Исихазм

Автор Тема: Слова ободрения на пути умного делания -о. Матта аль-Мескин  (Прочитано 25680 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

продолжение главы «Духовная сухость»


Сухость – шанс для врага

Одна из опасностей периода сухости состоит в том что чувства, разум и воображение освобождаются от подчинения благодати и могут быть уловлены врагом так что они могут предаться греховным помыслам или образам которые никогда ранее не возникали в душе. Причина в том что благодать во времена духовного утешения питает и подчиняет себе такие составы души как эмоции, разум и воображение, а удаление явного утешения освобождает эти составы луши и делает их подверженными вражескому влиянию. Поэтому нередко во времена духовной сухости разум отвлекается бесчисленными греховными помыслами и мечтаниями, которые нередко черезвычайно унижают и смиряют душу.

Мы должны здесь понимать роль которую в этой ситуации играет зло и наша воля. До тех пор пока воля не соглашается с этими помыслами и выражает своё активное неодобрение и несогласие в молитве к Богу, молитва будет оставаться незагрязнённой этими помыслами и мечтаниями. Таким образом, ответственность за чистоту молитвы падает прежде всего на волю. Воля может и способна отвергать мечтания и прилоги зла и пребывать в решимости  бороться с ними независимо от того как долго могут продолжаться искушения. Злой помысел может иногда проникнуть в ум и завладеть им на короткое время. Но до тех пор пока наша воля не одобрит и не согласится с ним, Бог не вменяет нам ответственнсть за него. Однако мы должны подтвердить наше неодобрение помысла неустанной молитвой воли. Воля способна сопротивляться без сдачи позиций, поскольку враг не имеет власти над нашей волей, и такое сопротивление вменяется нам как чистая жертва.

Почему же Бог попускает врагу пытать наш ум и чувства так жестоко что некоторые святые даже описывали этот опыт как опыт ада? Ответ в том что наша природа, поражённая грехом, стала открытой для воздействия зла, и наш ум и воля привыкли соглашаться со злом и культивтровать его в себе. Поэтому Бог, удаляя охраняющую силу благодати от наших чувств, так что бы мы могли почувствовать всю горечь власти сатаны, не поступает несправедливо. В то же время, Он никогда не оставляет нас совершенно. В Ему лишь известный момент Он внезапно преобразует все наши болезни в инструмент спасения и славы. Наши эмоции, разум и воображение переплавляются и очищаются в испытании духовной сухости, и мы освобождаемся от их власти и становимся готовыми для истинно свободной жизни в Боге.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Спасибо!

о.Матфей


Монастырь Макария Великого, восстановленный трудами монашеской общины под руководством о.Матфея http://www.stmacariusmonastery.org/eabout.htm

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

продолжение отрывков из книги

Духовная апатия.

В отличие от духовной сухости, духовная апатия поражает волю и саму способность продолжать молитву. Человек может сать на молитву, но он не находит ни слов ни силы для молитвы. Он может сесть за стол чтобы прочитать книгу, но книга в его руках, по словам прп. Исаака Сирина, «превращается в свинец», а ум неспособен сконцентрироваться и понять смысл написанного. И хотя желание молиться присутствует, способность и воля осуществить молитвы отсутствуют. В конце концов даже желание молиться может угаснуть. Человек становится неспособным и нежелающим молиться, что только усиливает его страдания, и его положение кажется ему совершенно безвыходным.

Если человек в такие минуты пытается заглянуть в своё сердце, он находит что его основание утеряно. Если он пытается удостовериться в присутствии веры в сердце, он находит что она там отсутствует. Если он стучится в дверь надежды и пытается оживить в себе образы обетований Божих, которыми он жил ранее, он находит свою прежнюю надежду превращенной в лёд.

Враг пользуется такими моментами апатии, поражая человека со всей своей мощью. Он пытается убедить человека в его поражении, в безрезультатности всей его предыдущей борьбы и усилий, в том что вся его духовная жизнь была не реальностью, а одной иллюзией и эмоциями. Он поражает человеческий ум сомнениями чтобы человек раз и навсегда отказался от духовной жизни.

Однако, посреди всей этой сокрушающей внутренней борьбы, душа человека каким-то образом сохраняет интуицию, что все эти сомнения неверны, и что нечто должно существовать по другую сторону мрака. Она чувствует что всё ещё соединена с Богом который по видимости отвергает её. Душа продолжает служить Богу даде не осознавая и не желая этого. Глубоко внутри, далеко от глаза разума, сердце продолжает молиться, хотя эта молитва не приносит ни мира, ни уверенности. Поэтому, когда враг пытается в эти моменты заставить душу отречься от веры и надежды, он не находит отклика. Душа может сдаться врагу в сражении его с умом, но душа, поражённая апатией, неспособна предпринять какие-либо действия вслед за сломленным умом, поскольку в тот самый момент когда душа обретает способность действовать, она становится способной и противостать врагу и прыгнуть как лев из ямы на волков растления.

Таким образом, за духовной апатией скрываются отношения сердца с Богом, которые, хотя и бездейственны, остаются реальнее и сильнее всех нашёптываний врага. Эти отношения остаются скрытыми от ума, и ум невозможно убедить в их существовании с тем чтобы он мог опереться на надежду их присутствия, поскольку в этом искушении душа призвана остаться в одиночестве. Все же, душа остаётся в сфере Божиего водительства, она всё же идёт по верному пути, ведомая невидимой рукой и неощутимой силой. Доказательством этого служит черезвычайная печаль души о утрате своеё прежней активности по Богу и её из последних сил усилие вернуть себя в прежнее состояние.

Движение веры родилось однажды в сердце странника, который сечас идёт по пути, цель которого – Бог. Вера была зажжена как лампа от Божественного огня любовью и ревностью и подвигла душу вперёд на пути. Странник не должен поверить что это продвижение может быть резко остановлено и изьято из глубин сердца, что он може быть оставлем в такой внезапной пустоте.

Мы не можем предполагать что человек будет постоянно ощущать свет и тепло Бога. Путь духа не измеряется исключительно периодами света, теплоты, радости или плодотворной активности. Периоды тьмы окутывающей дущу, периоды опыта ада, периоды холода парализующего духовную деятельность являются неотъемлемой частью узкого духовного пути. Но имеет значение то как мы встречаем эти периоды и как переносим, и именно это определяет нашу дальнейшую способность продвигаться далее и завершить наш благословенный путь.


Причины духовной апатии.

Бог не произвольно попускает нам испытывать подобное искушение, сущестсвуют определённые причины почему человек должен пройти через него. Апатия приходит тогда когда способность души к рассуждению духовного должна быть исправлена, невозможность собственного спасения познана на опыте, его путь выправлен и вера в помощь Божию укреплена.


Апатия как урок для амбициозной души.

Когда амбициозная душа увлечена собственным прогрессом в духовной жизни, она пытается удвоить свои усилия и скорость. Она выходит за пределы своих духовных возможностей и того основания на котором она может твёрдо стоять. Она ищет знаний и видения за пределами того что ей нужно знать и того что она способна видеть на данном этапе. Не обретя достаточного смирения, она пытается проникнуть в область более высокого духовного опыта и созерцать свет без обретения способности воспринимать его и видеть духовное без повреждения гордостью. Результатом этого обычно бывает внезапная остановка и паралич души.

Такая остановка может показаться естественным следствием измождения духовных сил, нарушения баланса между имеющимися ресурсами веры и преждевременного вторжения в область высшего. Но на самом деле главная причина – вмешательство Божией милости и сострадание к такой душе. Он отнимает у неё способность к духовной деятельности, чтобы она не оказалась вознесённой сверх своей способности вместить и не пала бы гордостью. Духовная апатия, таким образом, есть страховка - гарантия предохранения от духовной гордости. Апатия полезна для души потому что она совершеноо разрушает все её амбиции. Она приводит к концу черезмерное увлечение собственным ложным духовным прогрессом, происходящим от иллюзии воли которая превозносит своё эго. Апатия возвращает душу назад на ступень соответствующую новоначальным и удерживает её от карабкания на опасные высоты. Душа оплакивает потеру гордых надежд на быстрое восхождение, и вынуждена начинать всё сначала в смирении и духовном уничижении. И это служит большей пользой для её спасения чем творение чудес и знамений или пребывание в созерцаниях.

Признаком того что такая апатия наложена Богом как урок для амбициозной души является черезвычайная печаль души о потере её духовных достижений. Такая печаль свидетельствует о том что хирургическая операция сделанная Богом для удаления скрытой гордости души оказалась успешной.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Об явлении Божией Матери в Зейтауне (коптское православие) можно почитать здесь: http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=43505

Наверно, не все слышали об этом чуде.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Открыв в себе Христа, человек никогда не найдёт покоя себе ни в чём ином кроме как только во Христе, где образ находит покой с своём первообразе. Поскольку человек был создан для бессмертия, то он найдет во Христе, когда соединится с Ним, свою наивысшую радость и вечную жизнь.
А Вот и причина...
Почему такие драгоценные вещи не издаются на русском языке...  :?
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

ваще шедевр

кстати на сайте http://www.zeitun-eg.org/ есть фото других явлений - призрачные фигуры не внушают доверия

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


А Вот и причина...
Почему такие драгоценные вещи не издаются на русском языке...  :?

Монастырь этот не православный а дохолкидонский,
считается что там нет канонической благодати,
поэтому и книги не издают.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Благодать не каноническая? что то новое
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Вы видимо подозреваете, Андрей,
что неканоничность благодати у них там
по причине, что они добыли эту благодать без напряжения ...,
ну , сами знаете, чего  :mrgreen:  :-D  ?



 

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...неканоничность благодати у них там по причине, что они добыли эту благодать без напряжения ...
Без канонического напряжения, без напряжения зада!




 
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Вы видимо подозреваете, Андрей,
что неканоничность благодати у них там
по причине, что они добыли эту благодать без напряжения ...,
ну , сами знаете, чего  :mrgreen:  :-D  ?


Отсутствие благодати у них связано с отрицанием решений Вселенских Соборов.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Отсутствие благодати у них связано с отрицанием решений Вселенских Соборов.

Прочитав отрывки из этой книги, невольно хочется приобрести "отсутствие благодати", которым дышат ее страницы. Эта книга укрепляет, дает надежду, зовет молиться дальше и дальше. Побольше бы такого "отсутствия благодати"!

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Прочитав отрывки из этой книги, невольно хочется приобрести "отсутствие благодати", которым дышат ее страницы. Эта книга укрепляет, дает надежду, зовет молиться дальше и дальше. Побольше бы такого "отсутствия благодати"!

По моему мнению эта книга больше зовёт посетить их монастырь
и прикупить сувениров. Что конечно хорошо.

Не может в популярной книжке быть секретов,
всё что реально позволяет боротся с грехом,
передаётся только от старца к послушнику в глубокой тайне.
Вы ее читали? Вы в этом монастыре были? Пробовали добраться туда?

Вади-Натрун - впадина в Ливий­ской пустыне, с пресными источни­ками и солеными озерами. Во времена фараонов там добывали натрон - соль, использовавшуюся в процессе мумификации. В истории христианства это место известно как Натрийская пустыня. В начале нашей эры в Вади-Натрун бежали от преследований со стороны рим­лян первые христиане. Когда в нач. IV в. христианство было легализо­вано, в Вади-Натрун возникло око­ло 50 монастырей. Из них сохрани­лись четыре - Св. Макария (подъ­езд - на запад от шоссе, со стороны г. Садат), Св. Бишоя, Суриан и Барамос (подъезд - к западу от шоссе, от придорожных комплексов Ваnk off  Alexandria и Master).

ПС А остальные книги написаны для того, чтоб сувениры купить на Афоне не напрягая зада... Простите...вспыхнул..
http://www.egyptstyle.ru/natron_wadie
Монастырь Макария Великого, восстановленный трудами монашеской общины под руководством о.Матфея http://www.stmacariusmonastery.org/eabout.htm

Монастырь выглядит как настоящая крепость.
Re: Слова ободрения на пути умного делания
« Ответ #29 : 15 Июль 2012, 20:52:04 »
Однако вы должны знать что и вера ваша не будет постоянной по мере прохождения пути. Иногда она может ослабевать и даже оставлять вас, и на пути по пустыне вы будете вспоминать и искать ваши прежние удовольствия. Ваше сердце будет тосковать по оставленному Египту и его сытости. Ваше эго будет вопрошать вас: «Зачем ты меня вывел в пустыню?». Вы будете голодать по мясу, искать знаков и знамений на пути, но не дастся вам. Многие спросят: «Где мы, какова цель этого пути, зачем мы вообще по нему пошли?»
Трогательно излагал о.Матта аль-Мескин.