Исихазм

Автор Тема: Ангел Силезский (Angelus Silesius). Херувимский странник.  (Прочитано 7323 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля


Духовная Мария
Чтоб богородцем быть, Марией нужно стати,
Коль Бог сподобит тя превечной благодати.

Всегдашнее умирание
Я в вечной жизни — Бог, а Бога векованье —
Мое всегдашнее для Бога умиранье.

Смерть — лучше всех вещей
Лишь смерти приобщась, я волю обретох,
Смерть — лучшая из всех вещей, что создал Бог.

Блаженное ничто
Блаженному «аз есмь» я предпочту ничто,
Чтоб стать всему чужим, не ведать ни про что.

Источник — в нас самих
Что к Богу вопиять? В тебе самом исток,
Не затыкай его, чтоб он все время тек.
Божий Алтарь и Храм
Бог — жертва сам себе, аз Богу всякий час
Алтарь его и Храм, Престол, иконостас.

Стань богородцем сам
Пусть дева тыщу раз рождает Бога Слово,
Спасет тебя Оно, в тебе родившись снова.

Спасенье — не извне
Голгофский Крест тебя не защитит от злого,
Пока его в себе ты не воздвигнешь снова.

Аз есмь для Бога печь
Бог для меня — огонь, аз есмь для Бога — печь,
Чтоб было, где дрова моей гордыни жечь.

Из бездны аз воззвах
Из глубины воззвах я к Божьей глубине,
Чья глубже — та, где Бог, иль глубина во мне?

Молоко с вином — обожжет огнем
Мы — как бы молоко, а Бог — вино для нас,
Смешай одно с другим — и будет в самый раз.

и еще:
http://books.chernetsky.info/silesius/strannik/

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Бог в святой душе

Ты спросишь, как в душе Бог Слово обитает?
Узри, как Солнца свет вместился в мира тьму
И как жених себя ведет в своем дому:
Или как в царстве царь на троне восседает.
Как пастырь, как отец, что в сыне пребывает:
Как драгоценный клад, не зримый никому:
И как любезный гость в роскошном терему,
Или алмаз в венце, что золотом блистает.
Или как лилия средь неги луговой,
Или бряцанье струн на трапезе ночной:
Коричные масла, зажженные в лампаде:
Или небесный хлеб, что собран в чистый ларь:
И как фонтан в саду или вина янтарь.
Скажи, что подыскать еще в подобном ладе?


ДЛЯ БОГА ВСЕ РАВНЫ

Для Бога все равны, Он вне добра и зла,
Ему родня и ты, и муха, и пчела.



-==-
Еще –в переводах Гучинской – здесь:
http://www.vekperevoda.com/1930/guchin.htm
Статья Гучинской о нем:
http://elenakosilova.narod.ru/studia4/silesius.htm
Интересно, что Ангел Силезский, как и некоторые иные западные христианские мистики,
в своем опыте гораздо больше сродни суфиям и даже буддизму/адвайте, чем их восточные собратья...
« Последнее редактирование: 22 Август 2012, 14:57:53 от прозелит »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Классно пишет :-)...чувствуется что знает... ... ...ведает :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Смерть — лучше всех вещей
Лишь смерти приобщась, я волю обретох,
Смерть — лучшая из всех вещей, что создал Бог.
Тут , надо понимать, без толкователей никак. Если смерть - это вещь, то почему бы ей не воспользоваться?.... /рассуждал раскаявшийся Иуда глядя на сук/

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

ИванычЪ, смерть ветхого, а после – обретение воли в Боге.

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Т.е апостол Павел именно про смерть ветхого писал? Тот ветхий в нём после дороги в Дамаск не умер , а терзал. И у него было желание разрешитьсяи быть со Христом.
Цитировать
23. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24. а оставаться во плоти нужнее для вас.
(Послание к Филиппийцам 1:23,24)
По поводу воли, тоже не понял. В этой жизни рассудок держит в узде волю и желание, но обретя Бога, в Нём он даёт свободу и воле и желанию. В таком свете(если воля человеческая понимается), надо понимать обретение свободы воли в Боге, а не обретение воли.
Растолкуйте. Про смерть интересно.
« Последнее редактирование: 22 Август 2012, 19:21:41 от ИванычЪ »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

А, лютеранин... я то думаю, чего его несёт так...
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Вот, кстати, за что хочу попросить прощение. Любопытности перевода. θυμος - гнев. Но если верить сноскам в триадах Паламы, то употребление этого слова (начиная с Оригена и Клемента Александрийского) рассматривается, как воля, т.е. настойчивое упрямство. :-D

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

ИванычЪ, смерть ветхого, а после – обретение воли в Боге.
Не дождавшись ответа, видимо Вашими молитвами уразумел!
"Инородные же раб и рабыня суть яростное и желательное начала души, которых созерцательный ум полностью подчиняет владычеству разума для служения добродетелям посредством мужества и целомудрия. И он до тех пор не отпускает их на волю, пока закон естества не станет совершенно поглощенным законом духа, как поглощается смерть жалкой плоти беспредельной жизнью[50], и пока не будет явлен в чистом виде весь образ безначального Царства[51], через подражание обладающий видом Первообраза. Оказавшийся в этом Царстве созерцательный ум отпускает на волю яростное и желательное начала души[52], превратив желание в непорочное наслаждение и незапятнанное очарование божественной любовью, а ярость изменив в духовное кипение, пламенное приснодвижение и целомудренное безумие[53]."http://www.rodon.org/mi/vkf.htm#a57
Искал первоисточник из сноски к триадам - http://www.pagez.ru/lsn/241_5.php#35
Которая вышепредставленное трактует(переводит) так:
"Разум заставляет эту упряжку служить добродетели и строго правит ею, но когда природный закон подчинится вполне закону духа и в человеке откроется в цельности и чистоте образ безначального Царя, разум дает полную свободу и воле и желанию: воле — для чистого наслаждения божественной любовью, желанию — для "духовного кипения" (св. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 55: PG 90, 548 CD)."
Во что сейчас смотрю и диву даюсь, даже не в двойственность слова "воля", а реальную перестановку , если под волей ярость переводчик узрел. Или опечатка, волю с желанием перепутал присвоив последнему "духовное кипение".
« Последнее редактирование: 22 Август 2012, 21:12:28 от ИванычЪ »

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

А, лютеранин... я то думаю, чего его несёт так...
Если про свободу воли Вас мысли на моё лютеранство натолкнули, то это не верно. Выше представил, почему в русском языке под волей можно понимать свободу, а можно(и раньше так понимали) настойчивое упрямстово, ярость. Суть, что это одна из страстных, нерассудительных сил души. Кто в этом мире свою волю в узде не держит(свобода/демократия ) с тем случаются всякого рода казусы, типа загремел на 3 года за хулиганство и пр., а вот когда ум окажется в Царстве, то он отпускает на свободу волю изменив её. Т.е. если Вам не нравится слово свобода, можете смело говорить - воля воле. Но по русски это как-то масло масляное звучит.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Т.е апостол Павел именно про смерть ветхого писал?
Простите, не сумел ответить раньше. По поводу ап. Павла –  вся глава 7, Рим. – там у Павла многое сказано об этом.
По поводу воли...знаете, имхо лучше все же слова Ангела:
Цитировать
Лишь смерти приобщась, я волю обретох,
попытаться понять с помощью поучений его предшественника Мейстера Экхарта, который явно повлиял на Ангела Силезского. А не Максим Исповедник. В данному случае, это будет корректнее, чтобы совсем не заблудиться))
Цитата: Мейстер Экхарт
Для праведной жизни необходимы три вещи, касающиеся нашей воли. Первое требование - это предать свою волю Богу, там, где является необходимой обязанностью действительно исполнить то, что признаешь правым, будь то отказ или принятие. Есть, собственно, три рода воли: воля чувственная, воля разумная и воля вечная. Воле чувственной недостает должного руководства: она должна слушаться верных советов.
Воля разумная стремится участвовать во всех делах Иисуса Христа и святых, или, говоря иначе: слова и дела свои и свою деятельность мирскую всегда направлять, имея при этом в виду конечную цель.
Только когда исполнено это, дает Бог еще нечто иное основе души: вечную волю с ласковым заветом Святого Духа. Когда взывает к Нему душа: "Господи, скажи, чтобы вечная воля Твоя приняла во мне образ!" И так как выполняет она условия, которые мы только что оговорили, то Отец милосердный, когда благоволит, говорит в душе Свое вечное слово.

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Спасибо прозелит!
Может, конечно, нафлудил у Вас в теме, но, поверьте, для меня несколько часов чтения и размышления расширили представление о , вроде бы, давно понятых вещах.

З.Ы. Из Максима исповедника, тогоже вопроса/ответа:
Цитировать
Точное объяснение этого – удел только тех, кто вследствие великой чистоты [своего] ума получили свыше всю, насколько то доступно человекам, благодать Духа[2]. Соответственно ей умозрительным образом пересекая во все концы [безбрежное] море таинственных созерцаний[3], они зрят одни только логосы написанного, обнаженные от наложенных на них письменных знаков[4], и никогда не принимают за смысл ни один из символов, придающих внешнюю форму этим логосам[5], если только, конечно, не хотят с присущей им мудростью телесно запечатлеть данные логосы для тех, кто, вследствие младенчества [своего] ума, не могут оказаться превыше чувства[6]. [Тогда они делают это] для того, чтобы таковые [младенцы во Христе], поупражнявшись сначала в образах, соответствующих чувству, возжелали затем обратиться к первообразам, которые [существуют] помимо чувства, то есть к логосам[7].
На ночь глядя - тема для выявления , составления, упражнения в образе. Думаю, что бы образ не раздваивался во мне, надо бы определиться для начала(пока логосы читать не могу) и двигаться дальше. Посему Мейстер Экхарта пока оставлю в покое и представления суфий с буддистами. Ещё раз спасибо!
« Последнее редактирование: 22 Август 2012, 23:28:29 от ИванычЪ »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

А, лютеранин... я то думаю, чего его несёт так...
Если про свободу воли Вас мысли на моё лютеранство натолкнули, то это не верно. Выше представил, почему в русском языке под волей можно понимать свободу, а можно(и раньше так понимали) настойчивое упрямстово, ярость. Суть, что это одна из страстных, нерассудительных сил души. Кто в этом мире свою волю в узде не держит(свобода/демократия ) с тем случаются всякого рода казусы, типа загремел на 3 года за хулиганство и пр., а вот когда ум окажется в Царстве, то он отпускает на свободу волю изменив её. Т.е. если Вам не нравится слово свобода, можете смело говорить - воля воле. Но по русски это как-то масло масляное звучит.

Ангел Силезский лютеранин.
С вытекающими последствиями в его творениях.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Ангел Силезский – христианский мистик, со своим опытом богообщения. Этим интересен, имо.
А серьезные расхождения его богословия с православным описаны, помимо стихов, в статье Гучинской.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Есть еще один немецкий (или немецкоязычный) поэт - вроде бы и знаменитый, но при всем при том странным образом оставшийся незамеченным: Райнер Мария Рильке.
С одной стороны - поэт-модернист ХХ века, но с другой стороны - бесспорно, христианский мистик, в своих стихах двигавшийся к исихастскому безмолвию. Дважды бывал в России, и, несомненно, многое почерпнул из православной традиции (хотя в формально православным не был).

Позволю себе привести пару его стихотворений из сборника "Часослов"

Господь, сосед, когда Тебя бужу
                    сердцебиеньем, Боже, - замираю:
                    услышу ли Твое дыханье? Знаю,
                    ведь Ты один. Я в зал вхожу.
                    Кто даст воды Тебе? Я - рядом, весь
                    вниманье, слух. И - жаждущий - Ты всюду.
                    Не сплю я, слушаю. Яви мне чудо.
                    Я - здесь, я - здесь!

                    Случайно мы разделены стеной,
                    но тонкой, Боже. Слух что страх:
                    я позову, иль это голос Твой -
                    она во прах
                    падет, хоть голос тих.

                    Стена во тьме - из образов Твоих.

                    Имен Твоих. Икон. И вот - лампада:
                    чуть вспыхнет свет, каким должны гореть
                    глубины духа, чтоб Тебя узреть, -
                    свет бьется тщетно в серебро оклада.

                    И чувствам, вне Тебя, погаснув, надо,
                    как на чужбине, тихо умереть.

***

Когда б хоть раз так в сердце тихо стало...
                И все случайное, все, что мешало,
                все приблизительное, хохот рядом,
                все чувства с их неугомонным адом,
                я смог бы выгнать бодрствующим взглядом.

                Тогда б я мог Тобой, единым садом
                тысячелистным, на краю Вселенной -
                на миг улыбки мимолетной - стать,

                чтоб жизни всей вернуть Тебя мгновенно,
                как Благодать.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Спасибо, Антиквар. Рильке всегда хотелось воспринять в подлиннике – перевод едва касался сердца.

Переводчик Ангелуса пишет, что он  оказал заметное влияние на творчество Рильке (и Бёме).
Это особенно проявилось в "Часослове"...