Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 17:32:22

Автор Тема: МИ о нашем разделении, его преодолении и вообще – о предназначении человеков  (Прочитано 2619 раз)

прозелит

  • Сообщений: 5163
    • Просмотр профиля

Цитировать
Прп. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
1. Амбигвы, РG91, 1304D-1312B*

Святые, приявшие много Божественных тайн, по преемству переданных им через тех, которые были прежде них, от последователей и «слуг бывших Словесет» (Лк. 1, 2) и от Него непосредственно посвященных в познание сущих, говорят, что бытие всего сотворенного объемлется пятью различиями, из которых первым называют то, которое разделяет нетварное естество от вообще [всякого] тварного и приявшего бытие от сотворения...
Вторым различием [называют они] то, по которому вся от сотворения ее Богом приявшая бытие природа разделяется на умопостигаемое и чувственное. Третьим - то, по которому чувственная природа разделяется на небо и землю. Четвертым же - то, по которому земля разделяется на рай и мир; и пятым - то, по которому человек, который надо всем, словно некая все обобщающая мастерская, и который для [всех] сущих благолепно введен по сотворении в качестве естественно [представляющего] собой посредствующего для всех сообразных
всем разделениям противоположностей, [сам] разделяется на мужское и женское. Тот то есть, кто естественно обладает по причине своего нахождения посередине между всякими противоположностями благодаря свойствам своих частей, сообразных всем противоположностям, всякой способностью к соединению, посредством которой совосполняемый по причине сотворения разделенных [между собой сущих] тропос должен был явить собой великое таинство Божественного намерения - гармоничное единство друг с другом [заключающихся] в сущих противоположностей, восходящее по порядку от ближних к дальним и от худших к лучшим и завершающееся в Боге.
По этой-то причине человек вводится последним в [число] сущих, словно некое естественное связующее звено, посредствующее [различными] своими частями между [всеми] вообще противоположностями, и приводящее в себе во едино то, что по естеству отстоит друг от друга на большое расстояние, дабы [посредством] приводящего все к Богу, как Виновнику [бытия всего], единения, начиная прежде с собственного разделения и затем через находящееся посередине по порядку и чину приближаясь к Богу, он достиг конца совершающегося посредством соединения всего высокого восхождения [к Богу], в Котором нет разделения, полностью, то есть изгнав из естества никак не связанное, по прежде сказанному слову, с Божественным намерением о создании человека, свойство мужского и женского [пола] посредством относящейся к божественной добродетели бесстрастнейшей связи, так, чтобы явиться и стать согласно Божественному намерению единым человеком, не разделяемым по наименованию на мужское и женское и, как было сказанно выше, неделимым на части по ныне существующим в отношении его подразделениям, по причине совершенного познания своего, как я сказал уже, логоса, по которому он существует.
Затем рай и мир объединив посредством своего святолепного жития, сотворил бы единую землю, не разделяемую им сообразно различию ее частей, но скорее приводимую вместе, будучи не подверженным никакому обольщению никакой из ее частей.
Затем, объединив небо и землю по причине тождества по добродетели во всем своей жизни с ангелами, насколько это возможно человеку, он соделал бы единой и совершенно нераздельной по отношению к самой себе чувственную тварь, совершенно не разделяемой им пространственно расстояниями, поскольку он соделался бы легким и не влекомым никакой телесной тяжестью к земле, и ничего не препятствовало бы его восхождению на небо по причине того, что ум его, истинно устремляясь к Богу, совершенно не взирал бы ни на что такое, и мудро соделывал бы по порядку, как бы на общем пути, естественно дошедшее до него, точкой опоры своего устремления к Нему.
Затем, объединив к тому же умопостигаемое и чувственное по причине своего равенства с ангелами в том, что касается ведения, он соделал бы единой тварью всю тварь, не разделяемую [более] для него на ведомую и неведомую, когда его гностический опыт в отношении заключающихся в сущих логосов станет во всем равным ангельскому, по которому бесконечно щедрое излияние истинной премудрости, последующее, насколько это возможно, без изъяна, непосредственно подает, наконец, достойным непознаваемое и невыразимое понятие о Боге.
И в конце концов, после всего этого, любовью соединив и тварное естество с нетварным (о, чудо Божьего к нам человеколюбия!) он явил бы [их] по дару благодати одним и тем же, весь всецело облекшись всем Богом и став всем, чем только является Бог, кроме тождества по сущности, и восприяв взамен себя самого всего Бога, и, как бы в награду за восхождение свое к Самому Богу, стяжав Самого же единственнейшего Бога, как конец движения движимых и твердый и неподвижный покой устремляющихся к Нему, и являющегося неопределимым и бесконечным определением и концом всякого предела и установления, закона и логоса, ума и природы.
Поелику же человек не стал двигаться по естеству, как он был создан, вокруг недвижимого, как своего начала (я имею в виду Бога), а стал добровольно вопреки [своей] природе двигаться вокруг того, что ниже его, чем ему было заповедано повелевать, злоупотребив данной ему при сотворении для соединения разделенного естественной силой скорее для разделения соединенного, и так едва не обратился жалостнейшим образом снова в небытие, то вот поэтому обновляются естества, и парадоксально и превыше естества неподвижно движется, - выражусь так, - вокруг по естеству движимого совершенно по естеству недвижимое, и Бог становится человеком, дабы спасти погибающего человека и сообразно природе соединив Собой разрывы всеобщего естества всего и выявив общие логосы частных [предметов], коими (то есть логосами) свойственно производиться объединению разделенных, исполнить великий совет Бога и Отца, в Себе «возглавив всяческая яже на небесех и яже на земли» (Еф. 1,10-11), «в Немже и создана быша» (Кол. 1,16).
Без всякого сомнения, начав всеобщее объединение всего с Собой с нашего разделения, Он делается совершенным человеком, от нас, ради нас и по нам, все наше без изъятия имеющим, разве греха (Евр. 4, 15), не имея для этого совершенно необходимости в брачном [законе, как его, то есть греха] последствии, вместе же и показывая этим, как я полагаю, что, возможно, был и иной предусмотренный Богом способ увеличения численности людей, если бы первый человек сохранил заповедь и не низвел бы самого себя в скотоподобие путем злоупотребления своими [естественными] возможностями, закрепив тем самым различие и разделение естества на мужское и женское, в котором, как я уже говорил, он совершенно не нуждался, чтобы стать человеком, и без которых (то есть мужского и женского полов), наверное, возможно [обойтись]. Этим [половым различиям] нет нужды пребывать вовеки.
«Во Христе бо Иисусе», - глаголет божественный апостол, - «несть мужеский пол, ни женский» (Гал.
3, 28). Затем, освятив нашу вселенную Своим подобающим человеку житием, по смерти невозбранно уходит в рай, как Он неложно обетовал разбойнику: «днесь, рече, со Мною будеши в рай» (Лк. 23,43).
Поэтому, так как для Него больше нет разницы между раем и нашей землей, Он снова явился на ней, обедая с учениками по воскресении из мертвых, показывая, что земля является единой и не разделенной сама в себе, сохранив логос бытия своего свободным от разделения по различению [между раем и миром]. Затем через вознесение на небо Он объединил небо и землю и, отойдя на небо с этим единосущным и сродным нам земным телом, явил единой всю чувственную природу посредством сообразного ей всеобъемлющего логоса, уничтожив в Себе признаки рассекавшего ее разделения.
Затем к тому же объединил чувственное и мысленное, по порядку через все небесные умопостигаемые и божественные чины [ангелов] пройдя с душой и телом, то есть с совершенной нашей природой, показав в Себе Самом совершенно нераздельным и непротиворечивым схождение вое-диновсего творения согласно его начальнейшему и наиболее общему логосу.
И наконец, после всего этого предстает по человечеству перед Самим Богом, «явився», то есть «о нас, - как написано, - лицу Бога» (Евр. 9,24) и Отца как человек, как Слово никоим образом не будучи способен никогда отделиться от Отца, и как человек делом и истиной исполнив по непреложному послу-шанию все то, чему как Бог Он предопределил быть, и совершив всякий совет Бога и Отца о нас, отделавшихся непотребными от злоупотребления этой изначально данной нам для сего по естеству силой, и прежде соединив нас в Себе с самими собой посредством отъятия разделения на мужское и женское, и явив нас вместо мужчин и женщин, - в которых особенно наблюдается этот тропос разделения, -просто человеками, в собственном и истинном смысле слова, целиком сформированными по Его [подобию] и носящими целостный и совершенно неподдельный Его образ, к которому никоим образом не пристает никакой из признаков тления; и с нами и ради нас всю тварь [объединил], посредством средних - как Своих членов - объяв концы и вокруг Себя неразрывно сжал их друг с другом, [соединив] рай и мир, небо и землю, чувственное и умопостигаемое, как имеющий наши тело, чувство, душу и ум, коими по отдельности как частями, усвоив каждой [из них] совершенно сродное ей крайнее, вышеприведенным способом боголепно все возглавил в Себе, показав все творение пребывающим единым, словно другой человек, совосполняемым посредством единения своих частей друг с другом, и склоняющимся к самому себе всецелостью своего бытия по единому и простому и неопределяемому и неразличимому смыслу произведения [его] из небытия, по которому вся тварь может приять один и тот же совершенно неразличимый логос, поскольку ее «не было» старше, нежели «быть».

*Тексты приводятся по изд.: Преподобный Максим Исповедник, О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), пер. с греч. архим. Нектария    (М. 2006), 277-283, 223-226, 314-317.

Мощный текст. На него обращают внимание многие исследователи МИ, сетуя при том, что некоторые важнейшие темы
он затрагивает как бы мимоходом, не уделяя им должного внимания. Впрочем, и того, что есть, с избытком...

прозелит

  • Сообщений: 5163
    • Просмотр профиля

Данный текст МИ приведен по книге П.Нелласа "Обожение. Основы и перспективы православной антропологии" (М, Никея, 2011)
Эту книгу удалось найти в сети и распознать (без вычитки).
Здесь html-версия этой весьма интересной книги:
http://clip2net.com/page/m190436/39085024
А здесь – исходный вариант, в PDF-скане:
http://clip2net.com/page/m190436/39085016

Неллас в своей книге трактует приведенный фрагмент МИ, но лучше отнестись к трактовкам Нелласа с большой осторожностью –
был уже опыт встречи с его богословием на страницах форума и не только :-)
Возможно, если есть интерес к этим словам МИ, лучше несколько раз перечитать и вдуматься  – самим :)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

прозелит...вы наверняка Беме читали?..Аврора или Утренняя звезда в восхождении?..
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Цитировать
98. Не думай, что я описываю здесь свои мечты, будь они истинны или
       нет; но врата неба и ада отверсты перед духом, и он проникает в
       свете сквозь те и другие, и созерцает их, и может их вполне
       подвергнуть испытанию, ибо звездное рождение лежит между обоими и
       должно терпеть тесноту от них.

       99. И хотя диавол не может отнять у меня свет, однако он часто
       закрывает его от меня самым внешним и плотским рождением, так что
       звездное рождение томится, как если бы оно попало в плен.

       100. Все это его удары, чтобы только горчичное зернышко было скрыто;
       об этом говорит также святой апостол Павел, что дано было ему
       великое жало в плоть и он молил Господа, чтобы Он удалил его от
       него, на что Господь ответил ему, чтобы он довольствовался Его
       благодатью (II Кор. 12, 7--9).

       101. Ибо он также достиг этого места и желал бы владеть этим светом
       беспрепятственно в собственном звездном рождении; но этого не могло
       быть, ибо гнев покоится на плотском рождении и он должен был
       переносить тление во плоти. Но если бы ярость была удалена совсем из
       звездного рождения, то он в нем уподобился бы Богу и знал бы все
       вещи, как сам Бог.

       102. Которые знает ныне одна только душа, каче-ствующая совместно со
       светом Божиим; но она не может совершенно вернуть это знание назад,
       в звездное рождение, ибо она -- другое лицо.
Подобно тому как яблоко
       на дереве не может вернуть назад в дерево или в землю свой запах и
       вкус, хотя оно и сын дерева; так бывает и в природе.
 
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Я прошу прощения за цитаты, как раз думала всю неделю о разделении, вставила куда мне показалось по смыслу..
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Цитировать
80. Тело Христа уже больше не в жесткой постижимости, но в
       Божественной постижимости природы, подобно ангелам.

       81. Ибо и наши тела в воскресении не будут состоять из такой жесткой
       плоти и костей, но будут подобны ангелам; и хотя сохранится в них
       весь образ и сила, а также все способности (кроме органов рождения,
       которые будут иными, равно как и кишечные внутренности), однако у
       нас не будет той жесткой постижимости.

       82. Ибо Христос говорит Марии Магдалине в саду Иосифа у гроба по
       воскресении своем: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу
       моему и Отцу вашему" (Иоанн. 20, 17). Как если бы Он хотел сказать:
       у Меня теперь больше не животное тело, хотя Я и являюсь тебе в Моем
       прежнем облике; иначе ты не могла бы видеть Меня в твоем животном
       теле.

       83. И в те сорок дней после своего воскресения Он также не всегда
       ходил видимым среди учеников, но и невидимым -- по своему небесному и
       ангельскому свойству; когда же Он хотел говорить с учениками, то
       являл себя в постижимом облике, чтобы иметь возможность говорить с
       ними природными словами, ибо поврежденные не могут постигать
       Божественных.

       84. То, что Он входил к ученикам своим сквозь запертые двери (Иоанн.
       20, 19), достаточно показывает также, что тело Его было ангельского
       рода.

       85. Итак, ты должен теперь знать, что тело Его ка-чествует совместно
       с семью духами природы в звездном рождении, в части любви, и
       содержит грех, смерть и диавола в части гнева в плену.

       86. Итак, ты понимаешь теперь, что совершил Бог на второй день,
       когда Он отделил воду под твердью от воды над твердью. И ты видишь
       также, как ты в семшре повсюду состоишь и в небе, и в аду и обитаешь
       лежду небом и адом в великой опасности.

 
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Надо бы написать, что это из Якоба Бёме, да и название книги тоже привести. :|
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Я давала выше, Леонид, пост номер2

http://www.lib.ru/INOOLD/BEME/aurora.txt
А я не уловил чья это цитата...если бы было сверху цитаты с двоеточием...то было бы понятно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Ian

  • Сообщений: 367
    • Просмотр профиля

Очень интересный текст МИ, как-то я его раньше пропустил, начинаешь лучше понимать для чего приходил Христос.

И еще.... становятся понятными многие слова Христа в Евангелие от Фомы.

Колхозник

  • Сообщений: 2081
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Возможно, если есть интерес к этим словам МИ, лучше несколько раз перечитать и вдуматься  – самим :)

МИ конечно уникален!!! Хотя его и читать трудновато, но он того стоит! Действительно нужно перечитывать, что бы суметь охватить те пласты что он поднимает.

Понимаю этот фрагмент так: что человек находясь на вершине творения и объединяя в себе все разделения в процессе падения, отождествил себя с одним из этих разделений, причем самым низким и грубым, нашей дебелой плотью. Он разучился прибывать в той из сфер творения, которой принадлежат душевные и духовные стихии. Хотя по сути своего создания и славы может и должен уметь отождествлять и прибывать в любой из этих областей.

Получается что все техники исихазма ( как впрочем и вообще православия) направлены на то что бы научить человека оторваться от одной из частей творения и прибывать в других. Т. е мы должны выявить в себе отдельные части разделения, научится отождествлять себя с ними, что бы затем правильно, не в ущерб одно другому, объединить их в себе во власти духа и затем преодолеть последнее разделение с Богом.

Как то яснее стала наша природа по отношению к ангельской….да не возгордится бы.

Разделение на М-Ж это вообще отдельная тема. Там своя простота и глубина и слава!

прозелит

  • Сообщений: 5163
    • Просмотр профиля

И еще.... становятся понятными многие слова Христа в Евангелие от Фомы.
BTW перечитывал недавно от Фомы. Не вижу в нем ничего гностического.
Причины, почему оно стало апокрифом – видимо, совершенно в ином.

Недавно прочел, что ученики и последователи Христа в эпоху первых Евангелий пришли к Иоанну и упрашивали его дополнить синоптические Евангелия (которые написаны учениками Господа из круга 12-ти или даже 70-ти). Просящим было мало того, что изложено  у синоптиков, они были не вполне удовлетворены и просили изложить учение от представителя именно "внутреннего посвящения" Иисусова. Тогда "ученик, которого любил Иисус", ап.Иоанн дал им богословие Света, "духовное" Евангелие, которое раскрывает учение о Логосе и иные глубины откровения, незатронутые синоптиками. И "Послание Варнавы" уже яснее говорит нам о "сокровенном" и таинственном
 "знании" христианских истин, как об особом христианском гнозисе – о познании "пути света" в проивоположность "пути тьмы"...

Ев. от Фомы, Ев. от Иоанна и "Оды Соломона" для меня – это часть единого корпуса пневматических учений, от "внутреннейшего круга" учеников Христа.

прозелит

  • Сообщений: 5163
    • Просмотр профиля

Ангельские песнопения, молитва "Отче Наш" и делание Сына

"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Здесь видится то же, что в амбигве МИ.
"Благоволение" – значит и любовь, и расположение, и решение, таковы значения слова в ЦСЯ. А в греческом подстрочнике читаем благоволение= "доброе намерение". То есть человеку возможно, как воистину средине и посреднику меж земным и небесным, устремить свою волю (свое намерение) ко Благу и тем устроить дольнее. И сводить это дольнее, следуя совершенному Христом, "объяв концы" и вокруг Господа Бога "неразрывно сжав их друг с другом".

То же делание открывается в молитве "Отче Наш". Воля Твоя, Отче – да будет, я́ко на небеси́ и на земли́. Но через кого дОлжно проникнуть этой Отчей Воле, чтобы Воля едино, неослабно и неискаженно пронизала – и небо, и землю, свела их воедино, преодолев "тропос разделения"?
Для этого  – через волю человека проводится Воля Отца, через то самое  "доброе намерение", или же – благо-воление.
« Последнее редактирование: 08 Января 2013, 18:41:59 от прозелит »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

То же делание открывается в молитве "Отче Наш". Воля Твоя, Отче – да будет, я́ко на небеси́ и на земли́. Но через кого дОлжно проникнуть этой Отчей Воле, чтобы Воля едино, неослабно и неискаженно пронизала – и небо, и землю, свела их воедино, преодолев "тропос разделения"?
Для этого  – через волю человека проводится Воля Отца, через то самое  "доброе намерение", или же – благо-воление.
Тут было бы уместно осознать, в конце концов, что воля единичного человека имеет своим источником Волю Отца. Отец наделяет человека волей, даёт ему волю "взаймы". Когда мы тщимся "передать" свою волю Отцу, то происходит умственный разрыв [когнитивный диссонанс]: мы инстинктивно не хотим превращаться в марионеток Бога, что очень правильно, на самом деле, т.к. Бог не хочет делать их из нас, а с другой стороны мы всё же желаем исполняять Его Волю.

Если признать, что Его Воля действует в нас и ничего отдавать Ему не нужно, так как это - Его дар нам, то проблема снимается. В процессе УД наступает свобода от этой дихотомии. Возвращение "детской" формы сознания избавляет от ответственности за свои поступки, т.к. они становятся выражением со-работничества. Вот тут оно - благо-воление!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
 

Поиск