Исихазм

Автор Тема: Приемы, помогающие в молитвенном делании  (Прочитано 9286 раз)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Серафима! Ты правильно ответила НИКИТЕ, подчеркнув самое главное что пытался сказать я тебе: "А самое главное - это доверие, с каким они молятся. Они не сомневаются".
Если будешь так молиться, то постепенно придет к тебе осознание того, что ты не одна. У св.отцов это называется "Присутствие Божие".

Серафима, если ты устами, или умно будешь "непрестанно молиться" Иисусовой молитвой, то чтобы ты не делала, чем бы ты не занималась - ты всегда будешь "Предстоять Господу" во внутренняя твоя, ты всегда будешь находиться в "Присутствии Божием". Это и есть молитва. Благодать Божия за то, что веруешь Господу и что не оставляешь молитвы своей, за то, что носишь на устах и в уме имя Божие будет хранить не только тебя, но и дом твой, а ребенок твой совершенно выздоровеет. Поверь мне, я знаю о чем пишу. Серафима! Всех благ тебе.

Любое стремление к высоким духовным состояниям - есть бег во взрослую жизнь, бег в противоположную от молитвы сторону.

Виктор, вы говорили мне не о доверии, а о чистоте, "неповреждённости грехом". Поэтому я и возразила вам. Что касается простоты, здесь я согласна.
И тем не менее, способ молитвы за других Леонида представляется мне интересным. Я уже попробовала немного. 
Да и с чего вы взяли, что "В молитве Леонида нет уже той детской простоты"? Может, в его молитве больше той самой простоты, чем в моей и вашей вместе взятых. :)
Христос воскресе, радость моя!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

У молитвы за кого-то есть два вида.
В периоды сильных эмоциональных переживаний (допустим, известие о тяжелой болезни близкого человека, угрозе его жизни или в моменты прощания с умершим) образ человека сам собой входит в сердце - причем образ не зрительный, не мысленный, а просто образ. И из сердца начинает бить горячий поток молитвы к Богу. Мы даже не задумываемся как это происходит, нам вообще в такие моменты не до этого. Это, собственно, и есть детская молитва - простая и горячая, которая захватывает все наше существо.
Но в остальные моменты жизни, когда мы погружены в повседневную суету, приходится понуждать себя к молитве за других. И здесь бывает хорошо то, о чем писал выше Леонид. Память о человеке, о людях постараться свести и удерживать в сердце и так молиться. Посвятить какое-то время (пусть хоть пару минут) - только Богу и им. И это тоже будет простая, детская молитва.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

В этой теме хотелось бы описать кратко особенности приемов, применяемых при молитве и возможные особенности и границы их применения...
"А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный Нил Сорский (+ 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений" [31].
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/kalist-all.shtml

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

a chto delat', chto mojno primeniat'.  ili luchshe nichego ne delat'

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Так ведь дети именно так и молятся: помещают образ, а не только имя любимого в сердце и держат его там.  :-)
Это ваш личный детский опыт или соображения?
Конечно, это мой личный детский опыт, осознанный благодаря нынешнему недетскому.  :-)
А опыт моего детства говорит о том, что сомнительно, чтобы ребёнок занимался таким сложным деланием, как помещение образа в сердце, да еще и удерживание его там. У детей всё проще. Бог для них так же реален, как мама и папа. Им не нужны доказательства. А самое главное - это доверие, с каким они молятся. Они не сомневаются.
Ребенок и не занимается никаким сложным деланием, у него это происходит неосознанно легко и просто: те, за кого он молится образно (а не по имени) помещаются в его сердце. Если ребенок молится за маму с папой, то вовсе не именует их раба Божия такая-то, раб Божий такой-то, а просто прижимает к своему любящему сердцу образы горячо любимой мамочки и папочки, обнимая их и объединяясь с ними в единое целое.  :-)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Очень много полезных приемов описано в книге Жанны Гийон "Моление писанием"
http://www.hesychasm.ru/library/catholic/method.htm

И наставления старца Никодима Карульского. Рекомендую внимательно познакомиться, вникнуть
http://lib.pravmir.ru/library/book/1821

есть даже аудиозапись бесед приемов много. можно даже изучать конспективно.
http://predanie.ru/audio/propovedi-i-besedy/Nikodim_Karulsky/

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Жанна Гийон. Метод молитвы
16. Писание

В последних нескольких главах мы рассматривали более глубокое переживание Христа, и в последней главе мы рассмотрели, как следует обращаться с грехами и исповедью. Теперь пойдем дальше и рассмотрим, какие еще переживания с Христом ожидают вас, когда ваше переживание с Ним будет углубляться.

Сначала возьмем Писание. Можно ли использовать Писание еще глубже, чем было упомянуто до сих пор?

Пожалуйста, вспомните из предыдущих глав, что чтение Писания является вхождением в молитву. Вспомните также, что прочитанное вами может стать молитвой. Может ли Писание дать нам еще что-нибудь? Да, вы можете использовать Писание еще более совершенным способом. Рассмотрим этот способ. Я дам вам краткое практическое описание.

Сначала предстаньте перед Господом и начните читать. Как только вы почувствовали, что притягиваетесь внутрь, прекратите чтение. Прекратите чтение, когда почувствуете, что Господь притягивает вас к Себе в ваши внутренние части. Теперь просто оставайтесь в покое. Оставайтесь так некоторое время. Затем на мгновенье продолжите чтение, но прочтите лишь чуть-чуть. Прекращайте читать всякий раз, когда чувствуете, что божественное притяжение влечет вас глубоко внутрь.

Можете ли вы ожидать нечто больше этого? Время от времени вы начнете прикасаться к состоянию внутренней тишины. Какова будет ваша реакция на это переживание? Одна из реакций будет такой: вы уже не будете обременять себя произносимой молитвой. (Если в это время вы будете молиться, громко произнося слова, или любым другим общепринятым способом, то это только уведет вас от внутреннего переживания обратно к внешней поверхностной молитве.)

Тишина будет настолько привлекать вас, что вам совсем не надо будет принуждать себя говорить. Но если вы ничего не говорите, что же вы будете делать? Ничего! Просто отдайтесь внутреннему притяжению! Отдайтесь притягивающей силе вашего духа. Ваш дух притягивает вас все глубже и глубже внутрь. Еще одно слово.

Вы поступите разумнее всего, если во всех своих переживаниях вы не будете придерживаться никаких определенных форм, правил и обычаев. Вместо этого, будьте полностью под водительством Святого Духа.

Если вы будете следовать духу, то всякая встреча с Господом будет совершенной... что бы она из себя ни представляла.

Помню, прочитав это лет шесть назад, не смогла применить на практике. Не было искомого результата. Не возникало описанного "внутреннего притяжения"

И только через несколько лет, когда стала учить текст Писания наизусть, задним числом осознала, что при этом идет опыт, аналогичный вышеописанному. Мне кажется, использование рекомендованных приемов не всегда способно приобщить опыту. На опыт выходит каждый своим путем. Саму Гийон никто не обучал никаким приемам...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Саму Гийон никто не обучал никаким приемам...

Да некоторые приемы обнаруживаешь в процессе молитвы, некоторые можно использовать подсказанные, конечно творчески адаптированные под себя.  Цель она не вприемах, но для понуждения к молитве могут помочь, имеется в виду не к формальной молитве конечно...   Удивительно, что молитвенники-святые в своем большинстве применяли приемы и их показывали ученикам, а Вы Елена как-бы ставите под сомнение такую форму передачи опыта молитвы.  Т.е. по вашему никакой культуры молитвы нет и каждый должен начинать весь процесс просто с нуля, а на самом деле с внешне-церковных форм-приемов практики. Во внешнецерковной жизни приемов навалом, от стояния и Спаси Господи с локтем, до простите, каюсь, благословите батюшка и т.д. 

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Т.е. по вашему никакой культуры молитвы нет и каждый должен начинать весь процесс просто с нуля

Я формулировала мягче: "использование рекомендованных приемов не всегда способно приобщить опыту". Не рискую высказываться категорично. Я благодарна вам за отсылку к текстам Жанны Гийон. Перечитала небольшой фрагмент и некоторые вещи отчетливее для себя уяснила. 

Цитата: Жанна Гийон
Сначала предстаньте перед Господом и начните читать. Как только вы почувствовали, что притягиваетесь внутрь, прекратите чтение. Прекратите чтение, когда почувствуете, что Господь притягивает вас к Себе в ваши внутренние части.

Я понимаю, о чем здесь речь, так как это мой каждодневный живой опыт. Но формулировка, на мой взгляд, корявая. Мне кажется важным, как человек осмысляет прожитый опыт.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #39 : 09 Август 2013, 16:52:29 »
Интересная библиотека
http://txt.drevle.com/index.html

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #40 : 11 Сентябрь 2013, 22:43:48 »
Игорь, позвольте добавить еще один прием, я для себя назвал его «дыхание сердцем». Внимание держим в груди, воздух втягивается медленно, чтобы его движение в носу, гортани и легких не чувствовалось. Это как когда нюхаешь тонкий запах цветка, ландыша например. В этот момент легко представить себе и самый запах, но не надо этого делать – копировать только технику осторожного вдоха, произнося про себя ИМ.  Выдох по возможности такой же медленный. Минут через 10 появляется ощущение, что дышит само то место в груди. Когда я впервые это почувствовал, был очень удивлен. Часто при этом появляется упомянутое вами «тончайшее, сладчайшее и щемящее» ощущение. Сразу говорю, что это не благодать, а один из многих этапов трудовой ИМ.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #41 : 12 Сентябрь 2013, 14:16:46 »
интересно что классические приемы, вновь открываются...меняется лишь техника исполнения... :-)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #42 : 29 Сентябрь 2013, 00:35:46 »
Vot kem interesno stanovit'sia, bit'. i etomu po suti posviaschen nash forum.

www.volgograd.lug.ru/library/hacker-howto.ru.html

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #43 : 29 Сентябрь 2013, 01:13:05 »
Mne kajetsia zdes' vpolne ochevidi analogii mejdu diletantstvom mirian-userov, monahov-sysadminov i hakerov, vihodiaschih za predeli takogo delenija

Slava Bogu hakeri na nashem forume est'!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Приемы, помогающие в молитвенном делании
« Ответ #44 : 14 Октябрь 2013, 00:22:53 »
O krugovom dvijenii uma

canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.mart2_2