Исихазм

Автор Тема: Взгляд на исихазм с позиции украинского йогина  (Прочитано 13523 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Натолкнулся в сети на текст "Трагедия исихазма...", написанный президентом украинской федерации йоги. Вот ссылка на него: http://yogasutra-comment.blogspot.ru/2012/12/blog-post_9149.html

Про исихазм пишется не много (и, обычно, не глубоко). Поэтому, увидев большую простыню текста, поданного с претензией на разрыв ума, решил с ним познакомиться. 

И увидел, что с большим апломбом подан совершенно безграмотный текст, наполненный шаблонами доморощенного "йогического" сознания, перевирающий исторические факты, термины и имена. Только Иоанн Весточник(!) чего стоит :) 

У меня большое подозрение, что и знание восточной йоги у отечественных йогинов находится на соответствующем уровне.

И да, современные воззрения, связанные с деконструкцией старых шаблонов религиозного сознания, уже сами становятся шаблонами.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Вот это место особенно понравилось: "переводим на привычный язык «Расширение сознания приводит к успокоению вритти». :-D

Вся статья - образец  такого перевода на привычный язык... неосознанности. А стиль очень напомнил манеру ведения передачи "В мире животных" : "Этим исихасты различают живой и неживой мир." :-)

И да, современные воззрения, связанные с деконструкцией старых шаблонов религиозного сознания, уже сами становятся шаблонами.
Спасибо!

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Ну что ж, это лучше, чем ничего, либо отрицание. Он, во всяком случае, понял, что там что-то есть...
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитата из статьи.
Цитировать
Следующая категория – молитва. В бытовом христианском понимании ассоциируется с обращением к богу. Однако, ранние исихасты по этому поводу писали – «Молитва есть теоцентрическое устроение души, молитва есть личное отношение человека к богу». Категория молитвы даже не предполагала произнесение каких-то текстов. Если соотнести слово молитва с йогой, то это ишварапранидхана – устремленность наверх.
Зинтеросовала ссылка на слова отцов. Собственно, правильной ссылки то и нет. А жаль.
Подскажите, плиз, кто из святых отцов и где это говорил в подобных выражениях?
Желательно ссылочки.
Буду очень благодарен.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Гуляют по сети подобные выводы:

Цитировать
Соединение с Богом не может осуществляться помимо молитвы, потому что молитва есть личное отношение человека к Богу. Соединение же должно совершаться в человеческой личности, оно должно быть личностным, то есть сознательным и добровольным. "Сила молитвы, - говорит святой Григорий Палама, - совершает таинство нашего единения с Богом, ибо молитва есть связь разумной твари с ее Создателем"

  Видимо, оттуда и было жестоко выдрано автором, отрубая корешки...
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

В статье "К феноменологии аскезы" есть ссылки:

С.С. Хоружий К феноменологии аскезы.

http://azbyka.ru/dictionary/01/horuzhiy_k_fenomenologii_askezy_05-all.shtml
«Молитва (προσευχή). Как же достигать приобщения Христу? Во всей полноте, это необъятный вопрос, охватывающий и условия, и ход, и плоды духовного делания. Однако один основной и необходимый элемент выступает сразу. Прежде всего, в силу свободы твари, приобщение не может быть просто проделано над нами. Оно должно нами твориться, предполагает наше собственное решение. Приобщение предполагает обращение, обращенность (направленность, ориентацию) человека к Богу. Такая обращенность - особого рода, не к чему, а к Кому: обращенность к Богу как Живому и Личному. И, собственно, это уже и есть молитва, в своем наиболее общем понимании.

«Молитва есть теоцентрическое устроение души»[8] или же, с уточнением, «Молитва есть личное отношение человека к Богу»[9],

- первичная позиция обращенности к Богу как Личности. Тем самым, это-ядро, несущая опора всякой связи двух горизонтов бытия, необходимая «экзистенциальная предпосылка» всей христианской онтологии. Без этого ядра нет ни духовной практики, ни теории, ни общения с Богом («Соединение с Богом не может осуществляться помимо молитвы»[10]), ни учения о Боге («Тот не богослов, кто не умеет молиться»). «Молитва есть первое дело в нравственно-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет сознательно-свободное отношение к Богу... поприще же, где раскрывается это отношение, есть молитва. Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу»[11].»

[8] Г. В. Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв, Изд. 2-е. Gregg Int. Publ. 1972. С. 187.
[9] В. Н. Лосский. Цит. соч. С. 108.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Цитировать
«Молитва есть теоцентрическое устроение души, молитва есть личное отношение человека к богу»
Когда воля обратилась от эго – к Богу, когда в Боге твой центр и нигде более, и, значит, абсолютно все вопросы решаются в Богообщении,
это и становится молитвой. И как сказал один человек с таким устроением души – пофиг, что тогда у тебя движется или самодвижется и в каком месте, тебе это больше не важно и не интересно никак...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Краевед, palomnik, спасиБо.
А непосредственно у святых отцов никто не встречал такие выражения? Хотя бы с приблизительным смыслом.
В том куске, что я процитировал, сказано про "древних исихастов".
Или вранье?
Погуглю фразы.
Интересно.
Эти фразы могут быть осмыслены по-разному. Поэтому важен контекст первичного первоисточника.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
«Молитва есть теоцентрическое устроение души, молитва есть личное отношение человека к богу»
Когда воля обратилась от эго – к Богу, и абсолютно все вопросы решаются в Богообщении, это и становится молитвой.
И как сказал один человек с таким устроением души – пофиг, что тогда у тебя движется или самодвижется и в каком месте,
тебе это больше не важно и не интересно никак...
Это понятно. Но интересно все же и то, кто и когда это сказал. Кто сказал это впервые и откуда вывел эту мысль. Понимаете? Все-таки тут есть смысл поискать.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Сергий:-D . Первым Иисус сказал.

  Отче наш, иже еси на небесех... и придем со Отцом и обитель у него сотворим... в тот день не спросите меня ни о чем....
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Личное отношение к Богу - это уже речь современного человека, ощущающего себя в капсуле эгоистической личности. Теоцентрическое устроение души - дикая терминологическая смесь, характерная для рационального  изложения (опять-таки современного) богослова. Посему фразы и "хватают" еще неочищенное и "несгармонизированное" сознание формирующейся эго-личности, потребляющей сомнительные вкусности эклектичных словесных наборов. 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Личное отношение к Богу - это уже речь современного человека, ощущающего себя в капсуле эгоистической личности. Теоцентрическое устроение души - дикая терминологическая смесь, характерная для рационального  изложения (опять-таки современного) богослова. Посему фразы и "хватают" еще неочищенное и "несгармонизированное" сознание формирующейся эго-личности, потребляющей сомнительные вкусности эклектичных словесных наборов.
Опытные всегда зрят в корень. И сразу.
Нашел пока только то, что это мысль протоиерея Георгий В. Флоровского, а она потом прекочевала к С.С. Хоружему.
Мне эта фраза тоже показалась висящей в воздухе без опор.
Но красиво. Вот и спросил про первоисточники.

А президент украинской федерации йоги об этом то и не знает   ... Как говорилось в старой рекламе:  "а мужики то не знают" ... :-D

Получается про "древних исихастов" - лапша на уши?
Чему тогда верить в этой статье? :-)
А в иных подобных статьях?  :-(

П.С.
Правда Георгий В. Флоровский намекает, вроде, на Исаака Сирина, но прямых цитат святого отца не приводит (я пока не нашел). 
Да, скорее, это авторская трактовка о. Георгия слов Святого Исаака.
« Последнее редактирование: 09 Декабрь 2012, 22:14:29 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да у него много лапши :)

Кстати.
Теоцентрическое устремление души по-русски и отечески будет звучать так: скучает душа моя о Господе...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Да у него много лапши :)

Кстати.
Теоцентрическое устремление души по-русски и отечески будет звучать так: скучает душа моя о Господе...
Там "устроение", а не "устремление" - меня именно "устроение" зацепило.
Дословно (?) кусок из книги протоиерея Георгий В. Флоровского:
Цитировать
Молитва начинается прошением, - "есть прошение и попечение о чем-нибудь". Но прежде всего, это есть движение души, всецелое ее устремление к Богу, - в этом теоцентризм молитвы. Можно сказать, молитва есть теоцентрическое устроение души, - в истинной молитве "созерцание ума устремлено к одному Богу; к Нему устремляет ум все свои движения"... Однако, именно в этой динамичности или тоничности молитвы (молитвенный "тонос" души) - ее ограниченность. Ибо, "когда ум в движении, он еще в душевной области". Это еще низший и предварительный план, - еще не достигнут уровень духовный. "И, как скоро вступает в эту область (духовную), прекращается и молитва". Прекращается движение, активность или напряженность. Наступает неизреченный мир и покой. "Все молитвенное прекращается, наступает некое созерцание, - и не молитвою молится ум"... И все таки можно к этому высшему состоянию прилагать имя молитвы, - ибо оно есть плод и предел молитвы, к которому весь молитвенный порыв стремится.
Смыслы и контекст сами оцените. В кавычках, видимо, это  то, что взято у Отца.
Я не вижу как "устроение" можно вытащить из кавычек. Кто-то видит?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Насчет
http://yogasutra-comment.blogspot.ru/2012/12/blog-post_9149.html

человеку захотелось подогнать исихазм под процесс, который ему, вероятно, знаком на примере некоторых восточных традиций ( суфизма, а также, может быть, и высших тантр тиб.будидизма).

Есть сокровенное учение ("эзотерическое", хех), самодостаточное и вполно полноценное БЕЗ ВСЯКОЙ религии. Религия
его вбирает в себя (или иным образом происходит это слияние), и вуаля! Нет в помине никакой самодостаточности, религия уже считает это учение своим по праву и неотъемлемым))
То есть, этакое рейдерство)) плюс контаминация учения заморочками, подцепленными в "экзотерической" религии. И как результат – самодостаточное сокровенное учение теряет самодостаточность, А главное – простоту и свободу.