Исихазм

Автор Тема: Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших"  (Прочитано 20802 раз)

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших" или "о ненавидящих, обижающих и гонящих нас".
Я не знаю откуда пришел этот вопрос, может быть это искушение. Если кто-то может дать ссылки на эту тему.
Спрашивал у священников, оветы получал какие-то невразумительные, вроде того что об этом священник молится на
проскомидии или когда мы молимся о единении церквей и об отступивших от веры.

Ведь Христос заповедал: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мат 5.44-45)

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

И почему это должно происходить именно на Литургии и еще каким то отдельным чином ? Включайте в правило коль есть тяга и не морочтесь.  :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Родион спасибо за совет. Я так и сделал... только от от этого вопроса пока полностью отвязаться не могу, время от времени
всплывает в уме. Скорее всего от лукавого, что бы подвигнуть меня на дальнейшее разбирательство хотя это меня к Царствию небесному не приблизит, скорее наоборот.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Родион спасибо за совет. Я так и сделал... только от от этого вопроса пока полностью отвязаться не могу, время от времени
всплывает в уме. Скорее всего от лукавого, что бы подвигнуть меня на дальнейшее разбирательство хотя это меня к Царствию небесному не приблизит, скорее наоборот.

Вот именно. Не приблизит.  :-)
А зациклинность на этом вопросе пройдет. У меня у самой раз от разу "крыша едет" от разных встающих ни кому не интересных вопросов. :-) Я спец в этом. :-) И это точно не от Бога. :-) :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших" или "о ненавидящих, обижающих и гонящих нас".

Возможно потому, что "враги наши" - это все те же "наши ближнии". Церковь в данном случае не делит ближних на любящих нас и ненавидящих нас.

Об отступивших от веры и о единении церквей - это, я так пониманию, несколько иное. Это молитва об уврачевании расколов и ересей.  Хотя может я неправильно Вас поняла, кого Вы имели в виду под "ненавидящими"?  :roll:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Можно расширить вопрос: почему в церкви практически не молятся "о врагах наших"?  И не учат "любить врагов  и благословлять проклинающих"? Любовь к врагам - как критерий истинного христианства - оказывается исключением... О такой любви говорил старец Силуан (с архим.Софронием). И, пожалуй, все. Больше никто не говорил. Заповедь Господня оказалась не востребованной.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

У христианина вообще никаких врагов не может быть...иначе это и не христианин вовсе... :-)

ЗЫ мне непонятно другое:  в Литургии столь много просительных молитв и почти нет благодаственных...  :roll:
« Последнее редактирование: 28 Июль 2011, 13:42:42 от Gabriel »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

У христианина вообще никаких врагов не может быть...иначе это и не христианин вовсе... :-)

Точнее, у христианина не может (не должно) быть врагов, которых он ненавидит, врагов, которым он желает погибели.
Можно уйти от слова "враги", но ведь остаются те, кто осознанно и целенаправленно причиняет зло христианам, ненавидит их, проклинает. Как их ни назови, такие люди были, есть и очевидно, что будут.
А вот почему нет (или почти нет) общецерковных регулярных молитв за таких людей - это да, вопрос...
Быть может такие молитвы были в ранней церкви, а потом их сократили? За недостатком времени, надобности и т.д.?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Gabriel
Цитировать
У христианина вообще никаких врагов не может быть...иначе это и не христианин вовсе...
У христианина полно врагов не от мира сего, которые к сожалению ополчаются и через людей. Поэтому мы возносим молитвы за проклинающих и оскорбляющих нас,"о ненавидящих, обижающих и гонящих нас", потому как в первую очередь молимся о человеке подверженном бесовскому наваждению. От внушения бесовского идет начало...
Хотя с другой стороны, никто так хорошо не обнажает наши  спрятанные "скелеты", как те, кого принято называть врагом. Хотя по полному счету не враги они нам...
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Как их ни назови, такие люди были, есть и очевидно, что будут.
А вот почему нет (или почти нет) общецерковных регулярных молитв за таких людей - это да, вопрос...
Таковыми (т.е. врагами) этих людей делает наше больное воображение, навеянное лукавыми помыслами...а по сути эти люди - наши благодетели, лучшие друзья и учителя...  :-) вот и надо молиться за них  как за благодетелей, друзей и учителей...  :wink:
...Хотя с другой стороны, никто так хорошо не обнажает наши  спрятанные "скелеты", как те, кого принято называть врагом. Хотя по полному счету не враги они нам...
Именношто! чмок-чмок, дорагая!  :-)

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

Вот еще о любви к врагам.

Паисий Святогорец.

Тот, кто поступает с нами несправедливо, благодетельствует нам.

— Геронда, как мы должны относиться к человеку, который поступает с нами несправедливо?
— Как мы должны к нему относиться? Как к нашему великому благодетелю, который делает на наше имя вклады в Божию Сберегательную Кассу. Такой человек навеки делает нас богатыми. Разве этого мало? Разве мы не любим того, кто нам благодетельствует, разве мы не выражаем ему свою признательность? Точно так же мы должны любить и быть благодарны тому, кто поступает с нами несправедливо, потому что он благодетельствует нам для вечности. Как люди неправедные навеки лишены оправдания, так и те, кто с радостью приемлет неправду, получают оправдание вечное.
Один благоговейный человек, глава семьи, претерпевал у себя на работе много несправедливостей. Но у него было много доброты, и все неправды он терпел без ропота. Однажды он приехал на Афон, пришел ко мне в каливу и, рассказав о своих искушениях, спросил: “Что ты посоветуешь мне сделать?” — “Продолжай, как начал, — ответил я. — Уповай на божественную правду и божественное воздаяние и терпи. [У Бога] ничего не пропадает. Делая так, ты вкладываешь свои богатства в Сберегательную Кассу Бога. Нет сомнений, что в жизни иной ты получишь воздаяние за те испытания, которые на тебя навалились. Но, кроме этого, знай и то, что Благий Бог дает воздаяние несправедливо обиженному человеку еще в этой жизни — если и не всегда ему самому, то обязательно — его детям. Бог промышляет о Своем создании, знает [чем ему воздать].”
Если человек терпит, то все становится на свои места. Бог все устраивает. Но требуется терпение, терпение, в котором нет рассудочности. Раз Бог все видит и следит за всем, то человек должен без остатка вверять себя Ему. Посмотри на Иосифа (См. Быт. 37:20 и далее) — ведь он молчал, когда братья продавали его в рабство. Он мог сказать: “Я их брат,” но не сказал ни слова — зато потом Бог сказал Свое слово и сделал его царем. Если же у человека нет терпения, то его жизнь превращается в муку — ему хочется, чтобы все совершалось так, как удобно ему, так, чтобы ему было хорошо. Но, естественно, и что покоя он не находит, и происходит все не так, как он хочет.
Если человек в этой жизни претерпел несправедливость от людей или от бесов, то Бог из-за этого не переживает, потому что душа такого человека получает прибыль. Однако мы часто говорим, что кто-то поступает с нами несправедливо, тогда как, в сущности, мы сами несправедливы к другим. В этом случае нужно быть внимательными и осознать, что виноваты мы сами.

P.S.

Вообще-то речь шла о молитвах именно на Литургии. На Литургии молятся собственно о членах Церкви: живых и усопших, делить при этом самих себя дополнительно на врагов и любящих друг друга, по-моему, просто бессмысленно.
Кроме того, там есть слова о примирении друг с другом, священники при этом целуют друг друга. (В принципе тут в интернете куча материала: текстов и пояснений, все можно найти  :oops:).

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Вообще-то речь шла о молитвах именно на Литургии. На Литургии молятся собственно о членах Церкви: живых и усопших, делить при этом самих себя дополнительно на врагов и любящих друг друга, по-моему, просто бессмысленно.
На Литургии каждый молится о таком количестве и о таком качестве людей (членах/нечленах Церкви), которое в соответствии с его личным внутренним сердечным устроением и объемом дарованной ему благодати Божией, он способен покрывать своею любовью...  :-)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

С удовольствием прочитал еще раз Паисия Афонского.

Помнится у него было сказано когда человек гордый и злой встречается с таким же то у них при разговоре высекаются искры. Т.е. хочу сказать что врагами делает людей для нас наша собственная греховность, когда грехи уйдут врагов не останется.

Конечно молится о них полезно для самого человека, в результате приходит мир сердца.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Приведенный текст Паисия Святогорца никак не о любви к врагам.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

В конце великого и малого повечерий есть прошение "О ненавидящих нас", и такая же молитва. 

В литургии Свят. Василия Великого, после епиклезы и задостойника, в моливах воспоминания, есть такие слова: Вспомни, Господи... мучимых духами нечистыми освободи, плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, вдовам покровительствуй, сирот защити, пленных избавь, больных исцели. Находящихся на суде, и в рудниках, и в изгнании, и на горьких работах, и во всякой скорби, и нужде, и беде вспомни, Боже; и всех, нуждающихся в великом Твоем милосердии, и любящих нас, и ненавидящих, и поручивших нам недостойным молиться за них. И весь народ Твой вспомни, Господи Боже наш, и на всех излей обильную Твою милость, подавая всем просимое ко спасению; и тех, кого мы не вспомнили по неведению, или забвению, или из-за множества имен, Сам вспомни, Боже, знающий возраст и именование каждого, знающий каждого от чрева матери его.