Исихазм

Автор Тема: Ступени молитвы  (Прочитано 47416 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #195 : 11 Ноябрь 2011, 13:29:12 »
Но у меня из твоих последних постов в этой ветке – такое впечатление, что ты пишешь о самых обычных помыслах, а вовсе не об особой атаке, вроде той, что elm описал.
я кстати не думаю что это особая атака. просто ее становится видно внутри. когда ранее возможность увидеть не было. отцы различают демнов - воздушныебесы, драконы и т.п. Иоанна многострадально мучил не помысел - его сжигало изнутри. Образ демона был змей. тут мы часто говорили о звере связаным с подчревием. к этим пресмыкающимся змеям я отношу этот заволакивающий ум туман которые начинает изжегать лукваством, насиловать ум. но отцы пишут о других явлениях в уме. например, воздушные бесы в книге Силуан Афонский

http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_09.htm
Цитировать
Иногда при углубленной молитве происходит нечто трудноизъяснимое. Около ума проходят святоносные явления, которые стремятся привлечь к себе внимание ума, и если ум не отдает им своего внимания, то они как бы говорят уму: «Я несу тебе мудрость и разумение, и если сейчас ты не примешь меня, то, быть может, никогда уже не увидишь меня». Но опытный ум не внимает им никак, и они уходят не только не воспринятыми, но даже и неопознанными. Не знает достоверно ум даже и того, был ли то злой враг или добрый ангел; но он знает из опыта, что остановившись вниманием на рассмотрении принесенной блестящей мысли, он теряет молитву и после уже с великим трудом снова ищет ее. Опыт показал, что в час молитвы не должно останавливаться даже на добрых по виду мыслях, потому что при этом ум непременно встретится с иными помыслами и, как говорил Старец, «чистым не выйдет». Потеря чистой молитвы — ничем невознаградимый ущерб.

но бесы то может быть все одни и те же, просто по разному приражаются, в разном виде, по разным путям-подходам

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #196 : 11 Ноябрь 2011, 13:32:48 »
кстати об этом в реале я могу говорить только с одним человеком из духовенства. он прозорливый. остальные просто напросто покрутят пальцем и сведут разговор на нет

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #197 : 11 Ноябрь 2011, 13:34:59 »
так и в своем слове соотвественно ум воспринимает способность заключать божественную силу. и так далее - в чувственном слове, тело тоже обожается. закваска
то есть это видно по действию на демонов

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #198 : 11 Ноябрь 2011, 14:41:35 »
Новичку.
Соглашусь с Horsом. И добавлю следующее (о чем говорил неоднократно): у человеческого ума много ступеней восхождения. И уже на определенных ступенях ум может восприниматься как свет. И будет ясным (по человеческим меркам). И останется зараженным гордостью. Тонкие искажения в уме находятся в настолько высокой духовной области, что в нее вхожи не многие (святые).  Напомню известное изречение: святых много, мало бесстрастных.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #199 : 11 Ноябрь 2011, 16:27:24 »
Цитировать
149. Но, если угодно, послушаем, как помог он после смерти своему близкому ученику. Во время особо чтимого поста святой Четыредесятницы упомянутый близкий ученик святого, Никита, он же Стифат, по обычаю предаваясь святым подвигам, был поражен духом блуда, ибо попущением Божиим благодать отступила. Человек очень разумный, проводивший жизнь в брани, в посте и всяческих злостраданиях, был выведен из себя и дошел до отчаяния. Исследуя, откуда и почему проникли в него гнусные и нечистые помыслы в то время, когда он выносил из постнической брани тело иссохшее и почти что, так сказать, умерщвленное жестоким воздержанием в пище и бдением, не находя" [причины], он впадал в глубокую печаль и уныние, ибо не знал, что делать для излечения болезни. Будучи охвачен печалью, творит он горячую молитву Богу и святому. И так, взывая и прося Бога и святого, однажды после незатейливой трапезы и умеренного количества пищи он ложится со скорбью в своей аскетической каморке, так как у него было еще подземное жилище иод сводами. Когда ему показалось, что он засыпает, но он еще не закрыл глаза, он ясно видит наяву, ибо лежал бодрствующим, что вошел к нему святой, сел на его ложе, коснулся его одежд и назвал по имени. И говорит: "Разве ты не знаешь, чадо мое, откуда и по какой причине обступили тебя страстные помыслы?" Он же, когда внезапно увидел и услышал святого, собравшись в себя, со страхом отвечает ему: "Я, о муж Божий, святый, всячески исследовал это, – говорит он, – и еще не смог найти причину таковой напасти". А святой [в ответ]: "Но я пришел к тебе указать ее, внемли моим словам. Знай, чадо, что она заключается несомненно в гордости и превозношении разумной части твоей души. Смири свой разум, соразмеряя самого себя и свои [помыслы] с заповедями Христовыми, и вскоре отступит от тебя [эта напасть]". Сказав это, святой немедленно скрылся от его взора. А Никита, поспешно покинув каморку, отправился вослед святому и спросил прислужника: "Видел ли ты, как святой Симеон вышел [отсюда]?" О этого времени тщательно исследовав свои помыслы, он легко нашел причину, по которой, как говорил ему святой, страсть поразила его душу вопреки ожиданию в такое время. Поэтому, смирив свой разум и соразмерив свои мнимые заслуги с одним только страданием Христовым, [а именно] с оплеванием, он тотчас же был освобожден от бремени помыслов и страсти, и последовало утешение от Святого Духа через слезы и умиление. Он возносил великую благодарность отцу-богослову, соединив любовь к нему с верой. Вот каково было [это событие].
заметная опасность, когда омрачить ум уже трудно - кажется что все нипочем... все низкие страсти страсти вроде бушуют вокруг а ум в то же время остается ясным... как тут не возомнить о себе.. блудные помыслыне омрачают ум, как раньше, вообще они воспринимаются несколько, очень тонко, но по-другому. хотя остаетсяодно - стоит возвыситься умом, посчитать себя праведным, как сразу наступает мучительный мрак. как будто обнажаешься от жизненно-необходимого. вроде бы все может быть и спокойно, но тяжело - бог уходит, и в укоренившейся молитве ощущаешь себя упертым в стену от которой теряешь силы. от этого сотояние считать себя последним грешником незаметно укореняется, так что порой и забываешь о нем и думаешь: да разве я считаю себя грешником? но глубоко внутри это сидит и дальше укореняется

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #200 : 11 Ноябрь 2011, 16:37:02 »
даже немного не так - от гордыни ум уже тоже не совсем омрачается, но как бы теряет свою цель - вроде бы пытается устремиться как и раньше - к богу, но цель эта теряется.. один вопрос меня озадачивает - даже при такомотпадении - на демонов все-равно действует сила... стало быть можно отпасть от бога в гордыне, а преобразованное состояние сохранить.. ведь Господь говорит в евангелии к чудотворцам, что не знает их

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #201 : 11 Ноябрь 2011, 16:59:27 »
Свет собственного ума д.б. виден не по видениям (поскольку видения часто показывают то, что человек хочет увидеть, пока человек не очищен), а по состоянию - плодам ума. Если нет ясности, трезвости, мирности и обширности ума, значит, ум мутен и не излучает чистый свет...
Обширность...она ведь необязательно должна видеться\ощущаться как выросший объём...может ли она ощущаться как доминирование...т.е  ум чист и доминирует на определённом пространстве...и влияет на периферию...?
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #202 : 11 Ноябрь 2011, 17:05:17 »
Под обширностью я понимаю охватность, большую полноту понимания и проникновения. И лучше говорить не о доминировании, а о владении. Доминирование предполагает ущемление. Ум владеет некой территорией - как хозяин. Душа предоставляет эту территорию, она - хозяйка, и сердце - ее духовная основа. Как-то так.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #203 : 11 Ноябрь 2011, 17:15:29 »
у меня тоже, но всеэти помыслы около ума вращаются не особо привлекая его, напервом месте - бог, безвидный свет, непосредственное ощущения присутствия божия. всеостальноетольковокруг крутится.
Вот...этот момент мне кажется важным...но...пока недоступным...
Спасибо братии...пробудили во мне голос совести :-)...сегодня плюнул на всё...решил добавить в молитве...пристальное внимание в середину груди...и не разогревал чувств...появилось что то новое...необычное...описать затрудняюсь...однако тишина ума была...и именно чувство что есть некая область...середина груди и выше...и в ней ощущается присутствие силы\энергии...и ЭТА сила не даёт периферии завладевать умом...насильно завладевать...и хотя молитва была непродолжительна-около часа...потом достаточно легко было удерживать и в суете...чувств почти не было...точнее были но, лёгкие или может быть тонкие...не было сильных эмоциональных наплывов...
Состояние новое...решил по плодам проверить...огляделся...заметил что даёт душе расслабление которое склоняет в сонливость...при чём точно такое же как после причастия...и было потом парочка атак...я уж было подумал что всё неправильно...а потом вспомнил что после причастия бывало так же...НО...только когда слишком часто причащался...
И ещё мне показалось что страсти из этого состояния смотрятся какими то...блеклыми...и...подконтрольными...даже подумалось что сила ощущаемая в молитвенной области влияет на них...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #204 : 11 Ноябрь 2011, 17:19:16 »
стало быть можно отпасть от бога в гордыне, а преобразованное состояние сохранить..
Да мне тоже так кажется...НО...первоначальное состояние  думаю вернётся на место если много раз отпадать...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #205 : 11 Ноябрь 2011, 17:21:02 »
Под обширностью я понимаю охватность, большую полноту понимания и проникновения. И лучше говорить не о доминировании, а о владении. Доминирование предполагает ущемление. Ум владеет некой территорией - как хозяин. Душа предоставляет эту территорию, она - хозяйка, и сердце - ее духовная основа. Как-то так.
Да владение точнее...я именно ЭТО и имел в виду...хозяин :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #206 : 11 Ноябрь 2011, 21:40:31 »
у меня тоже, но всеэти помыслы около ума вращаются не особо привлекая его, напервом месте - бог, безвидный свет, непосредственное ощущения присутствия божия. всеостальноетольковокруг крутится.
Вот...этот момент мне кажется важным...но...пока недоступным...
Спасибо братии...пробудили во мне голос совести :-)...сегодня плюнул на всё...решил добавить в молитве...пристальное внимание в середину груди...и не разогревал чувств...появилось что то новое...необычное...описать затрудняюсь...однако тишина ума была...и именно чувство что есть некая область...середина груди и выше...и в ней ощущается присутствие силы\энергии...и ЭТА сила не даёт периферии завладевать умом...насильно завладевать...и хотя молитва была непродолжительна-около часа...потом достаточно легко было удерживать и в суете...
а я вот никак почти уже не увязываю с телом ум.. он сам по себе не отвязывается от бога, как свободный светильник.. ощущает-светит на всего самого - по существу, не только по мыслям. весь простой прикованный к богу. можно думать о чем-то - всеравно в уме бог на первом месте. когда думаю, также как и себя, осознаю бога. он как бы слился с моим я, и постоянно светит, от этого какое-то непередаваемое ничем ненасыщаемое постоянное чувство любви и стремления. такой как-бы драйв. оно то меньше то больше, но в крайности давно не скатывалось - ровное, и в зависимости от пропорции переходит в эмоции, телесные взыграния-чувства в сердце и прочем. но все эти эмоции по сравнению с этим ненасыщаемым ощущением не встают в ряд. оно новое, необъяснимое, живое. главное, оно очень мирное, но не так как раньше меня мягко умиротворяло, точнее успокаивало в храме - как транквилизатор убирает все, а какое-то глубокое, вкоренившееся, твердое, исполненное движения к богу, в этом движении заключающееся

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #207 : 11 Ноябрь 2011, 21:44:32 »
да вот Александр в тему привел слово обширность.. это мирное чувство расширяет ум, не успокаивает мысли - нет, мыслительные процесс не ущемляется как раньше, но просто эти мысли уже не увлекают и не омрачают, не возмущают ум, как ранее. т.е. ум становится более крепок и вместителен и для бога и для остального - в свете "судит обо всем" как отцы и апостол говорят

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #208 : 11 Ноябрь 2011, 21:57:03 »
а я вот никак почти уже не увязываю с телом ум.. он сам по себе не отвязывается от бога, как свободный светильник.. ощущает-светит на всего самого - по существу, не только по мыслям. весь простой прикованный к богу. можно думать о чем-то - всеравно в уме бог на первом месте. когда думаю, также как и себя, осознаю бога. он как бы слился с моим я, и постоянно светит, от этого какое-то непередаваемое ничем ненасыщаемое постоянное чувство любви и стремления. такой как-бы драйв. оно то меньше то больше, но в крайности давно не скатывалось - ровное, и в зависимости от пропорции переходит в эмоции, телесные взыграния-чувства в сердце и прочем. но все эти эмоции по сравнению с этим ненасыщаемым ощущением не встают в ряд. оно новое, необъяснимое, живое. главное, оно очень мирное, но не так как раньше меня мягко умиротворяло, точнее успокаивало в храме - как транквилизатор убирает все, а какое-то глубокое, вкоренившееся, твердое, исполненное движения к богу, в этом движении заключающееся
Спаси Господи :-)...
А эмоции, взыграния...они в каких взаимоотношениях с тем что в этом "светильнике"...и ещё...есть в теле место где он светит...или не привязано?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #209 : 11 Ноябрь 2011, 23:13:27 »
взаимоотношения вначале были более строгие - чем более уходишь в молитву тем больше эмоций - радости, эйфории и т.п. сейчас не всегда так, иногда вроде бы все стандартно в уме, но приходит радость "о бозе живе".. может это просто душевное. светильник ума он не совсем ведь как звезда, а не знаю как сказать, одновременно единичный, и в то же время сплошной - все заполняет, но он один. но в то же время бывает в нем конкретно выделяется Господь и это несет в себе мощный заряд эмоциональный и вообще жизненный. "десница Господня сотвори силу" - ум в такие моменты отходит от мира, забывается немного. может вообще забыться. такие моменты нередко сопряжены с некоторыми вдохновенными мыслями о боге. чаще просто тишина, а иногда наоборот, от мыслей внезапу взлетает ровная молитва и приводит в восторг. часто почему-то когда "духовника" своего прозорливого вспоминаю, его любовь и заботу, то как-то определенно усиляется молитва сама собой. точнее не молитва, а близость божия. какбы между мной и им возникает живой Господь.  (кстати Пантелеимону господь в виде духовника являлся). ну а вообще ум не жаждет восторга, упоения - просто, как я раньше писал, есть жажда Бога, а чем ее выразить не знаю. жажда жизни что-ли. и большую часть времени ум погружен не в восторги, а в это новое мирное, мистическое переживание. и обычные радости, не сопряженные с этим недоведомым чувством, радостями уже не кажутся. то есть бывает сильное ощущение присутствия божия - ум ясно видит это солнце - но радости нету особой, да и не надо радости - когда бог перед тобою, ничего уже не надо. и хочется отключиться от тела. вообще я уже давно говорил, что порой не понятно где все это происходит, словно в другом измерении.  бывает даже забывается что в уме. то есть связи с телом, "где он светит", не вижу. хотя бывает после логической работы ум немного омрачается, и когда намеренно взглянуть в туловище, он исполняется света, радости, мира, быстро приходит в себя. то ли от того, что таким образом быстрее отвязывается от мысленных конструкций, то ли от того, что в теле тоже "накапливается". частенько после причащения кстати особенно видно что все составы и тела и души какбы огненные. так что думаю, что и в теле "накапливается". кстати у мощей Сергия радонежского очень часто ум приковывает к богу, этим ненасытимым чувством. не можешь оторваться (столько вообще помощи я улучил от преподобного, особенно вначале, когда меня всего ломало от потери молитвы)