Исихазм

Автор Тема: арх.Нектарий о ложном понимании Бога  (Прочитано 4471 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Привожу главу из книги арх. Нектария об одном из капканов на пути христианина:

Цитата:  Арх.Нектарий "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"
Рационалистическое понимание Бога

Итак, мы видим, что во всей западной богословской мысли господствует правовое и рационалистическое понимание Бога, рая и ада – подход, который мы ожидали бы встретить только в области юриспруденции.

Государство функционирует следующим образом: существует некий законодатель, например парламент, главная функция которого – законотворчество. Законопослушные граждане получают от государства все блага и пользуются свободой, а не исполняющие законодательства осуждаются судом как нарушители государственных законов и приговариваются к тюремному заключению.

Подобное понимание Бога является основополагающим и для всего западного богословия: есть некий Бог – Законодатель, Который дает людям законы и заповеди. Тот, кто следует Его законам, получит и на этой земле, и в раю все даруемые Им блага. Напротив, непокорные будут осуждены в день Страшного суда и приговорены к вечному заточению в мрачной тюрьме, имя которой – ад. При таком понимании Бог предстает перед нами как справедливый, но в то же время и карающий Судия.

Итак, человек, если он желает попасть в рай, "вынужден" каждодневно творить добрые дела, исполняя таким образом Божьи заповеди.

Однако если он не следует им в земной жизни и если в день суда злых и греховных дел окажется больше, чем добрых, тогда он будет наказан и отправится в ад. На некоторых западных священных изображениях Архангел Михаил держит в руке весы, и если чаша со злыми делами человека перевешивает, человек непременно теряет спасение и свободу и осуждается на вечные муки в аду.

Таким образом, мерой, определяющей, окажется ли человек после смерти в раю или в аду, являются его добрые или злые дела. Поэтому Папа, когда душе какого– нибудь грешника угрожало наказание, "одалживал" добрые дела из жизни святых, у которых они были в избытке, и отдавал их грешной душе! Таким образом, весы должны были склониться вправо, а человек, согласно "распоряжению" Папы – отправиться в рай.

С такими установками растет и живет до самой смерти западный христианин, имея перед собой только одну задачу и одну цель: оказаться в раю. Единственный вопрос, который его занимает, – каким образом он должен вести повседневную жизнь, чтобы не грешить и не погубить свою душу?

Однако тем самым он лишает собственную жизнь свободы и наполняет ее одними "следует" и "не должно": "Я должен сделать то-то или то-то, потому что так сказал Христос и так написано в Евангелии". "Не делай того-то и того-то, потому что это грех и за это ты будешь наказан!".

Человек, таким образом, создает сам для себя некую модель "правильного" поведения, которой он должен руководствоваться, чтобы казаться хорошим и благочестивым христианином, а в будущей жизни оказаться в раю.

Однако результатом этого является представление, согласно которому любой другой человек, не следующий этой модели с ее "следует" и "не дОлжно", считается грешным, нечестивым и, несомненно, обреченным на вечные муки.

К сожалению, все то, что мы перечислили выше в связи с характером западной богословской мысли, встречается уже не только на Западе, но и у нас на Востоке. Результатом такого положения является то, что наши края, особенно в последнее время, наполнились "набожными" и "богобоязненными" людьми, а не истинными благочестивыми христианами, по настоящему любящими Бога.

Сотни книг, наводнивших книжные магазины, то и дело обращаются к теме "пиетизма" наших христиан, который, разумеется, не имеет никакого отношения к подлинному благочестию.

Однако что такое ""пиетизм"?
Это – вся западная богословская мысль и все западное мировоззрение. 
Это – та модель "правильного" поведения, о которой мы говорили выше, с ее "следует" и "не дОлжно", которая ограничивает человека и заставляет его действовать как робота.

Проблема, которая возникает у всех людей, усвоивших такой богословский менталитет и живущих как на Западе, так и на Востоке, заключается в том, что их мышление и логика блокированы всевозможными "следует" и "не дОлжно" и что они не могут понять остальных людей, которые живут рядом с Богом и по-настоящему любят Его.

Все в жизни, в богословии, в Церкви объясняется для них уже именно этим образом мыслей "ты должен делать то-то и не должен делать того-то". Они обо всем судят, исходя из этой "модели", которая, однако, есть не что иное как чисто юридическое восприятие Бога, рая и ада.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенными критериями и установками, они по собственному произволению решают, какие из епископов, клириков, монахов и мирян благочестивы, а какие заслуживают именования нечестивых или – в лучшем случае – обмирщенных, так как не соответствуют "правильной" модели и "правильным" стереотипам. Вот какими предстают перед нами "пиетизм" и юридическое восприятие Бога, которые, разумеется, не имеют никакого отношения к истинному благочестию и православной христианской вере.

Итак, западные богословы "сотворили" некоего Бога, Который карает и наказывает, и как результат такое представление вселило в людей страх и трепет перед Ним. Таким образом, западный человек исполняет Божьи заповеди не потому, что любит Бога, но потому что боится Его и трепещет дня Страшного суда и ада.

Однако такого Бога, Которого создало западное богословие и Которого весьма часто принимали и на Востоке, – Бога, сеющего повсюду страх и трепет, – современный человек отверг. И это произошло потому, что такого Бога не существует в действительности. Это ложный и несуществующий "Бог", творение всех тех, кто желает "эксплуатировать" благоговейную веру простых людей и "обслуживать" тем самым свое корыстолюбие и прочие пороки.

Вот почему люди сегодня отвергают Бога и Его Церковь! Вот почему молодое поколение отворачивается от Иисуса! Потому что некоторые клирики и богословы как на Западе, так и на Востоке представляют им Бога в образе некоего карающего "монстра", – нечто в действительности не существующее.К сожалению, в результате этого тысячи и тысячи людей пришли к безверию, уклонились в ереси или стали адептами различных оккультных сект.

________________
_____________________
* пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – в узком смысле слова одно из протестантских течений, в вероучительной доктрине которого центральное место занимает понятие личного благочестия (прим.пер.)


Книга арх. Нектария (Мулациотиса) "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"
на форуме упоминалась не раз. Я тоже приводил фрагменты из нее:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2792.msg101061#msg101061
Несколько слов об авторе – здесь: http://nikeabooks.ru/production/new/obj_52/
Все опечатки – по моей невнимательности.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #1 : 30 Июль 2011, 17:52:36 »
Хотелось бы понять, когда именно эта антихристова подмена проникла и стала разрастаться в нашей церкви.
Полагаю, раньше чем в 18-19вв. Я мало читал об этом, но в библиотеке форума про Рублевский "Страшный Суд" написано:
"Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. И ни в ком нет ни тени страха, с которым принято ассоциировать Страшный Суд: "Совершенная любовь изгоняет страх" (1 Ин. 4.18). Свет, приходящий в мир, и есть любовь, преображающая мир. Такова концепция Андрея Рублева. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут "страхом спасать" (Иуд. 1.23), и тема Второго Пришествия Господа из композиций "Страшный Суд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства."
http://www.hesychasm.ru/library/creation/yazik.htm

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #2 : 30 Июль 2011, 18:15:48 »
Мне думается что все это отголоски Ветхого Завета,где преизобилует карающий Бог, Бог мститель. Интересно, что этот мотив карающего Бога, и адских мук, в сознании людей не смогла перекрыть даже жертва Христа и Его всепоглощающая в сострадании Любовь.
Люди сами вырисовывают свою модель загробной жизни. Потому как не отошли и не превозмогли в себе СТРАХ.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #3 : 30 Июль 2011, 18:47:37 »
Да, понимаю.
В "Тринадцати принципах веры" Маймонида, этом символе веры иудейской и основном постулате иудаизма, по номером 9 и 10 идет:
–  Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: "Создающий все сердца их и проникающий все дела их!"

– Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди.

Помимо этого, о действиях Творца сказано лишь то, что Он " творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается."

Итак, Он все знает, карает и воздает добром. Встать, суд идет. Отсюда и модель поведения – бояться, трепетать (именно что от страха) и стараться выполнять то, что правильно, чтобы не "попасть" за "неправильное".

А насчет распространения. Из иудаизма - через раннее иудео-христианство – к католикам, а от них – в средние века  попадает в восточную Церковь. Такой примерно маршрут, iunija?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #4 : 30 Июль 2011, 19:12:25 »
прозелит, что ты меня спрашиваешь о маршруте? Тебе виднее, если ты задался этим вопросом. Хотя тут надо сверяться с источниками, потому как в свое время Церковь была единой.
Хотя, интуиция мне подсказывает что ты прав. Католики наводнили страху на весь подчиненный им мир. Сама история об этом говорит. А вот как и когда эта тенденция начала пускать корни в восточной Церкви, и почему ты пришел к выводу, что в средние века, это я спрашиваю у тебя.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #5 : 30 Июль 2011, 19:25:39 »
Об этом писал священик Булгаков-отец известного писателя Булгакова...Книга акон Божий и Закон человечий..Писал сразу после свержения царя-потому что убрали цензуру-.
Цензура недавала ничего сказать против власти и их идеи были для народа закон..арь мученик в то времяне был мученником азаслужилнаказание от новой власти по их новым законам.. по царскому закону был казнем брат Ленина Александр-повешен..Сегодня Жириновский предлагает вешать воров,коррупционер на площадях и неснимать 2 дня..И это человек у власти -для него это справедливо-но если к нему такое применить то это будет не справедливо..Законы меняются  а Бог вечен и не изменяется..Он видит расположение сердца и видит безсилие добрых людей-они лезут из кожи угодить Богу своими действиями-если бы не было тела-то они бы ушли в молитву и сутками пели псалмы-созерцали..были бы в хорошем духовном настроении..Но тело -оно на Земле-землю поделили-потом переделили несколько раз и получается везде вне закона в прошлом и в законе сегодня,а будущее еще переменит законы десять раз..Когото зациклило на законах СССР онпо сей день беседы все регламентирует-ты сказал так,ты сять,ты молчи,того глуши..Законы в голове-хорошо общечеловеческие но они сборные..
Один летчик военный после войны сказал -всё хватит я отказываюсь от законов США-беру свободу -Человек мира-и начал выпускать паспорта всем желающим уйти от этих кошмаров с Джержинскими,Бзежинскими, Жириновскими -буду жить в странах по своему паспорту человека в каждой стране он гражданин-но гражданин Земли..Ему сейчас клеют три шестерки,мировое правительство и прочее..Но он  летчик-осталсяво Франции-надоели ему законы..Они всем надоели-в том числе и мне теперь вы догадались что такое страник без родины и законов..Закон давит и требует своего,паспорт требует клятвы и присяги ..епископ больше всех знает  что такое закон и как плохо если о нарушитего в любой стране -закроют монастыри,церкви его епархия уйдёт в историю..Потому я и кашу траву,обрезаю ветки чтобы некасались здания-обметаю дорогу вокруг монастыря..Помню собирали мусор по трассе идуще до монастыря..Здесь законы не исполнил-всёплохой епископ-надо менять-может у него само-движущая молитва и горы двигает,а законов не знает..Он мечтает и пишет о мечте но Законы требуют и пресуют его ежедневно..Греки уже второй раз получают деньги от Европы-но привычки неменяют-как жили в доргих раёнах так там и сидят и работают в кабаках-говорят у нас ничего нету,чтовы хотите от нас идите работайте и не морочте нам голову..У них традиции такие..Традиции тоже неписаные законы..Я тоже услышал что законы надо исполнять-а не лукавить перед властями-там в деяниях написано-но там же написано-если сможешбыть свободен от них то будь..Но в монастыре тоже игумен и его всегда с подписями ждут власти и банкиры..И тоже строго с ним..Казаков разогнали -те тоже хотели жить на воле..Закон добр ...Добротолюбие добрее..

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #6 : 30 Июль 2011, 19:39:11 »
прозелит, что ты меня спрашиваешь о маршруте? Тебе виднее
Я может, и задался, но пока ничего не читал об этом. Приведенная цитата из кн. о Рублеве навела на мысль о средних веках...но это уже не о восточной церкви вообще, но о Руси.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #7 : 30 Июль 2011, 21:21:55 »
Критика западного понимания Бога как Законодателя тоже отчасти преувеличена. Все эти искажения возникают на почве преувеличения какого-нибудь из определений относительно Бога (имен Божиих) в ущерб такому же, противоположному. Определение "Бог есть любовь" тоже можно абсолютизировать и на этой основе создавать еретические учения и секты (и такие примеры в истории были). В качестве (не еретического учения, но) неправомыслия такого рода можно привести, например, сложившееся в 19 в. в России на почве распространения идей гуманизма, можно так сказать, "ложно-интеллигентское" понимание Бога как Любви, подменившее собой аскетическое понимания этого определения. Преувеличенная критика Церкви в ту эпоху (а иногда и в нашу), "стяжательства", "негуманного отношения к еретикам" и т. п. -- все это отголоски того самого неправомыслия  в нашу эпоху и господства "гуманистической" (а на деле, антихристианской) идеологии

А на самом деле, Бог настолько же Любовь (к творению) насколько Ненависть (ко греху), настолько же Благодать, насколько и Закон и т. п. Любые определения такого рода должны относится к Богу (при строгом рассуждении) попарно, в качестве дополняющих друг друга, так как Бог выше и того, и другого понятия о Нем. Это настоящее, аскетическое и богословское (в смысле высокого богословия, например, Ареопагита и Максима Исповедника) понимание таких определений относительно Бога, взятых из Писания, как например, "Бог есть Любовь". Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов". Подобных взаимодополняющих (и, казалось бы, противоречащих друг другу) определений и высказываний в Писании великое множество, и все их надо понимать именно в том смысле, о каком я сказал выше
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 21:41:41 от Евгений »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #8 : 30 Июль 2011, 21:44:28 »
Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов".

Бог ненавидит дела николаитов, а отнюдь не самих николаитов...
Что до законнического понимания Бога, то, должно быть, оно резко усилилось в те времена, когда земная церковь стала официальной государственной. На место Бога, который есть Любовь, Бога, к которому стремились ранние христиане, пришел "большой брат", внимательно следящий за каждым твоим делом, словом, помышлением, фиксирующий каждое твое движение...
В этом смысле атеистические тоталитарные режимы ХХ века есть закономерная производная от "бога как большого брата", от государственных религий как восточного, так и (в большей степени) западного христианства.
Но сейчас, когда государство (любое) потеряло остатки своей псевдосакральности, когда благодаря новым коммуникациям зыбкость и неусточйчивость мира стала особенно ясной, эта концепция "бога - большого брата - правителя мира сего и того" не работает. Сейчас в воздухе носится пыль ветшающих конфессий, повсюду обомки земных государственных (или антигосударственных) церквей, между ними бродят неприкаянные толпы верующих или неверующих.
А когда пыль уляжется, то одни пойдут к Богу как к совершенной Любви, изгоняющей страх, другие - выберут надежность и определенность в лице антихриста. Третьи, впрочем, не выберут ни того ни другого и привычно будут твердить о ересях, прелести и последних временах.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #9 : 30 Июль 2011, 22:00:52 »
Дела не любит а делающих дела блудные они блудом имождали плоть,вот плоть эту любит-так что ли.А кого тогда потопом утапил Бог иогнрм Садом накрыл..? Поясните../
Потом новую тему откройте ..Дело портит человека или человек портит дела Божии..

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #10 : 30 Июль 2011, 23:13:09 »
А на самом деле, Бог настолько же Любовь (к творению) насколько Ненависть (ко греху), настолько же Благодать, насколько и Закон и т. п. Любые определения такого рода должны относится к Богу (при строгом рассуждении) попарно, в качестве дополняющих друг друга, так как Бог выше и того, и другого понятия о Нем. Это настоящее, аскетическое и богословское (в смысле высокого богословия, например, Ареопагита и Максима Исповедника) понимание таких определений относительно Бога, взятых из Писания

Неявленный Бог у Ареопагита трансцендентен, и тогда он выше всякого понятия о Нем, и тогда только резец апофатики, отсекая лишнее, показывает Нечто – не это, не то.
Бог явленный, имманентный (подразумеваю под этим – остающийся внутри границ возможного опыта) описуем такими парами определений – и это, и то.
Не понимаю, впрочем, пары ли это? А не является ли ненависть к богопротивным делам  деятельным аспектом Любви, а Закон – аспектом Благодати?
Имхо.
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 23:26:53 от прозелит »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #11 : 31 Июль 2011, 00:18:12 »
Любовь - полнота (сам Бог), ненависть - отсутствие полноты. Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение. Посему и в Евангелии говорится, что Бог есть любовь. И ни у кого не повернется язык сказать, что Он есть ненависть.  О соотношении благодати и закона: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Нет взаимодополняющих пар, есть свет и есть тьма - без взаимодополнения, но свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #12 : 31 Июль 2011, 00:52:36 »
 Заповедь (как научены Апостолом) обнажает грех. И даже закон падшей цивилизации обнажает (или стремится обнажить) преступление. Обнажение [видение] ею греха открывает возможность исправиться. Любящий Бога будет брать на себя иго заповедей по-любви, ради исправления, избавляясь от страха (прикрытого в вертлявую, непостоянную, поверхностную, не истинную "любовь", ложно определяющую себя в сущность Бога).
 Как и Христос сказал: "Иго Моё благо, и бремя Мое легко", - как боль после похода к дантисту приятная, показывающая движение к выздоровлению. Преодолевая страх - идешь к врачу, и лечишься.
 Впрочем, есть у пророков о "змее прямом" и "змее изгибающемся" - убеждён, что это может быть отнесено к работе ума, к его особенностям, и в частности о "ложном понимании Бога": изворотливом до хаоса или прямом без оглядки по сторонам. (имхо)   
Нет взаимодополняющих пар,
Есть они у нас, у людей - просто есть, хотя бы по факту человеческого отрицания их. Но Бог над ними и Бог не они (как я понял мысль Евгения).

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #13 : 31 Июль 2011, 01:12:38 »
Любовь - полнота (сам Бог), ненависть - отсутствие полноты. Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение.
<...>
Нет взаимодополняющих пар, есть свет и есть тьма - без взаимодополнения

Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов".


Почему же тогда сам апостол любви говорит так, Александр?

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #14 : 31 Июль 2011, 01:47:52 »
Цитировать
Привожу главу из книги арх. Нектария об одном из капканов на пути христианина
Полагаю, озаглавленное как "Рационалистическое понимание Бога" как раз о ложном понимании Бога в плане  "прямого змея" - не способного смотреть по сторонам и иссушенно-мертвого. Статья на мой взгляд касается этого.
 Хотя в статье:
Критика западного понимания Бога как Законодателя тоже отчасти преувеличена.
трудно не согласиться с этим.
 [не ложный образ] Благовествующая тётенька в бикини "Иисус любит тебя" знает Бога как "любовь", её внешность о страхе не свидетельствует, зато понимание любви свидетельствуется внешним. 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #15 : 31 Июль 2011, 09:28:56 »
Почему же тогда сам апостол любви говорит так, Александр?

Вообще-то, обращение к Откровению - за высокими богословскими обобщениями - вещь весьма смелая или... слегка лукавая. Что мы видим в Откровении? А видим мы в нем образно-символический ряд, поданный в ветхозаветном стиле. Божьи силы - в Откровении -  карают, насылают язвы и убивают напропалую. И теперь мы - на основании Откровения - будем делать обобщения в духе Иосифа Волоцкого, что убивать - ради Христа - это не грех, ведь и ангелы Откровения людей мочили?.. Или все-таки не будем, вспомним, чьи мы дети? Также надо четко понимать, что образное видение по сравнению с сверхобразным - всегда ограничено и искажено. Это азы исихазма и паламизма.

Объяснение же простое. Божию любовь человек в падшем состоянии воспринимает через мучение, страх и ненависть. И переносит эти чувства и состояния на Бога: Бог мучает, внушает страх, ненавидит, жаждет крови. И начинает поклоняться такому родовому божку... А Бог любит...

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #16 : 31 Июль 2011, 12:31:13 »
И теперь мы - на основании Откровения - будем делать обобщения в духе Иосифа Волоцкого, что убивать - ради Христа - это не грех, ведь и ангелы Откровения людей мочили?..
Есть заповедь "не убей", вот хоть бы она покажет ложность такого обобщения и прочтения "Откровения"  решившему так обобщить и прочитать. Делать ложные выводы просто (если даже из такой истины как "Бог есть любовь" ложно выводится и прикрывается ложь), а полностью понимается запечатанное в Писаниях только духом Божиим. Подочищенной совести хоть бы понять, за что Бог ненавидит "дела николаитов", чтобы не поступать так же и не потокать этому, и только беззаконник (отрицающий Закон) поймёт (и не обличится совестью) как карт-бланш для убийств и ненависти.
Объяснение же простое. Божию любовь человек в падшем состоянии воспринимает через мучение, страх и ненависть.
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #17 : 31 Июль 2011, 15:29:07 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 

Но была и другая нога, не так ли.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #18 : 31 Июль 2011, 15:40:32 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 
Да...мне то же непонятно...
А может быть пророки писали для людей...а не для ангелов, каковыми сами являлись...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #19 : 31 Июль 2011, 17:32:43 »
И пророки, и апостол Иоанн, когда повествовали писания были праведники - одной ногой в Саду Эдемском. 
Но была и другая нога, не так ли.
Как и Христос плотью был здесь. Его пребывание плотью здесь вплоть до распятия привело и приводит к пониманию Бога. Если бы Он имел общение лишь как Сын с Отцом (лишь в Эдемском Саду), а телом (на земле) не свидетельствовал бы о любви до Креста - послание Всевышнего не раскрывалось бы...И эта Любовь встретилась во плоти с мучениями на кресте, не ложным страхом перед волей Всевышнего в момент моления в Гефсиманском саду, и внешней ненавистью людей.
 Разумеется, и пророки и апостолы (и святые) одной ногой здесь, другой там. Имеющий обе ноги там - или уже в мире ином, или сбежал от работы по свершению мира сего и себя в нём к Богу ("нога", что на земле, проходит путь к Небесам)...
...в этом уверен, да и сказано:
"Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1Ин.4: 2-3)
 Закон Божий как плоть для Благодати Божией как духа. И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано). Он пришёл исполнить Закон, но не нарушить. Отвергая плоть Закона, отвергаешь и пришествие Христа во плоти.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #20 : 31 Июль 2011, 18:50:31 »
Разумеется, и пророки и апостолы (и святые) одной ногой здесь, другой там. Имеющий обе ноги там - или уже в мире ином, или сбежал от работы по свершению мира сего и себя в нём к Богу ("нога", что на земле, проходит путь к Небесам)...
Речь, если помните, изначально шла именно о том, что апостол любви явно выразил ненависть к делам николаитов.

Цитировать
...в этом уверен, да и сказано:
 Закон Божий как плоть для Благодати Божией как духа. И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано). Он пришёл исполнить Закон, но не нарушить. Отвергая плоть Закона, отвергаешь и пришествие Христа во плоти.

Плоть Закона? А я уверен, что "закон и пророки до Иоанна". А после – спасение наше уже не подзаконно. И не по Закону, поскольку Закон исполнен. И благовествуется нам Царствие, и "всякий усилием входит в него".

Это я прочел:
«истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;  отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» (Кол. 2:14,15)
Вот что произошло с Законом.
и "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. (Рим.10:4)"

Новый Завет нам был дан один – это Любовь-Агапе, Любовь-отдача, она же и Новый Закон. В Ветхом завете Бог не открылся людям как Агапе.

А Вы что имели в виду, говоря
Цитировать
И Христос пришёл, и пригвоздил Закон во плоти к Кресту (как сказано)
И с плотью какого Закона Вы отождествляете плоть Христа?
« Последнее редактирование: 31 Июль 2011, 19:14:22 от прозелит »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #21 : 31 Июль 2011, 22:48:23 »
К этой теме можно посоветовать этот труд: http://www.klikovo.ru/db/book/head/  Архиепископ Сергий Старгородский. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ. 
Очень подробно раскрывается вопрос отличия Православия от Западной Церкви, и вопрос понимания, что не дела (за награду) должны быть впереди, а преображение человека, плод которого есть не возможность не творить эти дела.
К сожалению, в бумажном варианте не могу найти, когда то один батюшка дал почитать довольно давнее издание.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #22 : 31 Июль 2011, 23:07:16 »
...
Я понимаю, прозелит, и Вашу мысль и цитаты. Добавлю ещё от ап.Павла:
"...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».(Рим. 3:28) И эта основная мысль Павла в посланиях к Римлянам: что вера движет делами, что "праведный верою жив будет" несколько раз повторено им, как сказано ещё у пр.Аввакума:
2:4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
 Так апостол Павел, главная мысль которого "праведник верою жив будет", полнее раскрывает апостола Иакова, главная мысль которого "вера без дел мертва", и наоборот.
И с плотью какого Закона Вы отождествляете плоть Христа?
Божиего.
 

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #23 : 08 Август 2011, 02:01:27 »
И не по Закону, поскольку Закон исполнен.
Вот и нам надлежит исполнить в себе Закон, как во Христе он исполнен - так и нам надлежит во Христа исполниться. И когда Господь облагодатствует Утешителем, тогда слова Александра:
Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение.
Будут истинны в ушах святого, во Христе свершённого.
 Я не настаиваю.
 Вот думаю: Что такое "Закон Божий", вглубь очевидного: заповедей Декалога и раскрывающих и обновляющих речений Нагорной Проповеди - это сокровенное, на сердце каждому своему сыну Всевышним начертанное, в нём и читается. Обрядная часть и рукотворная "заповедь на заповеди" только рукоделие и поверхность - также тело религии, оформление веры. (имхо)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #24 : 08 Август 2011, 16:11:48 »
Подочищенной совести хоть бы понять, за что Бог ненавидит "дела николаитов", чтобы не поступать так же и не потокать этому, и только беззаконник (отрицающий Закон) поймёт (и не обличится совестью) как карт-бланш для убийств и ненависти

Раз есть какие-то недоумения по поводу понимания слов апостола, сказанных Пергамской Церкви:
"у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу"
(Откр.2:14)

и Ефесской церкви:
"Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу"
(Откр.2:6)

то надо разобрать их поподробнее. Безусловно, в Писании есть образная речь, об этом нельзя забывать, но есть и прямая речь, когда пророки передают непосредственно речь Господа, как в данном случае ап. Иоанн, видящий Господа и напрямую разговаривающий с Ним. Он передает слова точно в том звучании, в каком они ему были сказаны Господом, и говорить, что он в данном случае как-то исказил их или образно их "переосмыслил", это значит произносить хулу на него

О различии того, когда святые пишут "от себя" (и иногда ошибаются или излагают вопрос "образно"), а когда говорят от Лица Господа, пишет в своих Вопросоответах преп. Варсонофий Великий (сам со ссылкой на прямое откровение ему об этом от Господа). В последнем случае это происходит всегда, когда они, точно так же, ссылаются на прямое откровение об излагаемом ими вопросе

Непонимание этого различия (образности Писания и прямой речи Господа к пророкам) -- это непонимание основ экзегезы Писания (следствие, обычно, ложной аскетики или вообще ее отсутствия). Именно такое  отсутствие и искажение аскетики, в сторону восточных учений, произошло в России в 19 в., когда возникло, в частности, толстовство и интелигентское понимание Бога как Бога абсолютной Любви и Всепрощения, что привело к критике господствующей Церкви и государства за "стяжательство" и насилие" и, в исторической перспективе, к неисчислимым бедствиям для русского народа

Поэтому, нет никаких сомнений в том, что Сам Бог говорит в Писании устами ап. Иоанна "Ненавижу дела николаитов", и это никакое не образное выражение, а Его прямая речь. Бог любит (творение) и ненавидит (грех, творение искажающий) и все это в Нем присутствует просто и неразделенно, потому что Он выше и того, и другого понятия о Нем