Исихазм

Автор Тема: Канон Андрея Критского  (Прочитано 19932 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Канон Андрея Критского
« : 11 Март 2011, 19:15:39 »
Хотел узнать ваше мнение относительно канона Андрея Критского.

По стечению обстоятельств за все время лишь один раз присутствовал на каноне, тогда ничего не понял и в памяти не отложилось ничего, помню было очень томительно..

Поделюсь письмом одного человека...

"В этом году мы впервые читали Канон Андрея Критского. Андрей нёс отпечаток состояния церкви того времени - в церкви было теплохладное лаодикийское состояние. Откр.3:16 – “Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”.

Святой Андрей, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в каноне, которым он пытался пробудить души людей. Из жизни церкви практически исчезла радость спасённого грешника. Поэтому из каждого Библейского события Андрей Критский извлёк только вопль кающегося грешника, не примирённого со Христом.

Канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать.
Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием начальной просительной молитвы. И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с Библейскими событиями.

По замыслу же возрождённого свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост.

Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем.

Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен.

Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей, каждая из которых продолжительностью два часа. Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвящённых грозному пророку Илии.

Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре Библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле, в других строчках о Давиде и т.д.

Если этот канон предназначался для чтения за один раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению? Каждое Библейское событие несёт в себе информацию о том, как это было и как должно было быть.

Иначе сказать, из каждого события можно “выжать” просьбу (первая ступень); благодарение (вторая ступень) и славословие (третья ступень).

Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так: Фил.1:21 – “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”.

Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского. Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же Библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же Библейских событиях.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #1 : 11 Март 2011, 19:21:16 »
Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается. Шаблонно-трафаретный перенос канона и такое монотонно-непонятное чтение совершенно не достигает цели."

Андрей Критский (жил около 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение. Традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. (Подобно, как и самый покаянный 50 псалом Давида был вызван его страшным грехопадением).
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #2 : 11 Март 2011, 19:33:55 »
Мне очень понравилась служба в первый день поста...было легко. Но я даже и не думала о том, что какая то служба, чтение канонов (тех кто реально раскаялся) вообще может привести к покаянию....??? Это нонсенс по-моему.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #3 : 11 Март 2011, 19:37:49 »
Бывает необыкновенное состояние тела и ума на длинных службах, когда неожиданно, после полного отчаяния от усталости, от своей тупости и нежелания далее продолжать, возникает "второе дыхание" и входит сильная энергия осознавания и яркости восприятия как самого текста [на церковнославянском], так и живого религиозного чувства.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #4 : 11 Март 2011, 19:44:19 »
Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается.

Позволю себе возразить на основе личного опыта: чтение канона для меня, пожалуй, одна из немногих служб годового круга, когда действительно оказываешься близок к покаянному состоянию.
Чтение канона Андрея Критского - это не попытка "вогнать" себя в покаяние, это скорее панорамный взгляд на собственную жизнь с ее раскаянными и нераскаянными грехами.
Но, безусловно, есть такая проблема: покаянные каноны перед Причастием, ежевечернее исповедание грехов по молитвослову и многое другое, как бы подразумевают, что ты всегда будешь грешником и святым тебе не стать.
Вот сегодня исповедался перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров и - вперед, отбивать дальше поклоны "Господи, Владыко живота моего..." А в голове мысль: "Я ж исповедовался только что". Но ведь не будешь же стоять на литургии, когда все на колени встают.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #5 : 12 Март 2011, 00:28:31 »
Великий покаянный канон Андрея Критского - плач человека о его грешной душе.
Большая его часть понятна почти всем верующим.
Да многого и не надо.
Прямые призывы канона к покаянию цепляют не меньше, чем упоминание иных библейских сюжетов ...
Без покаянного канона Андрея Критского не мыслю православной службы и православной веры.
Когда не бываю на чтении покаянного канона Андрея Критского в храме, то в тот день читаю его дома в уединении ...
Тогда канон звучит в сердце по другому, и плач о моей грешной душе становится реальным моим плачем ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #6 : 12 Март 2011, 01:05:36 »
Сергий не разделяю ваших взглядов.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #7 : 12 Март 2011, 13:37:12 »
Бывает необыкновенное состояние тела и ума на длинных службах, когда неожиданно, после полного отчаяния от усталости, от своей тупости и нежелания далее продолжать, возникает "второе дыхание" и входит сильная энергия осознавания и яркости восприятия как самого текста [на церковнославянском], так и живого религиозного чувства.

Бывает...и на Каноне Критского это особенно ощутимо...  :-)

Вот сегодня исповедался перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров и - вперед, отбивать дальше поклоны "Господи, Владыко живота моего..." А в голове мысль: "Я ж исповедовался только что". Но ведь не будешь же стоять на литургии, когда все на колени встают.
Даже если б поисповедовавшись мы вдруг и обожились, полагаю, что и тогда поклониться Владыке было бы не зазорно лишний раз...  :-)
А тут не успеешь получить разрешение грехов, как помыслы уже и атакуют...  :-( мда...прямо хоть снова ныряй под епитрахиль...и нет нам покоя от них...эээх...  :-( даже на Литургии Преждеосвященных Даров...  :-)
« Последнее редактирование: 12 Март 2011, 13:49:00 от Gabriel »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #8 : 12 Март 2011, 13:51:41 »
Тогда канон звучит в сердце по другому, и плач о моей грешной душе становится реальным моим плачем ...
Не ну...живут же люди :-)...
Опишите КАК это--реальный плачь?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #9 : 12 Март 2011, 14:04:36 »
Сказать что либо определённое трудно мне :-)...
Поэтому :-)...как обычно...погоню пургу :-)...

Раньше...много услышав о каноне и его пользе...однажды попал на его чтение...вроде как хорошо...только ЧТО хорошо...не помню :-)...зато чётко помню тотальное НЕпонимание перечисляемых библейских событий...и...желание уловить смысл...и понимание, что всё равно НИКОГДА не смогу узнать Библию так как пр.Андрей...
Однако парочка событий всё же осозналась :-)...а остальное прошло как то мимо...
Думаю что непонимание того о чём говорится в каноне...убивает пользу от него...почти полностью...

Т.е. эффект примерно такой же как если читают так быстро и неразборчиво...что шестопсалмие которое полунаизусть :-) знаю, едва угадывается :-)...

И ваще :-)...всю службу на русский...стасидии во все храмы :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #10 : 12 Март 2011, 14:14:30 »
Даже если на русском и сидя внимать, то душе то понятней вряд ли станет...у души иной язык и она становится понятливей только когда смиренно приникает к подножию Престола Владыки...а тело при этом может и вниз головой висеть... :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #11 : 12 Март 2011, 14:16:23 »
письмо хорошие соображения несет, но заметна некоторая утопичность у автора, особенно насчет примирившихся со Христом... Питирим, а кто автор? Всмысле не имя фамилия, а его "портрет из добродетелей"?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #12 : 12 Март 2011, 14:21:50 »
а тело при этом может и вниз головой находиться... :-)
Да...НО...хотелось бы всё же посидеть иногда :-)...Я в очередной раз работу сменил :-)...спина отваливается...и...старушек жалко :-)...

Псалтирь в русском переводе читал...открыл много нового :-)...и...что характерно...появилось желание в толкования заглянуть :-)...а раньше такого желания не возникало...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #13 : 12 Март 2011, 19:49:54 »
Вот ссылка http://www.bogoslovy.ru/kanonvel1.htm
По ней можно найти  Великий канон Андрея Критского с синхронным переводом на русский и ссылками на примеры Ветхого и Нового Заветов.
Прочтите и скажите - что там непонятного?
Все просто и ясно и за душу цепляет до плача. Даже если отдельные сюжеты Ветхого завета не знаешь, но таких сюжетов меньшинство явное. В остальном смысл слов и выражений предельно ясен.
Дома я канон читаю когда на русском, когда на старославянском.
Ощущения при этом возникают схожие.
Это действительно Великий покаянный канон.
По-другому не скажешь.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #14 : 12 Март 2011, 20:18:15 »
Прочтите и скажите - что там непонятного?
Начиная с 5 песни начинаются непонятности...и до 8 включительно...
Спасибо за ссылку...можно прочитать разобраться...поискать в сети толкования указанных моментов...
В целом...засесть за научный труд...составить для себя монографию :-)...
Однако...пожалуй не соберусь это сделать никогда...
Наверное...нам дОлжно знать Библию конечно...всенепременно...и Новый и Ветхий завет...НО...практика показывает, что 99% НЕ ЗНАЕТ её настолько что бы без научной проработки понимать смысл покаянного канона...

И для кого тогда он написан...
Все просто и ясно и за душу цепляет до плача. Даже если отдельные сюжеты Ветхого завета не знаешь, но таких сюжетов меньшинство явное. В остальном смысл слов и выражений предельно ясен.
Дома я канон читаю когда на русском, когда на старославянском.
Ощущения при этом возникают схожие.
Это действительно Великий покаянный канон.
По-другому не скажешь.
Да...великий...НО...непонятный для большинства :-)...
Держите ссылочку :-)...
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=169108
Несколько раз пытался слушать...красиво конечно...однако не пошло...ну на меня не угодишь :-)...как моя бабушка говорила :-)...
Не сердитесь на меня пожалуста :-)...ну я ваще нЕслух...и...осёл :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #15 : 12 Март 2011, 21:30:08 »
Тут можно согласиться и с первым постом и с другими, в которых иное восприятие.

Для меня долгое время Канон был камнем преткновения. Не могла принять.

Все дело в исходном настрое. Если подходить по обыденному, по трезвому, то поводов для недоумения и неприятия предостаточно.

Не могла понять, например, почему я должна ощущать себя грешнее Давида, совершившего двойное преступление (убийство и прелюбодеяние), хотя ничего такого вроде не совершала...  :-)

Еще про Иова не могла принять пассаж, что он считал свое гноище и язвы бисером. У Иова было с точностью до наоборот - он протестовал против такого своего состояния.

И т. д. и т. п...

....

Но тут ведь назначение канона - не в том, чтобы убедить кого-то в личной  греховности, а чтобы дать возможность глубоко прожить уже имеющееся покаянное состояние.

Любое толкование (Канон - это один из вариантов толкования Писания) исходит от приобретенного внутреннего духовного опыта, впоследствии спроецированного на слово Писания.

На покаяние выходим через течение жизненных событий, а  потом человек прозревает, вдруг видя соответствие "немого" внутреннего состояния тому, что читает в Писании.

У меня был момент, когда перед началом поста прошлась по всему Канону (имею текст со ссылками), читая фрагменты Писания. И на этом этапе возникло много смысловых претензий автору.

Ну а потом через несколько лет однажды "проняло" (не на самой службе, а в домашнем чтении). Текст вдруг зацепил и стал вытягивать внутренний плач. Умная аналитика при этом отключается. Я благодарна преп. Андрею, что было такое событие, что предоставилась возможность пройти таким текстом.

Это не значит, что перестала замечать образные преувеличения и некоторые переиначивания смысла.

Но тут, на мой взгляд, в силе художественные законы, законы поэтической речи... В поэзию можно входить двумя путями: или анализировать как литературовед и пребывать на позициях скепсиса, или наслаждаться поэзией и выходить через это на катарсис (=очищение).

« Последнее редактирование: 12 Март 2011, 22:06:57 от Elena »

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #16 : 12 Март 2011, 21:36:28 »
Если читать канон не по частям а полностью,
то получается диалог св. Андрея и Бога.

Причём первые песни это монолог, в котором св. Андрей
взывает к молчащим небесам, без надежды на ответ.

Ответ Бога неожидан, Бог вспоминает и истолковывает Библию,
и указывает верный путь к спасению.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #17 : 12 Март 2011, 21:45:26 »
Цитата: mirnestranik
чётко помню тотальное НЕпонимание перечисляемых библейских событий...и...желание уловить смысл...и понимание, что всё равно НИКОГДА не смогу узнать Библию так как пр.Андрей...
Однако парочка событий всё же осозналась ...а остальное прошло как то мимо...
Думаю что непонимание того о чём говорится в каноне...убивает пользу от него...почти полностью...

Т.е. эффект примерно такой же как если читают так быстро и неразборчиво...что шестопсалмие которое полунаизусть  знаю, едва угадывается ...

Можно  дома подготовиться. Не обязательно знать всю Библию как преп. Андрей. Достаточно пройтись только по упомянутым сюжетам. Это не так уж и много. Еще можно прийти на службу с текстом и следить по нему...

В православных праздничных службах так много драгоценностей духовных... Но нужно трудиться для того чтобы воспринять.

Мой любимый канон - канон Троице. Читается всего один раз в Пятидесятницу. Был период, когда его еженедельно читала (в ночь с суботы на воскресение). Много мне дало. Надеюсь, в Пятидесятницу будет возможность в это войти по-праздничному.

Домашнее (келейное) богослужение - это большая ценность. Это иной род молитвы, чем Иисусова. И одно другого заменить не может, на мой взгляд. Нужно и то и другое.
« Последнее редактирование: 12 Март 2011, 22:10:03 от Elena »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #18 : 12 Март 2011, 22:45:06 »

А тут не успеешь получить разрешение грехов, как помыслы уже и атакуют...  :-( мда...прямо хоть снова ныряй под епитрахиль...и нет нам покоя от них...эээх... 

Даже если ник сменить? Да, беда.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #19 : 12 Март 2011, 23:26:26 »

А тут не успеешь получить разрешение грехов, как помыслы уже и атакуют...  :-( мда...прямо хоть снова ныряй под епитрахиль...и нет нам покоя от них...эээх... 

Даже если ник сменить? Да, беда.
Да, неуклюже вышло...прошу прощения...  :-)

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #20 : 13 Март 2011, 01:17:45 »
Все просто и ясно и за душу цепляет до плача. Даже если отдельные сюжеты Ветхого завета не знаешь, но таких сюжетов меньшинство явное. В остальном смысл слов и выражений предельно ясен.
Дома я канон читаю когда на русском, когда на старославянском.
Ощущения при этом возникают схожие.
Это действительно Великий покаянный канон.
По-другому не скажешь.

Спасибо Вам. Точно , канон цепляет до дна сердечного. Но то удивительно, что от этого плача душа становится живая.



Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #21 : 13 Март 2011, 02:42:15 »
Вообще автор темы поднял актуальный вопрос. Православное богослужение не совсем подходит для современного человека своей обширностью. В нём заключено слишком много, и ветхий и новый заветы, и сложная гимнография, внутри которой сложные богословские понятия и т.п. Вся эта всеобъемлемость просто подавляет неподготовленное сознание. К примеру, я видел католическое богослужение, там всё очень простенько. Тем для раздумий мало и на них довольно удобно концентрироваться. Да и пожертвовать для Бога 30 минут не так уж и сложно. Короче говоря, богослужение очень адаптировано под занятого человека. И я не знаю правильно это или нет. Только вот однажды поняв красоту восточной богослужебной практики мне уже никогда не удастся от неё отказаться. Я бы сравнил это с тем, что бедный человек нашёл огромный сундук с сокровищами и ропщет, что сундук слишком тяжёлый и его тяжело нести. Действительно понести его целиком будет невозможно, но может быть по-немногу и постепенно можно эту трудность осилить? Каждый выбирает сам свою меру.

Цитировать
Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Интересно что по-старому чину канон этот читается с припевами "Слава Тебе Боже наш слава тебе". Совсем другое ощущение, предлагаю проверить.

P.S.: По поводу личного опыта. Службу Мариино стояние я впервые посетил в прошлом году. Это было незабываемо. Молились по-старому, то есть по три метания на каждый тропарь. Может показаться мракобесием, но напротив, тело и ум сильно утомилось, а дух стал как-то более твёрдым и осязаемым чтоли.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #22 : 13 Март 2011, 10:05:53 »
Я бы сравнил это с тем, что бедный человек нашёл огромный сундук с сокровищами и ропщет, что сундук слишком тяжёлый и его тяжело нести. Действительно понести его целиком будет невозможно, но может быть по-немногу и постепенно можно эту трудность осилить? Каждый выбирает сам свою меру.

Взять свою меру и идти дальше, чтобы не остаться привязанным к сундуку с богатствами навеки...

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #23 : 13 Март 2011, 13:14:24 »
Цитировать
Взять свою меру и идти дальше, чтобы не остаться привязанным к сундуку с богатствами навеки...

Привязываться нельзя даже к молитве исусовой.   :-)
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #24 : 13 Март 2011, 15:33:39 »
Для меня канон на повечерии - одна из самых любимых служб. Я не стараюсь особенно вникать в сюжеты Писания, которые использует прп. Андрей, не стараюсь настроиться на покаяние, я просто наслаждаюсь самой службой, проникаюсь ее умилительностью. Сердце отзывается на простые слова и мелодии, и молитва сама идет.
Христос воскресе, радость моя!

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #25 : 13 Март 2011, 15:51:48 »
... я просто наслаждаюсь самой службой, проникаюсь ее умилительностью.
Как-то пришел прихожанин в храм. Стоял и слушал. Потом остановил проходящего монаха:
- Скажите, у вас тут певчий был, такой голос умилительный... Сейчас вот не слышно. Где он?
- Выгнали его...Слишком умилительный голос...молитвы не слыхать

;)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #26 : 13 Март 2011, 20:55:16 »
письмо хорошие соображения несет, но заметна некоторая утопичность у автора, особенно насчет примирившихся со Христом... Питирим, а кто автор? Всмысле не имя фамилия, а его "портрет из добродетелей"?
Автору письма под 80, человек верующий, в Христианстве лет эдак 40, ну а крещен и воцерковлен с детства, вырос в семье верующих в глухой деревне.

За Христа не раз терпел наказания серьезные в советское время. Всегда был и остается открытым кому нужна помощь или совет, ненавидит лукавство, ложь. За свой счет издает библию и евангелие - распространяет в соседних деревнях школах, больницах, издает и свои книги...

Организовал Христианскую общину в глубинке, уже около 40 дворов у них... Вот вкратце.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #27 : 13 Март 2011, 21:02:06 »
...А тут не успеешь получить разрешение грехов, как помыслы уже и атакуют...  :-( мда...прямо хоть снова ныряй под епитрахиль...и нет нам покоя от них...эээх...  :-( даже на Литургии Преждеосвященных Даров...  :-)
Вы хоть живите под епитрахилью, ничего не произойдет, и будет все та же атака помыслов и все таже война... Мне жаль Gabriel  :-)

"Кто в силах стать апостолом, исцеляет всякую болезнь и недуг, изгоняя бесов т.е. действия страстей. Ибо тот, кому дарована власть наступать на змей и скорпионов, уничтожает начало и конец греха"...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #28 : 14 Март 2011, 10:54:29 »
 :-)
- Выгнали его...Слишком умилительный голос...молитвы не слыхать
Помимо Великого канона, в Церкви есть еще как минимум 2 умилительных канона - Плач Богородицы на повечерии страстного Пятка и "Волною морскою" на утрене. Может, их тоже "выгнать", а то уж очень умилительные... : :-) Правда, еще никому в голову не приходило...
Христос воскресе, радость моя!

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #29 : 14 Март 2011, 12:56:32 »
Опять проблема истолкования терминов.Для каждого "умиление" со своим привкусом.Для кого-то умиление "слюни", для кого-то "глас хлада тонка" из Царствия.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #30 : 14 Март 2011, 13:28:17 »
Опять проблема истолкования терминов.Для каждого "умиление" со своим привкусом.Для кого-то умиление "слюни", для кого-то "глас хлада тонка" из Царствия.
   Серафима, есть внешнее чувственное умиление - например от тонкого голоса или красивой музыки или слаженной песни - даже если не слышно или не понятно слов.
   Есть умиление весьма редкое - внутреннее сердечное, оно идет от осознания и внимания и внешне оно почти не выражается.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #31 : 14 Март 2011, 13:29:46 »
я бы сравнил это с тем, что бедный человек нашёл огромный сундук с сокровищами и ропщет, что сундук слишком тяжёлый и его тяжело нести. Действительно понести его целиком будет невозможно, но может быть по-немногу и постепенно можно эту трудность осилить? Каждый выбирает сам свою меру.
Взять свою меру и идти дальше, чтобы не остаться привязанным к сундуку с богатствами навеки... [/quote]
Здорово подмечено.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #32 : 14 Март 2011, 15:16:29 »
:-)
- Выгнали его...Слишком умилительный голос...молитвы не слыхать
Помимо Великого канона, в Церкви есть еще как минимум 2 умилительных канона - Плач Богородицы на повечерии страстного Пятка и "Волною морскою" на утрене. Может, их тоже "выгнать", а то уж очень умилительные... : :-) Правда, еще никому в голову не приходило...
Это разные вещи - "как красиво/умилительно поют" и что поют(зачем). Первое вполне ловушкой может быть для отвлеченияот главного.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #33 : 14 Март 2011, 15:39:44 »
Одна из ловушек - это желание вновь испытать чувства, испытанные однажды - то же умиление, радость, сокрушение и тд и тп.
Но это все - внешняя душевная оболочка, она очень изменчива, хотя и притягательна.
Со временем как бы приоткрывается внутреннее пространство под этой оболочкой - пространство, не зависящее (или мало зависящее) от внешних факторов.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #34 : 14 Март 2011, 16:36:22 »
У меня вопрос в связи с этим... Оказавшись незамтно в таком пространстве, независимом от внешних факторов, человек "теряет" внешний раздражитель...Наверное можно растерятся? Т.е. если разумным обоснованием движения было достижение независимости от внешних факторов, то как продолжать идти далее, не растерятся? Нет ли мыслей на сей счет? ;) Спасибо

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #35 : 14 Март 2011, 17:42:52 »
...если разумным обоснованием движения было достижение независимости от внешних факторов, то как продолжать идти далее, не растерятся? Нет ли мыслей на сей счет? ;) Спасибо
мои соображения - без внешних волн, или раздражителей, получаем покой, внимание, цельность и энергию... Однако лишь одного помысла кривого достаточно,что бы все растерять ... и тогда начинаем заново собирать...

..."яко кроток есмь и смирен сердцем, и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней и облегчение от искусительных помыслов"...

Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #36 : 14 Март 2011, 18:01:58 »
Мне жаль Gabriel  :-)
СпасиБо Питирим  :-)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #37 : 14 Март 2011, 18:25:47 »
ИМХО, конечно...но если утром помолиться на великопостном богослужении в храме, во время которого и создается особый покаянный настрой в душе, то вечером Канон Критского воспринимается и понимается совершенно по иному...он тогда как-то более органично вплетается в общий контекст служб Великого Поста что ли...мне понравилось, хотя физически все это неслабо напрягает...  :-)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #38 : 14 Март 2011, 18:49:02 »
В одной ветке есть замечательный пост  от попа ребрика - там говорится о рекомендации Иосифа Оптинского (на русском языке) и извращенном понимании человека, тоже русскоговорящего но не понимающего русского языка.

Иосиф говорит про сердце, человек же не без помощи, читает "каменный храм к Ребрикам" - и вместе они пытаются тщетно обрести пропажу...  :cry: в итоге максимум доходят до душевности... о Духовном говорить не приходиться вовсе...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #39 : 14 Март 2011, 20:14:55 »
У меня вопрос в связи с этим... Оказавшись незамтно в таком пространстве, независимом от внешних факторов, человек "теряет" внешний раздражитель...Наверное можно растерятся? Т.е. если разумным обоснованием движения было достижение независимости от внешних факторов, то как продолжать идти далее, не растерятся? Нет ли мыслей на сей счет? ;) Спасибо

Я тоже задаюсь этим вопросом: что дальше? Но ответа пока не знаю.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #40 : 14 Март 2011, 20:27:07 »
;))))))) Будем искать ;)
Вспомнилась история одна. В одной деревне батюшка есть. Врачеванием известен - дар такой. Поехал мой знакомый к нему со всей семьей - так, по жизни поправить мелочи всякие. Курение, питие и т.п. Всех по очереди выслушал, указания раздал. Смотрит на знакомого. То в возрасте уже как и сам батюшка. Спрашивает:
- А тебе то самому, что нужно...
- Понимаете, батюшка, суставы на ногах болят..крутят...
- Хмм.... понимаешь тут такое дело.. у меня тоже..
И смеется ;))

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #41 : 14 Март 2011, 21:07:08 »
Hors, и как это понять?  :roll:

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #42 : 14 Март 2011, 21:14:57 »
   Есть умиление весьма редкое - внутреннее сердечное, оно идет от осознания и внимания и внешне оно почти не выражается.
Питирим :-)...опиши пожалуйста подробнее...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #43 : 14 Март 2011, 21:21:45 »
Питирим :-)...опиши пожалуйста подробнее...
А смысл?
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #44 : 14 Март 2011, 21:26:39 »
Hors, и как это понять?  :roll:
Да как же еще - нет пока ответа. Проблема одна, а ответа нет ;) Только не прямые параллели с историей а лишь само умонастроение при этом.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #45 : 14 Март 2011, 21:28:17 »
Питирим :-)...опиши пожалуйста подробнее...
А смысл?
Кем то пережитые чувства...и описанные своими словами...подталкивают понимание тех у кого их не было...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #46 : 14 Март 2011, 21:28:28 »
Цитировать
Проблема одна, а ответа нет

Ааа, так это просто - ответ придет тогда, когда перестанете его искать.  :-)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #47 : 14 Март 2011, 21:36:37 »
Так я не ищу - просто спросил. ;) Т.е. вопрос был скорее был в наличии такого состояния. Теперь понятно что оно может быть

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #48 : 14 Март 2011, 21:41:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2685.msg91132#msg91132
Может быть ЭТО было умиление...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #49 : 14 Март 2011, 21:42:21 »
есть внешнее чувственное умиление - например от тонкого голоса или красивой музыки или слаженной песни - даже если не слышно или не понятно слов.
   Есть умиление весьма редкое - внутреннее сердечное, оно идет от осознания и внимания и внешне оно почти не выражается
Дело не в красивой музыке и не в тонком голосе. Напротив, музыка ирмосов канона весьма проста, и пение тихое. Я имела в виду состояние сердца во время этих служб. Я на них легко настраиваюсь на молитву. Разумеется, это мое личное.
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #50 : 14 Март 2011, 21:47:17 »
Это разные вещи - "как красиво/умилительно поют" и что поют(зачем). Первое вполне ловушкой может быть для отвлеченияот главного.
Полностью согласна.
Христос воскресе, радость моя!

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #51 : 14 Март 2011, 21:49:15 »
ИМХО Если это помогает настроится то полезно. Настраиваться нужно учится везде, поскольку "настройка", которая привязана к одному месту и случаю это не совсем верно. Т.е. не нужно привязываться ни к чему внешнему. Где то так...
ПС К примеру, ранее не мог настроится за пределами храма, а в дальней поездке и вовсе...А в дальних странах и совсем никак...Но, как говорится, не умеешь как положено настроится - делай как можешь. В разных местах, в разных ситуациях и, в идеале - всегда и везде...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #52 : 14 Март 2011, 21:53:32 »
  Разумеется, это мое личное.
Ваши оппоненты настаивают что это внешнее :-)...однако описать разницу подробнее...не осмеливаются :-)...эх и стеснительный же народ у нас на форуме :-)...
Кому надо наглости взаймы...обращайтесь :-)...пока у меня акция-бесплатно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #53 : 14 Март 2011, 21:59:04 »
 :-)
Будем учиться с Божьей помощью. :-)
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #54 : 14 Март 2011, 22:01:46 »
 :-)
Ваши оппоненты настаивают что это внешнее
Это ничего. :-) Внешнее обязательно когда-нибудь перейдет во внутреннее. :-)
Христос воскресе, радость моя!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #55 : 14 Март 2011, 22:02:27 »
  поскольку "настройка", которая привязана к одному месту и случаю это не совсем верно. Т.е. не нужно привязываться ни к чему внешнему.
Согласен...
Тут стал ходить в храм в котором не был несколько лет...служил в другом :-)...и что удивило...и...напрягло...система внушаемых помыслов...т.е. схема та же что 3 года назад...причём...что характерно...чуть ум посочувствовал, получил СИЛЬНУЮ атаку...причём такого качества...как 3 года назад...

Что это...стены имеют память...или моя память привязана к стенам :-)...

Но почему так, как будто я снова на том же уровне что и 3 года назад...однако я уже не тот...

Такое чувство что в храме бесы прописаны...которые меня помнят прежнего...и с этой позиции атакуют...
Вспомнилось...в патерике, бесы случайно :-) перепутали монаха со старцем который жил в келье...и вломили ему, как старцу--по взрослому :-)...что это?...бесы совсем тупые...или...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #56 : 14 Март 2011, 22:04:24 »
  ] Это ничего. :-) Внешнее обязательно когда-нибудь перейдет во внутреннее. :-)
Лично я для себя...надеюсь на это...и даже верю...

Когда нибудь :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #57 : 15 Март 2011, 16:38:20 »
Питирим :-)...опиши пожалуйста подробнее...
А смысл?
Кем то пережитые чувства...и описанные своими словами...подталкивают понимание тех у кого их не было...
Если Господь еще не сподобил пережить этих чувств, то подталкивание может создать эффект некого внушения...или возбудить воображение, вызвав атаку помыслов...а то и хуже...ИМХО, конечно, но в прилюдное озвучивание личных духовных переживаний (которые являются личным подарком от Господа) легко вплетается элемент тонкого тщеславия... лучше молчать...лучше уж прослыть душевным, или даже внешним, чем ненароком  отпугнуть благодать... :-)

Но почему так, как будто я снова на том же уровне что и 3 года назад...однако я уже не тот...
И какой же? Интересно, совпадает ли наша внутренняя оценка с тем реальным духовным состоянием, в котором мы пребываем...у меня лично ощущение, что со временем все глубже и глубже сползаю в ад, во тьму кромешную...а раньше это было и незаметно даже...  :-(
« Последнее редактирование: 15 Март 2011, 16:52:48 от Gabriel »

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #58 : 15 Март 2011, 17:41:28 »
Что это...стены имеют память...или моя память привязана к стенам :-)...

Но почему так, как будто я снова на том же уровне что и 3 года назад...однако я уже не тот...

Такое чувство что в храме бесы прописаны...которые меня помнят прежнего...и с этой позиции атакуют...
...что это?...бесы совсем тупые...или...
   Довольно интересно. Те же чувства и переживания, те же борения мысленные... видимо была и есть связь мысленных образов с впечатлениями и ассоциациями, и находится глубоко в памяти...
    Иногда специально еду в места где остались сильные образы, заметил после 1-2 посещений они стираются.
Насчет стен, не думаю что камни имеют отношения к бесам  :-D они им нее интересны...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #59 : 16 Март 2011, 16:20:15 »
видимо была и есть связь мысленных образов с впечатлениями и ассоциациями, и находится глубоко в памяти...
значит у стен есть память :-)...хотя и кратковременная...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #60 : 16 Март 2011, 16:34:50 »
Если Господь еще не сподобил пережить этих чувств, то подталкивание может создать эффект некого внушения...
Этот эффект может возникнуть и от многого другого...а вымучать благодатные чувства нельзя...зато можно оттолкнуть, не узнав...
но в прилюдное озвучивание личных духовных переживаний (которые являются личным подарком от Господа) легко вплетается элемент тонкого тщеславия... лучше молчать...лучше уж прослыть душевным, или даже внешним, чем ненароком  отпугнуть благодать... :-)
Тщеславие может...как и гордость...может распирать даже при мытье туалетов :-)...
Этот форум...мню :-)...существует как раз для обмена опытом...ну не для флуда же :-)...
И какой же? Интересно, совпадает ли наша внутренняя оценка с тем реальным духовным состоянием, в котором мы пребываем...
Другой...а какой не знаю :-)...просто я помню КАК тогда реагировал на помыслы...сейчас НЕ ТАК...сейчас, я пришёл в УЖАС :-)...от того что сочетался с ними...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #61 : 02 Март 2012, 02:17:24 »
Цитировать
Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.
[Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.]
(Быт. 28, 12)

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.
[Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены.]
(Быт. 31; 7, 40)

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.
[Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, - деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.]

Хотел бы разрешить свое непонимание.

Что здесь значит "разумение в созерцании"? Деяние и деятельность – это говорится здесь об исполнении заповедей, что предшествует созерцанию?


и эти строки не могу вполне осмыслить:

Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. [Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.] (Исх. 14, 21-22)

Кто прокомментирует? Если возможно дать параллельные ссылки на с.о. (по Вашему мнению), буду признателен.
« Последнее редактирование: 02 Март 2012, 02:34:30 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #62 : 02 Март 2012, 02:19:36 »
вот, по пути нашел статью.  :-)
Еще не читал, но, похоже, интересная:

http://azbyka.ru/molitvoslov/ignatija_mesto_velikogo_kanona-all.shtml

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #63 : 02 Март 2012, 02:33:54 »
а вот на эти строки – не устаю любоваться, до того восхищают:

Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.
[Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести себе дело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак в созерцании и получить великое сокровище.] (Быт. 32, 28)

Хотя... "деяние с разумом" здесь переводится как "дело по разуму". Так ли это?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #64 : 02 Март 2012, 04:15:31 »
Для меня чтение Канона - одна из самых потрясающих служб. Когда услышала впервые, даже не помню, как стояла и куда падала, а смысл раскрывался как по волшебству (хотя потом знающие люди пытались доказать, что так не бывает). С тех пор регулярно перечитываю, каждый раз находя новое и великое. Не знаю, возможно это и странно, но вижу там именно восхождение в Небо, а никак, никак не отчаяние. Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
And death shall have no dominion

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #65 : 02 Март 2012, 09:53:42 »
Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет...
для меня сначала самыми потрясающими были именно эти слова
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #66 : 02 Март 2012, 12:47:27 »
Не знаю, возможно это и странно, но вижу там именно восхождение в Небо, а никак, никак не отчаяние. Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
А кто видит отчаяние в богословии этого канона? :?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #67 : 02 Март 2012, 16:59:37 »
А кто видит отчаяние в богословии этого канона? :?
Смотрите первую страницу этой темы.
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #68 : 02 Март 2012, 17:17:11 »
Да, понял, спасибо. Не стал создавать новую тему, нашел эту и добавил свой пост...
То письмо, что цитирует Питирим в начале темы?
"я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать"
Все читают одно, но зрят разное. Я этого в каноне в упор не вижу, Вы – видимо, тоже.

***

Все же хотел бы, чтобы ответили на мои вопросы и недоумения по канону.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #69 : 02 Март 2012, 17:43:25 »
Цитировать
а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение
Опыт...когда много раз делаешь появляется опыт...созерцание даёт свой созерцательный опыт...или опыт созерцания...т.е. не привнесенная извне информация...а свой опыт наработанный своей шкурой...
Писал интуитивно, может и чушь :-)...
Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити.
Не понял что непонятно :-)...по этому напишу от фанаря :-)...
Жезл Моисеев, Крест--символ Силы...Сила даёт много возможностей душе...на аспида наступать и т.д...
Упование наверное образ\чувство Крестной Силы в душе...
Ой чёт мне кажется я дурь написал :-)...ой чевота я баюся :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #70 : 02 Март 2012, 17:46:25 »

Хотя... "деяние с разумом" здесь переводится как "дело по разуму". Так ли это?
Однозначно нет...Патриарх искал не хобби :-)...а деятельность и созерцание...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #71 : 02 Март 2012, 17:59:19 »
Видимо дохожу до такого состояния, когда именно плач, униженность и видение мерзости своей говорят о реальности восхождения, тут самый нерв христианской аскетики, имхо.
Ах :-)...Завидую я плаксам :-)...св.Григорию Палама завидую :-)...
Да наверное самый нерв...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #72 : 02 Март 2012, 19:46:02 »
хорошо, попробую сказать о том, что смутно понимаю и чего не понимаю...

Цитировать
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. [Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.] (Исх. 14, 21-22)
Стань душа подобна жезлу Моисееву – "ударь" море помыслов и "огусти глубину" низовых страстей во чреве.
Возможно, так...

Но что значит здесь – "во образ Креста" (в переводе – в знамение)?
ТИПВ говорит:
"Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание — Израилю"
Но жезл – во образ Креста? Не понимаю. Туман...

Почему жезл моисеев вообще привязывается ко Кресту?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #73 : 02 Март 2012, 20:19:43 »

Но что значит здесь – "во образ Креста" (в переводе – в знамение)?
ТИПВ говорит:
"Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание — Израилю"
Но жезл – во образ Креста? Не понимаю. Туман...

Почему жезл моисеев вообще привязывается ко Кресту?
"Моисеов жезл воображай, душе,...................: имже можеши и ты великая совершити."
Им же...т.е. Силою Божиею...можешь и ТЫ великая совершити...
Мне кажется ты пытаешься копать СЛИШКОМ глубоко...и не находишь...ускользает...
Может быть по тому что вЕдение даётся не тогда когда мы своим произволением наморщиваем разум :-)...а ТОЛЬКО тогда, когда хощет дать вЕдение Бог...

Ну...мне понятно твоё желание...я сам такой :-)...

И ещё...Жезл Моисеев...Крест...Сила Божия...да какая разница...имеется в виду одно и то же...Высшая Сила...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #74 : 02 Март 2012, 22:42:06 »
Мне кажется ты пытаешься копать СЛИШКОМ глубоко...и не находишь...ускользает...
Может быть по тому что вЕдение даётся не тогда когда мы своим произволением наморщиваем разум :-)...а ТОЛЬКО тогда, когда хощет дать вЕдение Бог...
Ну...мне понятно твоё желание...я сам такой :-)...
И ещё...Жезл Моисеев...Крест...Сила Божия...да какая разница...имеется в виду одно и то же...Высшая Сила...
Да, это так. Надо помолиться о ведении...дело не втом, что ускользает нечто теоретическое...нет. Словно ускользает практически очень важное, что Андрей Критский советует делать, а неведомо что и как...

Жезл Моисеев...Крест...
вот, нашел:
Цитата: ТИПВ
Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший;

Цитата: Андрей Критский Слово на Всеславное Воздвижение Креста
Силу Креста предозначал и жезл Моисея, обращенный в змия, который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речныя, чтобы оне не могли быть годными для пития. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, воскипели скнипы, распростерлась осязаемая тьма, и все прочия казни постигли Египтян (Исх. гл.7 и сл.). Тот же Моисеев жезл был образом Креста, когда Моисей разделил жезлом Чермное море - сюду и сюду, и раступившияся воды составили для него и для народа стену одесную и стену ошуюю (14:21.22).
А в каноне – сокращенное изложение этих слов. Теперь понятнее связь...

Мда. Если понимаешь, что несведущ в с.о., надо хотя бы уметь элементарно пользоваться поиском, увы мне ))
Слава тебе, Боже!

спасибо, mirnestranik :-)