Исихазм



14 Декабря 2019, 04:44:02

Автор Тема: Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы (с чего начать)  (Прочитано 36734 раз)

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы!
Один из посетителей форума «Исихазм» написал вот эти строки: «Возможно ли умное делание (особенно в варианте исихазма) без духовника? Думаю, можно, если бы было подробное описание данного пути в книгах (как это советуется новейшими духовными писателями в отношении воцерковления и подготовительного периода). Что же делать в том случае, когда нет ни духовника, ни книг? Плавание становится очень рискованным, почти как у Христофора К, едва ли не вслепую переплывшего Атлантику. И важно не только как-нибудь переплыть самому на самодельном плотике, тростниковой лодочке или перелететь на параплане, но составить карту, описание пути и рекомендации для последующих путешественников. Я в этом вижу главную цель этого форума и именно это надеюсь найти, заглядывая сюда, как и многие другие».

                     Может я и не прав, но решил заполнить этот пробел.

 «Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела - установлено Самим Сыном Божиим и Богом»(свт. Игнатий Брянчанинов)

«Аз есмь, сказал Спаситель, воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет.  Знамение веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут.  Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека»(свт. Игнатий Брянчанинов)

Чтобы представлять себе что такое Иисусова молитва необходимо познакомиться с трудами св.отцов и ближайших к нам преподавателей и монахов. В этих трудах вся полнота святоотеческого опыта за 2000 лет. Игнорировать эти труды – значит лучше не браться за эту молитву.

1/  статью Валерия Духанина  преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии –«Нужно ли современному человеку умное делание?»
2/   Свт. Игнатий Брянчанинов – «Слово о Иисусовой молитве». Лучше всего прочитать весь второй том Аскетические опыты».
3/ УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ- Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей (Издание Валаамского монастыря).
4/  Умное делание. О молитве Иисусовой. Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).
5/   О священной молитве. Слово Блаженнейшего Симеона, Архиепископа Солунского.
6/  Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
7/  «От меня это было» - Серафим Вырицкий( Этот текст, написанный в стихотворной форме, преподобный Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в заключении. В нем — отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам).

Я опишу свой личный опыт прохождения устной молитвы, снятый с «Откровенные рассказы странника» и дополненный из чтения св.отцов.
У святых отцов уяснил, основа смирения – послушание. Купил себе монашеские четки, где бусинки(костяшки) легко передвигались в моих пальцах. Осенью заболел гриппом и у меня во время болезни пошла молитва по четкам. В первый день протянул 10 раз по 100. На второй день показатели улучшились – протянул 20 раз по 100. Слово протянуть означает перебрать(пропустить) через свои пальцы каждую костяшку четок по всему кругу от А до Я.
На следующий день пошел в храм к настоятелю, который был моим духовником, и попросил благославления на прохождение Иисусовой молитвы. Раз в неделю приходил к батюшке и рассказывал ему что было за неделю. Батюшка внимательно меня слушал и затем благославлял на добавление очередной сотни молитв к уже имеющимся. Батюшка не занимался Иисусовой молитвой, но ( Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым, и  во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил  опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник   неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на  опасном пути, и не далек от прелести ).
Таким образом постепенно количество устных молитв довел до пяти тысяч. Вся моя жизнь стала молитва. К 5000 устных начал еженедельно добавлять по 100(сто) умных. Вначале умная молитва произносилась по слогам как бы заново учился говорить. Именно с этого момента осознал, что где творится умная молитва, там и наши мысли копошатся. Это для меня стало неожиданным открытием. Идя наощупь и полностью отдавшись в Волю Божию довел до 1000 умных и 5000 тыс. устных. Затем начал постепенно сокращать устную молитву, заменяя ее на умную. Прошло пару месяцев и я осознал, что более в устной молитве не нуждаюсь.

Что порекомендую тому, кто пожелает молиться устной молитвой?

1/  Купить монашеские четки, чтобы костяшки можно было удобно перебирать пальцами.
2/  Согласовать со своим духовным отцом прохождение данной молитвы под его окормлением,
      пусть он и не имеет практического опыта.
3/  Первую неделю просто помолиться Иисусовой молитвой перебирая костяшки четок.
4/  Вторую неделю необходимо начать приучать себя молиться таким вот образом: На каждое
      слово молитвы передвигать одну костяшку. Господи(костяшка) Иисусе(костяшка) 
      Сыне(костяшка) Божий(костяшка) помилуй(костяшка) мя(костяшка) грешного(костяшка).
5/  А теперь необходимо брать благославление у батюшки на прохождение определенного
      количества молитв в сутки. Лучше начинать с малого – примерно с пятидесяти. И ни одной
      лишней. Таков порядок послушания. В следующую неделю берите еще пятьдесят, а дальше по
      силам вашим.
6/  Спешки не должно быть в этом деле, иначе не жди удачи.

        Прошу Уважаемых форумчан добавить от себя с личного своего опыта(который у каждого
        свой).





Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11068
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

И я в свое время пришел к духовнику, тому, который был, не ища искусного в молитве, и взял благословение на Иисусову молитву, которое было простым: молись, не перетруждаясь, и четки поначалу не используй. Что и сделал поначалу. Только была одна особенность: сердечную теплоту чувствовал еще до начала Иисусовой молитвы - на службе в храмах. Поэтому и пошел за благословением.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

А мне мой батюшка так и сказал--О!...говоришь йогой занимался...тогда тебе надо Иисусовой молитвой заняться...а то что бывший йог не переживай...есть у нас на приходе один человек...то же раньше занимался...а сейчас каждую службу при слезах-- :-)...весело так это всё сказал...и велел св.Игнатия изучить "аскетические опыты"...
А про чётки сказал что в миру ими порой неудобно пользоваться...когда например 2-е руки для работы нужны...привыкай так...без чёток...
Гласную молитву(шепотом) я не использовал...не успел прочитать что она необходима...узнал позже :-)...
Анекдот :-):
Серба спрашивают :
Как вы смогли сбить стелс-американский самолёт невидимку?
серб:
А мы не знали что он невидимый :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов,
Я тоже перебрался сюда, не сразу заметил, что вы открыли тему. Тоже проходил период по четкам, потом перешеп на внутреннюю. Пока опыт совпадает. Спаси Господи. Ждем продолжения.

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов,
 Уточняющие вопросы по ходу. У меня 500 устных ИМ занимали 1 час. На 5000 ушло бы часов 10. Плюс еще 2000 про себя. И в течение какого же времени вы держали такое правило? Или у вас все происходило быстрее?

палешук

  • Сообщений: 20
  • РПЦ
    • Просмотр профиля

в своё время ходил к настоятелю своего храма на дом беседывать разные беседы о волнующих меня вопросах о моей духовной жизни как то раз  разговор  зашёл на тему ИМ, была дана книга по ИМ и совет читай. книгу прочитал и решил пробовать заниматься сам(не чего из этого хорошего не получилась) потом где то услышал что на это надо брать благословение.  за благословением пришлось ехать 600 км (туда и назад) так как тот настоятель который вёл меня по состоянию здоровья и возрасту был забран сыном священником к себе. когда он меня  благословил то дали те чётки по которым он сам молился. сейчас я этого человека считаю своим духовным отцом. с тех пор молитва пошла сначала словесная, потом умная иногда бывает самодвижная. за время занятием ИМ  судьба с вела с монахами практикующими ИМ. от них узнал некоторые нюансы так я человек семейный(сердечная молитва). про поклоны пришёл опытным путём(занятие ИМ после физической работы давались легче было меньше посторонних помыслов).чётки не бросаю потому, что когда руки не заняты то чувствую что чего то не хватает.
также заметил если общаюсь на тему ИМ с людьми не практикующими ИМ у меня как то убывает приходится нарабатывать некоторые моменты заново(что такое может быть и было потверждено  монахами при общении с ними).

Максим-

  • "Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нем." преп. Марк Подвижник «Наставления»
  • Сообщений: 25
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Что же делать в том случае, когда нет ни духовника, ни книг?
----------------------------------------------------------------------------------------------
Думаю в этом случае и начинать не стоит, однозначно бедой закончится!
А так по книги и благословение все правильно.

Немного о собственном опыте, было это где то в 1993-94- году, когда я пришел осознанно к вере, пройдя в храме, так сказать курс молодого бойца, как креститься, кланяться, молиться и прочее, :-) дошел через некоторое время и до Иисусовой молитвы. Тем более, что мои друзья по храму, говорили мне новоначальному о ее пользе. Книг мало тогда было у нас, надо было только в Москву за ними ехать, но это к делу не относиться.
Сам я никогда благословение на Иисусову молитву не брал, так как не ставил цель протянуть столько то четок. Но так как читал у святых отцов, что ее надо творить, то читал ее устно, шепотом сначала, потом про себя, когда было время  в транспорте, храме.
Сначала было очень трудно, буквально каждое слово требовалось проламывать, держа внимание на словах, потом стало полегче она сама пошла твориться про себя внутри. А пару раз было мне и такое утешение, особенно один случай помню как сейчас.
Ехал я в Почаев в 1995 году, в поезде гам, шум, пьяные северяне домой едут еще со мной в купе :cry:, я лежал на второй полке и читал молитву, так и уснул, проснулся, а она сама была в сердце, не зависимо от меня проговаривалась, тихонько так, как ручеек льется! После этого, начал кое что понимать, хотя я это действие отношу на благодать Божию, которую Он посылает новоначальным,  а потом немного оставляет одного, вот потом я и потерял ее в том виде, что имел! Очень жалею об этом до сего дня.
РС - Конечно все время надо было держать ум, от помыслов, чтобы не рассеивался, когда сильно, когда нет, но приходили помыслы, слова, мысли, которые надо было не пускать!

РСС -  Четки я использовал, только при Богородичном правиле(150 молитв), чтобы не сбиваться, обычно на 10, легко в кулаке даже спрятать можно было в дороге.
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.» Свт. Марк Эфесский

Максим-

  • "Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нем." преп. Марк Подвижник «Наставления»
  • Сообщений: 25
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

4/  Вторую неделю необходимо начать приучать себя молиться таким вот образом: На каждое
      слово молитвы передвигать одну костяшку. Господи(костяшка) Иисусе(костяшка) 
      Сыне(костяшка) Божий(костяшка) помилуй(костяшка) мя(костяшка) грешного(костяшка).

А  слово - Христе -  в молитве пропущено случайно при наборе текста? Или так и читаете как пишите?
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.» Свт. Марк Эфесский

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Чёткомантия... :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11068
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Мда... Начинать Иисусову молитву надо с огня устремления в сердце... хотя бы с малейшей ее искры, а не с количества узелков на четках, километров до духовника, часов стояний и количества поклонов. Человек готов обежать весь свет и не может сделать маленький шажок внутрь себя.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 5071
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Мне, вроде, особо ценного и  нечего сказать по теме. Но все же скажу немного. Может это будет полезно с учетом наметившегося пока направления обсуждения.
Я сам, по жизни, не стремился ни сердцем, ни разумом к молитве и умному деланию. И был весьма далек от религии нашей христианской (хотя крещен с детства), а значит и от веры Православной и от Христа. Просто, когда однажды было невыносимо тяжело и страшно, то возопил к Богу Троице (и к Отцу и к Сыну и к Святому Духу) и к Богородице искренно, и молился искренне и истово, как мог, умно и от всего сердца. И Богом была дана мне молитва для спасения. И был научен молитве, но этот опыт молитвы только мой, как я думаю. Было дано мне и истинное покаяние, которое моментально и сразу выворотило наружу все мои мерзкие духовные и душевные внутренности и выкосило почти все страсти во мне (хотя, как выяснилось потом, их мерзкие корни остались). А потом и другие молитвы постепенно были мне даны (но о них я говорить не буду - это только мои молитвы, полезные только мне). Научение молитве и покаянию было дано мне почти мгновенно, но воплотить в непрестанную практику этот данный образ молитвы и покаяния удалось далеко не сразу. Потребовалось несколько лет, и тут этот форум мне очень помог в том, чтобы и разобраться и уверовать и воплотить данную Им молитву в круг моей жизни.

Теперь не только я молюсь, нудя себя непрерывно к молитве, часто молитва как бы сама молится во мне, и тогда я молюсь ею по ее зову. Молитва часто сама во мне возникает (помимо моей воли), когда захочет, и ведет меня. Теперь уже знаю, когда она стучится (но ее еще нет), а мой ум чем-либо занят (тогда все бросаю и молюсь), а, порой, просто просыпаюсь по ночам, и молитва захватывает меня всего ... Иногда она и не спрашивает и не предупреждает, а просто всплывает из сердца и заполняет все мое естество и погружает ум в сердце (сама соединяет их), и тогда молится весь единый ум. Но так редко бывает и это особый разговор. 

Теперь я совсем не могу существовать долгое время без молитвы. Без молитвы не могу жить.
Не могу уже и Бога забыть на длительное время (только если разум занят по работе), все мысли и память стараюсь направлять к Нему. Книг почти не читаю - только Предание и Писание. А если и читаю иногда книги Самиздата, то смотрю на все прочтенное через призму веры и автоматически выделяю страсти героев, изыскивая – а нет ли и во мне такого. Еще таким чтением наблюдаю за миром и соотношу себя с ним – насколько обмирщен. ТВ не смотрю, если только новости (обычно только за завтраком или обедом). В кино не хожу. Кроме работы и домашних дел – все остальное время стараюсь ум свой устремлять к Богу в размышлениях о Божественном и молюсь. И в Интернете тоже читаю в основном о Божественном. Постепенно некоторые заповеди начинают исполняться мною в жизни по естеству, а не от мысли о необходимости их выполнения. Но до автоматизма и полной сердечности в этом деле еще далеко. Думаю, что это главный критерий плодотворности умного делания. Все остальное может быть и самообманом, а тут – верняк.

А про технические приемы и правила молитвы мне сказать нечего. Я новоначальный в этом плане и в этой области умного делания. Думаю только, что если человек обретает истинную веру, то молитва сама в нем возникает и живет в нем так, как ей нужно для спасения человека. Не мы спасаемся, а Он нас спасает. Только надо слушаться Его и не упираться по нашей дури, а слушаясь Его, надо просто нудить себя непрестанно в деле веры. Главное не молитва, а ВЕРА. Я это совершенно точно знаю. Опытно. Разве можно верить истинно и не молиться? Разве можно верить истинно, а молиться неистинно? Думаю, что это просто совершенно невозможно. Как иначе выразить сердцем свое личное отношение к Богу, если все твое существо жаждет этого выражения? Как выразить свою веру, надежду и любовь к Нему? Это можно сделать только в молитве, уединившись в келье своей (или в соборной молитве). Из истинной ВЕРЫ истинная молитва вытекает автоматически. И такая молитва САМА стремится и ведет к увеличению своей длительности и к будущей непрерывности.
Про обратное ничего сказать не могу, а точнее не хочу, так как мой опыт не дает мне права тут рассуждать, а голые теории никому не интересны. Единственно, что смущает в разговорах о технике молитвы, у нудящих ее, так это то, что древние Отцы говорили обычно просто о молитве. Они лишь изредка указывали на ее важные оттенки и меняющиеся качественные свойства. Про «этапность» и длительность этапов они почти совсем не говорили. А в 19-м и особенно в 20-м веке вдруг возникли у делателей молитвы строгие теории со строгим делением молитвы на этапы, да еще с указанием на длительность каждого этапа и невозможность перескока или совмещения этапов. Странно это. Неужели Бог такой «бюрократ» в делах молитвы? А ведь, повторяю, не от нас все зависит в молитве, а только от Него. Что-то тут не то и не так. Может «этапность» и т.д. в молитве это просто отражение статистики наблюдений за делателями? Возможно, этапы молитвы и критерии этапов существуют (скорее наверняка существуют), но, похоже, они не даются для осознания современным делателям. Вот они и конструируют свою «этапность» в деле молитвы. По мне так духом книжничества и корпорации веет от этого – похоже, падший ум конструирует очередное клише. А у Бога нет никаких клише. Но это имхо. Я с этим еще не разобрался и это для меня не открыто. Вероятно, что я тут просто чего-то недопонимаю.

Трезвение + молитва использую для борьбы с помыслами страстными и вообще с пустыми никчемными помыслами и фантазиями. Никогда не дает сбоя у меня этот верный прием «гашения помыслов». Это борьба со страстями и профилактика грехов. Этот прием очень помогает, хотя я еще не научился подлинной непрерывности в этом делании (трезвение + молитва). Помысел «контроля помыслов» мною «активирован» и, как «триггер», «взведен». Но работают ли он должным образом и непрерывно? Тут я пока не уверен. Опыта мало пока в этом деле. Но, думаю, это несколько другой образ молитвы. Так ощущаю. Тут на первом месте (ведет процесс) трезвение, а не молитва. Тогда как, когда нудится молитва, уже трезвение помогает внимательной молитве, будучи ведомым. Возможно, различные образы молитвы смыкаются и перетекают друг в друга. Но тут это пока только ИМХО - рассуждения, а не опыт.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Алексей! И все на этом, все на что вы способны? Отметились - ну и слава Богу. Умница. На будущее - я попросил поделиться форумчан опытом, а не хмыканьем. И еще - это форум для тех, кто молится, а не для тех, кто ерничает.

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Максим! Спешил писал, поэтому непроизвольно пропустил, если Администратор Александр исправит мою оплошность, то будет замечательно. Теперь ответ. Устной молитвой необходимо молиться каждому Православному христианину и вы на личном опыте увидели ее плоды. Только вот надо не бросать этот труд - взялся за гуж, не говори в последствии что не дюж. Это не камушек в ваш огород, а всем тем, кто в будущем последует за нами - пусть учтут наши ошибки.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

По поводу устной молитвы есть у св.Игнатия(по моему)...примерно--можешь повторять молитву умом, повторяй...тогда в гласной нет нужды...
Не стоит гипертрофировать ЗНАЧИМОСТЬ гласной молитвы...думаю что СОВРЕМЕННОМУ человеку следует сразу приступать к умной молитве...т.е. произносить слова "про себя" т.е. в уме...
Нас с детского сада учат в уме произносить стихи и пр...ЭТОМУ не учили древних...их надо сказать ваще ничему не учили :-)...школ не было в принципе...ПО ЭТОМУ им необходима была стадия гласной молитвы просто по тому что не умели произносить умом...
Далее...о себе:
Потом...где то через несколько месяцев после начала...решил петь молитву...и ПЕНИЕ увело молитву в гортань...это сразу же привело к появлению чувств в молитве-мир радость...вечером был сильный мистический опыт...опыт Любви...
Дело в том что когда поёшь...даже и умом только...всё равно рефлекторно наблюдаешь голосовые связки и область гортани...ну и пение в большей степени навевает чувства нежели речь...
к батюшке прихожу---а можно ПЕТЬ молитву?...Он--псалмы же пели, значит можно и Иисусову молитву петь...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Максим-

  • "Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нем." преп. Марк Подвижник «Наставления»
  • Сообщений: 25
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Максим! Спешил писал, поэтому непроизвольно пропустил, если Администратор Александр исправит мою оплошность, то будет замечательно. Теперь ответ. Устной молитвой необходимо молиться каждому Православному христианину и вы на личном опыте увидели ее плоды. Только вот надо не бросать этот труд - взялся за гуж, не говори в последствии что не дюж. Это не камушек в ваш огород, а всем тем, кто в будущем последует за нами - пусть учтут наши ошибки.

Все верно! Я тут вспоминал и получилось, что потерял я ее такую как имел из-за того, что начал много времени уделять внешнему деланию в Церкви, оно вроде и полезно было, а на деле вышла суета, от которой лично я потерпел убыток но ничего не приобрел.

РС - Зная,, что она дает для души, и хоть немного прикоснувшись к ней, желаешь ее снова, к тому, что она давала(мир, покой, любовь - это важно)! Но самое главное, что тогда ты чувствуешь, свое падшее состояние, свое ничтожество и милость Божию!
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.» Свт. Марк Эфесский
 

Поиск