Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 12:08:59

Автор Тема: Физические проявления страстей душевных и благодати  (Прочитано 8967 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Как проявляются страсти телесные мы все знаем. Как проявляются грубые душевные страсти - гнев, злорадство, зависть думаю тоже ясно.
Но как отличить ощущения благодатные когда радуется душа "о Бозе" от тонких душевных страстей - тщеславия и гордости?

За собой заметил, что отвергаю абсолютно все "сладостные" чувства, если они не разбавлены в достаточной степени покаянием, и видя в их тут же укоряю себя и глушу тем, что Alexandr назвал психотехникой покаяния. Последнее время задумываюсь, отвергая плохое не отвергну ли я и хорошее, т.к. заметил, что моя жизнь с каждым буквально месяцем становиться все печальнее и печальнее и возможно даже боюсь сам себе признаться, что до воцерковления я жил в каком-то смысле счастливее (даже страшно говорить, да простит меня Господь, видя, для чего я это говорю).  Связываю этот глубоко таящийся ропот именно с отвержением всякой радости считая себя не достойным ее, принимая за тонкие душевные страсти.
Но с таким пониманием боюсь принимать и откровенно тщеславные услаждения, которые порой бывают даже на исповеди, когда называешь грех там где как тебе кажется "обыватель" бы не заметил. Однако же эти движения души чем-то напоминают ликование какое наступает после исповеди - очищения совести. И по этому часто сложно понять грань, особенно когда самоанализ дает два вывода, например: "Радость от осознания, что Господь совершает тебя показывая тебе грехи" и "Тщеславие от видения грехов как песок морской за счет отождествления себя с придуманным идеалом" и если тут я склоняюсь скорее ко второму выводу , то часто бывают моменты где два вывода одинаково могут отражать причину такой радости.

Возможно ответ может дать определение спектра ощущений физических, за счет описания "вещественного", и от части душевных возможно аллегорично обозначая их.
Вот об этом и хочу поинтересоваться, у кого как проявляется благодать и душевные страсти и как можно правильно отличать одно от другого?
У себя заметил чувство "взыграния"  из середины груди, при этом если оно продолжительно от 20 сек. то физически может проявятся мурашками по голове. Пока наметил критерием наличие умиления. Но опять таки умиление может происходить и от видения самого себя себя в радужном цвете не осознанно, по этому не 100% показатель..

P.S.
А истинно духовную радость вообще можно как-то описать словами?

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Большинство помыслов, испытываемых нами чувств и совершенных под их влиянием поступков можно трактовать двояко, даже трояко, а это ведет к усилению психического напряжения и в конце концов происходят нервные срывы.
Молитва поднимает много душевной мути, и не надо торопиться с выводами о природе тех или иных помыслов, чувств и т.д. Достаточно их видеть.
Лучше понемногу приучать свой ум к тишине, она поможет лучше разобраться в себе и избежать многих обманок, которые отбирают много сил и разрушают психику.

Питирим

  • Сообщений: 3663
    • Просмотр профиля

...не надо торопиться с выводами о природе тех или иных помыслов, чувств и т.д. Достаточно их видеть.
Лучше понемногу приучать свой ум к тишине, она поможет лучше разобраться в себе и избежать многих обманок, которые отбирают много сил и разрушают психику.
У меня такие же выводы.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Терзает один вопрос.. Эффективней не обращать внимания - не отвергать и не принимать, или покрывать покаянием, которое вызывает горечь. Т.е. в каких случаях покрывать "горечью" услаждение если цель уйти от ложных?
Или даже в случае осознания однозначности их греховной природы лучший способ не замечать и не каяться? Скажем если отвлекать сознание от тщеславных услаждений прекратятся ли они скорее в этом случае, чем скажем если делать акцент на них и каждый раз внутренне упрекать себя?

Краевед

  • Немножко еврей.
  • Сообщений: 3478
  • Сергей. (во Святой земле)
    • Просмотр профиля

Покаяние - это возвращение к Богу. Поэтому жизнь в покаянии - это жизнь в прилеплении к Богу. В русских переводах этого смысла мало.

Вы, наверное, имеете ввиду раскаяние. Горечь, скорее всего, вызывает отчаяние в небольших дозах. А отчаяние - ... смертный грех, вроде ?
Раскаяние само по себе не имеет горечи.
Да, лучше отвлекать, но прекратятся они тогда, когда изменится внутренняя природа наша. Да и то - не полностью (тут утверждать не берусь... :) ).

Думаю, вам важнее виды трезвения посмотреть.

Только к ним нужно смирение прибавлять.

Цитировать
   Однажды преподобный Антоний Великий духовным взором увидел все сети диавола, раскинутые по земле. Вздохнув, он сказал:
– Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей?
  В ответ преподобный услышал голос свыше:
– Смиренномудрый спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́       У каждого свои тараканы в бестолковке.
"Доктор сказал, что во время пребывания в стационаре я не смогу реализовывать свои планы по завоеванию Вселенной.  Жалкий наивный раб…"

Молчащая

  • Сообщений: 831
    • Просмотр профиля

Физические проявления страстей изучает психосоматическая медицина, кому интересно могут скачать и почитать книгу, лучше вот эту- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. - Психосоматическая медицина. Именно про себя могу сказать, что у меня гнев приводит мгновенно к возникновению гнойной ангины, иногда буквально в течение часа...
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Владимир Б.

  • Сообщений: 1718
  • "клавиатуроносец"
    • Просмотр профиля

"СЛЕЗЫ
Слезы до очищения от страстей бывают ложными
Уведомляете меня о своем положении в письме... что вы теперь сильно сокрушаетесь о прежней жизни вашей и даже плачете и рыдаете. Плакать нам должно; истинное раскаяние требует плача, и плача многого; только слезам в страстном устроении верить не должно как правильным. Святой Иоанн Лествичник в 7 Степени говорит: не верь источникам слез твоих прежде совершенного очищения от страстей. И еще в той же Степени: «Егда во мнящихся по Богу плакати узрим гнев и гордость, то слезы таковых должно почитать за неправильные, кое бо общение свету ко тме?» Сей святой тут же говорит, что у новоначальных бывают слезы от многих и различных причин: от естества, от неправильной скорби [т. е. обиды, самолюбия] от тщеславия, от блудного беса и от других причин, и советует таковые слезы исследовать страхом Божиим и очищать памятию исхода из сей жизни, чтобы стяжать слезы чистые и непрелестные, в которых нет окрадения или возношения, но паче очищение, от греха отмытие. Причем должно всегда помнить сего же святого слова, сказанные им в той же степени: «велика злоба врагов наших; они и матерь добродетелей соделывают материю страстей и вины смирения обращают в повод к гордости» (I, 447, 757-758).
Сестры часто в церкви плачут, но я не одобрю их плача; не их меры это, я от них о сем не слыхал. Ты читала 6 Степень Лествицы и письмо мое о слезах… слезы часто бывают виною высокоумия, и не велено верить тем слезам, кои прежде очищения текут; и когда на них мы опираемся, то слезы эти не истинные но прелестные (III, 230, 385).
Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (III, 3, 21).

Без смирения и слезы не помогут
Говорите, что нет слез и сердце какое-то каменное, и не знаете, как Господа умолить? Не ищите слез, это особенное дарование Божие, но памятию грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию; а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в самомнение, потому Господь и не дает оных, чтобы не возгордились, а если будете иметь залог смирения, то и при дарованиях не возгордитесь (1,191,373).
Ты скорбишь, что нет слез; но слезы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать... (VI, 57,92).
...Опасно предаваться слезам, по-видимому и духовным, пока не внидем во страну смирения (III, 235, 394).
Пока не очистимся плачем страха от страстей - не смеем мечтать о слезах любви
Приятно чувства утешительные иметь; но опасно, как бы не увлечься в обольщение и в мнение о себе; враг не дремлет влагать мысли гордые; надобно блюсти сердце от высокоумия. В то время, конечно, видим свою худость и недостоинство; а после и представится обнадеживание на оные чувства. Пока не стяжем истинного смиренномудрия, то в беде есмы; да мы еще не очистились плачем страха от страстей; как же смеем мечтать о слезах любви? Бога ради остерегайся! (III, 276,489).

Слезы с гневом - не плач
Когда мы в тех, кои по Бозе кажутся себе плакати, узрим гнев и гордость, то слезы таковых должны почитать за неправильные, кое бо общение свету ко тьме (2 Кор. 6, 14)? (III, 3,21).
Истинный плач - слезы без гордости
Истинное сокрушение состоит в том, когда душа наша стенает без всякой гордости, не проискивая себе никакого утешения (III, 3, 21)."
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Терзает один вопрос.. Эффективней не обращать внимания - не отвергать и не принимать, или покрывать покаянием, которое вызывает горечь. Т.е. в каких случаях покрывать "горечью" услаждение если цель уйти от ложных?
Или даже в случае осознания однозначности их греховной природы лучший способ не замечать и не каяться? Скажем если отвлекать сознание от тщеславных услаждений прекратятся ли они скорее в этом случае, чем скажем если делать акцент на них и каждый раз внутренне упрекать себя?

Стефан, тут уже говорили, что вы как будто смешиваете два разных понятия: покаяние и раскаяние. Раскаяние может быть шагом (или множеством шагов) к покаянию, а может быть и следствием покаяния.
Создается впечатление (возможно, неверное), что у вас крен в искусственное раскаяние, в стремление к самобичеванию по поводу и без. Ум прячет подлинные грехи, зато охотно выискивает мнимые и кричит: "Грешен, грешен!", а сердце - глухо молчит. В конце концов все умственные силы уходят в этот крик, а на умоперемену сил уже не остается, все внутри перегорает.
Поэтому, наверное, лучше не увлекаться мазохистской игрой в раскаяние, а понемногу привыкать не принимать и не отвергать помыслы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9643
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Антиквар дал хороший ответ. И Стефану было бы полезно понять, что его сообщения здесь отчасти являются продолжением мазохистской игры в раскаяние. Ведь все понятно: давно пора выходить из мира искусственных переживаний, но ум еще ублажается рассматриванием того, что загнило.

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Антиквар, Alexander, понимаю, что правда в ваших словах однозначно есть, и все правильно, все в точку. Про подлинные грехи и не подлинные не знаю, просто знаю, что большая половина моих действий и слов обусловлена подсознательными стремлениями к самореализации и соответствию внутреннему идеалу, и  с другой стороны как тут не упрекать себя когда даже при написании постов в сети часто чувствуешь волнение, обусловленное стремлением что-то кому-то доказать (годость), или услаждение и параллельно идущее мысли самолюбование (тщеславие), про раздражительность вообще молчу. Вот от упрекания (удержания внимания на грехе) и происходит огорчение. Хотелось бы затронуть вопрос о физических проявлениях наблюдаемых в раскаянии и о том, что вообще представляет из себя именно раскаяние?
Вообще формированию к такому отношению при видении своих грехов способствовала Св. О. литература, из которой я возможно не правильно понимал слова о плаче о грехах..
Из душеполезных поучений Аввы Дорофея:

"...они приходили к отцу Дорофею и говорили ему; “сделай милость, отче, пойди и узнай, что случилось с этим братом: он плачет, и мы не знаем, от чего.” Тогда авва Дорофей входил к нему и, найдя его сидящим на земле и плачущим, говорил ему: “что такое, Досифей, что с тобою? О чем ты плачешь?” Досифей отвечал: “прости меня, отче, я разгневался и худо говорил с братом моим.” Отец отвечал ему на это: “так-то, Досифей, ты гневаешься, и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? разве ты не знаешь, что он есть Христос, и что ты оскорбляешь Христа?” Досифей преклонял с плачем голову и ничего не отвечал. И когда авва Дорофей видел, что он уже довольно плакал, то говорил ему тихо: “Бог простит тебя. Встань, отныне положим начало (исправления себя); постараемся, и Бог поможет.”

Владимир Б.

  • Сообщений: 1718
  • "клавиатуроносец"
    • Просмотр профиля

Когда-то, помог такой совет: "претерпи терзания страсти... и умиление (радость, слёзы) тоже претерпи".
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 877
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Стефан. Вы привели пример благодатного плача, который сегодня не для вас. Лучше обратитесь к рассказу из этой книги о последних днях жизни Досифея и о том, чем интересовался каждый раз авва Дорофей при посещении у умирающего Досифея. Это вам  более полезно.

Родион

  • Молитва стала просьбой, а должна быть Песней...
  • Сообщений: 7373
    • Просмотр профиля

... Вот от упрекания (удержания внимания на грехе) и происходит огорчение. Хотелось бы затронуть вопрос о физических проявлениях наблюдаемых в раскаянии и о том, что вообще представляет из себя именно раскаяние?
...

А стоит ли удерживать внимание на грехе? Помоему для него есть куда более достойный Обьект, одно из свойств которого любовь и всепрощение. Плюс физических проявлений масса и они индивидуальны. Раскаяние это всего лишь осознание, по осознании должно придти изменению, т.е. покаянию. Дальше этому изменению должно укорениться. Если ум прикован ко греху, то трудно увидеть Бога. И тогда  движение во грехе уподобляется бегу белки в колесе. Оторвите ум от греха для начала. ИМХО.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Цитировать
А стоит ли удерживать внимание на грехе? Помоему для него есть куда более достойный Обьект, одно из свойств которого любовь и всепрощение. Плюс физических проявлений масса и они индивидуальны. Раскаяние это всего лишь осознание, по осознании должно придти изменению, т.е. покаянию. Дальше этому изменению должно укорениться. Если ум прикован ко греху, то трудно увидеть Бога. И тогда  движение во грехе уподобляется бегу белки в колесе. Оторвите ум от греха для начала. ИМХО.
Умом я грех ненавижу, да и как можно любить раздражение, когда эта страсть даже удовольствия не доставляет, тщеславие приторно до тошноты - тоже ненависть к нему. Но душу терзают. Про внимание и образ раскаяния спрашиваю, т.к. не всегда раздражившись и сказав "Господи помилуй" чувствуешь облегчение, приходится прочувствовать свою вину пред Богом, а для этого поокаявать себя, но найти грань между сердечным чувством раскаяния и бесовской уловкой направленной на то, чтобы ввести в состояние невроза и уныния найти трудно.
О покаянии как о изменении ума легко говорить в контексте грубых плотских грехов или грубых душевных (словесное осуждение, злословие и т.д.), но тщеславие действует даже когда само чувство вызывает отвращение, а о неприязни к раздражению и говорить не стоит. И как тут ум изменить? Раздражился, сразу себя укорил, а в итоге вместо изменения ума аутоагрессия "Эх, я опять не сдержался". А про всепрощение вы упомянули.. Считаете ли, что себя тоже нужно прощать сразу в таких случаях?

Родион

  • Молитва стала просьбой, а должна быть Песней...
  • Сообщений: 7373
    • Просмотр профиля

Нужно ИМХО не только себя прощать но и всех и вся, потому как роль судьи на себя брать не стоит. Зацыкливание на грехе ничего не дает. Бог все прощает, но силы, ему служащие, могут и отойти. Это тоже нужно понимать. И принимать. Не видя Бога борьба с грехом превращается в войну саму по себе. Войну ради войны, цель которой невнятна. И жить в состоянии войны ради войны невыносимо. Плакать о грехе - все равно что сожалеть о разбитых яйцах. Они уже разбиты. Просто впреть не бей. Коль научился. Суть в этом. Ум, устремленный к Богу, будет очищаться. Так будет происходить изменение. А впадать в уныние по поводу греха - это тушить пламя бензином. Возлюби ближнего, как самого себя - а если себя ненавидишь, то какая любовь? Это не значит любить грех или быть равнодушным, это значит не делать трагедии из греха и стараться исправиться. Но устремлять внимание к Богу, а не на грех. Иначе он станет идолом. И борьба с грехом превратится в обратную сторону медали самого греха. ИМХО.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…
 

Поиск