Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы - 2  (Прочитано 103639 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #195 : 14 Июль 2011, 20:44:24 »
простите но я не совсем понимаю.
давайте по очереди
1)держать внимание в голове.    это как?
Это невозможно объяснить если нет ТАКОГО же вИдения...
Однако попробую...
Я вижу область головы, груди..если надо + чрево...но...это не всегда возможно...зависит не от меня...и зависит от грехов...если сильно нагрешить...пуститься во все тяжкие...то вИдение может почти совсем закрыться...и молитва превратиться почти в ноль...в бесчувственное словоповторение робота...
Вижу эти области и во время сосредоточенной молитвы в уединении...и во время работы...но во время работы в меньшей степени...не так чётко...и часто внимание уходит изнутри наружу...оставляя внутри лишь часового...который подаёт тревогу при возникновении чего то вражеского...
Это вИдение...это как бы часть ума видит не глазами...а как бы душой, умом..."душевными очами" по с.о...

И ещё для взаимопонимания...когда у меня спрашивали КАК ЭТО в гортани?...я спрашивал в ответ...А где у вас идёт молитва...ответ: не знаю...а это значит в голове...когда не знаю где, это в голове...
Я в самом начале произнося молитву пристально смотрел(вмещал ум в слова молитвы)...а когда смотришь в слова, смотришь в ту область где они произносятся...и первое что я увидел было пространство головы...и помыслы сыплющиеся как из рога изобилия, со всех сторон...а точнее неизвестно откуда...
А после того когда появилась возможность хоть как то удерживать помыслы вне слов молитвы...то появилась возможность уводить внимание ниже-к гортани...
Что то в этом роде...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #196 : 14 Июль 2011, 21:16:01 »
Я вижу область головы, груди..если надо + чрево...

правильно ли я Вас понял.
что Вы анатомически видите все это?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #197 : 14 Июль 2011, 21:26:23 »
В голове держать внимание - просто сначала сконцентрироваться на внутреннем ощущении в голове, как мы это может сделать с рукой, с ногой, с любым участком тела - сосредоточиться на том, что он чувствует... Далее уже всплывают местные явления - сосредоточения помыслов, ощущений, токов душевных сил, напряжений мышечных и т.п.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #198 : 14 Июль 2011, 21:32:47 »
В голове держать внимание - просто сначала сконцентрироваться на внутреннем ощущении в голове, как мы это может сделать с рукой, с ногой, с любым участком тела - сосредоточиться на том, что он чувствует...

на внутреннем ощущении в голове

Вы при этом представляете, или видите голову?
ощущение в голове - это как то физически?
КАК?

Далее уже всплывают местные явления - сосредоточения помыслов, ощущений, токов душевных сил, напряжений мышечных

что Вы делаете с тем, что всплывает?

Вы его принимаете..
просто рассматриваете...
не принимаете...
углубляетесь в виденное...

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #199 : 14 Июль 2011, 21:37:19 »
Вижу эти области и во время сосредоточенной молитвы в уединении...

Все же мне не понятно это вИдение - анатомическое?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #200 : 14 Июль 2011, 21:37:48 »
Тут наверное речь о механизмах помогающих молитве...если держать внимание в голове...о ВОЗГРЕВАНИИ чувств не может быть и речи...зато тишина ума достигается скорее, нежели в груди...
ну да главное всегда помнить, что ВОЗГРЕВАНИЕ чувств это лишь механизм, необходимый.. Но есть и более тонкие умные явления, связанные с концентрацией и близкие безвидной памяти Божией, как-то естественный свет внутри тела и другие танственные ощущения, рождающиеся в центрах телесных, которые в длительной практике можно начать путать с самой безвидной памятью Господа и устремлением к нему, которые тоже видятся как нечто световидное.
К тому же, например, у меня после причастия, теплота остается в груди и во всем теле, если увожу внимание в голову или за тело. Но если гашу саму молитву в суете, то и теплота благодатная глохнет - т.е. она зависит от молитвы, но не от места концентрации. Бывает даже увеличивается в утробе, когда молюсь в голове.. вот так. Ну мы поняли друг друга, главное не путать эмоциональное тепло с благодатным, и тонкие явления и собственный свет ума и души с памятью Божией.

А насчет Света ты зря, я же тебе столько цитат нашел, что Дух просвещает и страстный , в теме "ктонибудь уже получил непрестанную молитву"... как новокрещаемых достойно всех провещает, так и искренно кающегося грешника может посетить.

А про гортань вроде писал Никодим Святогорец, надо поискатьждающиеся в центрах телесных, которые в длительной практике можно начать путать с самой безвидной памятью Господа и устремлением к нему, которые тоже видятся как нечто световидное.
К тому же, например, у меня после причастия, теплота остается в груди и во всем теле, если увожу внимание в голову или за тело. Но если гашу саму молитву в суете, то и теплота благодатная глохнет - т.е. она зависит от молитвы, но не от места концентрации. Бывает даже увеличивается в утробе, когда молюсь в голове.. вот так. Ну мы поняли друг друга, главное не путать эмоциональное тепло с благодатным, и тонкие явления и собственный свет ума и души с памятью Божией.

А насчет Света ты зря, я же тебе столько цитат нашел, что Дух просвещает и страстный , в теме "ктонибудь уже получил непрестанную молитву"... как новокрещаемых достойно всех провещает, так и искренно кающегося грешника может посетить.

А про гортань вроде писал Никодим Святогорец, надо поискать

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #201 : 14 Июль 2011, 21:39:38 »
Я вижу область головы, груди..если надо + чрево...
правильно ли я Вас понял.
что Вы анатомически видите все это?

Не знаю, как у mirnestranik, но вообще-то это видение не анатомическое. Могу предположить, что у некоторых людей возможно как бы наложение анатомии на такое видение. Это иное, умное или (здесь) душевное, пространство, которое некоторым образом согласовано с физ.телом (анатомией, по Вашему).

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #202 : 14 Июль 2011, 21:42:02 »
...и первое что я увидел было пространство головы...и помыслы сыплющиеся как из рога изобилия, со всех сторон...а точнее неизвестно откуда...

я так понимаю это - вИдение, Вы видите как бы представляя но не прилагая какие то к этому усилия. ("Ну как видео по телевизору") - простите за возможно не удачное сравнение

А после того когда появилась возможность хоть как то удерживать помыслы вне слов молитвы...то появилась возможность уводить внимание ниже-к гортани...

внимание ниже к гортани?
Это как ?
опять же не совсем понятно..
Вы пытаетесь представить себе гортань? как орган (анатомический)?

Извините возможно мои вопросы глупы...но мне действительно интересно...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #203 : 14 Июль 2011, 21:52:15 »
В голове держать внимание - просто сначала сконцентрироваться на внутреннем ощущении в голове, как мы это может сделать с рукой, с ногой, с любым участком тела - сосредоточиться на том, что он чувствует...

на внутреннем ощущении в голове

Вы при этом представляете, или видите голову?
ощущение в голове - это как то физически?
КАК?

Нет, просто концентрируюсь. Ощущения в голове? Ну как, вот вы как-то чувствуете свою голову? Просто акцентируя внимание на определенном участке или на всей голове внутри, на этом имеющимся врожденном чувстве. Мы же не бесчувтсвенны, чувствуем свое тело неким образом.
Далее уже всплывают местные явления - сосредоточения помыслов, ощущений, токов душевных сил, напряжений мышечных

что Вы делаете с тем, что всплывает?

Вы его принимаете..
просто рассматриваете...
не принимаете...
углубляетесь в виденное...
оно не совсем с нуля всплывает, и до этого осознается, но в процессе концентрации становится ясно , что это вот "явление" связано как-то с этим вот местом.. То есть невозможно принять его или не принять, оно и так было и есть. Можно пуститься вслед помыслов, и не концентрируясь в голове. А так вообще действия обычны при молитве - внимать только ей. Ну а уж если что-то надо предпринять очевидное, то все поступки возможны: как например заглушить помыслы в голове, если мешают очень, или возгреть покаянный настрой в груди, если его нет...

Вообще видения и ощущения внутренние так широки, что тут трудно все описать. Ибо бывают очень тонкие явления на молитве, и от разных концентраций в теле... Предлагаю прочесть тему "как понастоящему замолчать уму?" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2404.0 , там мы много спорили о внутреннем видении

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #204 : 14 Июль 2011, 21:54:17 »
то и теплота благодатная глохнет - т.е. она зависит от молитвы, но не от места концентрации. Бывает даже увеличивается в утробе, когда молюсь в голове.. вот так. Ну мы поняли друг друга, главное не путать эмоциональное тепло с благодатным, и тонкие явления и собственный свет ума и души с памятью Божией.
Да...правда что есть теплота духовная, я видимо не знаю...это что как телесное тепло?...а тепло телесное сопровождает?...т.е.тело разогревается?...
А насчет Света ты зря, я же тебе столько цитат нашел, что Дух просвещает и страстный , в теме "ктонибудь уже получил непрестанную молитву"... как новокрещаемых достойно всех провещает, так и искренно кающегося грешника может посетить.
Ну...у меня просто его нет пока... и думаю что нет из-за страстности...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #205 : 14 Июль 2011, 22:07:17 »
то и теплота благодатная глохнет - т.е. она зависит от молитвы, но не от места концентрации. Бывает даже увеличивается в утробе, когда молюсь в голове.. вот так. Ну мы поняли друг друга, главное не путать эмоциональное тепло с благодатным, и тонкие явления и собственный свет ума и души с памятью Божией.
Да...правда что есть теплота духовная, я видимо не знаю...это что как телесное тепло?...а тепло телесное сопровождает?...т.е.тело разогревается?...
Насколько помню,когда замерзал - нет. Она просто ласкает тело неизреченно, тихо и успокоительно, исполняя веселия и его, помимо души, какбы греет, точнее лелеет плоть по всему "периметру". И сразу понятно - любовь Божия и нетленная радость, такой играющий, искрящий внутренний мир и любовь ко всему наполняют душу и тело одновременно, мир чувствуется в теле. Вот так Такое у меня ярче всего от причащения приходило, но и от молитвы тоже, скорее все-таки от чтения. Силуан говорил, что некоторым полезнее чтение...

А насчет Света ты зря, я же тебе столько цитат нашел, что Дух просвещает и страстный , в теме "ктонибудь уже получил непрестанную молитву"... как новокрещаемых достойно всех провещает, так и искренно кающегося грешника может посетить.
Ну...у меня просто его нет пока... и думаю что нет из-за страстности...
не знаю, ты писал о таких посещения божественного сострадания... Мне кажется тебе надо упражняться в безмолвной памяти Божией и Силуановом "держи ум в аду", тогда все и прояснится.. Посещение Света оно ведь невыразимо, ни бело, ни красно, а собственно и есть эта Любовь, только в безвидном, какбы в мраке "сконцентрированном" виде, клубке, прикосновении, дыхании.. Просто мне кажется ты немного блокируешь ум в таких мистических переживаниях, которые ты описывал..имхо

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #206 : 14 Июль 2011, 22:21:05 »
Все же мне не понятно это вИдение - анатомическое?
:-)...конечно же НЕТ...
Я не вижу органов...не вижу тела вообще...это как в другом измерении...даже нельзя видеть движения телесных энергий...не привязывать к ним внимания...видится только облать ограниченная контурами тела...видится как тёмный\чёрный фон...причём всякие круги пятна, относятся к образам и отгоняются...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #207 : 14 Июль 2011, 22:21:41 »
я так понимаю это - вИдение, Вы видите как бы представляя но не прилагая какие то к этому усилия. ("Ну как видео по телевизору") - простите за возможно не удачное сравнение
Да сравнение не очень удачное...и неудачно тем что асооциируется с образом...т.е. нельзя что бы вИдение подменилось образом...я это подмечать стал когда грудь стал видеть...т.е. может быть подмена фантазией ума...а определить можно покрутив головой...если образ, то он(область) будет перемещаться вместе с головой...а если правильное вИдение то не движется вместе с головой...а остаётся...и...даже если открыть глаза...
внимание ниже к гортани?
Это как ?
опять же не совсем понятно..
Вы пытаетесь представить себе гортань? как орган (анатомический)?
Я сначала собираю взгляд при закрытых глазах как бы через веки смотря в середину груди...а потом как бы направляю внутренний взгляд к затылку, чуть втягивая внутрь глазные яблоки...а потом увожу видимую область вниз в грудь...НО...это моя специфика...т.е мне ТАК удобнее...у других по другому...
Извините возможно мои вопросы глупы...но мне действительно интересно...
Я думаю ВСЕ это поняли :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #208 : 14 Июль 2011, 22:22:09 »
Под руку подвернулось:
Цитировать
пр.Григория Синаита
--------------------------------------------------------------
Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя"! Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые. Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.
     Когда в таком труде изнеможет ум, и возболезнуют тело и сердце от напряженного водружения частого призывания Господа Иисуса, тогда встань и пой, или упражняйся в размышлении о каком-либо месте Писания, или в памяти о смерти, или займись чтением, или рукоделием, или другим чем
-----------------------------------------------------------
ТО ЖЕ САМОЕ В ГРЕЧЕСКОМ ОРИГИНАЛЕ
Каким образом следует совершать молитву. Соломон сказал: Утром сей семя твое - разумеется молитвы — и вечером не давай отдыха руке твоей, чтобы молитва, имея случайный перерыв своего постоянства, не лишилась [заслуженного] жребия в час услышания, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее (Еккл. 11, 6). С утра, сидя на скамье вышиной в 3/4 фута, принудь ум из места начальствования, [или из головы], сойти в сердце и удержи его в нем. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее [от напряжения] испытывая чувствительную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Затем посредством самостеснения и утруждения часто и как бы со скорбным расположением духа всегда имей вкушаемыми постоянно наподобие одной пищи три имени, [только что упомянутые]. Вкушающие меня, говорится, будут алкать еще более (см.: Сир. 24, 23). Переведя ум на другую половину молитвы, говори: Сыне Божий, помилуй мя. Многократно прочитывая эту половину [молитвы], ты не должен часто по лености переменять ее [на первую]. И растения, пересаживаемые часто, не укореняются. Далее, сдерживай дыхание легких, чтобы не дышать без необходимости, так как слышание вылетающих из сердца вздохов омрачает ум, рассеивает мысли и, изгоняя ум из сердца, предает его плену забвения или вместо того незаметно настраивает его на заботливость о другом, чего приобретать не следует. Если же увидишь нечистоты коварных духов, то есть помыслы, восстающие или преобразующиеся в твоем уме, не изумляйся, не останавливайся на них, хотя бы тебе вспоминались и добрые объяснения некоторых вещей, и не вникай в них, но, насколько возможно сдерживая дыхание, заключая ум в сердце и повторяя без перерыва постоянно призывание Господа Иисуса, ты скоро пожжешь и оттеснишь помыслы, невидимо бичуя их Божественным именем. Потому и Лествичник говорит: "Именем Иисуса бей врагов, так как ни на небе, ни на земле нет никакого более крепкого оружия"

-----------------------------------------
СОЧИНЕНИЕ
БЛАЖЕННАГО СТАРЦА СХИМОНАХА и АРХИМАНДРИТА
Паисия Величковскаго
Настоятеля Нямецкаго и других монастырей в Молдавии и основателя Русскаго Ильинскаго скита на Афоне.
--------------------------------------------------------
Глава 6-я.

О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы..

    В древния времена это всесвятое делание умной молитвы возсияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. По этой причине и св. отцы наши, пиша о нем, изъявляли только происходящую от него неизреченную духовную пользу, не имея, как я думаю, нужды писать о самом опыте этого делания, приличествующем новоначальным. Если же где несколько и писали об этом, то и это только для знающих опыт этого делания – очень ясно; а для незнающих – вовсе непонятно. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться ноаоначальным, и входить умом в страны сердечныя, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву. Этих-то отцев само Божественное учение об этом предмете нужно представить на среду.

     Святый Симеон Новый Богослов о начале этого делания говорит так: «Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, возсылал молитвы к Богу. И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладиться, то не будет уже исходить из места сердечнаго. И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам зде бытии (Мф. 17, 4). И осматривая непрестанно сердечныя места, он изобретает некоторый способ прогонять все, всеваемое там, вражеские помыслы». И ниже еще яснее говорит он об этом так: «Едва только ум найдет место сердечное, немедленно видит то, чего никогда не видал: видит он среди сердца воздух, и себя всего светлым и полным разсуждения. И с тех пор, откуда бы не показался помысел, прежде, нежели он войдет и изобразится, немедленно прогоняет его и уничтожает призыванием Иисуса Христа. Отселе ум, получив памятозлобие к бесам, двигает против них естественный гнев, гонит и низлагает мысленных супостатов. И прочему научишся с помощию Божиею посредством блюдения ума, держа в сердце Иисуса» (Слово о трех образах молитвы).

    Преподобный Никифор Постник, научая еще яснее о входе умом в сердце, говорит: «Прежде всего пусть будет жительство твое безмолвно, безпопечительно и со всеми мирно. Потом, войдя в клеть твою, затворись, и сев в каком-нибудь углу, сдела, что я тебе скажу. Знаешь, что дыхание, которым дышем, есть этот воздух; выдыхаем же его ничем иным, как только сердцем. Оно-то причина жизни и теплоты тела. Привлекает же сердце воздух, чтобы посредством дыхания выпустить вон свою теплоту, и доставить себе прохладу. Причина этого действия, или лучше сказать – служитель, есть легкое, которое будучи создано Создателем – редким, как насос какой, удобно вводит и выводит окружающее, то есть, воздух. Таким образом сердце, привлекая посредством воздуха холод, и испуская теплоту, совершает непрестанно то отправление ради котораго оно устроено к составлению жизни. Ты же сев, и собрав ум свой, понудь войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, то последующее за сим будет уже не невесело и не нерадостно». И ниже: «Поэтому, брат, приучи ум не скоро выходить оттуда; потому что сначала он очень скучает от внутренняго затвора и тесноты. Когда же приобыкнет, то уже не терпит скитаться вне, потому что царствие небесное находится внутри нас: его-то когда разсматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Если сразу, как сказано, войдешь умом в сердечное место, которое я показал тебе: то воздай благодарение Богу, и прославь, и взыграй, и держись этого делания постоянно, и оно научит тебя тому, чего ты не знаешь. Надо же знать тебе и то, что ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать. Это, содержа ум не высящимся, сохраняет его неуловимым и неприступным для прилогов вражиих, и возводит его повседневно в любовь и желание Божественное. Если же, потрудившись, брат, много, не возможешь войти в страны сердца, как мы тебе повелели: то сделай, что скажу тебе, и при помощи Божией найдешь искомое. Известно тебе, что словесность каждаго человека находится в персях: здесь, внутри персей, и при молчании уст, мы говорим и разсуждаем, и произносим молитвы и псалмы и прочее. Этой-то словесности, отняв от нея всякий помысл (можешь это, если захочешь), дай говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, - и понудься это, вместо всякой другой мысли, постоянно взывать внутри. Когда же ты это подержишь некоторое время, то этим отверзется тебе сердечный вход, как мы тебе написали, без всякаго сомнения, как мы и сами узнали из опыта. И придет к тебе, с многовожделенным и сладким вниманием, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир, и прочия».   

      Божественный Григорий Синаит,  уча о безмолвии и молитве, как должно в нем сидеть, говорит: «Иногда должно сидеть на стульце, ради труда; иногда и на постели немного до времени, для отрады. В терпении же должно быть твое сиденье, ради сказавшаго, что в молитве должно терпеть (Лук. 18, 1), и нескоро вставать, малодушествуя по причине трудности болезни и умнаго взывания и частой напряженности ума. Так вещает Пророк: болезни объяша мя аки раждающия (Иер. 8, 21). Итак поникши долу, и ум собирая в сердце, если отверзлось тебе твое сердце, призывай на помощь Господа Иисуса. Боля же раменами, часто болезнуя головой, терпи то усиленно и ревностно, взыскуя в сердце Господа: нудящимся принадлежит царство небесное, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12),» и прочее. И еще, как должно произносить молитву, говорит: «Отцы сказали так: иной говорит: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – все; иной же – половину: Иисусе, Сыне Божий помилуй мя! - и это удобнее, по причине немощи еще ума и младенчества. Не может же никто сам собою, без Духа, тайно именовать Господа Иисуса – чисто и совершенно, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3); но, как немотствующий младенец, совершить ее членами еще не может. Не должен же он по лености часто переменять призывания имен; но редко – для удержания. Опять: иные учат произносить ее устами, другие же – умом; а я допускаю и то и другое. Иногда ум изнемогает, соскучившись говорить; иногда же – уста. Поэтому должно молиться обоими – и устами и умом; однако безмолвно и несмущенно должно взывать, чтобы голос, смущая чувство и внимание ума, не препятствовал, пока ум, обыкнув в деле, преуспеет, и примет от Духа силу – крепко и всячески молиться. Тогда уж не нуждается он говорить устами, и даже не может, будучи в состоянии творить делание совершенно одним умом».

    Итак, вот вышепомянутые святые отцы, как показано, представляют очень ясное учение и опыт обучения умному деланию для новоначальных. А от этого учения можно уразуметь и учение прочих Святых об этом делании, изложенное более прикровенно.

    Богу премилостивому слава, честь, поклонение и благодарение в безконечные веки. Аминь. 
===============================================================================================
Неизвестный афонский исихаст
Трезвенное созерцание. слово 1.

тогда пусть соберет свой ум от внешнего рассеяния мирскими предметами. Преклонив голову прямо на грудь, пусть попробует найти место в середине груди и там внутри, поставив все свое внимание как некоего неусыпного и опытного стража и надсмотрщика, начнет проговаривать молитву с небольшим понуждением и сокрушением, не приводя в движение гортань и не двигая языком, но изводя ее из глубин сердца, как сказано: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Еще, когда он будет так произносить молитву, пусть сдерживает немного свое дыхание.

Кроме того, в тот час ум его пусть совершенно не оставляет того места, где произносится молитва. И когда оно начнет согреваться, тогда пусть он говорит все с бoльшим усилием, как сказано: Пойдут от силы в силу. 
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #209 : 14 Июль 2011, 22:31:56 »
  Она просто ласкает тело неизреченно, тихо и успокоительно, исполняя веселия и его, помимо души, какбы греет, точнее лелеет плоть по всему "периметру". И сразу понятно - любовь Божия и нетленная радость, такой играющий, искрящий внутренний мир и любовь ко всему наполняют душу и тело одновременно, мир чувствуется в теле.
Понятно...
Мне кажется тебе надо упражняться в безмолвной памяти Божией и Силуановом "держи ум в аду", тогда все и прояснится..
Безмолвную память стараюсь преобрести...а "держи ум во аде"...как то не идёт мне кажется...думаю что тупо падаю в уныние...и...жена всё время-не люблю когда ты грустный...
Нет всё таки я НЕ ПОНИМАЮ что такое сокрушение...мда...а тупо радоваться что то в последнее время надоело...кажется что большую часть времени ТАКАЯ радость телесна...по тому и не нравится...
Посещение Света оно ведь невыразимо, ни бело, ни красно, а собственно и есть эта Любовь, только в безвидном, какбы в мраке "сконцентрированном" виде, клубке, прикосновении, дыхании.. Просто мне кажется ты немного блокируешь ум в таких мистических переживаниях, которые ты описывал..имхо
Ой...это наверняка...я же осторожен как старый пёс :-)...и трусоват :-)...
Ну и...в любом случае когда что то будет...то...замечу...я так понимаю ЭТО нельзя не заметить...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.