Исихазм



23 Сентября 2019, 04:46:58

Автор Тема: Из Книги благодати Симеона Благодатного  (Прочитано 8293 раз)

прозелит

  • Сообщений: 5273
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #15 : 12 Марта 2012, 01:55:21 »
Цитата: Симеон из Тайбуте
Рассуди, о понятливый человек, что ты есть Образ Божий и соединение всякой твари, и небесных и земных существ, и когда бы ты ни преклонил свою главу, чтобы поклониться и восславить Бога, вся тварь, как небесная, так и земная, склонит главы свои с тобою и в тебе, чтобы поклониться Богу; а когда не поклоняешься и не славишь Его, то вся тварь горюет о тебе и обращается против тебя, и ты согрешаешь

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #16 : 13 Марта 2012, 02:45:15 »
***2.56  Разум,  возгордившийся  в  тяжких  трудах  и  упорных сражениях, с трудом смиряется [до тех пор], пока он не будет сокрушен благодатью. Тот, кто возгордился своей красноречивостью, есть жилище страстей. ***
Непрестанные упражнения в умном делании неизбежно приводят к самомнению, особенно если были благодатные утешения. Поэтому, наверно,  неизбежно рано или поздно каждый делатель удостаивается такой благодати, которая сокрушает всю построенную им за долгое время упорных трудов вавилонскую башню самомнения.  Приходит благодать такой силы, что ты понимаешь свое ничтожество, ее преждевременность  и смиряешься. У меня это была в виде самодвижной молитвы. Она пришла неожиданно и творилась непрестанно в течение нескольких месяцев. Она творилась в таком быстром непривычном темпе, что я не успевал за ней. Не успевал вникать в слова и держать покаяние. Радость прихода самодвижной молитвы постепенно сменялась осознанием моей неготовности к ней. Молитва творилась сама собой без моего участия и накапливала чувство вины перед Господом до тех пор, пока потоки слез не хлынули в сокрушении и молитве о пощаде. Когда она ушла, то стало легче. Но следом пришло еще более сильное сокрушение скорбями в отсутствие всякой молитвенной поддержки, когда я вообще не мог молиться. И я окончательно убедился в немощи своей даже несколько раз произнести молитву без помощи благодати. Это была подготовка к новой волне благодати, чтобы я не подумал, что она приходит по моим стараниям.

***4.29  Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были искушаемы,  падали  и  благодаря  благодати  восставали,  знают коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и поднимается  вверх,  подавляя [активность]  головы  и  мозга,  и ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов, и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека. ***
В этом параграфе речь идет, все-таки, не о помыслах, потому что, когда приходит благодать, то помыслы не слабеют, а полностью блокируются и не допускаются.
Кости действительно ослабляются. Когда впервые приходит сильная  благодатная молитва в сердце, то колени подкашиваются и хочется пасть на колени в недоуменной благодарности и спросить: «За что? Ведь я ленив и нерадив». И в ответ услышишь: « А ни за что. Разве ты не знаешь, что Дух дышит, где хочет и когда хочет». И после этого вообще падаешь расслабленный, не в силах держать свое ничтожество. Но это все для новоначальных, для смирения. Со временем привыкаешь к ее приходам и уходам и кости не слабеют.
Что касается места начала действия благодати, то я не замечал такого постепенного восхождения от сердца вверх. Скорее она локализовалась неожиданно в верхней части сердца (на два пальца выше соска) и при этом блокировался рассудок. Иногда это сопровождалось болью в верхней части сердца или зарождением тепла. Тепло, да, действительно, поднималось от сердца вверх до лба и могло дойти до жара. А затем холодного пота на лбу. Но все эти физические ощущения далеки от духовной молитвы, которая творится Духом и не влияет на физические ощущения. Она неуловима и тонка, а тело вообще не чувствуется.
Может кому полезно будет добавить, что если возникают боль в сердце, то отцы советуют обращать внимание на место сердца. Если она возникает в нижней части сердца (ниже левого соска), то лучше прекратить молитву, так как это от лукавого и что он задумал без совета наставника нам не понять.

***4.58  Подобно тому, как тот, кто, не имея опыта, [когда] погружается  в  воду, [то  начинает]  страдать  и  поднимается,  чтобы  вдохнуть  воздуха,  так  же  и  очищенный [монах,]  когда  по благодати  погружается  от  мира  и  сверхприродно  пребывает  в умопостигаемых  таинствах  Духа, [то,]  если  он  не  опытен,  он чувствует  стеснение,  переполняется,  удивляется,  умолкает  и возвращается, чтобы отдышаться в месте своего обитания. ***
Образно сказано. Приход обучающей благодати всегда сначала радует, но потом по мере ее усиления становится выше сил и хочется, чтобы она ушла и оставила. Обучающая благодать выше возможного состояния ученика. Когда она уходит, то первым делом хочется ее вернуть, но это уже ныряние по своему желанию, которое не дается. Благодатные состояния никогда не повторяются.  Они всегда на ступеньку выше прежнего.

***4.59  Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно  воцаряется  мир  и  необыкновенное  спокойствие, душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от тебя  отступают,  знай,  что  в  этот  момент  ты  сподобился  действия благодати.***
Это дополняет вышесказанное. Когда приходит благодать, то отступают не только помыслы, но и полностью блокируется рассудочная часть ума. И приходит наставление, которое слышится не словами, а непонятным образом возникает само собой в уме. В этом отличие помыслов от благодатных наставлений.

***5.58  Истинная чистота сердца есть совершенная и полная любовь без различения ко всему человечеству. Однако она не может появиться без соблюдения заповедей, победы над страстями, света бесстрастия и благодати.***
Но, наверно, это многим знакомо, когда совершенная и полная любовь без различия ко всему приходит в порядке обучения на короткое время в еще не очищенное сердце, но стремящееся к чистоте. Без такого урока, наверно, просто невозможны все подвиги после оставления благодати. Это еще и обучение вкусу вина, чтобы могли отличать его от уксуса лукавых подмен.

***6.33  Простая разумность души есть умный свет, который дается Богом по благодати природе ангелов и душ.***
О каком умном свете здесь речь? У меня был показательный опыт ощущения света, проливаемого в сердце во время молитвы. Наверно, у многих так было после того, как ум опустился в сердце и был пройден курс сокрушения самомнения благодатью.  Рассудок смолкает, а ум или сердце впитывают свет просвещения,  в котором нет слов и мыслей, нет физического света, но есть ощущение света. Возможно не у всех так, но у меня тогда молитва очень сильно замедлилась. Каждый слог истощался до предела, словно тщательно просматривался под рентгеном, высвечивалась неправильность духа и медленно выправлялась, поворачиваясь лицом к свету. Молитва напоминала непрерывную тонкую паутину без пауз.  Тогда пришло просвещение, что смирение не от меня исходит, а смирение есть свет, который я могу лишь принять или отразить своим сердцем. И не может быть смирения без молитвы. Смирение приходит вместе со светом молитвы. Этот опыт, конечно, был дан очень явно на время, хотя и продолжительное, наверно, тоже в порядке  обучения или уведомления о начале периода просвещения светом молитвы. 

***7.18  Молчание  ума,  рождающееся  действием  благодати, не сильно отличается от сладости сна, когда душа не лишается ведения, действующего [как будто бы] без ведения.***
Здесь лучше помолчать и помолиться. Но есть утешение для тех, кто впадает в сон во время молитвы. Может это и не был сон, но было благодатное созерцание ведения в состоянии тонкого сна, действующего как будто бы без ведения. И есть утешение для тех, кто боится сладости.
Но есть и предупреждение от Иосифа для этой ступени:
   ***Точно такого же момента поджидает и  дyх  пpелести.  Этот   последний, в особенности, если yм не  обладает  достаточным  опытом,  чтобы точно опpеделить  качество  явления,  иногда  пpиближается  к  человекy, находящемyся в yказанном  состоянии,  пытаясь  тем  самым   пpивлечь его внимание к себе. Таков один из видов пpелести. Тем, кто   идет пpотоpенным пyтем подчинения  и  смиpения,  это  зло  едва  ли способно пpичинить вpед. По  большей  части,  оно  поpажает  людей,   живyщих отдельно по  своей  воле,  полагающих,  что  внешний  обpаз   подвижничества и вообще человеческие yсилия могyт пpинести плод сами  по себе.
   В этом состоянии, котоpое  является  пpелесть  с   такою тонкостью и искyсством пpинимает на себя  обpаз  благодати  и   истины, что ею могyт  быть  поколеблены  даже  опытные.  Послyшание   считается здесь необходимым.*
**

А кто мы, молящиеся в мирских условиях без послушания? Молящиеся отдельно по своей воле и полагающие,  что сами по себе без наставника сможем избежать прелести и отличить созерцательное молчание ума от тонкой прелести. Страх может остановить продвижение и ввергнуть в прелесть ублажения достигнутым. 
Как говорит Александр:
Когда человек встает на следующую ступеньку лестницы, то его цель не эта ступень, цель - пройти по лестнице, используя ступени. Ступень лестницы не отвергается (потому что без нее не пройти дальше), но и не принимается (если принять - застрять на этой ступени).
Так же и с мистической (любой другой) практикой. Цель - пройти через нее к Богу. Сама же мистическая практика не принимается (чтобы она не стала еще одним способом самоутверждения) и не отвергается (иначе и идти невозможно). И разрывается порочный круг.


 Неужели всех благодатных уроков было недостаточно, чтобы отличить вкус вина от вкуса уксуса? Кто учит? Наставник или благодать через наставника?  Где мало опыта, там преизобилует благодать. Где нет наставника, там наставляет благодать. Надо только довериться молитве Духа и следовать ей, не останавливаться, помня золотое правило: не принимать и не отвергать.
Как сказал Александр, это правило не легко соблюсти, но оно позволяет пройти через противоречия, не отказаться от пути и не соблазниться на нем.

Наверно, можно сказать, что для познания 7.18, надо не переставать молиться и не отвлекаться рассудком, чтобы приучать его к молчанию. Например, если каждый день  вникать в посты на форуме и искать пищу для рассудка, то он прилепится к внешнему, застрянет на достигнутом и никогда не постигнет ведения, действующего, как бы без ведения. Что ищет ум, то и находит.
Есть еще одно сильное препятствие  в продвижении  к молчанию ума – это размышления о том, что будет и когда. Все равно все будет не так, как мы ожидаем, а рассудок будет блуждать и рассеивать молитву.  Благодать приходит всегда неожиданно даже тогда, когда перестаешь молиться. И вообще, благодать никогда не приходит и не уходит. Она все время с нами.
« Последнее редактирование: 13 Марта 2012, 03:27:41 от Neovit »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10972
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #17 : 13 Марта 2012, 10:34:19 »
Neovit, спасибо! Приятно читать собранный текст.

Краевед

  • Сообщений: 3562
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #18 : 13 Марта 2012, 12:35:56 »
Цитировать
Молитва напоминала непрерывную тонкую паутину без пауз.  Тогда пришло просвещение, что смирение не от меня исходит, а смирение есть свет, который я могу лишь принять или отразить своим сердцем. И не может быть смирения без молитвы. Смирение приходит вместе со светом молитвы. Этот опыт, конечно, был дан очень явно на время, хотя и продолжительное, наверно, тоже в порядке  обучения или уведомления о начале периода просвещения светом молитвы.

Имеется ввиду свет, который наполняет молитву (становится её свойством) и
Цитировать
дается Богом по благодати
(а смирение - немедленный результат действия света на нас) ?
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #19 : 13 Марта 2012, 17:36:22 »
Иногда это сопровождалось болью в верхней части сердца или зарождением тепла. Тепло, да, действительно, поднималось от сердца вверх до лба и могло дойти до жара. А затем холодного пота на лбу. Но все эти физические ощущения далеки от духовной молитвы, которая творится Духом и не влияет на физические ощущения. Она неуловима и тонка, а тело вообще не чувствуется.
Согласен...молитва должна идти как бы в другом измерении...и телесные энергии мешают ей...впрочем могут и не мешать...сегодня надоевшее чувство давления между сосками и перпендикуляром вниз на пару см.(как будто проволоку положили и надавили на неё), попытался отогнать приливом тепла в область середины груди(на коже ес-но а не внутри груди)...тепло легко перемещалось в чрево ноги голову...словом куда хотел...прилив к голове тонизирует разум и не даёт ему уснуть...и всё это не мешало уму находиться в середине груди...в некоей светлой области...и были чувства...
Важно только отделять духовную область от телесной и телесную как бы незамечать...
Ещё вспомнились чьи то слова--тело станет добрым другом для молитвы :-)...
Тепло лёгкое, даже приятное...а давление и особенно боль, я считаю атаками бесов, так как сильно отвлекают ум от созерцания...
Может кому полезно будет добавить, что если возникают боль в сердце, то отцы советуют обращать внимание на место сердца. Если она возникает в нижней части сердца (ниже левого соска), то лучше прекратить молитву, так как это от лукавого и что он задумал без совета наставника нам не понять.
Если есть боль...то лучше остановить молитву...если не удаётся справиться...а про ниже-выше соска...думаю что важно что бы не было подъёма жжения из солнечного сплетения выше сосковой линии...а лучше что бы даже ниже на пару см...
И...насколько я понимаю телесная энергия не ходит микроскопическими размерами...если перемешается то это в размере яблока или ладони...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #20 : 13 Марта 2012, 17:46:23 »
Цитировать
***7.18  Молчание  ума,  рождающееся  действием  благодати, не сильно отличается от сладости сна, когда душа не лишается ведения, действующего [как будто бы] без ведения.***
\\\ Молчание  ума,  рождающееся  действием  благодати, не сильно отличается от сладости сна\\\
Думаю речь о том что состояние прихода благодати вместе с вЕдением...похоже на сон...транс...и т.п...
ВЕдение изменяет мировосприятие...т.е. кажется что вся суета вокруг меня- это сон :-)...т.е. сплю не я :-)...а этот безумный мир :-)...
\\\ действующего [как будто бы] без ведения\\\
Тут я думаю речь о способе передачи информации уму...я бы назвал его-интуитивное мышление...или как будто смысл фразы начинает осознаваться как бы целиком...
Либо когда информация приходит...НО...в силу молчания разума не анализируется...и увы из-за отсутствия анализа плохо запоминается...а изменяется в бОльшей степени именно восприятие окружающего мира...ну или понятий...
Запоминаются наиболее яркие вещи...ну, типа--весь этот мир=МАТРИЦА :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #21 : 13 Марта 2012, 19:03:06 »
7.18
Была примерно такая мысль. В молчании ума приходит новое ведение, которое не основывается на предыдущем, как знание. Ведение выше знания. Ведение - это о первичном, что нельзя объяснить на основе другого ведения. Поэтому ведение сначала приходит как бы без ведения. Но со временем первичные логосы ведений проявляются во взаимосвязи.
Так Бог - есть первичное ведение.
Вера - первичное ведение и т.д.
Поэтому Григорий Палама и давал толкование о взаимосвязях первичных ведений, полученных им в молчании ума.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #22 : 13 Марта 2012, 19:34:10 »
В молчании ума приходит новое ведение, которое не основывается на предыдущем, как знание. Ведение выше знания. Ведение - это о первичном, что нельзя объяснить на основе другого ведения. Поэтому ведение сначала приходит как бы без ведения. Но со временем первичные логосы ведений проявляются во взаимосвязи.
Да...наверное где то так...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #23 : 13 Марта 2012, 22:07:32 »
***Может кому полезно будет добавить, что если возникают боль в сердце, то отцы советуют обращать внимание на место сердца. Если она возникает в нижней части сердца (ниже левого соска), то лучше прекратить молитву, так как это от лукавого и что он задумал без совета наставника нам не понять***
Это взято из «Одной ночи в пустыни» Иерофея Влахоса:
***Я знал монаха, который  во   время   молитвы  почувствовал сильную боль в  сердце. Он тотчас рассказал об этом своему старцу. Тот забеспокоился и по опыту, который имел, спросил, в какой части  сердца  он чувствовал боль. Когда монах ответил, что в нижней части и вовне, старец велел: “Прекрати тотчас  молитву  и не произноси ее в течение недели, ибо боль должна чувствоваться в верхней части  сердца  и  внутри. В нижней действуют страсти и безусловно что-то замышляет лукавый”. И, таким образом, монах освободился от искушения лукавого, который уже начал действовать.***

В этом отрывке, кроме предостережения, говорится, что «боль должна чувствоваться». У меня боль пришла вместе с первым познанием «любви без различения ко всему человечеству». Во время этой благодатной молитвы я специально проверял ее действие: с приближением человека любовь из сердца усиливалась, словно магнит к магниту. Одновременно усиливалась и боль в сердце. Кстати, это останавливало меня от того, чтобы не начать обнимать и целовать незнакомых в тесном приближении и контакте. При приближении к человеку ближе одного метра боль становилась невыносимой.

Но и после ухода благодатной молитвы с безграничной любовью еще долгое время продолжалась боль в сердце (в месте духовного сердца – два пальца выше левого соска и два пальца к центру грудины). Боль тупая, ноющая. Она не пугает, но воспринимается с радостью, напоминая о той безграничной любви.

Была мысль, что боль – это следствие выжигания страстей в сердце. Например, когда мне было открыто видение греха самомнения, то одновременно возникла боль. Когда я увидел грех оставления молитвы, то возникла боль. Боль я стал воспринимать, как признак, что сердце участвует в молитве. И все же со временем боль ослабла и возникала лишь иногда.

Наверно, все же боль сопутствует этапу возгорания сердца к молитве. Когда молитва опускается в сердце, то болей уже нет. Боль, все-таки, физическое ощущение, которое как бы не было приятно, не должно отвлекать от молитвы.

Есть еще одно ощущение, которое  может иметь разный источник. Это радость во время молитвы. Если радость выходит за духовные рамки и лицо начинает расплываться в улыбке, то источник такого физического воздействия сомнителен. Духовная радость от молитвы – в области духа.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #24 : 13 Марта 2012, 22:18:32 »
О боли в сердце и тесноте в груди из писем валаамского старца Агапия
***Вы пишите насчет грудной тесноты и боли. Вы на сие обратите внимание всестроннее, нет ли у вас неумеренной ревности и разгорячения – поскорее развить умно-сердечную молитву? Это, батюшка, очень вредно, а должно во время молитвы в первоначальных ее степенях соединять ум с сердцем посредством внимания и молитвы без собственного разгорячения, с тихостию и спокойствием духа, без особого плотского и кровяного напряжения. Насильственным душевным и телесным чувством истинно духовной молитвы приобрести невозможно. Она даруется Богом в свое время не за нашу плотскую ревность, а за духовное чувство смирения и всегдашнее покаяние, и посильное усердное упражнение, а от неумеренности и кровяного разгорячения многие повредились и вредятся …»***
(Беседы о молитве Иисусовой, М.1998г.,стр.448, есть в архиве у Александра)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #25 : 14 Марта 2012, 17:28:42 »
Наверно, все же боль сопутствует этапу возгорания сердца к молитве. Когда молитва опускается в сердце, то болей уже нет. Боль, все-таки, физическое ощущение, которое как бы не было приятно, не должно отвлекать от молитвы.
Да...наверное...
Есть еще одно ощущение, которое  может иметь разный источник. Это радость во время молитвы. Если радость выходит за духовные рамки и лицо начинает расплываться в улыбке, то источник такого физического воздействия сомнителен. Духовная радость от молитвы – в области духа.
Я для себя разделяю чувства на душевные и духовные...деление весьма условное конечно...
Душевные более грубые...рот до ушей...радость обнимательная :-)...
Духовные более тонкие...как бы внутри...снаружи могут и не проявляться(если хочу)...а могут и проявляться...и они более глубокие захватывают что то ещё...что не участвует в душевных чувствах...и они тонко соседствуют с вЕдением...

Мне ТАК кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #26 : 14 Марта 2012, 17:53:31 »
Я для себя разделяю чувства на душевные и духовные...деление весьма условное конечно...
Душевные более грубые...рот до ушей...радость обнимательная :-)...
Духовные более тонкие...как бы внутри...снаружи могут и не проявляться(если хочу)...а могут и проявляться...и они более глубокие захватывают что то ещё...что не участвует в душевных чувствах...и они тонко соседствуют с вЕдением...

Да, проживаешь как бы сразу две реальности: реальность физическую, крепко влияющую на душевные чувства, и реальность духовную (рискну тоже назвать ее духовной). Долгое время проблема может заключаться в том, что душевно-физическая реальность забивает, заглушает реальность духовную. Отсюда нескончаемые разговоры про "причастился, а потом поругался - благодать утратил". Но со временем присутствие духовной реальности становится более внятным. При этом бури в душевно-физической реальности могут усиливаться, то есть, грубо говоря, жизнь слаще не становится.
 


mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #27 : 14 Марта 2012, 18:32:29 »
Долгое время проблема может заключаться в том, что душевно-физическая реальность забивает, заглушает реальность духовную.
Да...и возможность видеть эту отделённость одного от другого...думаю огромное благо...и ещё при такой отделённости появляется возможность более эффективно воздейстовать на телесно-душевное...
Я ещё вспоминал 
Цитировать
12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Послание к Евреям 4:12)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Краевед

  • Сообщений: 3562
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #28 : 14 Марта 2012, 22:56:14 »
"5.85  Подобно  тому,  как  словом  души  в  воздухе  формируется  голос,  и [затем,]  будучи  начертанным  чернилами  на  дощечках, [слова]  становятся  видимыми  глазам  плоти,  также  и живой ум благодаря благодати образует и умопостигаемо вдавливает  пером  духовного  созерцания  простые  слова  духовной молитвы  на  дощечках  книги  сердца; [разум]  будет  их  читать [эти  слова],  когда  блуждает  разум,  спит  или  ослабла  кифара, или когда взойдет свет бесстрастия и озарит его сияние великого Солнца правды (ср. Мал 4, 2). "

Наверное, "сердце будет читать эти слова, когда блуждает разум,  спит  или  ослабла  кифара, или когда взойдет свет бесстрастия и озарит его сияние великого Солнца правды." (тогда разум тоже "спит", только ведение по Максиму Исповеднику).

Хотя у меня этого опыта нет, могу и ошибаться. Но вроде так.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Из Книги благодати Симеона Благодатного
« Ответ #29 : 20 Апреля 2012, 22:19:14 »
Цитировать
4.29  Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были искушаемы,  падали  и  благодаря  благодати  восставали,  знают коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и поднимается  вверх,  подавляя [активность]  головы  и  мозга,  и ослабляя кости. 

О расслаблении костей при действии благодати есть пояснение у Исаака Сирина.

В слове 87 он описывает действие благодати в моменты созерцания во время молитвы. Причем, он говорит о молитвенном созерцании не только, как об этапе созерцательной молитвы без слов, но и как благодатные моменты, возникающие во время словесной молитвы ("Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно устную молитву, и молящийся в созерцании изумевает, цепенея телом. Такое состояние называем мы молитвенным созерцанием, а не видением и образом, или мечтательным призраком чего-либо, как говорят несмысленные" слово 15)

***когда человек хорошо проходит добрую жизнь и достигнет восхождения на степень покаяния, приблизится ко вкушению созерцания и делания его, когда свыше приимет он благодать вкусить сладость духовного ведения.
...и вдруг упоевается ею, как вином; расслабевают члены его, мысль его пребывает в изумлении, сердце его отводится в плен Богу; и таким образом, как сказал я, уподобляется он упившемуся вином***


Есть от чего опьянеть и расслабиться, ведь

***Созерцание есть ощущение Божественных таин, сокровенных в вещах и в их причинах. ***(слово 2)
 

Поиск