Исихазм

Автор Тема: Православная энциклопедия: исихазм  (Прочитано 30857 раз)

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #60 : 14 Декабрь 2015, 18:21:09 »
Когда ум в человеке является хозяином положения, то он во все вкладывает свое понимание. Сколько существует людей которыми правит ум, столько же в мире существует и представлений. Даже если кто-то изрекает Истину, то такие умы быстренько ее обернут в удобную для них форму.

Собственно, все сводится к простому. Человеку необходимо избавится от власти ума и потом открыть в себе То, что даст ему Свободу и Единство. Приложить усилия к рождению, это в нашей власти, но не в нашей власти сам факт рождения.

Родя, умное деланье — это термин отражающий практику изменений который происходят с человеком, а практика — это всегда неповторимый путь. Еще раз повторю, путь каждого человека уникален. Если бы это можно было систематизировать, то такая система давно бы уже была. И все человечество стало бы уже просветленным и Единым.  Рац ум никогда не сможет систематизировать хаос (в данном случае мириады представлений человечества) и никогда не сможет загнать в систему Бога. Его предназначение — это помощь в появлении совершенных форм.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #61 : 14 Декабрь 2015, 18:35:54 »
9th December 2015
11:09pm: К переводу одного места из видений старца Василиска
 Гл. 70. В оригинале: «в сердце соделалось якобы некое тело, показующееся извне темно, внутри же бело или [разночт. "и"] светло красно» (Зосима Верховский. Творения. СТСЛ, 2006. С. 185).
Сестры из Екатеринбурга перевели: "«кажущееся извне темным, а внутри — белым, светлым и прекрасным» (Ключ разумения. М., 2003. С. 291. Они переводили по рукописи, где союз "и").
Мне кажется, что гораздо корректнее перевести "красно" именно как цвет, а не "прекрасно". Соображения за:
1) явные параллели темное // светлое, белое или красное (при союзе "и" оппозиция меньше),
2) в гл. 31 есть прилагательное "прекрасных",
3) в гл. 70 говорится далее о "пламенновидной сладости".
Против: на с. 195 в первоначальном наброске повести о видениях есть выражение «красная века сего». Но этот контраргумент мне кажется слабым.
На самом деле место принципиальное, поскольку исихасты 14 века учили, что красный цвет -- исключительно диавольский и что Фаворский свет может быть только светлым (белоснежным).
Вообще житие и видения старца Василиска не изучены так, как они того заслуживали бы. От его дерганий типа родимчика -- уже один шаг до суфийских танцев.http://danuvius.livejournal.com/

Интересно что и сам Дунаев заинтересовался различением светов, обидно что этого вопроса не в планах его лекций.
Все дело в том, что "старец"  Василиск ныне именуется преподобным Василиском Сибирским, и является канонизированным РПЦ МП по полному чину, что произошло в начале 21 века.
Фактически Дунаев обвиняет русского святого 19 века в прелести.
Это для меня за гранью добра и зла, так как иначе все, абсолютно все, рассыпается, и все настолько зыбко, что в этом хаосе В ПРИНЦИПЕ не за что зацепиться.
Это диверсия против Православия и его сердца - исихазма.
Дунаев идет в анализе исихазма от своих ЛИЧНЫХ схем, а не от молитвенного опыта святых - вот в чем беда.
Вдвойне беда если и его переводы святых идут от его личных схем понимания Православия, а не от совокупного опыта Предания в словах святых выраженного.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #62 : 14 Декабрь 2015, 18:56:17 »
Когда "в этом хаосе В ПРИНЦИПЕ не за что зацепиться", тогда и начинается путь. А до этого привязь.

Кстати, выступление Дунаева отменено.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #63 : 14 Декабрь 2015, 19:25:09 »
Когда "в этом хаосе В ПРИНЦИПЕ не за что зацепиться", тогда и начинается путь. А до этого привязь.

Кстати, выступление Дунаева отменено.
Так и есть. Имею исчерпывающий опыт такого состояния.
Но уже в пути хаоса, в котором не за что зацепиться, быть не может.
Это очевидно, иначе это еще не путь.
Дунаев же превращает весь путь в хаос.

Отмена лекции - это хорошо.

Вообще по его ЖЖ видно, что этот человек пребывает СЕЙЧАС в особо сильном возбуждении и экзальтации.
Есть такая проблема у него на мой взгляд.
Бесовство все это, игра гордыни и тщеславия. Это прямо визуально из его текстов видно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #64 : 14 Декабрь 2015, 20:56:56 »

Поскольку это мой первый пост то - всем доброго дня и доброго расположения.

Беда в том, что в отношении умного делания нет четкого понимания результата. Нет критериев.....

 Может если посмотреть с другого угла зрения то такие размышления.  Если -
"... НАВЫК К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ – СРЕДСТВО, А НЕ СУЩЕСТВО ДЕЛА ..."
"... Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном.... "
"... только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией ..."
( Свт. Феофан Затворник   http://www.psylib.ukrweb.net/books/zatfe01/txt01.htm)

Очень многое зависит от собственного чувства, чувства при памятовании о Боге. Чувства ведь могут быть разные: любви, помощи, вопрошания, недоумения, смирения, …, ну и естественно покаяния, но ведь и оно может быть разным, от крика навзрыд при полном «разносе собственной системы» … до тихонечко, в немощи полной (с лучиком надежды или без). Ну и результат (плод) который дает Господь может быть настолько разный, с таким количеством оттенков, для каждого конкретного человека в каждый определенный момент, что вряд ли возможны общие критерии, результат для всех.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #65 : 14 Декабрь 2015, 21:21:41 »
Andrei,  да. Это Палама называет кратчайшим и безопасным путем - "Жизнь, надеждой на Бога избавленная от тревоги, естественным путем подвигает душу к постижению Божьих творений; отдаваясь такому постижению и углубляясь в него, душа изумляется и непрестанно славит Творца, и это изумление ведет ее к чему-то более великому, потому что, по святому Исааку, она "находит сокровища, невыразимые языком" , и, пользуясь молитвой как неким ключом, проникает благодаря ей в тайны, которых "не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку" (1 Кор 2 9)".
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #66 : 14 Декабрь 2015, 22:02:00 »
А как там св Порфирий предлагает - пользоваться воображением. У консерваторов крупный бабах наверно при чтении таких слов. И он мне кажется специально не раз повторял сестрам что пользовался воображением. Вот и поди разбери - красные света, воображение и т.д.))

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #67 : 18 Декабрь 2015, 23:08:42 »
Кстати, выступление Дунаева отменено.
Выступление все же состоится, но частным порядком и не в церковной ограде.
http://danuvius.livejournal.com/
Москвичи завтра могут посетить лекцию.
Но лично я не пойду.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #68 : 20 Декабрь 2015, 15:56:31 »
Сейчас такое время, всеобщий умственный, и нравственный нигилизм.

Сейчас скорее время не нигилизма (отрицания и отбрасывания), а время деконструкции, демонтажа. Это с одной стороны отражает потребность людей в избавлении от отжившего, наносного, но также рождает искушение выплеснуть с водой и ребенка.

Тут есть интересный момент как все управляется
Увидел ключевое как сочетание потребность - дисбаланс - образ в управлении
т.е. сформируй потребности (сми, реклама и т.п.), добейся этим дисбаланса, накопится разность потенциалов, и потом подбрось образ (например действия) и вуаля - бабах.
https://youtu.be/j8f8cMlb4R8
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #69 : 20 Декабрь 2015, 23:39:16 »
Тут есть интересный момент как все управляется
Модель AIDA - Attention, Interest, Desire, Action (внимание, интерес, желание, действие)...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #70 : 22 Декабрь 2015, 11:48:05 »
Здесь ссылки на аудиозаписи выступления Дунаева: http://danuvius.livejournal.com/516003.html

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #71 : 22 Декабрь 2015, 18:40:37 »
Здесь ссылки на аудиозаписи выступления Дунаева: http://danuvius.livejournal.com/516003.html
Прослушал еще в воскресенье.

Интересны так же некоторые моменты обсуждения этой лекции в его ЖЖ.

Впечатление неоднозначное.
Большая часть его изысканий по фактуре всем тут хорошо известна.
То что все собрано и обобщено в одном месте это плюс.

Антипаламизм его, как я понял, чисто филокатолического происхождения, впрочем, он не ставит окончательной точки в своем антипаламизме, упирая на не вселенский характер константинопольских паламистских соборов середины 14 века.

Идея оригенистского происхождения указания на безобразность молитвы, идущего от Евагрия (который оригенист более, чем сам Ориген), мне показалось весьма интересной, хотя тут могут быть и другие объяснения, да и католические "уши" также торчат.

Про массонство в контексте ИМ это новость для меня.
Вот по этому вопросу  хотелось бы получить разъяснение и дополнительную информацию.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #72 : 24 Декабрь 2015, 20:42:23 »
Прослушал лекции Дунаева. Первое впечатление. Фактологический материал интересен, при совершенном отсутствии понимания глубинных  слоев оригинальных текстов, с которыми работал Дунаев. Попытки связать предоставляемые им факты искусственны и нити, которыми они ткутся  не имеют никакого отношения к святоотеческому преданию.

Основные мысли по Дунаеву.

1. ИМ не является откровением Бога человеку, обычай ее исполнения теряется в веках, но заведен людьми. 
2. Формула ИМ претерпевала различные изменения, пока не приобрела современный текст, который был утвержден во время паламитских споров.
3.  До нас в письменном виде не дошли те техники исполнения ИМ, которые зародились непосредственно в древнехристианском монашестве, но зато четко прослеживается влияние восточных практик на практику ИМ. Например, лектор сравнивает и находит параллели между техникой пранаямы, по нахождению и раскрытию чакр в области пупа и сердца с действиями монаха занимающегося ИМ. Также он описывает йогические приемы дыхания и заключает: "Сходство с йогой поразительно"
4. Далее Дунаев,проводит приемственность техник от йогических восточных практик к суфиям, а от суфий к христианам, утверждая, что в современные практики имеют свое развитие именно от суфиев.
5. Не обходит стороной Дунаев и христианские секты, в частности, говоря об ереси мессалианства, как о "ереси повлиявшей на развитие исихазма", причем "доказывает" он это достаточно однобоко.
6. Что касается Исихазма и практики ИМ  в России то тут как всегда появляются массоны и наводят туман.



Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #73 : 26 Декабрь 2015, 18:33:03 »
Интересная статья, которая позволяет лучше понять мысли Дунаева. http://www.bogoslov.ru/text/2839188.html

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #74 : 04 Январь 2016, 14:57:46 »
В этой теме это поместить лучше всего.
Несколько выдержек из переписки с Неовитом.
Неовит:
Само собой так получилось, что я написал ответ Дунаеву. Но не знаю, что делать с этим текстом. Я не хочу публиковать и впадать в дискуссию, скажем, на форуме, хотя именно там это могло бы быть полезно для начинающих. И не знаю, имеет ли смысл писать напрямую Дунаеву. Точнее знаю, что не имеет смысла, ибо он высказал свое мнение и оно иное. Мое мнение может только породить отчуждение и укрепить его в своем мнении. Но вред его лекции не оставляет меня в покое. Подскажите, что делать с этим текстом?

Сергий:
Озадачили Вы меня, но и обрадовали.
Выши мысли полностью созвучны моим.
Что до Дунаева, то ему Ваши мысли не нужны. Я стал смотреть иногда его журнал. Через некоторое время понял, что он просто не верующий, практически атеист - материалист, "ученый" - исследователь "религиозных феноменов" не более того. Он не верит в самое главное: в реальность общения человека с Богом, в мистику  вхождения в человека Духа. Договорился до того, что на полном серьезе предлагает вопросы изучения исихазма отнести к вопросам медицинским (видимо по разделу психиатрии). И Вы ему будете что-то объяснять с мистических позиций? Это совершенно бессмысленно.
 Ваш текст ОЧЕНЬ хорош и полезен новоначальным. Лучше, чем разместить этот текст на форуме исихастов придумать не могу. Там есть тема, где обсуждается последняя лекция Дунаева. Лучше, если Вы это сделаете сами. Но если не хотите, то я это могу сделать, но обязательно с указанием Вашего авторства.

Неовит:
Если вы полагаете, что размещение текста на форуме будет полезно для начинающих, то попрошу вас сделать это.
Прошу вас об этом потому, что вы прислали мне лекцию Дунаева и в курсе ее обсуждения. И вы более устойчивы к форумскому общению. А мне выходить на форум не полезно.


Текст мыслей Неовита в связи с лекцией Дунаева об исихазме и вообще с подходом Дунаева к исихазму в следующем посте.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.