его после школы домой - нужно было переходить через трамвайные пути.

Он продолжает жить в моей памяти... Несомнено для меня - святой... Никто не напишет акафист...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #9 : 12 Август 2013, 21:00:32 »
Настоящие акафисты они в любящих сердцах запечатлеваются, а вовсе не на бумаге пишутся. Как и поминальные записки, кстати.  :-)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #10 : 12 Август 2013, 21:14:17 »
Другими словами, воскресная школа - это одна из низовых образовательных ячеек-фильтров, вчлененных в тело церковно-государственной матрицы. Цель такой ячейки - вобрать юные ум и душу, подтесать их, наполнить правильными шаблонами и передать на потребу обществу.
Вот и я о том, совсем недавно подобное осмысление родилось. А рисовать ангелов можно, например, в доме детского творчества и сделать там выставку рождественских вертепов...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #11 : 12 Август 2013, 21:45:06 »
Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возраста человека.
Сергий, согласна со всем Вами написанным на все 100.
Только, согласитесь, многие всё-таки забывают о незабывающем ведении своего сердца. Сознательная вера - это когда человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #12 : 12 Август 2013, 21:50:05 »
Леонид, то, что Вы описали, потрясло.
Как и поминальные записки, кстати.  :-)
А об этом можно поподробней?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #13 : 12 Август 2013, 22:04:36 »
Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возраста человека.
Сергий, согласна со всем Вами написанным на все 100.
Только, согласитесь, многие всё-таки забывают о незабывающем ведении своего сердца. Сознательная вера - это когда человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца.
У меня период вопросов. :-)

 Что значит: "человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца"?
Как на практике происходит "уделение внимания незабывающему ведению сердца"?

Попробуйте дать развернутый и внятный ответ.

Интересно также как человек (подросток, например) ОБРЕТАЕТ "незабывающее ведение сердца" ...
Ведь чтобы ему уделять внимание это ведение надо сначала обрести (или не потерять?  :-) ) ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О воскресных школах
« Ответ #14 : 12 Август 2013, 22:34:11 »
"Сознательная вера" - это что за зверь? Есть разве "бессознательная вера"? А может быть проще? Может быть есть просто вера? Точнее, есть обычно неверие, а веры то и нет. От того она и непонятна для верующих, считающих себя верящими, но имеющих ли веру? А тем более имеющих ли незабывающее ведение, которое и есть истинная вера сердца?
У святых вера есть всегда и незабывающее веденее, которое есть превышеестественная вера.
Вера это прежде всего осознанный опыт, знание, ведения...
Если по простому то Вера - Ведение Света. Если по о.Ивану Мейендорфу, Вера - опыт Царствия Божьего.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь