Исихазм

Автор Тема: Жречество  (Прочитано 95298 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Жречество
« : 24 Июль 2012, 22:21:23 »
    В последнее время в форумском общении часто встречаю термин "жречество" – применительно к церковной иерархии.

    Не желаете ли обсудить это, участники форума? Какие признаки жречества характерны для нынешних пастырей и архипастырей, какие не характерны. В чем специфика именно церковного жречества. Эволюция кастовой системы церковного жречества и тд.

    Про жрецов мне известно весьма немногое, и далеко не все применимо, поскольку относится к весьма специфическим древним верованиям.
Сделал усредненную подборку признаков, характеризующих жречество в различных древних культах.
Возможно, не все перечисленное является настолько характерным для нынешнего церковного жречества (что заведомо не характерно, то не привожу).

Итак, жрецы:

  • монопольные хранители священных тайн
  • посредники между обществом и божественными силами
  • обладатели священных сил: хранят Божественную Силу, могут передавать ее предметам ("освящать") и помогать больным в исцелении. Божественная Сила может быть как созидательной – на благо общества, так и разрушительной.
  • четко разделяют "божественный мистицизм" и колдовство. Нейтрализуют действия колдунов, изгоняют колдовские силы из домов, восстанавливают душевные силы людей после колдовских атак.
  • образуют обособленную привилегированную корпорацию, состоящую при вождях и сообщающую населению волю богов.
  • свой огромный авторитет используют для подчинения рядового населения вождям
  • составляют часть господствующего класса
  • являются исполнителями воли вождей
  • выбирают жертвы для приношения богам таким образом, что выбор падал на лиц, опасных для трона
  • поддерживают ритуально-религиозными способами общественное единство и социальную стабильность
  • имеют частичный контроль за общественными фондами
  • иногда исполняют судебные функции


Убедительная просьба: давайте постараемся в обсуждении не доводить до осуждения и поношения.
Тема непростая, но полагаю, что это возможно. Хотелось бы спокойно разобраться.
[/list]

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #1 : 24 Июль 2012, 23:02:48 »
Божественная сила не может быть разрушительной помоему, или это уже не божественная сила... А чтото другое
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #2 : 24 Июль 2012, 23:30:22 »
Ну да, это не Сила Бога, но силы тех божеств, которым служат жрецы. С большой буквы написал по привычке ))

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #3 : 24 Июль 2012, 23:57:53 »
Тогда вроде все написал))
 Особенно мне понравилось про монополию)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #4 : 25 Июль 2012, 00:17:28 »
И хорошо было бы поразмыслить над словами Господа: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #5 : 25 Июль 2012, 07:19:07 »
Жречество возникает и процветает там, где есть рабы или наемники. Там же, где становятся сынами, жречеству нет места. А значит, жречество по природе своей не заинтересовано в сынах

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #6 : 25 Июль 2012, 08:49:28 »
Написано более полувека назад, но актуально и для сегодняшней ситуации в церкви...  :-)
Цитировать
...Наша грубая, мучительная и напряженная жизнь обращается к Церкви со всеми своими болями, со всей этой грубой напряженностью. Она, конечно, требует творчества, способного не только пересмотреть и изменить старое, но и создать новое, ответить на новые вопросы, войти в какие-то новые, зачастую некультурные, лишенные традиций пласты. Церковь будет затоплена плебсом, Церковь будет перегружена его бедами. Церковь должна будет спуститься к его уровню. Казалось бы, что из этого ясна судьба эстетической элиты. Но именно потому, что она отбор, элита, именно потому, что она способна формулировать свои мысли и выражать себя, и потому, что она претендует на обладание всеми церковными богатствами, всей церковной истиной и не способна предать, снизить, изменить свое представление о церковной красоте, и неспособна к самопожертвованию в любви, - она будет отстаивать свое представление о церковной твердыне, она будет собою, своими душами загораживать профанам вход в Церковь. Толпа будет вопить: нас разъедают язвы, социальная борьба и ненависть отравила нас, быт наш опустошен, мы не имеем ответа на вопросы жизни и смерти, - Иисусе, спаси нас. Но между ею и Христом будут стоять охранители красоты Христова хитона, и ответят, что ненависть и борьба исказила их лица, ежедневный труд вытравил высокий дар любованья, а жизнь есть великая красота, на которую не способны те, кто не выучен ей. Сладкие песнопенья, шепотливые переливы чтений, ладанное куренье, блаженное мление в красоте окутает облаком скорбный лик Иисусов, заставит замолкнуть вопли, заставит потупить головы, заставит заснуть надежду. Одни убаюкаются на время этим обволакивающим благолепием, другие уйдут от него, - и между Церковью и жизнью останется великая пропасть. Эстетические хранители благолепия будут сторожить эту пропасть во имя гармонии, во имя ритма, слаженности, красоты. Профаны по другую сторону не пойдут ее преодолевать, потому что с ними останется боль, борьба, горечь, уродство жизни, - и они перестанут верить, что с таким багажом можно и должно идти к Церкви. И тогда в этом обезбоженном и тоскующем мире возникнут уже и сейчас существующие лжехристы и лжепророки, разного вида и разной степени убожества и плоскости сектантские проповедники, баптисты, евангелисты, адвентисты и т.д., которые преподнесут голодным людям какие-то элементарно препарированные истины, какой-то недоброкачественный суррогат религиозной жизни, некоторую долю благожелательности и истерической декламации. Кое-кто и отзовется на это, - отзовется на простое человеческое внимание в первую очередь, и не сразу разберется, что вместо настоящего и подлинного православного христианства его потчуют сомнительной смесью неграмотности, прекраснодушия и шарлатанства. Дурман подействует. И это еще углубит пропасть между Церковью и миром. Под бдительной охраной любителей красоты, под охраной мирской обманутости и ненависти она может остаться навеки.
Но может быть глаза, имеющие зрение любви, увидят, как из алтаря, огражденного благолепным иконостасом, тихо и незаметно выйдет Христос. Пенье продолжает звучать, клубы ладана курятся, молящиеся млеют в экстатическом служении красоте. А Христос выходит на паперть и смешивается с толпой нищих, прокаженных, отчаявшихся, озлобленных, юродивых. Христос идет на площади, в тюрьмы, в больницы, в притоны. Христос заново и заново полагает душу за други своя. Перед Ним, вечной Истиной и Красотой, что наша красота и наше уродство? Не кажется ли наша красота уродством перед вечной Красотой Его? Или обратно - не видит ли Он и в нашем уродстве, в нашей нищей жизни, в наших язвах, в наших искалеченных душах, - своего Божественного Образа, отблеска вечной Славы и вечной Красоты? И он вернется в храмы, и приведет с собой тех, кого звал на пир Жениха, с больших дорог, нищих и убогих, блудниц и грешников. И самое страшное, - как бы не оказалось так, что блюстители красоты, изучившие и постигшие красоту мира, не поймут и не постигнут Его красоты, и не пустят Его в храм, потому что за Ним будет следовать толпа, искаженная грехом, уродством, пьянством, развратом и ненавистью. И тогда их пение растает в воздухе, ладан рассеется, и Некто скажет им: Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, - и вы не напоили Меня. Был странником, - и не приняли Меня, был наг, и не одели меня, болен и в темнице,  - и не посетили меня.
К этому приведет идолопоклонство, свойственное и эстетическому типу благочестия. В нём то, что должно было служить лишь ризой Христовой, лишь даром человеческого гения, в любви приносимом Христу, - церковное благолепие, красота песнопений, слаженность богослужений, - становится самоцелью, заменяет самого Христа. Этому благолепию начинают служить, оно становится идолом, которому приносятся в жертву человеческие души, - свои и чужие. Всё уродство мира, язвы его и боль отодвигаются, затемняются, чтобы они не замутнили истинного благочестия. Даже страдание и смерть самого Господа, Его человеческое изнеможение, приобретают отпечаток красоты и вызывают любование и мление. Нет, любовь слишком страшная вещь, ей приходится иногда спускаться в слишком бездонные низины человеческого духа, ей приходится обнажать себя до уродства, до нарушения гармонии, - ей не место там, где царит раз навсегда найденная и утвержденная красота.
И тут от слуг Христовых, от преемников апостолов и учеников, - от священников требуется не следование по пути этих апостолов и учеников - целить, проповедовать, расточать Господню любовь, - от них требуется только одно, чтобы они были служителями культа, жрецами, - да, иногда почти в языческом смысле этого слова. И священник расценивается с точки зрения любви и знания устава, с точки зрения музыкальности и красоты голоса, с точки зрения ритмичности жеста и т.д. И не важно, знает ли он, как пастырь добрый, своих овец, и оставляет ли всех, чтобы найти одну заблудшую, и радуется ли более всего о том, что она нашлась.
http://www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #7 : 25 Июль 2012, 09:31:07 »
Мария Скобцова пишет красиво и нелицеприятно. Но я хотел, чтобы мы заглянули поглубже. Предлагаю задаться вопросами: в чем суть жречества? и что в жречестве, скажу так, конфликтует с Благой Вестью?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #8 : 25 Июль 2012, 10:33:39 »
Думаю, глубинная суть миссии жречества в том, что оно осознанно или неосознанно перенаправляет изначальную устремленность людей  к Богу на устремленность к каким-то субстанциям более низкого порядка, возможно даже демоническим. И стоит на страже двери, в которую само не входит и других старается не пустить.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #9 : 25 Июль 2012, 11:20:10 »
Мария Скобцова описывает тот путь, по которому пошли католики после св.Франциска. К чему пришла эта часть католиков мы знаем... Вечная игра на понижение. В итоге сейчас (как минимум в Италии) довольно сильный интерес к иконе и православию, настолько, что порой понимают и ценят они чуть ли не больше наших. Наигрались в "народную церковь"... теперь хочется неотмирного.

Власть становится на сторону противника, когда человек вместо того, чтобы заботиться о людях, служить им и ради них, жертвовать собой, заставляет людей служить себе и использовать их в своих интересах. Неважно какая власть, просто с духовной все более заметно и сильно. Дело вообще не в эстетике. Даже самому простому человеку приятно зайти в красивый храм, не надо думать, что отсутствие образования лишает возможности видеть прекрасное. Как раз такая точка зрения - явный снобизм. Я провела месяц в полуразрушенной деревне, где люди очень бедные, и приходили они в храм с цветами, в своей лучшей одежде, для того, чтобы подняться над проблемами, немножко побыть детьми.
And death shall have no dominion

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #10 : 25 Июль 2012, 12:11:33 »
имхо...главная мысль Благой Вести - Царство Божие внутрь нас есть...главная цель жречества - увести ум человека от осознания этой мысли...иначе человек рано или поздно поймет, что жрец - всего лишь лишняя помеха  к обретению Царства Божия... :-)

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #11 : 25 Июль 2012, 13:52:03 »
Благодать, которую в себе несет Благая Весть, опасна для ветхого мира, а жрецы, во что бы то ни стало, стараются этот мир ветхий сохранить, установить свою власть и порядок, поэтому и препятствуют снисхождению благодати и пытаются установить контроль над ее получением.  :|

« Последнее редактирование: 25 Июль 2012, 14:05:57 от Irina »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #12 : 25 Июль 2012, 14:20:08 »
Хорошо бы сами жрецы высказались.

В новозаветном богослужении жреческий аспект мало выражен. В проскомидии только. И на мой прямой вопрос по этому поводу мне было отвечено, что это воспоминание жертвы, которую Сам Христос принес.

Христос - первосвященник по чину Мелхиседекову.

Жертвенность - основа существования мира в сегодняшнем его качестве. Жертвенность покрывает и преодолевает худое в мире. Кто-то творит зло, кто-то вольно на себя приемлет последствия зла и тем отчасти выправляет состояние.

Иерей может по примеру Христа приносить себя в жертву служения. Каким именно образом - это Бог открывает.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #13 : 25 Июль 2012, 14:27:35 »
Тот, кто по примеру Христа приносит себя в жертву служения - уже не жрец...в контексте нашего разговора... :-)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Жречество
« Ответ #14 : 25 Июль 2012, 14:34:45 »
Многие отрицательные черты, здесь перечисленные, я бы не отнесла к сути жречества. Это признаки касты "начальников". Тут, на мой взгляд, важно различать. Каста начальников (или единоличный начальник) всегда ориентирован на поддержание своей власти. Это даже не от личных качеств начальника зависит, а от факта наличия власти (Толкинен. Властелин Колец - там самый скромный и добрый все равно не способен устоять, власть делает свое дело).

Это проблема начальников - стать служащими. Всех начальников. Удерживаться от начальственного образа поведения.

А новозаветный священник - он служащий по заповеди Христа. Он приносящий себя в жертву служения по примеру Христа.