Исихазм



23 Августа 2019, 13:46:46

Автор Тема: Чувственная молитва  (Прочитано 17059 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Чувственная молитва
« Ответ #15 : 28 Апреля 2005, 17:40:33 »
Цитата: Vladimir
Стяжание Духа Святаго это цель жизни христианина.А покаяние средство.Кстати таинство исповеди еще называют и покаянием. ... И не надо путать покаяние с унынием..


Всё правильно, Владимир. Но некоторые всё же путают.

Цитата: Vladimir
Евгений, скажите в каком конкретно творении свт. Игнатия вы прочитали такие страшные вещи. Иначе получится, что вы бездоказательно возводите хулу на почившего архиерея.


Это я писал о мнениях "школы" (не "его школы", а некого "течения", которое часто ссылается на свт. Игнатия). Конкретно такого свт. Игнатий не писал, но вообще в его трудах присутствует некий пессимизм, видимо он предчувствовал падение России и трагедию русской церкви, да и состояние русской церкви в его времена было действительно далеко не здоровое. У него много пессимистических высказываний, например: "времена подвижников прошли", "в наше время спасаются не подвигами, а только смирением" (смирением кстати во все времена спасаются, но это не противоречит подвижничекой жизни), "в наше время нет духоносных отцов, оскуде преподобный", и т.п. (привожу по памяти). В своих статьях о прелести он подробно описал опасности и подводные рифы молитвенной жизни, подытожив опыт св. отцов, однако нагнал в них столько страха перед прелестью, что многие читающие их на всю жизнь остаются парализованы страхом перед Иисусовой молитвой, не понимая, что они в уже прелести находятся и никогда из неё выходили, согласно тому же учению свт. Игнатия.

Многие, начитавшись и впитавши в себя эти высказывания свт. Игнатия и применяя их к нашему времени, впадают в некое унылое оцепенение и ощущение безнадёжности, боятся даже и приступать к молитвенной и подвижнической жизни, считая это несмирением и путём, ведущим напрямую в погибель прелести, если проходить его без опытных наставников, которых в наше время, как считается, нет совсем. Я бы не писал этого если бы таких людей не встречал.

Anonymous

  • Гость
Чувственная молитва
« Ответ #16 : 29 Апреля 2005, 09:34:50 »
Sergey писал:
Цитировать
Истинное покаяние - настоящий христианский путь

Именно так учат святые отцы Церкви Христовой.

Цитировать
"покаяние", специально взял в кавычки(если Вы внимательно смотрели) часто является синонимом уныния

Этого я святоотеческих писаниях не встречал.И ,наверное, лучше называть все своими именами во избежание недоразумений.

Вы меня простите!

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Чувственная молитва
« Ответ #17 : 30 Апреля 2005, 00:40:37 »
О небходимости смирения и покаяния никакого спору нет (по крайней мере с моей стороны), но иногда действительно чувствуется какой-то излишний пессимизм и уныние что ли.
  Есть, конечно, обрядовая часть, которая требует поклонов в нужное время и т. п. Но у меня, например, бывало такое ощущение, когда мне в Храме хотелось распрямиться во весь свой рост, ничего не сгибать и не прятать, а как бы наоборот - показать себя всего Господу с чувством - вот я весь, такой какой есть пришел и хочу не прятать лицо, а показать его и вобрать в себя весь дух Храма (ну, то что смогу, конечно).
 Причем я не могу сказать, что в эти моменты у меня не было смирения или покаяния, просто может быть их принято выражать в несколько другой форме, но важнее все же не форма, а содержание. Или это что-то, противоречащее Вере? Ведь на всех практически иконах и росписях можно видеть апостолов со склоненными головами, а где уж мне до них?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Чувственная молитва
« Ответ #18 : 05 Мая 2005, 00:37:39 »
Цитата: Evgeny


Оскорбляестя ли Бог нашими действиями:

“Бог благ, бесстрастен и неизменен. Те, кто считают разумным и правильным утверждать, что Бог не изменяется, вполне могут спросить, как в таком случае возможно говорить, что Бог радуется о тех, кто праведен, являет Свою милость тем, кто чтит Его, и, напротив, отворачивается от злых и гневается на грешников. На это нужно ответить, что Бог не радуется и не гневается, так как и радоваться, и гневаться – это страсти. Он также не может быть подкуплен делами тех, кто чтит Его, ибо это означало бы, что Он чувствителен к удовольствию. Неправильно думать, что Божество испытывает удовольствие или неудовольствие по человеческим меркам. Бог благ, и Он всегда дарует только благословение и никогда не причиняет вреда, всегда оставаясь неизменным. Мы, люди, со своей стороны, если становимся совершенней, то через сходство с Господом соединяемся с Ним, но если не уподобляемся Ему и становимся злы, то по несходству с Ним разрываем связь и удаляемся от Него. Живя в святости, мы прокладываем себе путь к Богу; но, становясь злыми, мы делаем Его своим врагом. Не то, чтобы Бог гневался на нас по-судейски, но это наши собственные грехи препятствуют Ему пребывать в нас и делают нас доступными для демонов, которые мучают нас. И если благодаря молитве и милостыне мы получаем освобождение от грехов, это не значит, что мы тем самым расположили к себе Бога и вынудили Его измениться, но – что благодаря нашим усилиям, покаянию и стремлению к Божеству, мы излечились от наших пороков и вновь стяжали радость пребывания в благодати Божией. Таким образом, утверждать, что Бог Сам отворачивается от грешника так же нелепо, как сказать, что солнце скрывает себя от слепого”
св. Антоний Великий


Христос воскресе!
Неясны мне слова св. Антония Великого: "И если благодаря молитве и милостыне мы получаем освобождение от грехов, это не значит, что мы тем самым расположили к себе Бога и вынудили Его измениться".
Складывается впечатление, что мы взываем к Богу со словами "помилуй", а "милостыня" отпускается нам, как бы автоматически, по мере нашего уподобления Господу. Здесь не видно личного отношения человеческой души с Богом. Лучше сказать, личного отношения Бога с человеком. Получается, что все зависит только от наших усилий. Бог бесстрастен, а для меня как для "психика" слышится за этим - равнодушен. Совсем иначе взаимотношения Бога и человека представлены в искушении св. Антония. :?:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10856
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Чувственная молитва
« Ответ #19 : 05 Мая 2005, 01:31:11 »
Бесстрастность Бога не есть равнодушие. И если мы говорим о личных отношениях с личным Богом, то должны понимать, что Он - Сверхличность, и многие действия Его нами могут восприниматься как безличностные. В наших усилиях открыться и довериться Богу, Его Воля и Его Милость войти в нас. Но Воля и Милость Божия отлична от человеческих, Он ведет Себя не как земной царь или судья, Его не умилостивишь количеством молитв, не подкупишь суровой аскезой, не уговоришь исполнением всем канонов - эти усилия человеческие бесполезны. Его можно впустить в себя - открыть запертые двери своего сердца, предуготовить и опустошить ум, ждать, звать, алкать... Это и есть личные отношения человека с Богом, которые начинают выстраиваться постепенно. А от механических и эгоистических усилий зависит другое, не Божие.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Чувственная молитва
« Ответ #20 : 05 Мая 2005, 01:42:11 »
Цитата: Alexander
Бесстрастность Бога не есть равнодушие. И если мы говорим о личных отношениях с личным Богом, то должны понимать, что Он - Сверхличность, и многие действия Его нами могут восприниматься как безличностные. В наших усилиях открыться и довериться Богу, Его Воля и Его Милость войти в нас. Но Воля и Милость Божия отлична от человеческих, Он ведет Себя не как земной царь или судья, Его не умилостивишь количеством молитв, не подкупишь суровой аскезой, не уговоришь исполнением всем канонов - эти усилия человеческие бесполезны. Его можно впустить в себя - открыть запертые двери своего сердца, предуготовить и опустошить ум, ждать, звать, алкать... Это и есть личные отношения человека с Богом, которые начинают выстраиваться постепенно. А от механических и эгоистических усилий зависит другое, не Божие.


Можно поподробнее про Сверхличность?
У св. Антония получается что Бог это абсолютный закон на подобие закона тяготения. В то же время Иисус Христос ведь личность. Или Он был личностью только когда ходил по земле, и страдал, и радовался, и гневался? Или я чего-то не понимаю? Я далёк от представления, что Бог есть подобие земного царя или судьи, но всё же то, что люди приходят к Нему разными путями не есть ли доказательство Его личного участия в судьбе каждого. Если бы Он был законом, то и одинаковыми были пути к Нему.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Чувственная молитва
« Ответ #21 : 05 Мая 2005, 02:30:02 »
Я согласен что сравнение с солнцем не самое удачное. Грех ослепляет духовные очи человека, и чтобы вновь увидеть Нетварный Свет ему необходимо духовно прозреть, но сам по себе он прозреть не может, только Бог может исцелить от духовной слепоты. Об этом говорят многочисленные евангельские притчи об исцелении Христом слепых. Потому спасение - дело рук не только самих спасаемых. Спасение требует и усилия человека, и вмешательсва Спасителя.

"Господь отверзает очи слепым" Пс. 148

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10856
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Чувственная молитва
« Ответ #22 : 05 Мая 2005, 03:05:43 »
***У св. Антония получается что Бог это абсолютный закон на подобие закона тяготения.***

Св.Антоний говорит так, опираясь на Писание: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

И злые, и добрые под благодатью, как под лучами солнца, и проращивают они зерно своей души, поливаемые дождем Его живительной силы.

Личностное присутствие Господа открывается и постигается самим человеком изнутри. Мы же по обетованию - сыны Божии, в нас самих происходит встреча и соединение человеческого и Божественного в радости, страданиях... Человеческое же не отменяется, а преображается в Божественном Свете.

Есть личностная встреча с Господом в сердце. Это путь святых Божиих. И есть сверхличностная встреча с Богом, дарованная бесстрастным, стяжавшим ум Христов. Св.Антоний говорит с упором на бесстрастие.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Чувственная молитва
« Ответ #23 : 05 Мая 2005, 11:20:11 »
Цитата: Alexander


 Его можно впустить в себя - открыть запертые двери своего сердца, предуготовить и опустошить ум, ждать, звать, алкать...

Да, да... Как верно сказано! Многие годы стремлюсь к умному деланию. Временами "заряжаюсь" в монашеских бдениях, но это происходит так не часто, а мирская суета быстро опустошает. Об этом на форуме уже не раз говорилось. Хорошо сейчас понимаю одно: можно сколь угодно много жаловаться на суету, но от этого она не убавиться.  А можно, живя в миру, постепенно избавляться от укоренившихся привязанностей к предметам сего мира и уберегаться от новых, и, таким образом, свести суету к минимуму. Конечно, все это - азбука христианской жизни. Но всякий раз она читается для меня по-новому.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10856
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Чувственная молитва
« Ответ #24 : 05 Мая 2005, 13:14:42 »
Цитата: Igor

  Временами "заряжаюсь" в монашеских бдениях, но это происходит так не часто, а мирская суета быстро опустошает.


Sergey приводил в другой теме слова св. Нифонта Цареградского:
в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением...

Путь делания, растворенного смирением, - через мирскую суету - скрывает делателя от людей лучше, чем потаенные кельи, горы и леса.
 

Поиск