Исихазм

Автор Тема: Из Книги благодати Симеона Благодатного  (Прочитано 16403 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Шем'он д-Тайбуте (Симеон Благодатный, современник прп. Исаака Сирина; оба насельники монастыря Раббан Шабур) "Книга благодати". Избранные главы http://uni-marburg.academia.edu/GrigoryKessel/Papers/1419146/_-_._

1.1    Вера  во  Христа  есть  животворящий  и  умопостигаемый свет.
1.2    Учение Иисуса есть познание истины, которая изливается на сердца верующих через слово света и которая стяжает для них свет и истинную жизнь.
1.62  Храм  Божий  не  может  пасть  в  подчинение  простой
смерти.  Своим  свободным  произволением  он  может  выбрать
для  себя  либо  смерть  души,  либо  же,  по  благодати –  новую
сверхприродную жизнь. Помощь благодати Христовой многое
преодолевает.  Она  следует  за  трудом, [направленным  на  возделывание] праведности, а не греха.
1.63  [Выбор] существовать или нет, не во власти [человека].  Быть  же  праведным  или  грешным, [мы  выбираем]  сами,
а также при помощи благодати Христовой, которая следует за
трудом, [направленным  на  возделывание]  праведности,  а  не
греха.
2.20  Невозможно  достичь  тихой  пристани  силой  и  перейти  к  светлому  месту  без  терпения  скорбей  и  разнообразных
искушений; и [невозможно] войти в мирные земли без мучений, [причиняемых] бесами, тяжелой борьбы и кровавых состязаний; и [невозможно] ощутить истину без благодати и руководства духовного отца.
2.28  Истинные  врата,  которыми  трудящиеся  старцы  входят  в  землю  обетованную,  есть  погружение  в  реку  Иордан
через  потоки,  текущие  из  глаз; [это  совершается]  не  по  принуждению или желанию, но из сверхприродной радости; помимо этого, они нуждаются в помощи благодати и руководстве
духовного отца.
2.31  Тому, кто родился духовно из святого крещения и был
наставлен  ангельскому  образу  жизни,  подобает  приступить
к  борьбе  со  страстями  и  испрашивать  у  благодати,  чтобы  родиться также и в чистоте и чтобы удостоится сверхприродным
образом таинств откровения Духа, так, чтобы уже здесь таинственно получить в откровении залог славы сыноположения,
которое он получит в действительности при всеобщем обновлении.
2.36  Эта сила Святого Духа усовершенствовала праведников и святых в их времена; она же благодаря благодати сверхприродно  совершенствует  святых; [все  это  происходит]  по
причине  единения  Иисуса,  Который  сверхприродно  объединился с Богом Словом.
2.50  Когда монах завершил борьбу, выполнил телесные и
душевные труды, воздал долг страстей и стал достоин чистоты,
его разум сверхприродно становится достоин духовного образа  жизни,  который  есть  не  труд  тела  и  не  труд  сердца,  но  духовное движение благодати, которая пробуждается и начинает
тайно говорить в горнице сердца и которая сподвигает движения души к духовной молитве.
2.56  Разум,  возгордившийся  в  тяжких  трудах  и  упорных
сражениях, с трудом смиряется [до тех пор], пока он не будет
сокрушен благодатью. Тот, кто возгордился своей красноречивостью, есть жилище страстей.
2.58  Разум угождает Богу в смирении благодаря выполнению добрых дел; жизнь и внутренний человек [того, кто обладает таким разумом,] просветится благодатью, словно солнце.
2.92  Поскольку путь Господа проходится благодаря благодати, а не праведности, в нем нет никакой скорби.
3.29  Богатство благословенной души есть добрый росток,
который по благодати произрастает из сердца.
3.49  Монах,  полностью  предавший  себя  Христу,  нуждается в постоянном внимании снаружи и внутри, в презрении
самого себя, помощи благодати и руководстве духовного отца,
который сам пострадал в пустыне покаяния, перенес стеснения, изведал хитрости и уловки бесов, падал в страстях, восставал по благодати и пересек Иордан.
4.12  Уразумей  и  то,  что  и  мытарей  и  прелюбодеев  благодать  не  перестает  призывать  и  привлекать  к  покаянию.  Она
дает им вкусить животворящей пищи через духовный крючок,
который тянет к жизни. Также и нам следует подчиняться истине новой, умопостигаемой жизни.
4.26  Тот,  кого  посещает  благодать  во  время  псалмопения
и молитвословия, тотчас меняется, язык умолкает, а движения
души прекращаются и успокаиваются в тишине – как он может отказаться от действия благодати!
4.29  Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман
за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были
искушаемы,  падали  и  благодаря  благодати  восставали,  знают
коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и
поднимается  вверх,  подавляя [активность]  головы  и  мозга,  и
ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек
и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов,
и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека.
4.42  Если  бы  пергамен  и  ум  простых [монахов]  мог  воспринять истину, то духовные отцы многое бы написали о возрастании  сердца, которое  происходит  от  восхождений  Духа  и
действием благодати в тех, чье сердце очистилось от страстей
и зла, и кто стал жилищем для Бога.
4.58  Подобно тому, как тот, кто, не имея опыта, [когда] погружается  в  воду, [то  начинает]  страдать  и  поднимается,  чтобы  вдохнуть  воздуха,  так  же  и  очищенный [монах,]  когда  по
благодати  погружается  от  мира  и  сверхприродно  пребывает  в
умопостигаемых  таинствах  Духа, [то,]  если  он  не  опытен,  он
чувствует  стеснение,  переполняется,  удивляется,  умолкает  и
возвращается, чтобы отдышаться в месте своего обитания.
4.59  Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно  воцаряется  мир  и  необыкновенное  спокойствие,
душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от
тебя  отступают,  знай,  что  в  этот  момент  ты  сподобился  действия благодати.
4.89  Благодать не перестает тайно помогать монаху, борющемуся со страстями, чтобы искоренить их благодаря соблюдению заповедей.
4.93  [Если]  душа,  борясь  по  благодати  Божьей  против
страстей,  греха  и  сатаны  посредством  телесных  и  душевных
трудов,  преуспевает  благодаря  Божьему  вспомоществованию,
[то,] покинув тело, она упокоится в жилищах до всеобщего обновления, куда ее доставят крылья бесстрастия. Пока же она
пребывает в теле, ее ведение парит над теми мирными краями
и светлыми землями, куда ее возносят перья бесстрастия.
5.18  Разум не может выносить противоречия между справедливостью и благодатью. Первое порождает ревность, и возбуждает гнев. Второе же изливает на разум мир, любовь и милосердие.
5.22  [Если] монах сокрушил свое сердце аскезой и постоянно смотрит в уме на Христа, уповает и непрерывно ожидает
помощи  благодати,  усердно  молится  и  следит  за  своим  сердцем, [то]  его  разум  не  блуждает  в  суетном  и  не  поражают  его
злые стрелы, возбуждающие страсти.
5.30  От  непрестанных  молитв  и  постоянного  созерцания
в  Боге,  происходящего  при  собранности  разума,  рождается  в
сердце свет разумения, чтобы различать благодаря прозрениям
ведения истину от подобия и лжи. И затем благодаря благодати
он сверхприродно сподобляется духовной молитвы ума и становится совершенным в любви.
5.53  Кающийся, кто трудится с упованием в винограднике  Христа  Спасителя,  лучше  праведника,  который,  преуспев
во  всех  добродетелях  и  сподобившись  по  милости  таинства
откровения  истинного  ведения,  в  конце  ослабел  и,  погибнув
внутри  дворца  Христова,  был  лишен  попечения  ангелов  и
оставлен благодатью.
5.58  Истинная чистота сердца есть совершенная и полная
любовь без различения ко всему человечеству. Однако она не
может появиться без соблюдения заповедей, победы над страстями, света бесстрастия и благодати.
5.85  Подобно  тому,  как  словом  души  в  воздухе  формируется  голос,  и [затем,]  будучи  начертанным  чернилами  на  дощечках, [слова]  становятся  видимыми  глазам  плоти,  также  и
живой ум благодаря благодати образует и умопостигаемо вдавливает  пером  духовного  созерцания  простые  слова  духовной
молитвы  на  дощечках  книги  сердца; [разум]  будет  их  читать
[эти  слова],  когда  блуждает  разум,  спит  или  ослабла  кифара,
или когда взойдет свет бесстрастия и озарит его сияние великого Солнца правды (ср. Мал 4, 2).
6.30  Когда  душа  входит  в  школу  познания  добра  и  зла,  в
которой торжествует справедливость, она наполняется ревностью, смятением, унынием, завистью, гневом и пристрастием.
Когда же она входит в школу благодати, где все дети бегают за
свободой,  где  благодать  изливает  милость  и  милосердие  равным  образом  на  добрых  и  злых,  она  наполняется  любовью,
миром, радостью, спокойствием, смирением, терпением, поддержкой слабостей ближнего и другими плодами Духа.
6.33  Простая разумность души есть умный свет, который
дается Богом по благодати природе ангелов и душ.
6.46  Ханаанский  язык  обкрадывает  сокровища  сердца,
разделяет душу и обедняет их. Благодать же, каждого, кто изберет добро, поддерживает. Тот же, кто избирает зло, отпадает
от  благодати  и  сатана  будет  споспешествовать  ему  до  его  погибели.
6.48  Когда  благодаря  заповедям  искоренены  страсти  и
благодаря  трудам  отброшена  тьма  заблуждения,  и  нет  тени
страстей над душой, природа по благодати воскрешает во славе своего сотворенного состояния; она созерцает себя во свете бесстрастия и может отличать истину от подобия и обмана;
она начинает [иметь] дела, мысли, слова и поступки без смешения [со злом].
7.6    Когда небесный Жених, увенчанный двойной славой,
воссядет во главе званных, Он усадит Своих званных, увенчивая их на века славой их дел, и изольет на них дар Своей благодати, увенчивая их венцом света и сиянием Своего Божества;
и изольет на них славу Своего Царства вовек. Они просветятся, наслаждаясь радостью со Христом, [пребывая] в радости и
усладе, которым нет конца.
7.18  Молчание  ума,  рождающееся  действием  благодати,
не сильно отличается от сладости сна, когда душа не лишается
ведения, действующего [как будто бы] без ведения

Символ 61 (2012) , с. 209-213

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #1 : 16 Февраль 2012, 12:27:38 »
свежие слова

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #2 : 16 Февраль 2012, 12:41:30 »
Очень понравилось! Святой делает акцент, прежде всего на действии благодати в нас, много и явно говорит про нетварную силу-свет. Постоянно говорит о синергии и аскезе, но не заключает их в какие то определённые схемы и формы. Есть интересная тема про замолкание ума. Интересно упоминание о соматическом действии сил, про силу от сердца и силу от нижних членов. Перекликается с темой соотнесённости сердца, чрева и подчревья. :)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #3 : 16 Февраль 2012, 14:54:57 »
А что бы скачать нужно быть зарегистрированным на фейсбуке?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #4 : 16 Февраль 2012, 21:03:01 »
Alexeiy, есть у нас в архиве в папке book файл KESSEL - Shemon d-Taybuteh_rus.pdf

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #5 : 16 Февраль 2012, 21:53:33 »
Действие благодати подавляет активность мозга и расслабляет кости. Хм... Ну понятно, что подавляются не нервные реакции, а мусор мыслительной деятельности, внутренний диалог, и это потому, что благодать собирает разрозненный разум во единство. И тогда легко увидеть, что за мысли и импульсы приходят от лукавого. Кастанеда в Активной стороне бесконечности пишет, что наш обычный разум это вообще имплант, искусственная вставка неорганических паразитов поработивших человечество - воладоров. Что постоянный поток мыслей удерживает нас в рамках социума и не даёт прозреть на наше настоящее предназначение. Те, что бы вырваться из наваждения бесовской матрицы, нужно что бы ум замолчал, придя в особое состояние безмолвия. А вот кости... Не совсем понятно. Это ведь не про паралич сказано, а скорее про переорганизацию некоторых процессов в теле человека, про слом блоков и внутреннюю безмятежность.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #6 : 16 Февраль 2012, 23:19:01 »
Действие благодати подавляет активность мозга и расслабляет кости. Хм...
3 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. (Пс.6)
Костями называет Пророк целомудренные помыслы, смущение которых колеблет душу. Писание много раз именует члены внутреннего человека именами членов телесных. На этом основании можно представить себе и кости, которыми поддерживается стройность и связь между душевными силами. Великое к Богу восхождение – есть познание своей немощи. Насколько более познаешь себя, настолько совершеннее познаешь Бога (Златоуст Григорий Нисский, Феодорит, Димитрий).

11 Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. (Пс.30)
Костями называет душевные силы (Афанасий).

3 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. (Пс.31)
Неисповеданные грехи производят ужасные нравственные мучения, поскольку собственную совесть невозможно ни обмануть, ни успокоить. Упреки совести и чувство естественного стыда терзают душу и не дают покоя. Одновременно чувствуется оскорбление такого милостивого Господа – и это увеличивает внутренние терзания. Умолчах от истощения духовных и телесных сил (Афанасий).

21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.(Пс.33)
Не лучше ли понять это о внутреннем человеке? Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится тело, так и душа через достойные помыслы приобретает спасение. И как бы ни были сильны скорби – внутренний строй праведников остается несокрушимым. Не поддаются они ни малодушию, ни ропоту, ни колебанию в вере. (Василий В., Феодорит, Анфим).
10 Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. (Пс.34)

Костями называет как внутренние члены тела, так и охраняющие помыслы души. Душа радуется всегда о Господе. Он утешает скорбную и измученную душу не падать духом в тяжелых обстоятельствах, как свидетельствует святой апостол, говоря: во всем скорбяще: внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог... (2 Кор. 7, 5) (Студит).

4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. (Пс.37)
Лице грехов – есть воображение и воспоминание их, так как грех каждого пред лицем каждого всегда (т.е. памятование о грехе). По причине греха изнемогает крепость телесных и душевных сил и теряется мир помыслов (Афанасий).

10 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. (Пс.50)
Снова обращается Давид к исповеданию и ищет прежней близости к Богу. Просит Бога возрадовать слух души его вестью о помиловании (Златоуст, Афанасий).

6 Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. (Пс.52)
Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, подавляет и потопляет его в веке лукавом, не позволяя собраться с силами и возвратиться к Богу (Макарий В.).

4 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. (Пс.101)
Пророк, описывая свои бедствия, говорит: что время жизни его прошло подобно дыму, без пользы, и тело иссохло, подобно хворосту, от житейских страстей. И кости моя стали сухи, как изгарь (Феодорит).

15 Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. (пс.138)
Ничто не может утаиться от Тебе, сотворившего человеческое естество в тайной художественной храмине природы. Ты совершенно знал меня и тогда, когда я только составлялся по частям; Ты знаешь каждый член и даже приращение его. И если разрешусь и обращусь я в персть, то и это также ведомо Тебе (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

Псалтирь в святоотеческом изъяснении.
http://www.bogoslovy.ru/list_psaltir.htm

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #7 : 17 Февраль 2012, 12:38:41 »
Хм. Благодатный какой Симеон. Спасибо, почитаю целиком.

Подавляет мозг...
Кости....
Ну под костями, наверное, святой имеет ввиду не кости. Он же не врач - по образованию. Расслабленный - кости которого не держат. Наверное, святой говорит об уменьшении физических сил человека. Ведь есть такое, что бесноватые особенно сильны. Вот благодать отбирает власть бесов - и человек становится нормальной силы, а у не бесноватых после благодати, которая меняет, появляется усталость - естественная реакция организма на некое его изменение, нагрузку. Помолился  - как мешки таскал, устал.
Наверное, про это говорит святой, я так думаю. Про общую усталость.
Цитировать
11 Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. (Пс.30)
3 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. (Пс.31)
21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.(Пс.33)
10 Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. (Пс.34)
и другие цитаты

Если под костями подставить смысл - силы человека, физические и душевные - т.е. сам человек - то смысл срастается довольно неплохо.
( :)  Бритва Оккама )
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2012, 13:18:10 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #8 : 19 Февраль 2012, 13:44:42 »
Хм. Благодатный какой Симеон. Спасибо, почитаю целиком.

Подавляет мозг...
Кости....
Ну под костями, наверное, святой имеет ввиду не кости. Он же не врач - по образованию. 
Врач...только нет сведений о его образовании...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #9 : 19 Февраль 2012, 13:49:08 »
Цитировать
4.29 Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман
за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были
искушаемы, падали и благодаря благодати восставали, знают
коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и
поднимается вверх, подавляя [активность] головы и мозга, и
ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек
и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов,
и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека.
Можно только догадываться о том ЧТО имеется в виду под "кости"...и переводчик вряд ли что напутал...кости они и в сирии кости...
Однако думать о том что физические кости, не стоит хотя бы по тому что у подвижников не наблюдалась склонность к перломам :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #10 : 19 Февраль 2012, 13:51:42 »
И ещё...
Цитировать
4.58 Подобно тому, как тот, кто, не имея опыта, [когда] по-
гружается в воду, [то начинает] страдать и поднимается, что-
бы вдохнуть воздуха, так же и очищенный [монах,] когда по
благодати погружается от мира и сверхприродно пребывает в
умопостигаемых таинствах Духа, [то,] если он не опытен, он
чувствует стеснение, переполняется, удивляется, умолкает и
возвращается, чтобы отдышаться в месте своего обитания.
Об этом не помню что бы писали с.о...Антоний Сурожский только вскользь упоминал...ах ну да было ещё...про твёрдую пищу...
Цитировать
4.59 Когда над всеми твоими движениями и членами не-
ожиданно воцаряется мир и необыкновенное спокойствие,
душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от
тебя отступают, знай, что в этот момент ты сподобился дей-
ствия благодати.
Так вот она какая...благодать :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #11 : 19 Февраль 2012, 14:25:37 »
Цитировать
4.29 Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман
за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были
искушаемы, падали и благодаря благодати восставали, знают
коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и
поднимается вверх, подавляя [активность] головы и мозга, и
ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек
и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов,
и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека.
Можно только догадываться о том ЧТО имеется в виду под "кости"...и переводчик вряд ли что напутал...кости они и в сирии кости...
Однако думать о том что физические кости, не стоит хотя бы по тому что у подвижников не наблюдалась склонность к перломам :-)...
Не...ну, какие там переломы...наоборот...думаю, это что-то вроде внутренне телесно обмякнуть, как бы "растечься тонким слоем"...ну, типа блин на сковородке...  вопщем, масленница получается... :-D но при полной внешней собранности и подтянутости, ессно... :wink:

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #12 : 19 Февраль 2012, 21:26:05 »
..есть у нас в архиве в папке book файл KESSEL - Shemon d-Taybuteh_rus.pdf
А где искать архив и эту папку? Дайте, пожалуйста, прямую ссылку.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #13 : 19 Февраль 2012, 22:20:25 »
Neovit, ответил в личку.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #14 : 04 Март 2012, 19:06:51 »
Каждый нашел в этих словах свое.

Мне ценны слова Симеона Благодатного
о демоне "справедливости", с подробным разбором плодов. (5.18, 6.30), чтобы яснее видеть
результаты обучения – в школе "справедливости" и "школе благодати".
Сам на эту вражью удочку ловлюсь непрестанно (несправедливость в обществе и тд)...

Также благодарен Симеону Благодатному за слова о благодати. (4.12 и 4.29 – особенно)
Нашел бы раньше эти слова:
Цитировать
Действие благодати начинается от сердца и
поднимается  вверх,  подавляя [активность]  головы  и  мозга,  и
ослабляя кости.
– лучше понимал бы происходящее и избавлен был от смущения, недоумений
и мыслей о прельщении...

Спасибо, Александр.