Исихазм

Автор Тема: БОРЬБА со страстями?  (Прочитано 10896 раз)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

БОРЬБА со страстями?
« : 04 Июль 2012, 00:28:43 »
Отделила от темы болезнь
И никуда от брата - неприятен ли он тебе, обижает ли он тебя, невыносим ли он тебе - зачастую было не деться. В этом искус новоначальных был, чтобы обнаружить свои тайные страсти.
   Я так думаю, конечно может я не прав, внутренняя болезнь обнаруживается сперва "тёркой", потом уже углублённым трезвением в молитве.
ИМХО, внутренние болезни, конечно, можно обнаружить, когда они уже во всей "красе" пляшут под воздействием "тёрки", а можно обнаружить сразу как только ум отпал от Бога, но для этого, конечно, надо пребывать в трезвении.
Интересно мнение участников форума, в чём заключается именнуемое таким сурово-боксёрским термином БОРЬБА? Не достаточно просто поправить внимание, если оно отъехало?
И ещё не очень понятно как надо в совершенстве воспринимать тех, кто неприятен, обижает, невыносим? Не чувствовать боли? Но разве это возможно? Может быть, испытывая причиняемую боль, не злиться, не раздражаться, не осуждать, прощать, но при этом называть вещи своими именами?
Лично я пришла к выводу, что надо тупо терпеть и всё. И при чём тут страсти? В чём этот искус-то? Терпишь боль и всё. А страсти они не обязательно связаны с провоцирующими факторами. Вылазят в виде чувств и гирлянды помыслов и в "мирное время", порой ещё и сильнее...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #1 : 04 Июль 2012, 02:32:10 »
Raisa,
Прежде чем начинать новую тему, пошуровали бы на форуме. У нас было миллион сто пятдесят тыщь тем с именно таким названием...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #2 : 04 Июль 2012, 13:51:54 »
Raisa,
Прежде чем начинать новую тему, пошуровали бы на форуме. У нас было миллион сто пятдесят тыщь тем с именно таким названием...

Тут аспект другой. Добавлен знак вопроса  :-) Сомнения в том, стоит ли обзывать рутинную работу по очистке нутра возвышенным словосочетанием "борьба со страстями". Уместна ли подобная "романтика"...  Я так поняла.

В детстве приучаем себя на горшок ходить. Можно ли это назвать "борьбой со страстью недержания"? По выводам психологов, когда эта естественная для всех проблема переживается в повышенном эмоциональном статусе (когда приобретает форму "борьбы"), шансы ее урегулировать уменьшаются, дело затягивается.   

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #3 : 04 Июль 2012, 15:40:29 »
Отделила от темы болезнь
И никуда от брата - неприятен ли он тебе, обижает ли он тебя, невыносим ли он тебе - зачастую было не деться. В этом искус новоначальных был, чтобы обнаружить свои тайные страсти.
   Я так думаю, конечно может я не прав, внутренняя болезнь обнаруживается сперва "тёркой", потом уже углублённым трезвением в молитве.
ИМХО, внутренние болезни, конечно, можно обнаружить, когда они уже во всей "красе" пляшут под воздействием "тёрки", а можно обнаружить сразу как только ум отпал от Бога, но для этого, конечно, надо пребывать в трезвении.
Интересно мнение участников форума, в чём заключается именнуемое таким сурово-боксёрским термином БОРЬБА? Не достаточно просто поправить внимание, если оно отъехало?
И ещё не очень понятно как надо в совершенстве воспринимать тех, кто неприятен, обижает, невыносим? Не чувствовать боли? Но разве это возможно? Может быть, испытывая причиняемую боль, не злиться, не раздражаться, не осуждать, прощать, но при этом называть вещи своими именами?
Лично я пришла к выводу, что надо тупо терпеть и всё. И при чём тут страсти? В чём этот искус-то? Терпишь боль и всё. А страсти они не обязательно связаны с провоцирующими факторами. Вылазят в виде чувств и гирлянды помыслов и в "мирное время", порой ещё и сильнее...
    Нет ну очевидно же, в "мирное время" помыслы, как правило, не сопровождаются дальнейшим действием...  и у новоначального реальная борьба возможна на этапе - чтобы помыслы не перешли в действие. "Просто поправить внимание"?
   Вот Сергей в теме "монашество" написал: Один святой сказал, что лучше целый день носить мешки с песком, чем один час бороться с помыслами противостоя соблазну. Брань происходит на физиологическом уровне, это всё равно как терпеть прижигание раскалённым железом, не отводя руки. Попробуйте, насколько долго всё это можно выносить. Если же есть причины прилогов, по помыслы приходится отсекать постоянно, при этом кое какие нет-нет да и пробьются, если интенсивность высока. Это неизбежно, человек не робот что бы постоянно находится на пике внимания.
 
     Если апостол говорит: "делаю не то доброе что хочу, а то злое что ненавижу" - конечно борьба, и интенсивность и значит проявление страсти у новоначального в разы и в разы выше при "тёрке", а не в келейной тишине.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #4 : 04 Июль 2012, 16:28:48 »
Если апостол говорит: "делаю не то доброе что хочу, а то злое что ненавижу" - конечно борьба, и интенсивность и значит проявление страсти у новоначального в разы и в разы выше при "тёрке", а не в келейной тишине.
Если даже сам апостол такое про себя говорит, то лишь свидетельствует о том, что, по крайней мере, в моменте написания такой фразы находился вне Царствия Божия.

Как я сейчас смотрю на эту проблему, то вижу в ней превосходную и колом неотшибаемую уловку Врага рода человеческого, своего вида безполезное коловращение ["век воли не видать"].
Было предложено считать, что страсти можно и нужно победить своими собственными усилиями, и вот только тогда, после победы, становится возможным для Господа придти и "вселиться в ны". Падшую природу человека так же невозможно победить в одиночку, как крутящейся собаке поймать собственный хвост. Лучшие годы жизни уходят на эту так наз. "тёрку", а Царствие стоит рядом в надежде, что мы обратим на него внимание, войдём и начнём в нём жить подлинной жизнью. Но мы не входим, боремся со страстями, туды их в качель.
Сам Господь говорит о поиске Царствия прежде всего. В нём полуживотная наша природа отпадает без усилий. Живой Господь, поселившийся в сердце, не допускает безобразий ни ума, ни тела.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4517
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #5 : 04 Июль 2012, 16:45:47 »
Искоренить грех и живущее в нас зло может только Божия сила. Ибо не дано и невозможно человеку - искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы - в твоих это силах; а искоренить - Божие дело. Как невозможно видеть глазу без света, или говорить без языка, или слышать без ушей, или ходить без ног, или работать без рук: так без Иисуса невозможно спастись, или войти в небесное царство.
Макарий Великий Египетский.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #6 : 04 Июль 2012, 17:22:03 »
  Только добавить надо... Я не воспринимаю семью и детей только с утилитарной точки зрения "тёрки". 
   Вообще если цель научиться любить, то ты определённо должен познать того (или Того), кого хочешь научиться любить и то, что в тебе самом мешает его такого полюбить.
   Вы говорите: "не очень понятно как надо в совершенстве воспринимать тех, кто неприятен, обижает, невыносим? Не чувствовать боли? Но разве это возможно? Может быть, испытывая причиняемую боль, не злиться, не раздражаться, не осуждать, прощать, но при этом называть вещи своими именами?"
     Как то из этих слов видно, что вы не понимаете откуда эта боль - ветхому человеку больно, эгоизму нашему. Так должно быть не просто больно, а он вообще умереть должен. А новый человек радоваться будет его(тирана) смерти. Как при чём тут страсти? Почему тупо терпеть и всё? 
     
   

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #7 : 04 Июль 2012, 17:33:26 »
     Я не воспринимаю "тёрку" как  способ избавления от страстей. Сказано, что закон(заповедь) не избавляет от греха, но законом( попыткой исполнения) грех обнаруживается. Про что и разговор с самого начала.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #8 : 04 Июль 2012, 18:18:26 »
в чём заключается именнуемое таким сурово-боксёрским термином БОРЬБА? Не достаточно просто поправить внимание, если оно отъехало?
Отъехало к чему?...
А если ТО к чему отъехало внимание вломилось без моего желания...то я вполне могу неким волевым усилием отбросить непрошеного гостя...
А если отогнать помысел, у меня не хватает сил...то я могу удерживать развитие движения души...
Или внутренним опять же усилием...зачищая разум от помыслов...как бы оттягивать внимание от помысла и движения души к некоему центру в душе...и опираясь на него как бы не вспоминать о страсти, находясь посреде объктов страстного вожделения...
И ещё не очень понятно как надо в совершенстве воспринимать тех, кто неприятен, обижает, невыносим? Не чувствовать боли? Но разве это возможно? Может быть, испытывая причиняемую боль, не злиться, не раздражаться, не осуждать, прощать, но при этом называть вещи своими именами?
Важно ЧТО при этом происходит в разуме и душе...не должно быть осуждения...и соответсвующих движений души...тогда многие моменты которые раздражали отпадают...

И важно что бы не было помыслов осуждения даже глубоко в душе...т.е. недостаточно поверхностного сдерживания...если чувства неприязни есть...то уже есть и помысел осуждения...вполне возможно вердикт был вынесен ранее, тогда сам первоисточник помысел плохо виден...
Лично я пришла к выводу, что надо тупо терпеть и всё. И при чём тут страсти? В чём этот искус-то? Терпишь боль и всё. А страсти они не обязательно связаны с провоцирующими факторами. Вылазят в виде чувств и гирлянды помыслов и в "мирное время", порой ещё и сильнее...
Надо для проверки в мирном времени посидеть месячишко...не скем не встерчаясь даже...никого не видя и не разговаривая по телефону :-)...

А тупо терпеть это вынужденная мера...до тех пор пока не появится возможность вычищать достаточно глубоко...а появится навык чистки...она будет происходить как бы автоматически...почти без усилий...
Такие вот мысли вслух :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #9 : 05 Июль 2012, 00:05:38 »
Цитата: иерей Андрей
Вот Сергей в теме "монашество" написал: Один святой сказал, что лучше целый день носить мешки с песком, чем один час бороться с помыслами противостоя соблазну. Брань происходит на физиологическом уровне, это всё равно как терпеть прижигание раскалённым железом, не отводя руки. Попробуйте, насколько долго всё это можно выносить.

Не думаю, что Богу угоден такой способ борьбы - через прижигание раскаленным железом. Это, на мой взгляд, значит, что путь избавления от страсти выбран неправильный.

Простите.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #10 : 05 Июль 2012, 14:05:44 »
Если апостол говорит: "делаю не то доброе что хочу, а то злое что ненавижу" - конечно борьба, и интенсивность и значит проявление страсти у новоначального в разы и в разы выше при "тёрке", а не в келейной тишине.
Если даже сам апостол такое про себя говорит, то лишь свидетельствует о том, что, по крайней мере, в моменте написания такой фразы находился вне Царствия Божия.

Как я сейчас смотрю на эту проблему, то вижу в ней превосходную и колом неотшибаемую уловку Врага рода человеческого, своего вида безполезное коловращение ["век воли не видать"].
Было предложено считать, что страсти можно и нужно победить своими собственными усилиями, и вот только тогда, после победы, становится возможным для Господа придти и "вселиться в ны". Падшую природу человека так же невозможно победить в одиночку, как крутящейся собаке поймать собственный хвост. Лучшие годы жизни уходят на эту так наз. "тёрку", а Царствие стоит рядом в надежде, что мы обратим на него внимание, войдём и начнём в нём жить подлинной жизнью. Но мы не входим, боремся со страстями, туды их в качель.
Сам Господь говорит о поиске Царствия прежде всего. В нём полуживотная наша природа отпадает без усилий. Живой Господь, поселившийся в сердце, не допускает безобразий ни ума, ни тела.
      Я слишком плотски размышляю, поэтому чувствую поверхностность этих своих слов. Раисе я стал говорить о том что лучшие годы жизни потраченные на семью могут не так восприниматься как воспринимает она:" Меня всегда как-то не особо привлекало и интуитивно попугивало материнство...ушла чистая духовная молитва, и ум стал каким-то полуживотно-плотским...осознала, что рожавшие женщины - они другие, имхо, меняется мозг - переворачивается "вверх ногами", становится полуживотно-плотским...Не было предела радости и благодарности Богу, что Он избавил меня от этого. Позже "духовное состояние" вернулось и теперь я его очень стараюсь беречь. Поэтому фраза "православная женщина спасается чадородием" приводит к унынию."
   
  Но может она и права, зря я начал... Кабы сам смог  хранить  духовное состояние, тогда бы имел право советовать.
  Мне лучше не писать, а читать побольше.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #11 : 05 Июль 2012, 17:42:18 »
 
  Но может она и права, зря я начал... Кабы сам смог  хранить  духовное состояние, тогда бы имел право советовать.
  Мне лучше не писать, а читать побольше.
Чрезмерная категоричность...категория юнности :-)...

Я думаю что Леонид выделил второй путь в исихазме...путь созерцательный...путь Марии...
Никогда его не понимал(путь :-))...НО...сейчас кажется начинаю догадываться о нём...и его огромном значении...

Борьба со страстями в моём стиле...размахивание мечом :-)...это исихазм деятельный...путь Марфы...и...он конечно же бессмысленный...тупая трата времени :-)...НО...без него...без прохождения его...нельзя попасть на путь созерцательный...так что, мню, путь Марфы неизбежный сизифов труд...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4517
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #12 : 05 Июль 2012, 18:09:40 »
Исаак Сирин

Цитировать
Деятельность крестная двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части.
Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность.
А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием.
И одна, то есть деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души,
а вторая - действенность душевной любви, то есть естественное вожделение, которое просветляет умную часть души.

Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей второй, привлекаемый ее сладостию, не говорю уже - своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной.

Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев.
Сие восхождение на крест, навлекающее гнев, бывает не в первой части претерпения скорбей, то есть распятия плоти, но когда человек входит в созерцание, - а это есть вторая часть, следующая за исцелением души. У кого ум осквернен постыдными страстями и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста запрещением за то, что не очистил прежде ума скорбями, не покорил плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #13 : 05 Июль 2012, 19:25:20 »
Исаак Сирин
Спаси Господи...
Удивительное дело...как будто впервые прочитал...а ведь читал...помню точно...
Цитировать
по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной.
Вау!...страшно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: БОРЬБА со страстями?
« Ответ #14 : 05 Июль 2012, 19:35:41 »
Я думаю что Леонид выделил второй путь в исихазме...путь созерцательный...путь Марии...
Никогда его не понимал(путь :-))...НО...сейчас кажется начинаю догадываться о нём...и его огромном значении...
Леонид не выделил "второй" путь в исихазме [который есть искусство священнобезмолвия, прежде всего], а написал кровью сердца своего про полную безсмыслицу предложенной Врагом рода человеческого идеи о борьбе со страстями вместо настойчивого соискания единства с животворящим Духом Святым, который один только в состоянии избавить нас от страстей, причём безвозвратно. Именно Господь избавляет нас от животной природы, с которой нет сладу ни нашему уму, ни воле.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.