Исихазм

Автор Тема: ни мук, ни творчества  (Прочитано 18874 раз)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #75 : 21 Ноябрь 2011, 01:43:31 »
Келья ничему не научит. Любых размеров. И страна может быть кельей, и конура, и весь мир. Научит всему молитва, в смирении и кротости.
Вы не поняли Родион... когда нет дома, есть только одна келья, она в теле, там где сердце. Если идти вперед, когда-нибудь маленькая темная келейка станет прекрасным храмом.
Все уже сказано в Евангелии в притче о талантах.
And death shall have no dominion

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #76 : 21 Ноябрь 2011, 06:10:57 »
 Есть ещё момент испытания cветом твоих творений. Ничто не может оставаться в тени. Ты вдохновен, сочиняешь произведение искусства и вовлечён в акт его сотворения, лишь оно тебе сияет - путеводная звезда, направляет. Вот, сейчас видишь момент – рождается слово (звучит нота, штрих…), ты вовлечён и служишь ему, а остальное затемнено – но благодать «растянет» этот момент в вечности, и покажет в своем cвете свет твоего произведения… Тогда может случиться целебное страдание – затягивание тех душевных ран, избавление от тех паразитических источников, что питали это творчество. 

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #77 : 21 Ноябрь 2011, 13:48:22 »
из "другой модели" исхожу, но дело в том, что творчества на эмоциях у меня уже нет, какое было раньше: эмоции уходят. А иное творчество, взамен – пока не могу открыть для себя.
Если интересно, могу попробовать набросать то, что открыла для себя насчет премодерна. Но для человека модерна это трудно, почти как смерть и потеря рассудка. Дело не в благочестии, эмоциях, даже не столько в конкретной религиозной системе, а в самом восприятии себя и мира. В премодерне человек не равен себе, он вообще ничему не равен, он сын Неба и Земли, он победитель чудовищ, он строитель земного рая и его житель, он проводник Воли Божьей. Насколько он проводник Воли Божьей, постигаемой умом, что в сердце, настолько он всемогущ, потому что всемогущ сам Бог. И творит он так, как творит сам Бог. Женщины ткут ткань также как Мойры ткали ткань судеб или Богородица ткала плоть Спасителя (в Благовещении Она почти всегда изображается с мотком красной пряжи в руках). То есть не небесное символизируется земным, а наоборот, земное лишь отражение мира небесного.
And death shall have no dominion

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #78 : 21 Ноябрь 2011, 16:25:08 »
 Исследование темы творения Тела для Царствия, обоживание как со- творчество человека в творении Творца. Так как человек наделен духом-душой-телом, то соответственно на самом плотном уровне-тела-есть промысел по Богу в отношении человека. Через сотворенные Богом стихии человек становится проводником Воли Творца. Все созданое в творении состоит из стихий сотворенных( воздух- огонь-вода-земля по Дамаскину " Православная вера, как она есть"), стихии-материал, инструменты работы со стихиями органы чувств человека. Само тело человека-Храм Божий- инструмент для Духа, через который Дух и проявляется на плотном уровне тела. Соответственно, тело вместившее в себя Дух будет отличаться от тела вне опыта Духа. Тление, болезни плоти, как показатель бытия вне Духа и нетление, обоженое качество плоти при вмещении в тело Духа. Человек вместивший в плоть свою Дух , ведет жизнь равноангельскую уже здесь на земле. Созданые Богом стихии служат ему проводником Воли Твоца, питают его, и через них человек вступает в со-творчество с творением Творца. Святые управляли стихиями, вступали в отношения с тварями в другом качестве любви, а не насилия. (о. Серафим и мирный  медведь, Мария Египетская и лев и др похожие истории) И в наше время есть материал для иследования вопроса о человеке в со-творчестве с Богом в отношении тела." В Горах Кавказа" монаха Меркурия (гл 6?) описан факт выхода молящейся подвижницы на уровень, когда она не требовала для тела ни сна, ни отдыха, ни обогрева через внешнее тепло от огня и.тд. То есть стихии из коих состоит тело человека поставляли подвижнице все необходимое для жизни человека в мире. Немного о творчестве через видимые созданые инструменты. Дух человека может работать как через  свое тело (тело как ближайший и лучший инструмент от Бога), так и через дополнительно созданый инструмент, например колокол, со звуком, звук как принадлежность к творению и стихиям творимые Богом. Работа со звуком, голосом (голос- инструмент тела- близко к духу) и например работа со звуком через литой церковный колокол, то же работа духа, но по цепочке-дух-душа-тело-колокол как инструмент-звук.  Тут надо рассматривать качество дополнительного инструмента за телом(колокола) насколько близко оно к первозданым стихиям и насколько искажено от творения по Богу и приближено к варианту работы по лукавому. Со-творчество человека в промысле творения Творца, выражается в влиянии духа через душу на тело, через всю троицу(-духа-души-тела) на весь окружающий человека мир, обожением, приведением к Творцу всего остального мира (твари), и через все возможные внешние инструменты в этом процессе приведения к Творцу(внешние инструменты значимее в падшем состоянии мира, как инструменты поддержания утраченой чистоты мира, например звук колокола-очищает пространство дисгармоничного шума города)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #79 : 21 Ноябрь 2011, 17:18:31 »
  ( воздух- огонь-вода-земля по Дамаскину " Православная вера, как она есть")
Вы вероятно имели в виду--Точное изложение Православной веры...
 
стихии-материал, инструменты работы со стихиями органы чувств человека.
Созданые Богом стихии служат ему проводником Воли Твоца, питают его, и через них человек вступает в со-творчество с творением Творца.
и например работа со звуком через литой церковный колокол, то же работа духа, но по цепочке-дух-душа-тело-колокол как инструмент-звук.
Тут надо рассматривать качество дополнительного инструмента за телом(колокола) насколько близко оно к первозданым стихиям и насколько искажено от творения по Богу и приближено к варианту работы по лукавому. Со-творчество человека в промысле творения Творца, выражается в влиянии духа через душу на тело, через всю троицу(-духа-души-тела) на весь окружающий человека мир, обожением, приведением к Творцу всего остального мира (твари), и через все возможные внешние инструменты в этом процессе приведения к Творцу(внешние инструменты значимее в падшем состоянии мира, как инструменты поддержания утраченой чистоты мира, например звук колокола-очищает пространство дисгармоничного шума города)
Ну у меня слов нет...вы как на комсомольском собрании...вам комсорг приказал выступить на 5 минут...и вы изливаете поток слов лишённый всякого смысла...местами граничащий с абсурдом...местами с ересью...
Если позволите посоветую...пишите в 10 раз короче...пишите ТОЛЬКО из своего опыта...не то что вами обмазговано, а то что ПРОЖИТО...и может быть у вас получиться...
ЗЫ: достаточно давно уже не читаю ваших постов...а тут рискнул...просто ужас какой то...резонёрство...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #80 : 21 Ноябрь 2011, 20:19:42 »
mirnestranik, советовать не позволяю) постов моих не читайте и не рискуйте).....и не следите ( в смысле пришел и наследил) )..... я ваших тож не читаю, не советую и не наслеживаю...) по- мирному, по-христиански договоримся и пойдем каждый своей дорогой)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #81 : 21 Ноябрь 2011, 20:54:05 »
mirnestranik, советовать не позволяю) постов моих не читайте и не рискуйте).....и не следите ( в смысле пришел и наследил) )..... я ваших тож не читаю, не советую и не наслеживаю...) по- мирному, по-христиански договоримся и пойдем каждый своей дорогой)
Предлагаю не обижаться на дураков...и...последовать совету...
А мне если дадите совет по стилистике...буду признателен...
И ещё...я не сказал что ВСЕ ваши посты муть...
Здесь много народу находящегося в режиме чтения...
Ну...попробуйте не писать...если нет сути...и постарайтесь выражаться более кратко...так будет легче читающим...
И не сердитесь...я аналогичный совет мог бы ещё нескольким участникам дать...но лично вы мне бОлее симпатичны :-)...хочется что бы ваши посты были для меня более восприимчивыми...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #82 : 21 Ноябрь 2011, 21:29:26 »
Если попытаться продолжить разговор о проявлениях Духа в творчестве человека, то можно взять хрестоматийный пример: сонеты Шекспира. Читая их, вы сталкиваетесь с обезоруживающей простотой изложения, ясностью мысли, необычайной выразительностью и потрясающей силой воздействия. Эта сила питается из какого-то таинственного источника и человек хочет отыскать этот источник. Для чего пытается (как уж водится) разобрать старинный загадочный замок сонетов по камешкам.
И - падает в подвал. А в подвале - запутанный темный лабиринт, в котором бродят призраки автора (Шекспир? или все-таки не Шекспир?) и героев его сонетов: белокурого друга и смуглой леди. Лабиринт ведет от фигуры к фигуре, темные тоннели уводят в гомосексуальную интерпретацию сонетов, и в этих тоннелях заблудились и не хотят вылезать очень многие. И бродят, бродят по темному лабиринту, бесконечно выясняя: кто? кому? с кем? и тд.
Однако немало читателей поднимается на верхние этажи замка, где расположены пиршественные залы. Там - пир человеческих страстей: любовь и ненависть, верность и измена, ревность и равнодушие, разлука и радость встречи, горечь и страдание. На этом пиру легко опьянеть, там есть и темное и светлое, и живительное вино и сладкая отрава. И многие, опьянев, остаются в этом зале, считая, что ничего больше и не надо. Но далеко не все.
Потому что если подняться еще выше, то там, где с небес льется свет, открывается самое главное: любовь, не имеющая животно-плотского начала, любовь возвышенная, слитая воедино с самопожертвованием ради другого. Человек растворяется без остатка в этой любви и готовности отдать всего себя, пожертвовать собой ради тех, кого любит.
Собственно, главная тайна сонетов Шекспира - в этой жертвенной любви и потрясающе трезвом, кристально-ясном взгляде на жизнь, на человека, на его пороки и слабости.
Выражаясь привычным нам языком: это любовь, которая все покрывает, и еще трезвение. В этом - проявление Духа, которое если и не переворачивает сознание человека, то изменяет его уже необратимо.

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #83 : 21 Ноябрь 2011, 21:49:54 »
mirnestranik, вы прямо тут "милашка" такой)  но это лучше чем ваша ершистость)....в № 78 сути не увидели? там суть на сути! тело человека из стихий состоит, как созданое тварное. Дух через умение работать со стихиями развивается. Это изначальная задача поставленая Адаму. Пав Адам "уплотнился" стихии тоже стали другими. В наше время возмите город с его экологией и горное место с родниковой водой. Где человек ближе к изначальной чистоте творения? Творение пало тоже лукавым, звери стали кушать друг друга. А со-творчеством святых уже есть примеры изменения хищной природы зверей. Это  будущие горизонты влияния обоженого человека на тварь и изменения ее природы с хищной на мирную- тварь стенает и тоже мучается-и человеком со-творцом освобождается. Со-творчество человека с Творцом идет в идеале напрямую с творением(через стихии), без всяких механизмов коими сейчас цивилизация напичкана. Механизмы, технологии, урбанизация, город с убитыми стихиями, продуктовыми маркетами с рафинироваными мертвыми продуктами, сатанинский способ держать человека в узах. Со-творчество с промыслом Творца идет в направлении обретения свободы, а не закаболения. Уже сам выход из созданых ловушек  сатаной, уйти к состоянию близкого к первозданной чистоте творения, а тем более очищения замутненного творения, уже будет со-творчеством с Промыслом Бога. Живой пример- в предгорьях Памира на реке Хунза живет народность хунзакутов. Средняя продолжительность жизни-120 лет, женщины рожают в 60лет спокойно. Нет тюрем и воровства, счастливые радостные люди, нет болезней, Всемирная Организация Здравохр. давно изучает этот феномен отсутствия болезней у хунзакутов, а что тут не понятного? Народ живет почти в первозданной чистоте творения. В человека очень много вложено Творцом, реализация этого вложеного на тварном уровне(обожить плоть и окружающий мир что будет как показатель любви). через тварные стихии и есть смысл со-тврчество человека с Творцом. Об этом кратко пост№78

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #84 : 21 Ноябрь 2011, 23:21:02 »
Может молитва пошла "не в ту степь"?

Как раз "в ту степь" пошла молитва. Творчество построено на самостной основе. Эгоизм начинает утихать, душевные травмы потихоньку залечиваются, грубое тщеславие угасает - и то, что принято считать за творчество, теряет питание для себя, становится не интересным, не нужным.

Есть несколько этапов. Сначала молитва может даже стимулировать творческий процесс, поскольку идет раскрытие душевного пространства, пробуждаются спящие силы, проявляются некие дары на душевном уровне. Самость очищается, истончается и развивается. Это важный и хороший период. Но серьезные душевные травмы еще не вылечены, низовые страсти не очищены. И через глубинные разрывы прорывается магма тяжелого подсознания. Творчество на этом этапе обычно строится на энергиях и пульсациях сил, прорывающихся через эти разрывы.  Так рождаются драматические и трагические вещи. Ну, или мелодрамы и всякие псевдоистории, если человек сверху сильно прихвачен и боится подойти умом слишком близко к душевному разрыву, чтобы не быть опаленным. Чаще всего этот этап, поскольку проходится плохо и невнятно, порождает т.н. религиозную поэзию. Или, при наличии способностей, человек может обратиться к иконописи и т.п.

Когда человек вкусит сердечной благодати, то ему только блаженство и становится важным. На этом этапе творческий зуд, если он был, порой успокаивается. Но в это время (иногда с некоторой задержкой) могут проявиться и новые дары, более чистые и глубокие. Уже не медь, но серебро. И нередки подмены: человек увлекается дарами. И у него, поскольку он еще не очищен, но только вкусил благодати, начинает развиваться более тонкое тщеславие.  В этом мире душевного творчества, согретого духовным светом, часто обитают талантливые и вдохновенные проповедники. Сердца подочищены, а нутро еще грязно, но аккуратно задраено так, что его грязь прорывается наверх только в сублимированном виде через нравоучительность, догматизм, приверженность к правилами и пр.

На следующем этапе творческий запал, выраженный в известных художественных формах, угасает окончательно. Появляются возможности другого творчества. Человеку дается золото. А уж привяжет ли золото человека к себе, и станет он, к примеру, известным старцем, мудрым богословом и учителем... или прозреет на большее?..
Серьезно? Значит и у меня в нужную степь идет? Не ожидал такой реплики, поскольку давно уже не испытываю никаких творческих полетов.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #85 : 22 Ноябрь 2011, 00:27:53 »
Цитата: Alexander
........Чаще всего этот этап, поскольку проходится плохо и невнятно, порождает т.н. религиозную поэзию. Или, при наличии способностей, человек может обратиться к иконописи и т.п.

......

На следующем этапе творческий запал, выраженный в известных художественных формах, угасает окончательно. Появляются возможности другого творчества. Человеку дается золото. А уж привяжет ли золото человека к себе, и станет он, к примеру, известным старцем, мудрым богословом и учителем... или прозреет на большее?..

Вы иконопись поместили где-то в первую область молитвенной лестницы.

На мой взгляд,  на последнем этапе молитвы только и открывается настоящая возможность творчества. Пример - Андрей Рублев.  Можно через само занятие иконописи продвигаться и в молитве.



прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #86 : 22 Ноябрь 2011, 00:42:04 »
постов моих не читайте и не рискуйте)
Если Вы отложите свой пост и прочтете его позже,
увидите, что его читать очень трудно. Например, №78. Один монолит, без абзацев. Мысль быстро течет в этом тексте, но надо всё же помочь читателю следить за ней. Вы же мешаете –  неоформленными постами. Зачем подавать все как сырой поток сознания?

ИМХО.

Кстати,
Цитировать
В Горах Кавказа" монаха Меркурия (гл 6?) описан факт выхода молящейся подвижницы на уровень, когда она не требовала для тела ни сна, ни отдыха, ни обогрева через внешнее тепло от огня и.тд. То есть стихии из коих состоит тело человека поставляли подвижнице все необходимое для жизни человека в мире.
как мило. А продолжение где? Что она не требовала-не требовала, а потом свихнулась и ее на самолете отправили домой – Вы запамятовали? Нет, Navigator, там описан выход "молящейся подвижницы" прямо в дурку, поскольку взяла на себя не по возрасту, причем – по вредному духовному совету. И не "стихии поставляли", а бесы "трудягу" подставляли, потешаясь. Вот и подвинулась...подвижница.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #87 : 22 Ноябрь 2011, 01:06:57 »
На мой взгляд,  на последнем этапе молитвы только и открывается настоящая возможность творчества. Пример - Андрей Рублев.  Можно через само занятие иконописи продвигаться и в молитве.
Рублев и Чёрный, в праздник, когда работать было нельзя, садились, ставили пред собой икону и предавались созерцанию. Также и  с их работой надо поступать...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #88 : 22 Ноябрь 2011, 02:02:18 »
прозелит, в последний год в Москве вместо Литургии ходила в Третьяковку. Там, напротив Звенигородского чина, лавочка удобно стоит, час на ней примирял меня с миром. Оно действительно все еще работает. :)
Насчет современной иконописи я согласна с Александром, но когда-то она такой не была. Когда-то она действительно являла Царство не надписями, а рисунком и самой тканью живописи.
And death shall have no dominion

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: ни мук, ни творчества
« Ответ #89 : 22 Ноябрь 2011, 10:14:42 »
Вы иконопись поместили где-то в первую область молитвенной лестницы.
На мой взгляд,  на последнем этапе молитвы только и открывается настоящая возможность творчества. Пример - Андрей Рублев.  Можно через само занятие иконописи продвигаться и в молитве.

Я говорил про иконопись, которая стала ремеслом... даже не искусством.