Исихазм

Автор Тема: Три Церкви согласно древнесирийской "Книге Ступеней"  (Прочитано 4570 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

"Книга ступеней (Liber Graduum)" - один из величайших памятников древнесирийской христианской литературы посвящённый главным образом духовной жизни. Автор книги неизвестен, датируется она приблизительно концом 4-го века. Вот одна из глав – о Церкви.
Цитировать

Глава 12. Священнодействие невидимой и видимой Церкви.


1. Братия, поскольку мы верим что есть таинственное само-опустошение сердца когда оно покидает землю и возностися на небеса, то справедливо также опутошать себя и в теле от наших имений и наследств. Затем следует нам исполнять заповеди Того кто даёт жизнь всем, и тогда мы увидим что тот кто соединился с Господом и непрестанно размышляет о Нём имеет скрытую молитву сердца. Станем же молиться как телом так и сердцем, как и Иисус благословлял и молился телом и духом, также и апостолы и пророки молились. Не следует нам быть глупцами которые не слушают своих родителей – мы не должны терять своих духовных родителей и находить ложных родителей принадлежащих плоти, которые уклонят нас от пути истины Господа и проповедников Его (1).

И поскольку мы знаем что есть таинственный пост сердца, пост от злых помыслов, то следует нам также и поститься телом, как и Господь постился и проповедники Его во времена прошлые и настоящие. Поскольку мы знаем что тело есть таинственный храм, а сердце есть таинственный алтарь для священнодействия в духе, то следует нам проявить рвение и у этого видимого алтаря в этом видимом храме, с тем чтобы по мере наших трудов в них мы смогли бы упокоится навечно в небесной церкви которая свободна и изумительна, у того алтаря который украшен и превознесен в духе, перед которым ангелы и все святые священнодействуют в то время как Иисус действует как первосвященник и совершает освящение перед ними, над ними по их сторонам.

И поскольку мы знаем что совершенные крещены в Иисусе Христе и таинственным путём очищены, следует нам твёрдо верить и в это видимое крещение которое от Святого Духа даёт нам прощение и очищение грехов для всякого кто верит в это, крещается и делает добро.

2. Не без оснований было то что Господь и его проповедники прошлых и настоящих времён основали видимую церковь, алтарь и крещение которые могут быть видимы телесными глазами. Причина была в том чтобы видя эти видимые вещи, при условии что наши тела станут храмами и сердца – алтарями, мы бы обрели себя и в их небесных двойниках которые невидимы телесными глазами, переходя и вступая туда в то время пока мы всё ещё пребываем в этой видимой церкви с её священством и служением действующими как добрый пример для всех подражающих бодрствованию, посту и терпению Господа и его проповедников. Будем же как учить этому, так и следовать, и тогда, если достигнем смирения и благочестия, небесная церковь и духовный алтарь откроются нам, и на том алтаре мы станем приносить жертву благодарения в молитве наших сердец, как и в молениях наших тел, веря всегда в видимый алтарь и будучи уверенными в этом священстве священнодействующем в нём, поскольку всё что существует в видимой церкви было основано как подобие той скрытой церкви.

Если, однако, мы будем сомневаться и пренебрегать видимой церковью с её видимым алтарём, видимым священством и видимым крещением которое приносит прощение грехов, то наши тела не станут храмами, а наши сердца – алтарями или родниками хвалы. Также не будет нам открыта и та небесная церковь с её алтарём, светом и священством, где собраны все святые кто чист сердцем, кто пребывает в её славе, ликует в её свете, видя что они не пренебрегают этой кормилицей которая ежедневно рождает и воспитывает своих детей, которых она переводит в ту великую церковь на небесах.

Видимая церковь видима всеми: её алтарь, крещение и священство были основаны Господом, в ней Господь молился, Его апостолы крестились и приносилив жертву Его Плоть и Кровь, действуя как священники. Это церковь по истине есть благословенная мать которая воспитывает всех как детей. Таким же образом тело и сердце, в которых вселяется Господь и пребывает Дух, являются по истине храмом и алтарём, как написано: «Ваши тела есть храмы Господа и Христос вселяется в вас» (2).

Что касается небесной церкви, всё доброе имеет своё начало от неё, и из неё свет светит на нас во всех направлениях. По её подобию произошла и земная церковь, с её священством и алтарём. И соответствуя её образу священнослужения и тело служит в мире, в то время как сердце действует как священник внутри. Те кто усердны в видимой церкви становятся таковыми и в небесной церкви по мере того как они следуют за ней. Вот почему видимая церковь крайне важна, будучи матерью всех крещёных, но в особенности потому что лицо Господа нашего светит на неё и просвещает её.

3. Видимая церковь с её алтарём и крещением раждает мужчин и женщин как детей, и они питаются молоком пока не будут отучены от груди. Затем они приходят к возрастанию и познанию принадлежащему как телу, так и сердцу, и таким образом делают свои тела храмами и сердца алтарями. Они начинают употреблять твёрдую пищу превышающую молоко, пока не становятся совершенными и начинают питаться Самим Господом в истине, как Он Сам сказал: «ядущий Меня жить будет Мною»( Ин.6.58). Вкусивши же истинную пищу – как сказал Апостол - «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5.14) в силе чтобы они «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Ефес.3.18) – они затем достигают небесной церкви которая делает их совершенными, и они вступают во град Царя Иисуса. Там они славят Его в том великом и совершенном дворце который есть мать всех живых и совершенных.

Поэтому мы не должны пренебрегать видимой церковью которая растит нас как детей. Также не мы не должны пренебрегать той церковью в сердце которая укрепляет всех больных духом. И должны мы стремиться к небесной церкви, поскольку она делает совершенными всех святых.

4. Эти три церкви и их священнодействия дают жизнь, но «но иная слава небесных, иная земных» (1-е Кор.15.40). Если кто уходит из сей жизни пребывая в видимой церкви, но не достигнув церкви сердца или небесной церкви, сей всё же покидает эту жизнь без греха, он благодетелен и его его добрые дела сопровождают его. Тот же кто покидает эту жизнь пребывая в церкви сердца, достигает много большего, а тот кто пребывает в уже в небесной церкви уходя из этой жизни – благословен его дух! Он становится совершенным и будет видеть Господа лицом к лицу. Находясь в видимой церкви и прилагая усилия, человек найдёт себя в церкви сердца, а затем и в небесной церкви, как и тот кто крещается водой, крещается также и огнём и Духом (Мф.3.11, Лк.3.16) которые невидимы, или как тот кто имеет веру достигает и любви, а достигши любви он становится совершенным и будет жить вечно. Без этого видимого крещения никто не крестится огнём и Духом, и без этой видимой церкви никто не будет ни в церкви сердца, ни в небесной церкви, потому что если кто-то отделяется от видимой церкви, то он либо становится виновным (3), либо сбивается с пути. Но где бы он ни был, он должен быть уверен в том что Жизнь есть в ней (видимой церкви), и что он не должен нарушать своего союза с ней.


5. Так же как мать растящая своего дитя учит его есть хлеб как нечто превосходящее молоко, так и видимая церковь учит своих детей вкушать нечто лучшее и более великое чтобы они могли возрастать. Дело не в том что мать, когда кормит молоком, не имеет другой пищи, но в том что дитя слишком немощно ещё для твёрдой пищи и только молоко полезно для него. Также и Дух который действует в видимой церкви не слабее Духа действующего в сердечной или небесной церкви, потому что один и тот же Дух действует во всех трёх. Но дети Адама слишком немощны, и если сперва видимая церковь не воспитает их как детей, они не смогут употреблять твёрдую пищу.

Станет ли мать имеющая много детей, некоторые из которых возрастом 30 лет, а некоторые – 30 дней, давать одну и ту же пищу? Если бы она дала всем детям лишь твёрдую пищу, то 30-дневный младенец бы умер, в то время как 30-летний сын укрепился. Если же дала бы всем только молоко, то 30-дневный бы укрепился, а 30-летний ослаб и погиб. Вот почему Господь и Его проповедники учили 30-дневных детей так: «Не ешьте с прелюбодеями и не смешивайтесь с блудницами (1-е Кор.5.9), пьяницами и проклятыми людьми и со всеми кто творит зло», но 30-летним они говорят: «Для немощных будь как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех сделайся всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1-е Кор.5.9). Не почитай ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.10.28). Почитай всякого человека высшим себя (Фил. 2.3).»

7. Благословен тот кто вошёл в небесную церковь в которой наш Господь сияет открыто как видимое солнце сияет над видимой церковью. Потому что, хотя Господь присутствует на всяком месте, Он может быть открыто виден лишь теми кто смирил себя и обрёл покой, кто кроток со всеми, кто совершил борьбу против духов злобы, кто очистил сердце от злых помыслов.
.....
«Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» (Пс.23.3) – в небесной церкви – «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.» Слава Ему во веки веков, Аминь!

____________
1) Возможно имеются ввиду мессалиане пренебрегавшие внешней молитвой, постом и церковными таинствами.
2) «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» 1-е Кор.6.19.
3) Вероятно имеется ввиду вина в нарушении единства церкви, во внесении раскола.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Восхитительно! Юра, спасибо, порадовал!

Где весь перевод?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

не знаю, где. Вот, только одну главу нашел.
Раньше искал эту Liber Graduum, но в сети не смог найти.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Спаси Господи.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Совпадение. Недавно ее румынский священник мне рекомендовал. Есть на американском ебее.

Счас нашла блог одного шотландца, который все возможные степени богословия посдавал, годами жил то на Кипре, то еще где. Изучил значит христианство вдоль и поперек. Начитан по самые уши.
 Был он в Лейпциге, описывает что вот счас я в трамвае. все нормально. Его духовный руководитель рекомендовал ему молиться Иисусовой по 25 минут в день. И вот трамвайное время он посвятил ИМ. Описывает.

"Вообще-то это эгоистично молиться  помилуй "меня" грешного. Надо вставлять друзей и жену и соседей даже вместо "меня". Потому он по кругу подставляет имена.
Потом он пишет для своих читателей рекомендации. Читатели ставят "лайки"
1. Вот молитесь вы по дороге на работу - представьте!! Иисус идет по трамваю. Всех благословляет, кладет всем руку на головы, А тех, кто особенно грустен, Иисус обнимает
2. Молись за парня напротив, пусть он чувствует себя любимым.
3. Молись за двигатель машины (чтоб не испортился)
Далее он просит вашими идеями поделиться, что еще можно привнести в ИМ.
И это пишет человек, у которого на сайте тексты Исаака Сирина, Григория Нисского и пр. который аки дитя доверчивое напечатал "Я люблю исихазм и четки, я классицист"
Мастер теологии.  :evil:

Юра, извини, спасибо за тему, Остапа понесло(
Можно в юмор перенести...(
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Главы её по-английски выложены в Инете в свободном доступе. Щас посмотрю в Библиотеке Конгресса США...

Есть у них в каталоге по-английски, не ещё не оцифрована...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

огромная благодарность, прозелит! всю бы найти...

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

огромная благодарность, прозелит! всю бы найти...

прозелит лучше чем я переводит, вот попросите чтобы мемру 21 об Адаме и Еве перевел, висит в гугле в pdf :-)
CHAPTER THREE
LIBER GRADUUM:
THE HEAVENLY GARDEN OF ASCETIC DELIGHTS в поисковике, как раз к теме Леонида подойдет :-)
Speak to me a word that I may live

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Здесь сказано:
Цитировать
"Станет ли мать имеющая много детей, некоторые из которых возрастом 30 лет, а некоторые – 30 дней, давать одну и ту же пищу? Если бы она дала всем детям лишь твёрдую пищу, то 30-дневный младенец бы умер, в то время как 30-летний сын укрепился. Если же дала бы всем только молоко, то 30-дневный бы укрепился, а 30-летний ослаб и погиб. Вот почему Господь и Его проповедники учили 30-дневных детей так: «Не ешьте с прелюбодеями и не смешивайтесь с блудницами (1-е Кор.5.9), пьяницами и проклятыми людьми и со всеми кто творит зло», но 30-летним они говорят: «Для немощных будь как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех сделайся всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1-е Кор.5.9). Не почитай ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.10.28). Почитай всякого человека высшим себя (Фил. 2.3).»

Но какова нынешняя тенденция форумских публикаций? Без всякого рассуждения о возрасте тех, кому могут принести пользу эти послания, всем подается весьма твердая пища: тут и  схождение в чрево, тут и "глубина",и не-дуальность, и т.п. И каково будет от этой пищи "младенцам"? Это что, неважно, лишь бы возгласить высокие истины?  :|

А ведь в контексте сказанного в этой главе из "Книги Ступеней", полезно вспомнить и слова Христовы о соблазнении малых сих...потому что витамины для одного возраста могут легко стать ядом – для другого.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

и че ты предлагаешь?  :-)
организовать общение по группам (как в детском саду), или по классам (как в школе)... :?

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Но какова нынешняя тенденция форумских публикаций? Без всякого рассуждения о возрасте тех, кому могут принести пользу эти послания, всем подается весьма твердая пища: тут и  схождение в чрево, тут и "глубина",и не-дуальность, и т.п. И каково будет от этой пищи "младенцам"? Это что, неважно, лишь бы возгласить высокие истины?  :|

Ну, это только человеку, который никогда не кормил ребенка грудью, покажется, что это именно мать выбирает, какую пищу давать своему ребенку. На самом деле, ребенок выбирает! Важно не мешать ему в этом выборе (не говорю о ядах). Не одергивать, мол, тебе это рано или же уже поздно… Есть то невидимое, что ведет человека в его выборе. Рассматривайте форум как совместную трапезу за единым столом Господа, думайте о том, что не мы, а Он Сам подает нам пищу и ваше возмущение постепенно перерастет в удивление, насколько Мудр и Благ Господь, щедро дарующий нам все, что нам надо в данный момент времени. :-)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Gabriel, предлагаю вместе подумать.
Но напомнить о чередовании, и о том, что одно чаще всего не бывает без другого – никогда не лишне. А когда-то и предостеречь, показать "узкие места".
Совсем немного ответственности нам всем пойдет на пользу...

Грация, здесь "кормление" – метафора. А вот люди со съехавшей крышей после самочинного, "вперед паровоза" делания – не метафора.
У Вас есть такие? У меня – есть.
Ребеночек выбрал пищу, Грация. И стал овощем – сам себе помог, своей гордыней, и добрые люди, своей безответственной подачей. Вспоминайте о таких ребеночках, Грация, и не будете говорить  про "возмущение и одергивание", потому что задумаетесь немного о цене всякого совета, на таком уровне усвоения...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Грация, здесь "кормление" – метафора. А вот люди со съехавшей крышей после самочинного, "вперед паровоза" делания – не метафора.
У Вас есть такие? У меня – есть.
Ребеночек выбрал пищу, Грация. И стал овощем – сам себе помог, своей гордыней, и добрые люди, своей безответственной подачей. Вспоминайте о таких ребеночках, Грация, и не будете говорить  про "возмущение и одергивание", потому что задумаетесь немного о цене всякого совета, на таком уровне усвоения...

В основном я согласна с вами, с тем, что ответственность за сказанное слово никто не отменял. Но вы так преподносите эту проблему, словно бы здесь не форум, а курсы, где каждый учитель и кормит тех, кто готов разевать рот. Этой скрытой мыслью вы тем самым разделяете и саму Пищу Небесную и тех, кто ее вкушает по способности усвоения, склоняясь к обобщениям.  Если исходить из того, что на форуме нет учителей и проповедников, а все друг другу братья и сестры, то снимается острота видения каких-либо тенденций, происходящих на форуме, и появляется видение остроты собственного внутреннего развития. И снимается желание во что бы то ни стало избежать самому любой ошибки и предостеречь от всех ошибок других. Это желание во многом рождается от слабой веры и желания самостоятельно разрешить трудные вопросы. Доверьте решение противоречий Богу. Держите прежде всего  перед собой пример тех, кто дошел, а не тех, кто пал… Мы не сильно то пока отличаемся от тех, кто пал.)) Чего уж более бояться? Кто не движется, то и не ошибается..

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Грация, у нас с вами разное видение. Я Ваше не разделяю.
Есть на форуме, в ролевой форме, и "учительство", и "активное проповедничество". Есть "окормляющиеся" и "внимающие".
   Вы пишете: "Есть внимающие этим проповедям. словно бы здесь не форум, а курсы, где каждый учитель и кормит тех, кто готов разевать рот". Значит, мои слова – "сам себе помог, своей гордыней", Вы не прочли.
   Насчет "усвоения пищи Небесной", перечитайте еще раз текст в начале темы, если мало цитированного мной абзаца.
 
Чего уже более бояться, спрашиваете Вы? Эти слова никто не отменял:
"кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит."

Цитировать
И снимается желание во что бы то ни стало избежать самому любой ошибки и предостеречь от всех ошибок других. Это желание во многом рождается от слабой веры и желания самостоятельно разрешить трудные вопросы. Доверьте решение противоречий Богу.
Рад, что ваша вера сильна, тогда Вы можете ей горы двигать, несомненно.
Но позвольте усомниться в прозорливости Ваших диагнозов, касательно моей мотивации.  :-)
« Последнее редактирование: 18 Май 2013, 17:31:53 от прозелит »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Грация, у нас с вами разное видение. Я Ваше не разделяю.
Есть на форуме, в ролевой форме, и "учительство", и "активное проповедничество". Есть "окормляющиеся" и "внимающие".

Не говорю о ролях, говорю о том, кем мы являемся друг другу во Христе, где бы ни находились, на форуме или в обычной жизни.

Цитировать
Но позвольте усомниться в прозорливости Ваших диагнозов, касательно моей мотивации.  :-)

Да, конечно позволяю. А заодно, усомнитесь в том, что это был мой диагноз. И я улыбнусь над вашей шуткой вместе с вами! :-) :-)

Цитировать
Чего уже более бояться, спрашиваете Вы? Эти слова никто не отменял:
"кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит."

«Малых сих»… Прозелит! Кто эти «малые»? Кто они, кого нет «больше в Царстве Небесном»? Что означает «умалится как это дитя»? Не думаю, что Христос говорил о не способности «малых сих» вместить твердую пищу. Вера «малых сих» настолько сильна, что Господь предлагает своим ученикам обратиться и стать как дети.

Да, Сын Божий говорит о тех, кто может вместить и о тех, кто не может, но Пища Его остается неизменной, не твердой и не жидкой. Он выбирает лишь способ, как Ее подать, как притчу – для внешних и как учение о тайнах Царствия Божия – готовым вместить.


Вы пишете: «всем подается весьма твердая пища: тут и  схождение в чрево, тут и "глубина",и не-дуальность, и т.п."  Эту пищу подал всем, всему человечеству Сам Господь, когда явил миру Ум Христов, тем самым преодолев дуальность мира, когда открыл людям глубину Своего Сердца, полного Любви и Сострадания и когда победил зло, «смертию смерть поправ», сойдя в самый ад.

О «схождении во чрево» говорят подвижники прошлого, св. Палама советовал уже новоначальным подобные вещи.
О «глубине» не лишне будет напомнить в связи с важностью перехода от внешнего делания к внутреннему не только новоначальному.
Ну а «не-дуальность» или иначе, цельность ума  - не такая уж и сверхзадача, чтобы говорить об этом как о провозглашении высоких истин.