Исихазм

Автор Тема: Православная энциклопедия: исихазм  (Прочитано 31098 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #75 : 04 Январь 2016, 15:00:43 »
Текст мыслей Неовита о молитве в связи с лекцией Дунаева.



Десять слов о молитве,
 навеянных лекцией А.Г.Дунаева  «История Иисусовой молитвы»


1.   Иисусова молитва есть благодать, которая дается Господом нашим Иисусом Христом для тех, кто уверовал в Сына Божьего и устремился к Нему подобно апостолу Петру, идущему с верою по морской воде и утопающему в морской пучине по маловерию и кричащему: «Господи! Спаси меня». (Мф. 14:30). В этом образе суть Иисусовой молитвы. И потому со времен апостольских святые отцы учат молиться: «Господи помилуй» или «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
2.   Умное делание есть лодка спасения среди морской пучины, в которой стихает всякий ветер, когда в нее входит Христос. Бывшие в лодке спасения исповедуют: «…истинно Ты Сын Божий»  (Мф.14:33). В этих словах отражается опытное  ведение благодати Иисусовой молитвы и потому святые отцы учат молиться: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
3.   Ведение благодатного дара Иисусовой молитвы дает истинное знание о молитве. И потому всякое сравнение Иисусовой молитвы с восточными практиками медитации, основанными не на вере во Христа, есть заблуждение, происходящее от неведения и не имеющего ничего общего с православной верой. 
4.   Человек не может научиться сам или научить другого Иисусовой молитве, ибо Иисусова молитва не творится человеком по его желанию, но творится Духом Святым по милости Господа, как сказано в Евангелии: «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14:26). Поэтому в текстах святых отцов не говорится о том, как творить Иисусову молитву, но говорится о том, что способствует стяжанию благодатного дара Иисусовой молитвы – о Страхе Божьем, о послушании, о совести, о непопечительности, о духовной брани, о молчании, о памятовании смерти и т.д. Все это начало пути ко Христу и предуготовление к Священной Иисусовой молитве. А то, что говорится о технике молитвы для тех, кто предуготовился и устремился ко Христу, суть поучения начальные, которые могут быть разные в зависимости от благодатного опыта наставника. 
5.   Человек может возжелать непрестанной Иисусовой молитвы, прочитав о ней в книгах, и устремиться не ко Христу, но к хождению по воде. Человек может начать упражняться в словах и в соблюдении внешних условий молитвы, изучать тексты и формулы молитвы, размышлять о дыхании и позах, подражать духовным мужам и искать суть молитвы вне Христа и веры.  Но благодатный дар Иисусовой молитвы не будет дан человеку, если он не умертвив прежде  «уды своя, яже на земли»  и  «не очистив прежде ума скорбями, и не покорив плотских вожделений, но положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда слеп очами» (прп. Исаак. Слова подвижнеческие. Слово 2).
6.   Прп. Василий Поляномерульский в своих известных «Предисловиях» отвечает на вопрос, кому можно заниматься Иисусовой молитвой.  Вот его опытное ведение молитвы.
Кому не следует касаться умного делания:
«Представь себе пять состояний действующих по страсти: а) впадая в гнев и досаду, оставаться всегда злобствующим на оскорбившего; б) будучи опечаленным, помнить зло в течение многих дней; в) гневаться одну неделю; г) один только день помнить и д) враждуя, досаждая, смущая и смущаясь, в тот же час измениться. Вот сколько различных устроений, однако все они находятся под адом до тех пор, пока действует страсть, как сказал св. Дорофей, и таким не должно касаться умного делания, ибо они подобны человеку, который, будучи ранен стрелою от врага своего, берет ее собственными руками и вонзает в свое сердце; о них сказал Богослов: «Делающий грех от диавола есть» (1 Ин. 3, 8)».
Кому можно и должно обучаться умному деланию:
Возьми и пять других состояний: а) оскорбившегося и скорбящего не потому, что потерпел досаждение, но потому, что не перетерпел его; б) поучающегося всегда терпению, но в конце концов побеждающегося увлечением; в) не хотящего отвечать злом за зло, но увлекающегося силою привычки; г) старающегося отнюдь не произносить зла, но скорбящего о полученной обиде, упрекающего себя и кающегося в этом и д) не скорбящего о полученной обиде, но и не радующегося ей. Эти все суть сопротивляющиеся страсти, так как произволением борются со страстью и не хотят действовать по ней, но и скорбят, и подвизаются. Таковые подобны находящемуся под обстрелом врага, но облеченному в броню и неуязвимому, говорит тот же св. Дорофей. Им во всяком случае можно и должно обучаться умному деланию, потому что они очищаются вседневною благодатию Христовою, чрез умную молитву и ежечасное покаяние, и о них сказал тайновидец: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя... Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 8-9).
7.   Неведение порождает иллюзию важности для православного человека точного научного знания формулы Иисусовой молитвы, участия дыхания и положения тела, истории возникновения Иисусовой молитвы и ее связи с восточными практиками. Такое мнение есть обычный мрак ума, уповающего на научное богословское знание о Боге и мнящего себя светом среди мрака незнания только потому, что читал о благодати, но не стяжав ее ведения, пребывает во мраке.
8.    Иисусова молитва не есть изобретение или искусство человеческое, но есть благодатный дар человеку. И потому Иисусова молитва не может быть описана словами и зафиксирована в текстах, по которым любой человек мог бы научиться молитве и молиться по своему желанию. И потому те, кому дается Иисусова молитва, не задумываются о том, как правильно молиться, какими словами, в каком темпе, как дышать и как стоять или сидеть, но предают свое сердце молитве, творимой Духом Святым. И потому «искусство» Иисусовой молитвы не может быть утрачено или искажено, ибо не владеет человек тем, что дается по благодати и дается тогда и тому, кому это полезно. Иному молитва дается из пяти слов, иному из восьми, иному из двух. Иному дается быстрая молитва, так что ум не успевает повторять слова.  А иному дается медленная молитва до истощания каждого слова так что, сердце стонет и плачет от каждого слога. Иному сначала дается быстрая молитва, а потом дается ведение медленной молитвы и ведение бессловесной молитвы. Иной начинает молиться быстро молитвою из 5 слов, как учат афонские наставники,  а благодать опускает молитву в сердце и звучит там молитвою из 8 слов, медленно и протяжно и указывает на слово «грешного».  А иной молится, как учила благодать, медленно внимая каждому из 8 слов, как, вдруг, молитва ускоряется до предела движений ума и освобождает молящегося от словесного рабства, сокрушая самомнение ума, а затем также неожиданно останавливается и  преображается в чистую бессловесную молитву.   Одному молитва дается через старца и его советы, а другому приходит в сердце сама собой и молит человека благодатью Духа Свята. Иной начинает молиться устами, а благодать запрещает уста и творит молитву умом на гортани, попирая волевые усилия ума человеческого. Иной упражняется в дыхании и жаждет сердечной молитвы, но не соблюдается благодать человеком. А иной молится в благоговении пред Крестом и неожиданно восхищается его ум благодатью и опускается в сердце огненным шаром, так что подкашиваются ноги и текут слезы умиления.
9.   Иной молитвой называет псалмопение и думает, что молится. Иной молитвой называет повторение слов Иисусовой молитвы и думает, что молится. Иной живет в послушании старцу и просит научить его молитве, но не учит старец. А иной приходит издалека и старец учит его молитве и Дух Святой огненным светом свидетельствует об истинности слов старца. Ибо не человек учит молитве, но Дух Святый через просвещенных Духом. Иной различает молитву устную и умную, сердечную и зрительную, деятельную и самодвижную, трудовую и благодатную. Иной изучает различия в текстах о молитве и желает учить других молитве, но не желает молиться. А иной молится в простоте ума по зову благодати, как новобранец на поле брани и постигает Святую силу молитвы. Иной боится прелести и не молится, а иной молится и боится впасть в прелесть самомнения, чтобы не лишиться благодатного дара молитвы. Но кто вкусил благодать Иисусовой молитвы, кто познал сладость и силу Его имени, тот рождается заново от Духа Свята и следует по ступеням уроков приближения и удаления Святой силы, пока не пройдет 12 ступеней Макария Великого, после которых «Святая Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы». (прп. Макарий Великий. Послание к чадам своим).
10.   Так что же? Ждать благодати и не учиться Иисусовой молитве,  пока она не будет дана Господом? Мол, "Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь". Это правда, но только если место чисто, а не осквернено».  (прп. Исаак. Слова подвижнические. Слово 2). Суть умного делания не в словах, а в непрестанной борьбе за очищение сердечной обители для Духа Свята (Ин. 14:23). И кто борется в Страхе Господнем, тот познает свою немощь и просит Сына Божьего Иисуса Христа о помощи, тому Господь протягивает руку, как Петру, и «носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет»  (прп. Макарий Великий. Духовные беседы. 1.2.) на ладонях благодати. В этом и состоит деятельное проявление православной веры. Не важно, какая будет формула молитвы. Важна борьба с помощью Господа, а не словесная медитация,  как сказано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». По сути непрестанная молитва, о которой говорит апостол Павел, «есть собственно чистота сердца» (прп. Исихий. Слово 1).  Потому и ублажает Господь нищих духом и непрестанно молящихся, ибо «чистые сердцем Бога узрят».

Neovit
04.12.2015
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #76 : 04 Январь 2016, 17:07:42 »
Неовит оппонирует слегка восторженно и увлеченно... Проблему вижу в том, что на антиисихастский вызов 21 в. он отвечает, скорее, в духе апологетики ИМ столетней давности. А она ныне не работает. И сопутствующая проблема-фон: ответ дан с позиции разделения и противопоставления, нет цельного видения, и как результат - нет понимания места и смысла дунаевского протеста. 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #77 : 04 Январь 2016, 17:46:28 »
Неовит оппонирует слегка восторженно и увлеченно... Проблему вижу в том, что на антиисихастский вызов 21 в. он отвечает, скорее, в духе апологетики ИМ столетней давности. А она ныне не работает. И сопутствующая проблема-фон: ответ дан с позиции разделения и противопоставления, нет цельного видения, и как результат - нет понимания места и смысла дунаевского протеста. 
Все выводы Ваши верные. Но разве они все негативные? Это смотря как подойти, смотря с какими исходными критериями.
Лично у меня так сформировался главный тезис Дунаева: мистики в молитве (в любой религиозной традиции) просто не существует, это либо психосоматика, либо психическое отклонение.
Против этого посыла Дунаева слова Неовита - самое то, что надо.

Закапсулированность Неовита на чисто православной традиции молитвы вещь и хорошая и плохая одновременно. Растекаться по методам молитвы вообще вредно. Но отрицать соединение с Богом в молитве других традиций просто так, - тоже нельзя, конечно. Но если обрел молитву в определенной традиции, то другие традиции тебе не только не нужны, но и вредны. Это состояние и выражено у Неовита, и выражено совершенно справедливо.
Тезис же Неовита, что молитва дается только Духом, причем у него сказано, как это достичь исполнением заповедей, этот тезис очень важен и должен быть четко усвоен новоначальными, что как раз вовсе не рассматривается и даже отрицается, хотя и имплицитно, у Дунаева.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #78 : 04 Январь 2016, 18:21:09 »
Alexander:-) мягко, очень мягко и осторожно сказано. Дунаев судит о духовном не духовными методами, опираясь на логику, и естественно упускает таинство. Неовит превозносит восторженно таинство веры, но сам похоже еще не силен - потому опирается на слова авторитетов и упускает метод проживания таинственного промысла, бытия. Сильно обобщая и отрывая суть от реальности.
Дабы сеяние зерен Истины дали всходы, нужно учитывать и примесь плевел и качество почвы. И если сеять - дело Бога, примешать плевелы дело лукавого, то вот подготовить почву - дело Человека. Взрастить семя дело и Человека и Бога, а отобрать плевелы - дело Ангельское. И этот процесс един. Нет в нем мистики в стандартном понимании Дунаева, есть в нем психосоматика, есть таинство свершения, и есть психическое отклонение (так как в норме не подготовленный ум человека не в состоянии воспринимать разворачивающуюся в жизни тайну Любви). Вопрос насколько дебелость является нормой выношу за скобки. Все ИМХО. Дунаев слаб в своих доводах. Это извечный пример как слово борется со словом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #79 : 04 Январь 2016, 18:34:59 »
Ум, в каком-то смысле рождает волну, на которую подсаживается душа и катит какое-то время. Дунаев и Неовит, сформировали каждый свою волну.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #80 : 04 Январь 2016, 21:29:36 »
Против этого посыла Дунаева слова Неовита - самое то, что надо.

Это "против" - противопоставление - и есть уязвимое место Неовита. Он затевает оборонительную войну с традиционной позиции. В этой войне даже победа - поражение. Причем поражение - в истории - уже произошло.

К примеру. Неовит говорит: "Иисусова молитва не есть изобретение или искусство человеческое, но есть благодатный дар человеку." Это искажение. ИМ - и дар Божий, и искусство человеческое - в неком динамическом единстве. Причем ИМ - часть большего делания-слияния человека с Богом (без потери человеческого). Дунаеву то, что от Бога в молитве (исихазме, паламизме), недоступно. А вот все человеческое он проверяет на прочность. Кажется, покушается на святыни (и ведь покушается на них), и при этом рушит идолов. Да на такого "врага" молиться надо - он позволяет совершенствоваться в практике умного делания - и порой эффективнее, чем какой-нибудь благочестивый "друг". Тот, кто не способен во "враге" увидеть "друга", еще далеко отстоит от умного созидания себя. Он строит, разрушая, посему и сам будет разрушен.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #81 : 04 Январь 2016, 22:08:26 »
Можно заметить что Дунаев и Неовит стоят на одном фундаменте на самом деле. Просто толкают в разные стороны. В этом слабость обоих. И в этом причина того, что победителя не будет. :)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #82 : 05 Январь 2016, 00:44:53 »
Да на такого "врага" молиться надо - он позволяет совершенствоваться в практике умного делания - и порой эффективнее, чем какой-нибудь благочестивый "друг". Тот, кто не способен во "враге" увидеть "друга", еще далеко отстоит от умного созидания себя. Он строит, разрушая, посему и сам будет разрушен.

Эго рушит одно капище и тут же возводит другое, искренне считая его тем домом (храмом), который устоит.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #83 : 05 Январь 2016, 02:06:31 »
На мой взгляд самое интересное это не критика исихазма с той позиции которой придерживается Дунаев, а такой позиции сейчас много кто придерживается, это прямо партия образовалась "антиисихастов", а самое интересное что они предлагают вместо исихазма, вы мне конечно не поверите если я сам напишу :-D, и обвините в троллинге, поэтому лучше у самого "Нового Варлаама" спросить, чем он предлагает заменить исихастскую практику, обещаю что ответ удивит.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #84 : 05 Январь 2016, 21:07:39 »
Aндpeй, напиши́те. Можете цитату сделать, чтобы мы поверили. Ну лень мне копаться ... да и времени особо нету сейчас. А интересно.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #85 : 05 Январь 2016, 23:06:01 »
Aндpeй, напиши́те. Можете цитату сделать, чтобы мы поверили. Ну лень мне копаться ... да и времени особо нету сейчас. А интересно.
Ага. Или дайте ссылку на страницу журнала Дунаева с указанным Вами вопросом.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #86 : 06 Январь 2016, 01:29:25 »
Если будет интересно немного о докладе Дунаева.
Комментарий ereignis.livejournal.com, развернутый:
http://ereignis.livejournal.com/33290.html
Оттуда: «…Методология. Хотя докладчиком была заявлена общая тема «История Иисусовой молитвы», в действительности в докладе были рассмотрены лишь внешние аспекты Иисусовой молитвы (далее — ИМ), а именно, словесная форма и способ совершения. Подобный подход представляется методологически ошибочным, поскольку для отделения нормативного христианского учения о ИМ как одной из молитвенных форм от разного рода искажений этого представления требуется по меньшей мере поставить вопрос о том, как тот или иной писатель, рассуждавшей о ИМ, понимал конечную цель совершения этой молитвы, каких результатов своих молитвенных практик ожидал, на какие теологические, антропологические и церковно-литургические принципы опирался. Сопоставление форм без сопоставления сопрягаемых с этими формами содержаний приводит лишь к иллюзии «похожести», но не позволяет корректно выявить внутренние зависимости различных практик…»
Выделение мое.
Так же мб интересно:
Отклик на лекцию Дунаева
http://kiprian-sh.livejournal.com/338183.html
ну и http://kiprian-sh.livejournal.com/338457.html#comments
Сам слушать не стал, но примерно по этим причинам:
- методология (см выше) штука серьезная, можно даже сказать первичная )))
-  На вопрос:
 А Вы сами опытно практиковали Иисусову молитву? Если "да", то, если можно, поделитесь наблюдениями из личного опыта.
Был получен ответ:
«Вообще-то Вы совсем не поняли сути и цели лекции. Тем не менее, как исключение отвечу: если говорить про активные попытки, то да, пытался, как и многие, в молодости по Страннику -- слава Богу, вовремя остановился, так что осталось без вредных последствий (как, н-р, у одного ЖЖ юзера из Америки, у к-го возникли проблемы с дыханием).
Надеюсь, неадекватных вопросов более не будет.»
Если Иисусова молитва жестко связана только с дыханием … и когда то в молодости …, мне уже не очень интересно. Исследования «Исторических путей» появления и развития были до меня  … будут и после меня  :-).
Ну и стиль (форма) общения автора в своем ЖЖ – это конечно … А я как то к старости  :-) пришел к тому что оооочень часто стиль общения с человеком важнее того об чем речь, ну вот слишком часто в неподобающем стиле (это только лично мое, имхо) ничего полезного, а так, суета сует да еще со стрелами .
Интересно, ошибся ли в этот раз???


...а самое интересное что они предлагают вместо исихазма, вы мне конечно не поверите если я сам напишу :-D, ...

Андрей, уже сутки ждем и поверим!!!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #87 : 06 Январь 2016, 10:29:01 »
Прошу простить за грубое сравнение. (Грубое порой быстрее достигает цели.) Что бы сказали о рассуждении импотента о плотских утехах? Ругает ли он их с калькулятором грехов на руках, хвалит ли, поэтически восхваляя... хрен один - и тот прокисший. Так и Дунаев - попытался и не удалось - опыта не имеет из-за отсутствия молитвенного "либидо". И ругается на Божию любовь в сердце, называя ее срамом. А его оппоненты, они имеют молитвенный опыт?  Если нет, подобны тем же импотентам. Если имеют, только их любовь безответна, то могут и поругаться, лучше только, чтоб не очень сильно, иначе так и останутся в своем устремлении безответными. Или, что хуже, примут гнев бесовский за жажду справедливости и Божие возмездие. Если имеют... целованием сердца встретят мятущуюся душу Дунаева в ее безудержном поиске Бога - поиске, "убитом" его внешним человеком. Если имеют еще и мудрость - увидят, как срываются благочестивые покрова греха  с прекрасного тела молитвы.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #88 : 06 Январь 2016, 12:11:24 »
Если будет интересно немного о докладе Дунаева.
Комментарий ereignis.livejournal.com, развернутый:
Цитировать
http://ereignis.livejournal.com/33290.html

Сопоставление форм без сопоставления сопрягаемых с этими формами содержаний приводит лишь к иллюзии «похожести», но не позволяет корректно выявить внутренние зависимости различных практик…»
Выделение мое.

Зависимости практик, невозможно выявить логическим умом по текстам. Все тексты, внешний ум вначале подгоняет под свою структуру (под свое понимание), а исходя из этой подгонки, делает выводы. Один ум видит свое содержание, другой другое. Так и плодятся иллюзии, которые потом выдаются за истину. Это похоже на бесконечную игру. Вот и Дунаев с оппонентами занимаются такой игрой.

Человечество общается не только по средствам внешних форм, таких, например, как тексты или же вербальные слова. Существует невидимое бессловесное общение "тела" человечества, из которого и происходят затем все внешние формы общения (собственно это же справедливо и для конкретного человека). Схожесть ищется на этом, глубинном уровне.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Православная энциклопедия: исихазм
« Ответ #89 : 06 Январь 2016, 12:43:18 »

Надеюсь, неадекватных вопросов более не будет.»


Андрей, уже сутки ждем и поверим!!!

Конечно никто не спрашивал Дунаева чем заменить исихазм, интересным был бы именно его ответ, у меня ответить интересно не получиться, но что бы не мучить уважаемых  мной форумчан, вкратце расскажу о планах "врага", план у них такой, вычитка именно вычитка утреннего и вечернего правила и литургия по воскресеньям, и все и больше ни ни, тоесть вообще ничего нельзя ибо прям полная погибель тоесть вообще погибель всего и всех, а ещё исихазм в санкциях виноват. :-D