Исихазм

Автор Тема: Как правильно пользоваться головой?  (Прочитано 27389 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #15 : 21 Январь 2013, 23:43:34 »
правильно пользоваться головой можно, когда она подчинена сердцу. Других вариантов я не знаю.
А если сердце наполнено страстями?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #16 : 22 Январь 2013, 10:41:23 »
Надо очищать сердце покаянием.

Как узнать волю Божью? У Никодима Святогорца написано надо не хотеть и не не хотеть.
Максимально обездвижеть себя в желании и в мыслях.
Т.е. именно тишина мысли и желаний есть условие того что Бог будет услышан.
 
Страсти мешают этому, потому Покаяние и еще раз Покаяние.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #17 : 22 Январь 2013, 12:03:05 »
Схематически путь ума можно очертить так.
Сначала учим ум молчать и очищаем его. Затем соединяем ум с сердцем. Здесь проблема в том, что сердце может быть хоть и предочищенным, но духовный свет в нем не воссияет. Тогда, если ум и погружается в сердце,  не находит в нем божественного источника и становится выразителем сердечного лукавства. Если же соединение ума и сердца происходит должным образом и рождается духовный младенец, ум направляется на освоение внутренних пространств. В частности, он может осваивать и голову, очищая дальше и возвышая умственную деятельность.

Научить молчать ум легче простецу, мудрецу сложнее. Зато простецу сложнее возвышать умственную работу.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #18 : 22 Январь 2013, 13:56:56 »
Александр, Вы похожи на пиратского барона: он суров и молчалив; говорит он редко и смачно, и, когда он говорит, всем хочется, чтобы он продолжал :)

Подобные метафоры не оставляют не единого шанса понять хотябы на интуитивно-безмолвном уровне, о чем вообще речь... Как ум погружается в сердце? Не находит Божественного источника? Что значит выражает сердечное лукавство? Как ум осваивает голову? Из всего сказаного мне понятно только "учим ум молчать и очищаем его".
 
Эх, Варлаама на Вас нету, чтоб своими придирками и возражениями заставил расписать все в подробностях...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #19 : 22 Январь 2013, 15:27:00 »
Вопрос «Как правильно пользоваться головой?» я бы поставил шире, чтобы приблизить тему к молитве и участию ума в молитве –
«Как пользоваться мысленной формой движений ума?».

Говорят,что ум и мысль нераздельны, как Отец и Сын в Троице. Нам кажется, что наш ум движется только в мысли и не существует без мысли. Тишина ума, создаваемая произволением человеческим, есть иллюзия отсутствия мысли.

Некоторые разделяют движения ума на рассудочные и разумные. В чем отличие таких движений? Наверно, имеется ввиду различие не в форме движения ума, а в фигурах его движений.

Говорят о безмолвии, имея ввиду молчание ума без мысли. Но отцы поправляют, что в безмолвии ум не остается без мысли, но размышляет на темы о Божественном Домостроительстве и Промысле. И говорят о форме безмолвного движения мысли во время ИМ – единый помысел без рассудочных словообразований.

Говорят о преображении ума во время молитвы и даже о потере рассудка, как об отрицательном явлении. Стоп. Здесь остановимся. Ибо здесь кроется иная форма движений ума. Эта форма движений ума, к которой ум восхищается Духом Святым. Когда это происходит, то движения ума происходят вне мысли. И это преображение есть возрастание ума от мысли к свету,а не падение ума в потерю сознания. Эти движения я бы назвал светоподобными, которые появляются не по желанию человеческому и не по усилию или тренировке ума и уж тем более не по многочтению и многоразмышлению, ибо они есть движения Божественного Духа, который есть свет.  Эти движения начинают возникать  уже во время чистой молитвы, когда ум находится в едином безмолвном помысле и одновременно в словах молитвы. Они незаметны, пока ум не преображается к видению света. Тогда ум сам становится светом. В этом состоянии ум не мыслит, но живет светом. Это иная форма движения ума называется умом Христовым.

После возвращения к мысленной форме движений, ум обретает способность различать движения  ума и начинает понимать, что такое безмолвие в едином помысле и как не увлекаться мысленной формой движения.

Зачем человеку даны две  формы движений ума?

Мысленная форма дана для познания человеком себя и тварного бытия. Мир земной и человек в  нем живут во времени. Для познания временного человеку дана способность мысли, которая существует во времени, имеет длительность, начало и конец. Мысль рождается и умирает, как все тленное. И через тленные движения ума человека познает тленное.

Световая форма движения ума дана для познания человеком Бога, который не имеет начала и конца и существует вне времени. Световая форма движений ума есть движения Духа.  И в какой мере молитва движется Духом, в такой мере ум преображается.
Две формы движений ума могут соединяться неслиянно и существовать параллельно. Так Христос носил в себе ум человеческий и разговаривал словами и одновременно оставался нераздельно Сыном Троицы, обладаая умом Христовым и живя нераздельным Светом со Отцом и Духом.

Как же правильно пользоваться мысленной формой ума?  Это можно понять не внутри мысленной формы движений, а  выйдя за ее пределы к иной форме движений. Как сказал отец Софроний, видение Бога как Он есть, есть видение себя, как я есть.

Верно сказано, что ум надо очищать от земного и тленного  через чтение Священного Писания и святоотеческих трудов. Но также надо очищать ум от мысленных конструкций и не услаждаться мнением о их совершенстве, полноте или правильности. Надо помнить, что все наши мысленные конструкции имеют временное значение и не способны приблизить нас к вечному.  А мнения – это липкий клей, в котором ум вязнет, как в паутине.

 Ум, очистившийся от мнений становится способным к невесомым движениям, как ракета, сбросившая топливный балласт и вышедшая на орбиту, когда ее движение определяется уже не топливом, не мышлением, но притяжением к центру тяготения ума. И движения ума становятся движениями любви без рассуждений, движениями смирения без принуждения к смирению, милости без мысли о ней,  и веры без сомнений. Эти движения ума есть светоподобные движения, даруемые Божественным Духом. Ум должен стать голым, не облекшимся во мнения свои или чужие, и  простым, как у младенца, у которого еще нет своего мнения, но есть безграничная вера ко Отцу и Матери. Но ум не должен быть младенцем, потому что нет у него еще полноты познания и свободы. Поэтому отцы говорят, что ключи к созерцанию света, даются не через размышления, а через познание себя и веру.

Кто хочет умом понять, что такое светоподобная форма движения ума, то пусть обратит внимание на веру, ее движения и силу во время молитвы. Верою обретаются движения  безмолвия, которое не замечает движений помыслов.  Верою  возрастает ум к движениям надежды. И верою с надеждой восхищается ум к движениям Любви, которая есть Свет.

Ну вот, приблизительно такая мысленная конструкция. Прочитайте и забудьте, ибо никакая конструкция не может приблизить к Солнцу. Но она может указать направление движения или стать стартовой площадкой для запуска ракеты.
сие слова познавшего мужа ... :)
у меня слов описать  сие  не хватило
Храни вас Бог!

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #20 : 22 Январь 2013, 15:44:15 »
основная проблема это погасить самомнение... из него рождаются наши мысли и желания... чем гасить? смирением или смиреномудрием. но самомнение это спасительная палка от ложного смирения... как только чувствуешь себя смиренным , бей себя палкой самомнения...чтобы не впасть в прелесть и не обмануться.
тишина в голове по сути не важна, Господь сам управится и поставит ум на место,где ему быть. борясь с мыслями мы просто боремся со своим самомнением. так же как и со страстями... с ними не надо бороться,так как это идет в противовес Божьему проявлению. Грех или страсть лишь следствие гордости нашего самомнения... победив следствие причину не исправишь...вот и получается,что это борьба с веьряными  мельницами. тоже и с мыслями... все проще... и решение как раз находится в плоскости веры...
а разум нам дан,чтобы материализовать нашу волю.
и еще... не хотение и не не хотение очень точное состояние души... найдя это чувство в себе, разум легко поддается контролю. и по сути, ктонечный акт покаяния какой? не хотеть делать греха... как малые дети не хотят делать взрослые привычки (пить водку,курить и т.д.) не потому что вредно, а потому что не  нравиться...
« Последнее редактирование: 22 Январь 2013, 16:06:17 от Никодим »
Храни вас Бог!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #21 : 22 Январь 2013, 15:57:43 »
разум нам дан,чтобы материализовать нашу волю

Поясните эту мысль, пожалуйста. Раскройте...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #22 : 22 Январь 2013, 16:26:50 »
правильно пользоваться головой можно, когда она подчинена сердцу. Других вариантов я не знаю.
А если сердце наполнено страстями?
Если вам дана благодать прикосновения к лукавому сердцу, то грехи сразу проявляются в обход "луковой кожуры" тщеславия (сколько ни снимай -- а там еще одна кожура).

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #23 : 22 Январь 2013, 18:12:10 »
Если вам дана благодать прикосновения к лукавому сердцу, то грехи сразу проявляются в обход "луковой кожуры" тщеславия (сколько ни снимай -- а там еще одна кожура).
То-то и оно. Кроме гордости, оказалось, что остальное всё "мелочи". Но как можно ему (такому сердцу) верить? Пока в нём гнездится эта гордость...
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #24 : 22 Январь 2013, 18:43:43 »
в обход "луковой кожуры" тщеславия

То-то и оно. Кроме гордости, оказалось, что остальное всё "мелочи". Но как можно ему (такому сердцу) верить? Пока в нём гнездится эта гордость...

Неразличение гордости и тщеславия - это типа сумерек, когда не видишь, что у этих грехов разный источник и пути избавления разные. Назначение ума в том, чтобы понять суть греха, через это увидеть...

Ум - инструмент для того, чтобы видеть.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #25 : 22 Январь 2013, 20:43:33 »
разум нам дан,чтобы материализовать нашу волю

Поясните эту мысль, пожалуйста. Раскройте...
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения. это некая вспышка,которая дает толчек к материализации нашего решения. Воля перерастает в намерение. оно дает направленность , изыскивать энергию для реализации... и когда намерение наполнено энергией, есть готовность как бы...сформулированное желание... в этот момент подключаются разум и создает модели материализации или решения этого желания. творческий ум найдет  красивое решение. ограниченный - прямое и простое.
но воля Божья действует совсем иначе.она совершенна и абсолютна.
Храни вас Бог!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #26 : 22 Январь 2013, 20:56:29 »
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения. это некая вспышка,которая дает толчек к материализации нашего решения. Воля перерастает в намерение. оно дает направленность , изыскивать энергию для реализации... и когда намерение наполнено энергией, есть готовность как бы...сформулированное желание... в этот момент подключаются разум и создает модели материализации или решения этого желания. творческий ум найдет  красивое решение. ограниченный - прямое и простое.
но воля Божья действует совсем иначе.она совершенна и абсолютна.

Спасибо. А вы накомы со святоотеческим представлением об основных этапах волевого акта? Для того, чтобы говорить, нужна какая-то начальная общая платформа.

Или можно оттолкнуться от конкретного жизненного примера...

Цитировать
творческий ум найдет  красивое решение. ограниченный - прямое и простое.

А прямое и простое разве не может оказаться еще и красивым?

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #27 : 22 Январь 2013, 21:04:46 »
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения. это некая вспышка,которая дает толчек к материализации нашего решения. Воля перерастает в намерение. оно дает направленность , изыскивать энергию для реализации... и когда намерение наполнено энергией, есть готовность как бы...сформулированное желание... в этот момент подключаются разум и создает модели материализации или решения этого желания. творческий ум найдет  красивое решение. ограниченный - прямое и простое.
но воля Божья действует совсем иначе.она совершенна и абсолютна.

Спасибо. А вы накомы со святоотеческим представлением об основных этапах волевого акта? Для того, чтобы говорить, нужна какая-то начальная общая платформа.

Или можно оттолкнуться от конкретного жизненного примера...

Цитировать
творческий ум найдет  красивое решение. ограниченный - прямое и простое.

А прямое и простое разве не может оказаться еще и красивым?
к своему стыду не читал отцов. я в общем мало читаю. чисто мое наблюдение.
а по поводу простоты, конечно может быть красивым. но это с Божьего озарения...
Храни вас Бог!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #28 : 22 Январь 2013, 21:33:44 »
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения.
Белиберда...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как правильно пользоваться головой?
« Ответ #29 : 22 Январь 2013, 22:21:06 »
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения.
Белиберда...
воля находится в разряде духовного понимания не материального. воля это акт свершения нашего духовного определения.
Белиберда...
вразумите ...
Храни вас Бог!