Исихазм

Автор Тема: Предлагаю обсудить статью  (Прочитано 25707 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #135 : 09 Декабрь 2012, 19:57:53 »
в тему:
Цитата:  преп. Иустин (Попович)
Авва Макарий считает главным органом духовно-душевной природы человека сердце. "Сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении", "душа связана и соединена с сердцем", "сердце имеет много естественных помыслов, которые тесно с ним связаны", "сердце есть какая-то беспредельная глубина", "сердце есть бездна". Поскольку этот центральный орган является "глубиной" и "бездной", следовательно, он может способствовать самым высоким духовным переживанием человека, а также вмещать познание высочайших таин Божиих. Вместе с тем его "глубина" в такой же мере может служить и гибельному, сатанинскому стяжанию, может становиться "престолом сатаны" и "бездной" греха, который, "вошедши в душу, стал ее членом... и струится в сердце множеством нечистых помыслов" через естественные помыслы сердца, "свободно и со властию" оскверняет человека. Поэтому состояние души - это всегда прямое указание на состояние сердца.
palomnik, внутрьпребывание, полагаю, – есть собирание всего ума в эту "глубину" и стояние в ней умом, неотвлеченно. Стояние в "глубине", но одновременно и пред-стояние пред Ним. Архитрудное дело.

и далее, там же – про поражение сердец отравой зла:
Цитировать
Сатанинская сила, занимая "владычественную и царственную в телесном сочленении" сердечную область, также влияет грехом на ум и плоть человека. Преподобный так описывает это влияние: "Лукавые духи, сатана и демоны удерживают ум и запинают душу... и не дозволяют правильно молиться и приближаться к Богу" , а также грех, став "членом души, прилепился даже к телесному человеку". Данная характеристика говорит о том, что от состояния сердца зависит жизнедеятельность человека. В "Духовных беседах" святой Макарий Великий, с высоты своего духовного ведения, ярко иллюстрирует тесную связь злой силы с греховным естеством и силу влияния греха на духовно не возрожденных людей: "Князь лукавства, будучи некоей мысленной тьмой греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу, не рожденную свыше и мыслью и умом не преселившуюся в иной век".

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #136 : 09 Декабрь 2012, 20:06:13 »
Цитировать
...Ужас одиночества, через которое проходили многие подвижники.
И для такой покупки требуется мужество, а его сразу не собрать.

Цитировать
И есть другое искушение. Мы знаем, что, имея веру с горчичное зерно, мы могли бы двигать горами, и когда видим, что ничего не сдвигается с места, то думаем: “Может быть, это значит, что вера моя в чем-то порочна, неистинна?” Это опять-таки неверно, и на это есть другой ответ: если вы внимательно прочитаете Евангелие, то увидите, что в нем есть только одна молитва, не получившая ответа. Это молитва Христа в Гефсиманском саду. Но в то же время мы знаем, что если когда-либо в истории Бог принимал участие в ком-то, кто молился, то, конечно, именно в Своем Сыне перед Его смертью; и мы знаем также, что если был когда-либо пример совершенной веры, то это было именно тогда. Но Бог нашел, что вера Божественного Страдальца достаточно велика, чтобы вынести молчание.
Бог не дает ответа на наши молитвы не только тогда, когда они недостойны, но и тогда, когда Он находит в нас такое величие, такую глубину, – глубину и силу веры, что Он может положиться на нас, на то, что мы пребудем верными даже перед лицом Его молчания.
Я помню одну женщину, неизлечимо больную; много лет она жила в ощущении присутствия Божия, а затем внезапно ощутила Его отсутствие – действительно реальное отсутствие; она написала мне тогда: “Пожалуйста, молитесь Богу, чтобы я никогда не поддалась искушению создать себе иллюзию Его присутствия, вместо того чтобы принять Его отсутствие”. Вера ее была велика. Она была способна выдержать это искушение, и Бог дал ей испытать Свое молчание, Свое отсутствие.
Запомните эти примеры, продумайте их, потому что когда-нибудь вам, наверное, придется оказаться в таком же положении.
Антоний Сурожский. МОЛИТВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. http://www.mitras.ru/mol_jizn/life8.htm

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #137 : 10 Декабрь 2012, 10:58:33 »
"Нет" диктуется страхом перед Крестом. Перед одиночеством на Кресте, которое пережил Господь. Осознанным или неосознанным желанием Крест миновать, как-нибудь обойтись. Вот и все.

Да, возможно. Только мне неведом подобный страх. Большее, с чем я могу сравнить свой страх – это страх Петра. Если мне страшно – признаюсь себе в этом и чувствую себя парализованной этим страхом. Но невозможно заменить или как вы выражаетесь, "скрыть" состояние переживаемого страха состоянием переживаемой любви, которое пытаюсь выразить в словах. Если страх, то я - трус и отступаю и предаю Его. Но потом приходит Его милость, дарующая любовь. А в ней нет страха, нет ожидания страха, нет даже воспоминаний о нем… Наверное, все дело в том, на какой ступени духовной лестницы мы с вами находимся (или как говорит Габриель «планке»). Мне пока неведом тот страх, о котором вы говорите или которого ожидаете вы. Но тот, который встречаю уже сейчас – перед ним я просто пасую. Если со мною нет поддержки Любви, то я и не пытаюсь идти туда, где страх сильнее меня. Если во мне Любовь Христова – то нет ни страха, ни ужаса. Есть только чистое детское доверие и вера в то, что со мною ничего не случится… Доверие  силе Любви – и есть для меня проявление мужества. Другого мужества, которое я смогла бы накопить или собрать – во мне нет.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #138 : 10 Декабрь 2012, 11:30:52 »
Когда страх не связан с ожиданием страха. а является страхом как таковым, в него можно входить.Это как "дано". Значит, приходится работать с тем, что "дано"... От пребывания в страхе, он каким-то образом рассасывается. Видимо, потому что когда смотришь изнутри страха, видишь уже не сам страх.. Видишь только место для шага вперед. И нечто вынуждает тебя сделать этот шаг. Оно же, видимо, и дает силу для этого действия.

В статье очень правильно подчеркивается связь мужества и силы.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #139 : 10 Декабрь 2012, 12:02:29 »
Зато дорого стоит "золото огнем очищенное", которое Господь советует  приобрести "теплохладному " Ангелу Лаодикии. Цена такого золота - тот самый крик Господа на Кресте: "Боже, Боже, для чего Ты оставил меня!". Ужас одиночества, через которое проходили многие подвижники.
И для такой покупки требуется мужество, а его сразу не собрать.

Золото – это концентрированный свет. Приобрести огнем очищенное золото – это не обязательно означает, что необходимо отдать за него собранное тобою мужество в виде платы. Собирается сам свет, и он накапливается, видимо, в человеке до определенного количества. До тех пор, пока сможет стать золотом. И тогда уже этому золоту предстоит пройти очищение огнем. Статья подводит к  осознанию  того, что сам человек, не имеющий в себе необходимого (количества) света, пройти очищение огнем не может – просто погибает. Т.е., в нас собирается не столько мужество в виде платы, сколько сам свет, дающий необходимое мужество для дальнейших (огненных) испытаний.

И этот Свет, это Золото - есть Христос: "«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших...» (Евр. 1:3).

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #140 : 10 Декабрь 2012, 12:25:59 »
Если во мне Любовь Христова – то нет ни страха, ни ужаса. Есть только чистое детское доверие и вера в то, что со мною ничего не случится… Доверие  силе Любви – и есть для меня проявление мужества

Вопрос в том, вера это или вполне понятное желание, становящееся иллюзией веры.
Вы вот говорили, что хочется найти "путь". Я сейчас думаю, что путь - это расставание с иллюзиями, которые мы сами выдаем за веру.
Это как воронка, становящаяся все уже, а в конце - не будет уже, наверное, ничего, никаких иллюзий, только голая беспощадная реальность, в которой нет места тому, что принималось за веру.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #141 : 10 Декабрь 2012, 12:34:30 »
Это как воронка, становящаяся все уже, а в конце - не будет уже, наверное, ничего, никаких иллюзий, только голая беспощадная реальность, в которой нет места тому, что принималось за веру.

Антиквар! Пускай все, что тут пишу – останется иллюзией. Я только рада буду этому. Возможно, глядя в воронку, вы видите или ожидаете (тут я пока не определилась, говорите вы о своем видении или же об ожидании) в ней голую беспощадную реальность. Для меня эта реальность  беспощадная уже наступила. Я уже в этой воронке. Поэтому выход из нее для меня только один – к Свету.  А в Нем я вижу милость и любовь.  И в этом видении - моя вера.)

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #142 : 10 Декабрь 2012, 13:28:17 »
Вопрос в том, вера это или вполне понятное желание, становящееся иллюзией веры.
Вы вот говорили, что хочется найти "путь". Я сейчас думаю, что путь - это расставание с иллюзиями, которые мы сами выдаем за веру.
Это как воронка, становящаяся все уже, а в конце - не будет уже, наверное, ничего, никаких иллюзий, только голая беспощадная реальность, в которой нет места тому, что принималось за веру.

Антиквар , иногда мне кажется ,что я вас знаю очень хорошо (так как многие посты созвучны) , сейчас видно как бы зависание сомнительность и ещё некоторый страх , такое происходит когда меняется сознание и уже готов перейти на следующую ступеньку и это произойдет  ...(сужу по своемому опыту , а там как знать ..)
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #143 : 10 Декабрь 2012, 13:29:54 »
Я сейчас думаю, что путь - это расставание с иллюзиями, которые мы сами выдаем за веру.

А вы не задумывались над тем, что вера в то, что нужно проходить Крест абсолютно одному, ведь тоже может оказаться иллюзией. Иллюзия – это видение части целого. Если мы видим только часть – Крест, мы не видим целого. Целое – это Воплощение, Крест и Воскресение. Если мы видим целое – мы видим Истину. А Истина – это Бог и это значит, что мы – не одни.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #144 : 10 Декабрь 2012, 15:33:59 »
в тему:
 palomnik, внутрьпребывание, полагаю, – есть собирание всего ума в эту "глубину" и стояние в ней умом, неотвлеченно. Стояние в "глубине", но одновременно и пред-стояние пред Ним. Архитрудное дело.
 
Понятно, спасибо. А зачем нужно падать в бездну? В Евангелии только гадаринские свиньи с обрыва  падали в бездну, а больше нигде в Писании об этом ни слова, имхо….

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #145 : 10 Декабрь 2012, 16:29:45 »

Грация
Цитировать
Есть только чистое детское доверие и вера в то, что со мною ничего не случится…
Это про  полное доверие Господу....ихо.
стойкое ощущение защищённости в любых обстоятельствах. :-)

Oxygen
Цитировать
От пребывания в страхе, он каким-то образом рассасывается.
чудесным образом  :-)


E-mail: breathwork.ru@gmail.com

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #146 : 10 Декабрь 2012, 16:45:25 »

Грация
Цитировать
Есть только чистое детское доверие и вера в то, что со мною ничего не случится…
Это про  полное доверие Господу....ихо.
стойкое ощущение защищённости в любых обстоятельствах. :-)

Oxygen
Цитировать
От пребывания в страхе, он каким-то образом рассасывается.
чудесным образом  :-)

Скорее, потому что исчезает дистанция между тобой и им. И перемена происходит, когда происходит действие. Действие изнутри страха.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #147 : 11 Декабрь 2012, 01:56:37 »
Понятно, спасибо. А зачем нужно падать в бездну? В Евангелии только гадаринские свиньи с обрыва  падали в бездну, а больше нигде в Писании об этом ни слова, имхо….
Где и кем написано про "падение"? Напомните. Вы про пост #44, что ли?

"Бездна", "нырять в бездну" – это условные термины, при поэтическом подходе к вопросу. Вас устроят больше слова Христа – про "сокровищницу сердца"? Или "войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему"? Бездна, глубина, комната, сокровищница сердца – выбирайте...

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Предлагаю обсудить статью
« Ответ #148 : 11 Декабрь 2012, 20:48:27 »
"Бездна", "нырять в бездну" – это условные термины, при поэтическом подходе к вопросу. Вас устроят больше слова Христа – про "сокровищницу сердца"? Или "войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему"? Бездна, глубина, комната, сокровищница сердца – выбирайте...
Поэтический так поэтический. Мне кажется, лучше все-таки выбирать стиль, близкий к стилю Писания. имхо.