Исихазм

Автор Тема: Взгляд на исихазм с позиции украинского йогина  (Прочитано 13710 раз)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Правда Георгий В. Флоровский намекает, вроде, на Исаака Сирина, но прямых цитат святого отца не приводит (я пока не нашел). 
Да, скорее, это авторская трактовка о. Георгия слов Святого Исаака.

Исаак Сирин Слово 16. О чистой молитве http://predanie.ru/lib/book/read/67902/#toc16

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Можно сказать, молитва есть теоцентрическое устроение души, - в истинной молитве "созерцание ума устремлено к одному Богу; к Нему устремляет ум все свои движения"...
Я не вижу как "устроение" можно вытащить из кавычек. Кто-то видит?
Ну, вот, отвлекся, расслабился, вновь подошел, посмотрел текст... и, наконец, увидел. Можно вытянуть соответствие между "теоцентрическое устроение души, - в истинной молитве" и словами Отца: "созерцание ума устремлено к одному Богу; к Нему устремляет ум все свои движения"
Но зачем было огород городить?
Что сидело в уме протоиерея Георгий В. Флоровского, когда он перефразировал Отца? И зачем это ему понадобилось?
Вопрос не праздный.
Мы и сами не видим, что уже давно в плену бесконечной череды фильтраций и подмен смыслов слов истинных Делателей и Святых.
Это просто наглядный пример искажения реальности, которая происходит повсеместно и непрерывно.
Да еще автор вводит термин: "истинной молитве" ... Что это такое и зачем подчеркивает это здесь?
Сам часто так делаю, вставляю "истинный" куда надо и не надо, но автор не таков. А тут вставил это уточнение. Зачем?
Что хотел сказать этим?
Я почему привязался?
Вижу тут оттенок (не явный и подсознательный) у автора втиснуть сюда смысл, связанный с постепенным изменением естества человека в процессе "истинной молитвы".
Можно так понимать?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

   Сергий, сложно, сложно всё это, и потому ненужно.

  Можно проще сказать: Чему уподоблю Царствие Божие ? Трём мерам муки, которые хозяйка замешала  и добавила закваски, пока не вскиснет всё.

  Т.е. - от малой части закваски меняется весь человек, пока не поменяется весь. Вот искреннее устремление и приведёт к изменению всего человека (действием Божиим). И будет богообщение, и скучание о настоящей жизни, которую чувствуем в Боге.

  Раскладывание на полочки и разделение на части цельной закваски... Сквашенному оно не нужно, а не сквашенного оно никуда не ведёт.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Правда Георгий В. Флоровский намекает, вроде, на Исаака Сирина, но прямых цитат святого отца не приводит (я пока не нашел). 
Да, скорее, это авторская трактовка о. Георгия слов Святого Исаака.

Исаак Сирин Слово 16. О чистой молитве http://predanie.ru/lib/book/read/67902/#toc16
СпасиБо. Перечитал. Сегодня запало вот это место.
Цитировать
В это время, в которое совершаются молитвословия и моления пред Богом и собеседование с Ним, человек с усилием отвсюду собирает воедино все свои движения и помышления и погружается мыслию в едином Боге, и сердце его наполнено бывает Богом; и оттого уразумевает он непостижимое. Ибо Дух Святой, по мере сил каждого, действует в нем, и действует, заимствуя повод к действию из того самого, о чем кто молится; так что внимательностию молитва лишается движения, и ум поражается и поглощается изумлением, и забывает о вожделении собственного своего прошения, и в глубокое упоение погружаются движения его, и бывает он не в мире сем. И тогда не будет там различия между душою и телом, ни памятования о чем–либо, как сказал божественный и великий Григорий: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы».
В темах форума о молитве часто у нас тут вылезают совсем другие акценты, чем у святого отца.
У него явный акцент внимание исключительно на Боге (даже не на словах молитвы). А у нас часто акцент на месте концентрации внимания при молитве.
Вот такие нюансы бросились в глаза сегодня.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

"Украинский йог" попадает всё в ту же ловушку, построенную Демиургами для одной только цели - улавливания сначала умов, а потом и душ в некую конкретную доктрину, затем присваивание её себе [с полным убеждением в её правоте] на организменном уровне, с которого она начинает работать как самостоятельный и весьма действенный инструмент отъёма жизненной энергии от индивида, её исповедующего, в пользу Демиургов.

Исихазм же, в первую очередь, направлен на разрушение у молитвенника любой, привнесённой извне доктрины, и на обнаружение Неведомого, Неделимого и Вечного в самом сердце его, т.е. совершения акта Богоявления или единения со Христом.

Исихия, или Небо Безмолвия Ума - подлинное Христианство, в том смысле, что освобождает ум и душу полностью, абсолютно и безвозвратно по обетованию Христа: "Истина сделает вас свободными".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

   Сергий, сложно, сложно всё это, и потому ненужно.

  Можно проще сказать: Чему уподоблю Царствие Божие ? Трём мерам муки, которые хозяйка замешала  и добавила закваски, пока не вскиснет всё.

  Т.е. - от малой части закваски меняется весь человек, пока не поменяется весь. Вот искреннее устремление и приведёт к изменению всего человека (действием Божиим). И будет богообщение, и скучание о настоящей жизни, которую чувствуем в Боге.

  Раскладывание на полочки и разделение на части цельной закваски... Сквашенному оно не нужно, а не сквашенного оно никуда не ведёт.
+100

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Что же касается различия текстов, то про внимание и места и прочее отцы писали для новоначальных, а опытные и сами знают, что им надо. Исаак просто тут написал для не совсем новоначальных. Вот потому и отличие.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Краевед, да и я о том же, что и Вы. Современные авторы (конец 19  -  начало 21 вв), что то пыжатся сказать (из лучших побуждений, например, миссионерских (то же владыка Антоний) или учено-богословских), а лучше древних делателей ничего и не выходит. Только путают читателей (ну, у миссионерства, например, и так совсем иные цели). А корни всех истин и основ исключительно в Евангелиях. В притчах Христа. Смотрите мой предыдущий пост с цитатой Св. Исаака. Как туда закваску вставить? Где будет работать закваска и чем она будет в контексте слов Св. Исаака?

Простите, но Ваши слова про " искреннее устремление" из поста №17 повисли в воздухе. Надо бы чего-то добавить для ясности.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

  Что же касается различия текстов, то про внимание и места и прочее отцы писали для новоначальных, а опытные и сами знают, что им надо. Исаак просто тут написал для не совсем новоначальных. Вот потому и отличие.
Вы всерьез думаете, что информация о чистой (сердечной молитве) нужна, тем, кто ее уже познал? А это и есть граница новоначалия и следующей ступени молитвы.
Думаю это все же для новоначальных. Тем более, что св. Отец предпринял попытку (очень ценную, ценнейшую) показать из своего (и других) опыта каким образом все же происходит внезапное пришествие Святого Духа, дающего чистую (сердечную) молитву.

И потом, древние св. отцы на установлении внимания при молитве в теле человека вообще не писали.
И существующие объяснения, почему они так поступали, меня никак не убеждают.
Я думаю, что им это было просто безразлично.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Цитировать
Современные авторы (конец 19  -  начало 21 вв), что то пыжатся сказать (из лучших побуждений, например, миссионерских (то же владыка Антоний) или учено-богословских)...
:-o  :roll:  :-(  :cry:

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Gabriel, пора уже перестать жевать богословскую и миссионерскую жвачку.  :-(
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Сергий, владыка Антоний (Сурожский) пишет из опыта, потому его тексты кардинально отличаются от текстов богословов (пишущих от своего ума). Если вы этого не видите - значит, вас ждёт очередной сюрприз. :)

  Закваску не надо никуда вставлять в текст Сирина, там уже описан человек, сквасившийся до предела.
   Потому новоначальный - это тот, который ещё не принят в полной мере Учителем в ученики, потому как не целен в своих устремлениях, не положил ещё Бога как главное упование, а Любовь как меру полноты жизни, и чистоту - как цель достижения. Вот тогда и нужно упирание и концентрация внимания в теле... ну нужно же хоть что-то делать, желательно наиболее непрелестным способом.
  Когда же заскучает душа у человека по Любви, "скучает душа моя о Господе", тогда обычно переходит из меры новоначального в меру ученика, сквасившись как следует.

  Я... понятно объясняю ? :)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Краевед, понятно объясняете :)
+100

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Можно, наверное, улыбнуться такому переводу со святоотеческого на современный интегральный язык украинского йогина. Но когда таким языком пользуется православный игумен... Вот, приняла предложение послушать иг.Евмения, послушала первые 15 минут его более чем двухчасовой беседы и на большее сил не хватило. Последние силы отобрало его определение духовности - как "непосредственного сенсорного опыта". Это из НЛП, наверное? Потому что и начало беседы - чистое внушение. Перед тем как начать встречу, он предлагает всем сохранить внутреннюю тишину и настроиться на то, чтобы полностью принять все, что он будет в дальнейшем говорить... Да и манера ведения беседы смущает: чередование заигрывания с аудиторией с серьезностью и задумчивостью... Заранее прошу прощения у всех поклонников интегрального христианства!

Вот ссылка на ролик, который мне не удалось досмотреть: http://www.youtube.com/watch?v=_t8NMomNI-M

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

вот-вот... :-D и одет Евмений как то не по-игуменски... :wink:
а встречают, как известно, по одежке, провожают - по уму...если не смутившись одежкой, дождутся проводов...и даже исихасты - не исключение... 8-)