Исихазм

Автор Тема: Место внимания  (Прочитано 39221 раз)

Sergey

  • Гость
Место внимания
« : 24 Апрель 2005, 22:57:03 »
При словесной молитве или когда молюсь про себя стараюсь держать внимание в области гортани. Но сейчас все чаще начинает отвлекать сердце и что особенно меня смущает - область пупка. Т.е. внимание начинает переходить с области гортани на эти точки. Что делать в таком случае? Хотелось бы продолжать оставаться в гортани, но действия со стороны сердца и пупочной области отвлекают и смущают. И если про действие в сердечной области еще ясно(там вертеп страстей), то пупочная  непонятно почему отвлекает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #1 : 25 Апрель 2005, 15:25:05 »
Не следует смущаться. Смущение отнимает много сил. Лучше позиция исследователя, который не отождествляет себя со своими переживаниями (у вас - смущение), которые возникают как реакция на незнакомые психосоматические процессы.

Надо разобраться, почему хочется не уводить внимание с горла. Почему, вообще, Вы концентрируетесь  на горле. Если это делается искусственно, на основе когда-то читанного, то такой концентрации не большая цена, но постепенно и она может возыметь некие результаты. Один из результатов - более тонкое чувствование душевных и физических явлений, когда для сознания открывается действие энергетических (тварных) центров. Кроме того, концентрация на одном центре (горле) может стимулировать работу другого.  

Есть другое сосредоточение, когда успокоенный ум начинает опускаться в сердце через горло и становится необходимой концентрация на нем. Если необходимо расчистить дорогу для ума к сердцу через горло, естественно не отвлекаться на ощущения в других местах. Однако, войти в сердце ум может непосредственно, минуя горло. Это часто происходит через эмоциональное покаяние. Только в этом случае ум долго себя в сердце не удерживает. В пупочную область, пока не очищено сердце, "лазить" не безопасно. Хотя запретить спонтанному вхождению в область живота иногда не в силах неподготовленному человеку, но это особые случаи.

Sergey

  • Гость
Место внимания
« Ответ #2 : 25 Апрель 2005, 17:16:08 »
Да, действительно, концентрация на горле сейчас уже искусственна. Скорее была вызвана опасением спуска в сердечный центр из-за чтения отцов 19 века, предостеригающих от преждевременной поспешности. Когда есть внимание, то молитва сама подходит с сердцу, если небрежен, то сердечный центр как бы "отпускает" и тогда лучше держать внимание на гортани. Кстати, страх опускать внимание на сердце был вызван еще тем, что когда только оно впервые возникло(сердечное внимание), то были довольно резкие боли. По прошествии же некоторого количества времени боли и сильное биение исчезли, сейчас сердце перестало смущать. А пупочную область лучше пока не трогать(насколько я понял, именно там блудная страсть раскинула свои сети).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #3 : 25 Апрель 2005, 18:55:02 »
Как я понимаю, эта ошибка возникает в начале у многих, когда при сосредоточении на сердце провоцируется физическое напряжение и сопряженные с ним боль и сердцебиение. Болезненное напряжение может быть приятным, почти сладостным, и его поддерживают, чтобы сохранить и развить приятность (через боль) в сердце. Надо учиться сосредоточению без зажатости и напряженности. Когда раскрывается сердце, глубокие эмоции идут столь мощным потоком, что кажется, сердце не выдержит, и напряженность в районе сердца делает боль невыносимой.

Sergey

  • Гость
Место внимания
« Ответ #4 : 25 Апрель 2005, 21:04:28 »
Александр, а кого из авторов посоветуете прочитать по вопросу сосредоточения внимания на сердце?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #5 : 25 Апрель 2005, 21:36:53 »
Хотел бы добавить одну практическую деталь. Многие отцы описывали появление сердечной молитвы как "схождение ума в сердце", и чтобы достигнуть такого многие молитвенники практикуют сосредоточение всего внимания и усилий ума в сердце (и я через это проходил). Такое черезмерное сосредоточение не только черевато психосоматическим напряжением и разгорячением сердца, но главное, отвлечением молитвы от главного дела: сосредоточения на сути молитвы - взывания к Богу, и на Субьекте молитвы - Боге. На самом деле суть в том чтобы молится не "в сердце", а "из сердца", чтобы молитва восходила из сердца вместе со словами молитвы к Богу. Сосредоточение внимания на сердце - это лишь способ отвлечься от мешающих факторов и возбудить сердце к молитве, поэтому такое внимание на сердце должно быть второстепенным (хотя и постоянно присутствующим), как бы боковым зрением ума, основное же внимание должно быть сосредоточено на совершении самой молитвы из сердца и на том к Кому мы возносим молитву - на Боге. Возможно то что я написал покажется очевидным, но часто забвение очевидного приводит к неверной практике.

Sergey

  • Гость
Место внимания
« Ответ #6 : 25 Апрель 2005, 21:53:37 »
Да, Евгений, вы правы. Поэтому многие отцы последних времен советовали не увлекаться "техническими" аспектами молитвы. И все же некоторая осведомленность по поводу места, внимания и т.п. вопросах должна быть.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #7 : 25 Апрель 2005, 22:26:17 »
Цитата: Sergey
Поэтому многие отцы последних времен советовали не увлекаться "техническими" аспектами молитвы. И все же некоторая осведомленность по поводу места, внимания и т.п. вопросах должна быть.


Непременно должна быть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #8 : 25 Апрель 2005, 23:12:05 »
Я согласен с Евгением: важно молиться Богу из сердца. Именно так: с молитвенным настроем - из сердца - следует читать духовную и подвижническую литературу. Если сердце отзывается священным трепетом, приходит тишина, посещает богомысленное настроение и звучит внутри согласие с каждым прочитанным словом, то книга в наших руках - истинное сокровище, данное нам свыше на сей час. Такое чтение вдохновляет и продвигает! Бывают моменты, когда страницы Священного Писания и духовных книг, кажется, начинают светиться, слова наполняются невыразимым смыслом, словно спадает завеса и начинаешь видеть скрытый за плотью буквы дух.

Можно заглянуть в тем. каталог библиотеки на нашем сайте: http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm
и посмотреть книги из раздела "Мистическое богословие и практика исихазма". Небольшие описания действий сердечной молитвы есть у Арсения Троепольского (маленький отрывок "Из записок опытов жизни"), в молитвенном дневнике старца Феодосия Карульского, в беседе со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве, в Повествовании о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанным его учеником схимонахом Зосимой Верховским, и др. книгах.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Место внимания
« Ответ #9 : 26 Апрель 2005, 20:05:04 »
Цитата: Sergey
про действие в сердечной области ясно ... там вертеп страстей ... многие отцы последних времен советовали не увлекаться "техническими" аспектами молитвы. И все же некоторая осведомленность по поводу места, внимания и т.п. вопросах должна быть.


Как я думаю (это может быть в определенной степени индивидуально), лучшее место для молитвы -- верхняя часть груди (выше левого соска), а внимания -- нижняя часть сердца. Подобно тому, как это сказано у Лествичника: "Сидя на высоте [то есть в верхней части сердца. -- Е.], наблюдай [нижнюю часть сердца], если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды. Когда страж сей утрудится [то есть внимание ослабевает], то встает и молится [поражает врагов Иисусовой молитвой из верхней части сердца]; а потом опять садится и мужественно принимается за первое дело [то есть за созерцание]" (Слово 27: 22-23).

Верхняя часть сердца -- словесная, там звучит наш внутренний голос, когда мы разговариваем про себя. Нижняя часть сердца, как Вы правильно заметили, вертеп страстей. Там заключается пожелательная сила души, в нашем теперешнем состоянии -- порабощенная страстями. Там совершается волевой процесс; можно было бы сказать, что это место нашего "я", нашей ипостаси, если бы не разобщенность всех составов падшего человека: одно "я" у него находится в голове, а другое -- в сердце. Задача правильной аскетики -- соединить разобщенные части человеческого естества, то есть ум с сердцем, а вместо вертепа страстей установить престол. Престол -- это "сокровенный сердца человек", единение душевно-телесных составов человека, на котором восседает Христос, подобно тому как апостол говорит: "Не я живу, но живет во мне Христос". Как только престол воздвигнут и образуется в единении умно-волевого начала "сокровенный сердца человек", он берет на себя иго Христово, о котором сказано: "Иго Мое благо, а бремя легко есть". С этого момента подвижник не один, а их уже два: он может наблюдать самого себя в сердце, "светлого и исполненного разумения". Он оставляет попечение о себе, о житейских благах и собственное разумение и все оставляет на "внутреннего человека", перекладывая бремя на другого. Поэтому и говорится о таком состоянии, что бремя для него легко есть, а иго Христово -- благо. Не только разделение умного и волевого начала для подвижника в таком состоянии исчезает, но и разделение полов, и это служит важным признаком его истинности. Относясь ко всем людям одинаково ровно, он опытно познает, что такое целомудрие, ощущая себя в этом отношении чем-то вроде ребенка. Он чувствует, что единство его состава, такое как было у первобытного Адама, во Христе восстановлено, но какая-то завеса все еще продолжает скрывать от него самого Христа.
Не надо слишком обольщаться по поводу этого состояния: оно, в какой-то мере, знакомо и другим традициям, от которых Христос тоже скрыт как бы завесой.
"Мне стали безразличны мое здоровье и здравый смысл с тех пор, как сердце вложило свои вожжи в Твою длань" (Хафиз).

"Я подчиняюсь своему сердцу, а сердце не подчиняется мне".

"Сердце затворяет дверь похоти и вожделения".

Это состояние еще не благодатное (или не совсем благодатное), оно приобретено собственными усилиями (хотя и не без божественной помощи). Но из него самого уже относительно хорошо видно, какие усилия и в каком направлении нужно прилагать, чтобы его достичь. Во-первых, нужно очищать сердце по тому способу, как это сказано у Лествичника. Сердце, занятое страстями, ни в какой степени не способно подчиниться уму. Поэтому ум должен вести постоянную вражду на приходящие в сердце помыслы. С другой стороны, ум, занятый переходом от одной мысли к другой, не способен быть в единстве не только с сердцем, но даже с самим собой. Его особенность в стремлении все и вся контролировать и во всем сомневаться, за всем наблюдая со стороны. Неплохая особенность и очень нужная для созерцания (например, по описанному выше способу Лествичника), но парадокс заключается в том, наблюдая со стороны, невозможно ни с чем соединиться. Ум должен перестать быть самим собой, то есть здравым смыслом, и сердце должно перестать заниматься самим собой, то есть собственными желаниями, чтобы перейти к восприятию реальности в ее единстве и нерасчлененности.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #10 : 10 Ноябрь 2010, 00:13:14 »
Цитировать
Такое черезмерное сосредоточение не только черевато психосоматическим напряжением и разгорячением сердца, но главное, отвлечением молитвы от главного дела: сосредоточения на сути молитвы - взывания к Богу, и на Субьекте молитвы - Боге. На самом деле суть в том чтобы молится не "в сердце", а "из сердца", чтобы молитва восходила из сердца вместе со словами молитвы к Богу. Сосредоточение внимания на сердце - это лишь способ отвлечься от мешающих факторов и возбудить сердце к молитве, поэтому такое внимание на сердце должно быть второстепенным (хотя и постоянно присутствующим), как бы боковым зрением ума, основное же внимание должно быть сосредоточено на совершении самой молитвы из сердца и на том к Кому мы возносим молитву - на Боге. Возможно то что я написал покажется очевидным, но часто забвение очевидного приводит к неверной практике.

Цитировать
Я согласен с Евгением: важно молиться Богу из сердца. Именно так: с молитвенным настроем - из сердца - следует читать духовную и подвижническую литературу. Если сердце отзывается священным трепетом, приходит тишина, посещает богомысленное настроение и звучит внутри согласие с каждым прочитанным словом, то книга в наших руках - истинное сокровище, данное нам свыше на сей час. Такое чтение вдохновляет и продвигает! Бывают моменты, когда страницы Священного Писания и духовных книг, кажется, начинают светиться, слова наполняются невыразимым смыслом, словно спадает завеса и начинаешь видеть скрытый за плотью буквы дух.

Можно заглянуть в тем. каталог библиотеки на нашем сайте: http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm
и посмотреть книги из раздела "Мистическое богословие и практика исихазма". Небольшие описания действий сердечной молитвы есть у Арсения Троепольского (маленький отрывок "Из записок опытов жизни"), в молитвенном дневнике старца Феодосия Карульского, в беседе со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве, в Повествовании о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанным его учеником схимонахом Зосимой Верховским, и др. книгах.

Ощущение из сердца очень отличается от точечной концентрации, происходит как-бы смещение точки сознания из головы в середину груди, которая, кстати, не связана с физическим сердцем ...

Артем

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #11 : 13 Ноябрь 2010, 18:56:41 »
Было у меня такое смещение сознания из головы в середину груди

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #12 : 14 Ноябрь 2010, 02:02:23 »
Цитировать
Ощущение из сердца очень отличается от точечной концентрации, происходит как-бы смещение точки сознания из головы в середину груди, которая, кстати, не связана с физическим сердцем ...

Мало ли что не связана. В ряде традиций сердечный центр находится именно в середине груди...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #13 : 26 Январь 2011, 00:38:59 »
Софроний Сахаров пишет, что благодать легко соеднияет ум с сердцем. Но и при потере ее, незакостенелому практику все-равно приходится самому их соединять.. без собственного труда Дух редко что дает. Удерживание безвидного ума в теле определенно убирает все образы и всеваемые демонские мечтания и мысли, как о том пишет прп. Никифор. Это важная веха в делании, а при входе в сердечное место, сие действительно становится "бичом блудной страсти" по слову Серафима. Это я вспомнил ввиду "мрака совлечения" в теме "об опсаности" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.new#new
Но и далее идет прогресс, когда сердце "расширяется" и весь мир становится как Храм

beibut

  • Гость
Re: Место внимания
« Ответ #14 : 21 Май 2011, 10:32:26 »
привет Всем!

так где же все таки держать внимание в горле, нижней части сердца, на пупе или еще где нибудь

если кто нибудь держит на пупе, расскажите ощущения или ловушки