Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 14:05:58

Автор Тема: Исихия в движении человека: танце, БИ  (Прочитано 8351 раз)

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Исихия в музыке, в пении, в изобразительном творчестве известна... Подскажите пожалуйста есть ли исихия в движении?
Первое что приходит на ум - это Танец Дервишей и Тайдзицюань. Думаю что это должно быть что-то похожее. Объединение движения с внутренним утишением и молитвенным предстоянием.
 

Сам занимаясь боевым искусством, более был ориентирован на внешний аспект. Хотя сенсей обращал внимание на необходимость внутреннего, однако больше присутствовал именно внешний аспект, даже на семинарах у инструкторов и сенсеев из Японии ... 

Тайдзицюань сам не занимался, но на видео видел, и внешне кажется, что происходит некая внутренняя работа по утишению и сосредоточению ...

Думаю в наше время аскетические упражнения могли бы быть обогащены чем-то похожим на Тайдзи. Какие по этому поводу мнения? Какие есть наработки, дабы не изобретать велосипед?

Есть вариант изучения базовой техники (например Тайдзи), средств символического изображения (так как каждое движение что-то изображает) и затем постараться выразить самостоятельно молитвенное состояние (свое собственное текущее). Возможно в этом и получиться творчество исихазма в движении, поможет бороться с дебелостью тела, утишить телесные силы, объединить физическое перемещение и молитву ...

В контексте сказанного приведу цитату из Антония Сурожского:

Цитировать
Физическая сторона этого подвижничества вытекает из установления того простого факта, что всякое событие внутренней жизни отражается в соматическом плане, т.е. в теле. Тело, приметным или неприметным образом, участвует в каждом движении души, будь то чувство, отвлеченная мысль, желание или даже сверхчувственный опыт. Эта со-общность тела имеет двоякое значение: 1) оно принимает участие в усилиях человека обрести и сохранить внимание; 2) оно приспосабливается к предмету внимания – кинэстетические ощущения, деятельность гланд, напряжение двигательных мышц.

Этот двойственный процесс происходит не случайно: различные части тела принимают участие, соответствующее свойствам того или другого предмета внимания; кроме того, тот же самый предмет приводит в действие различные центры сосредоточения внимания, в зависимости от ряда условий, а именно: воспринимается ли данный предмет чувством или мыслию; побуждает ли он к действию или остается бездейственным, и, также, являет ли он собой большую или меньшую степень праведности и чистоты. Можно сказать, что предмет “прокладывать себе путь”. Исключение составляют лишь блуждающие мысли, не связанные с определенным душевным состоянием. Они безостановочно жужжат в голове, “подобно беспорядочной стае мошек”, по определению Феофана Затворника.

Митрополит Сурожский Антоний О СОЗЕРЦАНИИ И ПОДВИГЕ Онтологические основы созерцания
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm
« Последнее редактирование: 24 Января 2011, 11:04:44 от Экстрасенс »

Родион

  • Молитва стала просьбой, а должна быть Песней...
  • Сообщений: 7374
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #1 : 24 Января 2011, 11:58:15 »
Исихия в музыке, в пении, в изобразительном творчестве известна...


Например. Каким образом она вам известна? Она может ИМХО в них проявляться присутствием одухотворенности произведений.

Сам занимаясь боевым искусством, более был ориентирован на внешний аспект. Хотя сенсей обращал внимание на необходимость внутреннего, однако больше присутствовал именно внешний аспект, даже на семинарах у инструкторов и сенсеев из Японии ... 

Тайдзицюань сам не занимался, но на видео видел, и внешне кажется, что происходит некая внутренняя работа по утишению и сосредоточению ...

Думаю в наше время аскетические упражнения могли бы быть обогащены чем-то похожим на Тайдзи. Какие по этому поводу мнения? Какие есть наработки, дабы не изобретать велосипед?
ИМХО
БИ и есть внешний аспект, который требует поддержки духа. Но цель его внешняя. БИ потому и боевое, что цель - уничтожение противника. И все сказки о том, что БИ укрепляют дух - выкиньте из головы. Это дух укрепляет БИ. Если сенсей был грамотным - он вам должен был бы это втолковать. Тайцзи такоеже БИ как и остальные. Вокруг него больше мистического тумана и вырождения его в гимнастику для продажи большему числу людей за большие деньги. В какой то степени внутренний аспект присутствует в цигун. Но и там есть куча внешних школ типа железной рубашки, ориентированных на боевое применение.

Есть вариант изучения базовой техники (например Тайдзи), средств символического изображения (так как каждое движение что-то изображает) и затем постараться выразить самостоятельно молитвенное состояние (свое собственное текущее). Возможно в этом и получиться творчество исихазма в движении, поможет бороться с дебелостью тела, утишить телесные силы, объединить физическое перемещение и молитву ...

Есть поклоны. И поясные и земные  :-). Как угодно. Если вы поднимите руки к небу, совершите поясной поклон, плавно перейдете в земной, ляжете, потом повторите в обратном порядке и закольцуете, :-D вы даже получите сжатое подобие сурьи намаскар. Но это вам ничего не даст толком, такое сравнение. Хотя сама по себе практика в условиях мегаполиса весьма ИМХО полезна. Но нужно понимать для чего вы ее делаете, а не лепить все в кучу.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #2 : 24 Января 2011, 13:57:23 »

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #3 : 24 Января 2011, 14:26:00 »
А Танец Дервишей, что о нем думаете? Есть еще у японцев медитативный танец.

ИМХО все же склоняюсь к тому, что молитва может быть выражена в движении, и не только в поклонах... похожем на то, что делают в Тайдзи или еще ранее гимнастика Архатов Бодхидхармы ...

Но не в БИ, здесь Родион наверное прав, внешний аспект никуда не убрать, хотя ... может быть и здесь есть варианты ...

Согласитесь отличается гонять в Тайдзи неочищенные потоки или занимаясь Тайдзи в молитве, очищаться телесно, душевно и духовно ...

Attraction

  • Гость
Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #4 : 24 Января 2011, 14:41:38 »
А Танец Дервишей, что о нем думаете?

Очень хорошая практика..энергетику здорово повышает. Кстати если полностью отдаться танцу, не задумываясь особо о правильности движений, снимаются телесные напряжения многие  и ум успокаивается... :-)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #5 : 24 Января 2011, 15:47:13 »
    молитва безусловно может быть выражена в движении тела, но каков уровень подобной молитвы  это молитва по сути наружная, внешняя, молитва человека   который не стяжал  возможности поклонения в Духе, т.е. не имеющего представления о том, что есть созерцание Духовное..

     конечно можно привести в пример того же Давида плясавшего перед ковчегом завета, но  имхо данный танец это  следствие  воздействия Духа на человека, о котором Макарий Великий писал как о проявлении благодати сопребывающей человеку постоянно и иногда проявляющей себя таким очевидным образом -  «В иное же время свет сей, явясь в сердце, отверзал внутреннейший, глубочайший и сокровенный свет; почему, человек, всецело поглощенный оною сладостью и оным созерцанием, не владел уже собою, но был для мира сего как бы буим и варваром» (Беседа 8 ), т.е. повторюсь танец Давида это следствие  воздействия Духа на человека а  не какое-то  делание..

    в  книге "Откровенные рассказы странника отцу своему духовному" есть пример, показательный имхо  где странник вспоминая говорит, что пока о внутренней молитве, творимой в сердце,  понятия  не имел - тягу к молитве восполнял каждодневным чтением библии и  битием 1000 земных поклонов, позднее  же  о таких своих  подвигах говорил - "Но вот что удивительно, что хотя о внутренней молитве, творимой в сердце, и понятия мы не имели и никогда не слыхали, а молились просто только языком, да без толку клали поклоны, как болваны кувыркались, а охота к молитве была, и долгая наружная и без понятия молитва не казалась трудною, но отправлялась с удовольствием. Видно правду мне сказал один учитель, что бывает тайная молитва внутри человека, о которой он и сам не знает, как она сама собою производится неведомо в душе, и возбуждает к молению, кто какое знает и как умеет."

   вывод - не танцевальное направление развивать надо, а  внутреннюю чистую молитву обретать

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #6 : 24 Января 2011, 16:31:49 »
ООО, по-моему Вы хорошо продемонстрировали крайнюю точку зрения -- духовного нигилизма: есть внешнее, есть внутреннее; внутренне - это Духовное созерцание, ну а внешнее нужно отбросить ради внутреннего. Возникает вопрос: является ли для Вас Духовное созерцание абсолютной самоцелью?

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #7 : 24 Января 2011, 16:32:06 »
Цитировать
   вывод - не танцевальное направление развивать надо, а  внутреннюю чистую молитву обретать

С этим абсолютно согласен. Дело в том, что хотелось бы найти гимнастику, поддерживающую тело в условиях городской жизне-деятельности, чтобы она также шла во Славу Божью в целях внутреннего молитвенного утишения. Конечно танец или упражнения как самоцель - это безсмыслица, пустышка.

Хотелось бы найти гимнастику комплексно и эффективно поддерживающая тело и вместе с тем помогающая внутреннему молитвенному сосредоточению.

Посмотрел Айкидо, системы Кадочникова и Рябко, пересмотрел то, чем сам занимался с внутренних позиций - Сериндзи Кемпо (у меня 1-й дан занимался около 10-ти лет) ... упражнения силача Заса, гимнастику Гермеса, танец Дервишей, Тайдзи ...

Выбор пока в пользу Тайдзи именно из-за какого-то внутреннего ощущения внутреннего аспекта и возможности одиночных занятий в любое время ... Есть какая-то правильность движений в Тайдзи, собирает разболтанность тела, сосредотачивает ...  Имхо, сам не пробовал - только видел в зале ...

С тех пор как остановилсяв тренировке БИ стал чувствовать нехорошее отяжеление и одеревенение тела, вот и думаю что с этим делать, но так чтобы не выбивалось из Умного делания, а максимально служило ему ...

Мне кажеьтся, что изобразительными средствами Тайдзи можно выразить молитву ...  Как художнику в картине, поету в стихах, музыканту в музыке ...  Телесная полнота жизни тоже ведь должна постепенно раскрываться, разворачиваться по мере усиления внутренней жизни ...

Полнота внутренней жизни, полнота внешней жизни ... Обретение полноты внутреннего бытия порождает полноту внешнего бытия. Однако в некотором смысле эти процессы взаимодополняемы. Интересно в какой степени?

Сам Бог - ЭТО Полнота Жизни Всего во Всем. Чтобы приблизиться к Нему, обрести со-бытие человек видимо должен углублять, расширять прежде всего свое внутреннее бытие, так как именно внутри оно в настоящей полноте и возможно. а затем оно постепенно начинает выходить и во внешнее пространство... Возникает со-бытие и с другими людьми, миром ... Глубокая внутренняя связь (связь бытийная, онтологическая). На самом деле это процесс во времени протекает видимо параллельно ...
« Последнее редактирование: 24 Января 2011, 16:44:18 от Экстрасенс »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #8 : 24 Января 2011, 16:52:16 »
ООО, по-моему Вы хорошо продемонстрировали крайнюю точку зрения -- духовного нигилизма: есть внешнее, есть внутреннее; внутренне - это Духовное созерцание, ну а внешнее нужно отбросить ради внутреннего. Возникает вопрос: является ли для Вас Духовное созерцание абсолютной самоцелью?

   а по моему SrgK,  это  просто Ваша интерпретация  моего поста..
   где Вы узрели в моих словах  - ничем не оправданное отрицание внешнего  делания в пользу Духовного созерцания, т.е. духовный нигилизм?   
   есть этапы духовной жизни, человек начинает свое восхождение с  внешнего  с каждым   этапом все более переходя к внутреннему, при этом этапы это не цель, а ступени, цель -   пройти по лестнице к Богу, используя ступени, так чтобы  ни какая ступень не стала еще  способом самоутверждения – не принимай и не отвергай..
    я в этом контексте высказывался
    и кстати обо всем этом на заглавной странице форума  подробно написано

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #9 : 24 Января 2011, 17:10:55 »
Наносное все эти Ваши игры в слова, OOO, наносное... :-)  Нигилизм - это просто отрицание, а не "ничем не оправданное отрицание". А вот когда Вы это просто отрицание чем-то оправдали, дополнив свою мысль во втором посте - Ваша точка зрения стала мне понятна. Я для этого собственно и спрашивал.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #10 : 24 Января 2011, 17:19:37 »
Наносное все эти Ваши игры в слова, OOO, наносное... :-) 

ну Вам виднее.. :-)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #11 : 24 Января 2011, 17:26:41 »
Дело в том, что хотелось бы найти гимнастику, поддерживающую тело в условиях городской жизне-деятельности, чтобы она также шла во Славу Божью в целях внутреннего молитвенного утишения.

понятно

Сам Бог - ЭТО Полнота Жизни Всего во Всем. Чтобы приблизиться к Нему, обрести со-бытие человек видимо должен углублять, расширять прежде всего свое внутреннее бытие, так как именно внутри оно в настоящей полноте и возможно. а затем оно постепенно начинает выходить и во внешнее пространство...

   имхо обретение действительной  полноты внутреннего и внешнего бытия возможно лишь посредством  соприкосновения  внутреннего человека с иноприродной нам  реальностью, реальностью нетварного света, которая оставляет в душе человека свой след/отблеск   изменяющий  внутреннего человека изнутри.. причем на качественном уровне и уже потом по мере становления этого нового человека, начинается движение новой  реальности изнутри-вовне.. 

   если же такого соприкосновения не было,  то о обретении полноты как внутренней и так внешней вести разговор весьма преждевременно имхо,  ибо если возрождение нового человека не началось, то человек на самом деле лишь культивирует и окультуривает то, что у него  есть, но  по сути он ничего не приобретает

veresk

  • Сообщений: 3871
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #12 : 24 Января 2011, 18:53:34 »
образ присутствия Бога - звук(ощущение)... на звук идет реагирование..это может быть выражено в танце...
 ту имхо и есть образ слияния внешнего и внутреннего... Христос говорит при в ходе в город что если и люди замолчат то камни начнут говорить...имхо... можно сказать что звук стихает а движение остается...звук выражает себя через движения... раскрывает себе через движение...так и движение может сопровождаться тишиной...
Люблю людей в том состояньи когда из них растут цветы...

veresk

  • Сообщений: 3871
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #13 : 24 Января 2011, 19:04:02 »
Цитировать
Я —
отверстие в флейте,
откуда выходит дыхание Христа —
прислушайся к этой
музыке.

вот интересный образ от суфия... можно добавить.. но чтоб флейта звучала нужно движение пальцев...танец пальцев...и когда играет хороший музыка то так и есть не только музыка привлекает но и движение его рук, пальцев... грация гармония во всем наблюдать можно...и плотное тело начинает порхать как и звук...
Люблю людей в том состояньи когда из них растут цветы...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Исихия в движении человека: танце, БИ
« Ответ #14 : 24 Января 2011, 19:14:03 »
Могу тут поделиться своим горнолыжным опытом.

То состояние яркой и насыщенной жизни, которое достигается часами молитвы, случается практически мгновенно и без усилий, стоит мне защёлкнуть лыжные ботинки креплениями лыж. Еду я вниз по склону на довольно приличной скорости, и в таком режиме также многократно [относительно обычного состояния] возрастает скорость реакций тела. Похоже, что полностью изменяется химия организма в связи с необходимостью поддерживать полноту внимания. При подъёме вверх на кресельном подъёмнике наблюдается полное отсутствие мыслей в уме, а также повышенное [и даже жадное] внимание к окружающему миру. 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
 

Поиск