Исихазм

Автор Тема: ТРЕЗВЕНИЕ  (Прочитано 19924 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

ТРЕЗВЕНИЕ
« : 19 Декабрь 2012, 20:09:25 »
Хотелось бы в новой теме обсудить кто и как понимает ТРЕЗВЕНИЕ в практике Исихазма, что оно даёт молитве и за счёт чего достигается.
Вот, как хвалит Трезвение св. прп. Исихий Иерусалимский, не раскрывая, однако, его сути:
Цитировать
Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божиею помощию, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимаго, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных таин; и есть творительница всякой заповеди Ветхаго и Новаго Завета и всякаго блага будущаго века подательница. - Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению, крайне редка ныне у монахов; между тем, как Христос ублажает ее, говоря: блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят [Мф. 5, 8]. Будучи таковым, оно и покупается дорогою ценою. Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводительницею к правой и богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право править движениями троечастности души (т.-е. трех сил: мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, - и в причастнике своем каждодневно возращает четыре главныя добродетели (т.-е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость).

Слово 1.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #1 : 19 Декабрь 2012, 20:21:34 »
Трезвение - осознанность. Направленная духовная работа над умом, сердцем и волей. Взращивающая в уме мудрость, в сердце мужество, в воле справедливость, в плотском воздержание. Трезвение это ясность и устремлённость на пути. Трезвение восстанавливает мощь и безмятежность сознания, которое, будучи объедаемо бесами и демонами, убывает.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7509
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #2 : 19 Декабрь 2012, 20:25:47 »
Цитировать
Вот, как хвалит Трезвение св. прп. Исихий Иерусалимский, не раскрывая, однако, его сути:
Св. прп. Исихий Иерусалимский "не раскрывает сути трезвения"? Как там в старом фильме? "В истории одни двоичники орудовали ... "
Это просто реплика. Но по теме.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #3 : 19 Декабрь 2012, 20:31:48 »
Св. прп. Исихий Иерусалимский "не раскрывает сути трезвения"? Как там в старом фильме? "В истории одни двоичники орудовали ... "
Это просто реплика. Но по теме.
Сергий, Ваша гордыня и высокомерие - зашкаливают. :-) Вместо того, чтобы выдрючиваться, ответили бы просто на мой вопрос, если, конечно, знаете ответ.

В приведённом мной слове св. Исихия он не раскрывает сути Трезвения.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #4 : 19 Декабрь 2012, 20:47:05 »
Имо, это описание преп.Исихия вполне раскрывает суть:
Цитировать
3. Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием, и есть тоже, что хранение ума, в совершенной немечтательности держимаго.
6. Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры - окрадыватели, слышит, что говорят и что делают эти губители, и какой демоны начертывают и установляют образ, покушаясь, увлекши чрез него в мечтания ум, обольстить его. Коли будем люботрудно проходить такое действование, то оно, если хотим, очень основательно и внятно, на опыте покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней.
Цитировать
14. Итак один способ (прием) трезвения есть: - смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.

15. Другой: - иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякаго помысла безмолвствующим, и молиться.

16. Иной: - непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа.

17. Иной еще способ, иметь в душе непрестанное памятование о смерти.
http://omolenko.com/biblio/dobro2-isihiy.htm

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #5 : 19 Декабрь 2012, 20:50:10 »
Хотелось бы в новой теме обсудить кто и как понимает ТРЕЗВЕНИЕ в практике Исихазма, что оно даёт молитве и за счёт чего достигается.
Думаю что трезвение это контроль за пространством души...умение отогнать помысел...подавить или снизить или устранить игнором движение души...
Трезвение как бы очищает пространство для молитвы...точнее помогает молитве...и действует совместно с ней...

Пр.Исихий...подробности :-) :
Цитировать
Один способ трезвения - неотступно следить за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и прельщать ум. Другой - хранить в сердце глубокое молчание, сделать его безмолвным для всего и молиться. Еще один способ - непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. И еще один - иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все эти делания... подобно привратникам, возбраняют вход дурным помышлениям (67, 168).
Памятование о смерти как вариант трезвения меня всегда завораживало...непонятой тайной :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #6 : 19 Декабрь 2012, 20:52:06 »
Цитировать
Вот, как хвалит Трезвение св. прп. Исихий Иерусалимский, не раскрывая, однако, его сути:
Св. прп. Исихий Иерусалимский "не раскрывает сути трезвения"? Как там в старом фильме? "В истории одни двоичники орудовали ... "
Это просто реплика. Но по теме.
Сергий :-)...ну вот тока твоих пустых реплик в этой теме и не хватало...
Трезвись! :-)...да не впадёшь в напасть :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #7 : 19 Декабрь 2012, 21:12:45 »
Есть такая троица - attention, perception, awareness. Так вот трезвение в ней первое. По мере усвоения и непрерывности молитвы оно непременно возрастает. Как любое возмущение становится хорошо видно на водной глади. Первый шажок к бесстрастию. Начало пути можно сказать. Сплав бодрости воли и внимания ума, или дополняющая их часть. Но последнее время перестал все это классифицировать и описывать. Молитва начинает занимать все.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #8 : 19 Декабрь 2012, 21:15:11 »
Хотелось бы в новой теме обсудить кто и как понимает ТРЕЗВЕНИЕ в практике Исихазма, что оно даёт молитве и за счёт чего достигается.

Трезвение понимаю как само безмолвие, так и путь к нему. Молитва – это и есть трезвение. Трезвение, рождаясь в молитве, «умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения» по Исааку Сирину.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #9 : 19 Декабрь 2012, 21:26:15 »
Есть такая троица - attention, perception, awareness. Так вот трезвение в ней первое. По мере усвоения и непрерывности молитвы оно непременно возрастает. Как любое возмущение становится хорошо видно на водной глади. Первый шажок к бесстрастию. Начало пути можно сказать. Сплав бодрости воли и внимания ума, или дополняющая их часть. Но последнее время перестал все это классифицировать и описывать. Молитва начинает занимать все.
attention, perception, awareness - внимание, восприятие, осознавание [перевожу для точности].
Сплав бодрости воли и внимания ума - очень чёткое определение Трезвения. Остаётся поговорить о том, как достичь непрерывного внимания ума.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Cвета

  • Сообщений: 61
  • терпение - дом души
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #10 : 19 Декабрь 2012, 21:32:54 »
И я своими словами скажу, как понимаю трезвение.Это внимание ума, который присматривается не подкрадывается ли враг, творя при этом молитву.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #11 : 19 Декабрь 2012, 21:56:17 »
Под непрерывным вниманием ума, под самой этой бдительностью протекает некая подлежащая энергия осознанности.
Или течет, или не течет. И если не течет, то поддержание такой непрерывности или неимоверно тяжко, или же невозможно...
сон мертвецкий. Тогда к нам обращаются слова Господа:"так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?"

А если ток есть, то непрестанная бдительность легка и естественна.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #12 : 19 Декабрь 2012, 22:05:27 »
Трезвение - осознанность. Направленная духовная работа над умом, сердцем и волей.

Очень важное, на мой взгляд, определение. Говоря о трезвении, важно не забывать, что его действие касается всех составов души человека.
Сегодня еще раз прочла размышления над Евангелием: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1108.0

Следуя за Вифлеемской звездой, к младенцу Иисусу пришли с востока волхвы со своими дарами. Это путь ума. А путь сердца – это пастухи, пасшие свое стадо близ родившегося Царя. Т.е., ближе и проще – путь сердца, сердечное постижение Истины.  (Но не для нас, умников)). Путь ума – дольше и сложнее, он связан с серьезными испытаниями.  Но ум и сердце вместе поклоняются этому  чуду Рождества, чтобы, объединившись на Кресте, в Воскресении явиться новому миру как Мудрость и Любовь.

Думаю, что, говоря о трезвении, и преп. Исихий  описывает именно эти два пути (способа):
Цитировать
Итак один способ (прием) трезвения есть: - смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.

Другой: - иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякаго помысла безмолвствующим, и молиться.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7509
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #13 : 19 Декабрь 2012, 22:39:54 »
Св. прп. Исихий Иерусалимский "не раскрывает сути трезвения"? Как там в старом фильме? "В истории одни двоичники орудовали ... "
Это просто реплика. Но по теме.
Сергий, Ваша гордыня и высокомерие - зашкаливают. :-) Вместо того, чтобы выдрючиваться, ответили бы просто на мой вопрос, если, конечно, знаете ответ.

В приведённом мной слове св. Исихия он не раскрывает сути Трезвения.
СпасиБо за критику. Это ценнее всего. Ваше нечеткость мысли, как всегда сбила меня с толку. Но и после разъяснения Ваш текст выглядит немного странным. Могли бы и немного далее первого слова у св. отца глянуть, как это сделал Прозелит и по другому сформулировать свой вопрос.
Хороший ответ на Ваш вопрос я нашел у СНБ.
Цитировать
Симеон Новый Богослов МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА
Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем, то становимся негодными.
….
Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда, "вкусив, яко благ Господь" (Пс. 33, 9), ум более не извергается из обители сердечной, поскольку и сам он говорит вместе с апостолом: "Хорошо нам здесь быть" (Мф. 17, 4), и, постоянно обозревая те места, на посеваемые [там] вражеские помыслы нападая, преследует <их>. Конечно, несведущим такое жительство покажется слишком суровым /жестоким/ и неудобным да и в самом деле оно трудно, так что от него захватывает дух не только у непосвященных, но и у крепко выдержавших искус, однако не восприявших и не пославших радость вглубь сердца. Вкусившие же сию радость и ощутившие эту сладость гортанью сердца могут и сами восклицать с Павлом: "Кто отлучит нас от любви Христовой" (Рим. 8, 35), и следующее. Ведь святые наши отцы, услышав слова Господа: "Из сердца вашего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, <...> кражи, лжесвидетельства <...>, и это оскверняет человека" (Мф. 15,19-20) и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (Мф. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может. Это [делание] одни отцы прозвали "сердечным безмолвием", другие - "вниманием", иные "сердечным хранением", некоторые "трезвением и противоречием <помыслам>", остальные - "исследованием помыслов и блюдением ума", но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну.

Все так и есть. Но тяжело. У меня дополнительный прием есть. Любой помысел заранее считаю тщеславным (этот тоже, и этот и т.д.) - немного помогает в борьбе с ними. А молитва реально гасит любой прилог вообще. Как бы его и не было вовсе уже через несколько секунд. Но лучше помыслов не иметь совсем. Но иногда думать приходится (на работе) и рождать "идеи". Тогда просто самому надо думать непрерывно над нужными вещами - главное, - чтобы всякая гадость в сердце не попала ненароком при этом, а "ассоциативные перескоки разума" при этом надо жестко пресекать на корню. А как устал это делать и стал часто отвлекаться, тогда молюсь. И помыслам каюк. Такая практика теперь.
« Последнее редактирование: 19 Декабрь 2012, 22:55:27 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« Ответ #14 : 19 Декабрь 2012, 23:10:29 »
Леонид
Цитировать
как достичь непрерывного внимания ума.
молиться - Благодать будет очищать- по мере очищения степень и качество внимания повышаются естественным образом.
E-mail: breathwork.ru@gmail.com