Исихазм

Автор Тема: О Кастанеде  (Прочитано 44152 раз)

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #45 : 25 Май 2010, 13:38:32 »
Если проследить эволюцию письма Кастанеды от первых книг к последней, то можно сделать неприятное открытие: тексты становятся сухими и информационными. Нет глубины, нет прозрачности, нет творческой силы. И нет любви.

Да, фраза что путь "должен иметь сердце" и вся поэзия остались в первых 4 книжках. Как и Хенаро - "сокровенный сердца человек" Карлоса. А искушение систематизации его преследует всю дорогу. Думаете не справился и благодать отошла?
р.б. Антонио

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #46 : 25 Май 2010, 13:38:55 »
Там изменения после 2 книги (или третьей). ИМХО Они как путешественники без цели - уроки выживания в среде, которую считают неким образом агрессивной. А потому, что и в начале не входили с догматом любви ;)

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #47 : 25 Май 2010, 13:47:21 »
Там изменения после 2 книги (или третьей). ИМХО Они как путешественники без цели - уроки выживания в среде, которую считают неким образом агрессивной. А потому, что и в начале не входили с догматом любви ;)

Любовь возникает как необходимость. Особенно в историях дона Хенаро - юродивого, который олицетворяет для Карлоса мир (хаос) Любви, преображающей закон. Хенаро, который все никак не может вернуться домой или "любит Землю" - вершины кастанедовского образного ряда.

Но Александр прав, дальше о ней забывают, а если и вспоминают (как в эпизоде, когда Карлос жертвует своей жизнью ради "друга" и тем побеждает нерганических существ), то как будто для порядка. Это плохо и последние две книги читать было очень тяжело.
р.б. Антонио

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #48 : 25 Май 2010, 14:02:13 »

Вопрос же для меня ключевой, к которому я не вполне готов, но очень хочу подступиться - о человеческом шаблоне. Логос человека, световидный первозданный Адам в кастанедовском дискурсе превращается в "еще один технический момент". Его видение и пребывание в нем свидетельствует об определенной опытности подвижника, но не более. Более того, Дон Хуан объявляет недвусмысленно, что боговидение святых - не более, чем видение такого шаблона, доступное при надлежащей тренировке "точки сборки". Опуская то, что такая тренировка требует высокой степени трезвения и праведности, получаем по-видимости довольно мрачное учение, в котором нет места Евангельским заповедям любви.


Вопрос действительно супер сложный, и практически не разрешимый.
Помимо шаблона созданного человеческим умом, есть и такая вещь, что Господь ведь себя в образах являет. Причём в том образе, который способен воспринять человек собеседующий с Богом.
Господь, как бы и сознательно, может воспринять "клише" преждесозданное умом подвижника.   Как-бы происходит смешение существа Божьего с линиями и вапами иконы. "Правда" - сознательно может слиться с "допустимой неправдой" ради того, чтобы человек смог через каноничное клише, взойти к Первообразу.

Собственно, писание говорит абсолютно категорично: "Бога не видел никто, никогда"! (в Его непосредственном естестве).   Таким образом, "проблема" клише, уже охватывает весь комплекс религиозного мировоззрения (с богословием и литургикой включительно).

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #49 : 25 Май 2010, 14:16:09 »
Вопрос же для меня ключевой, к которому я не вполне готов, но очень хочу подступиться - о человеческом шаблоне. Логос человека, световидный первозданный Адам в кастанедовском дискурсе превращается в "еще один технический момент". Его видение и пребывание в нем свидетельствует об определенной опытности подвижника, но не более. Более того, Дон Хуан объявляет недвусмысленно, что боговидение святых - не более, чем видение такого шаблона, доступное при надлежащей тренировке "точки сборки". Опуская то, что такая тренировка требует высокой степени трезвения и праведности, получаем по-видимости довольно мрачное учение, в котором нет места Евангельским заповедям любви.

Возможный путь разматывания этого узла (если не считать конечно Кастанеду заведомым сатанистом и я не считаю) будет лежать в области недавнего разговора о различии спасения и обожения. Если мы действительно различаем эти вещи, то видение (в том числе и мистическое) замысла о человеке будет одной из ступеней постепенного процесса обожения, чем-то вроде входа в сердце, началом очередного этапа подвига. У арх. Софрония есть слова о том, что без такого видения вообще невозможно, например, истинное покаяние (неслучайно где-то в тот же период Карлос проходил очередной виток "перепросмотра" о похожести которого на покаяние даже и говорить нечего)

В целом, имхо, очень правильная мысль. Я, правда, не помню точно, как там это у Кастанеды, так как читал его очень давно, но вход в сердце, видение первозданного Адама и проч. -- это всего лишь этап, хотя и необходимый, спасения (понимаемого в христианстве как процесс на пути к обожению). Он свидетельствует об опытности подвижника, не более того, но и не менее. Никакой любви там еще нет (понимаемой как божественное свойство). Но есть уже очень многое, например, зрячая борьба с помыслами и сознательная жизнь в другом мире.

Возможен ли этот этап для мистиков других религий? Видимо, да, но другим путем и с другим результатом. Условно говоря, общее строение этого мира, зависящее от устройства души, то же самое, но другое население и другие средства общения

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #50 : 25 Май 2010, 14:37:31 »
Думаю, кастанедовское - другая тупиковая ветвь, которая сейчас будет развиваться - через прямое обращение к (тварным) силам, минуя ментальную перегородку. При этом ум развит, но умеет отходить в сторону при встрече с опытом. У всех современных религий также есть тупик - это ментальная перегородка и ментальный каркас, выражающие универсальность ментального закона. Только этот закон все больше сбоит. Посему кастанедовщина даже сильнее, она владеет умом и информацией - и при этом не ограничена законами ума.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #51 : 25 Май 2010, 14:47:25 »
(на правах бывшего поклонника)
Он называет это "эманации Орла" - почти точное соответствие нетварным энергиям Паламы. Они творят все и ежесекундно, но воспринимать их может только исключительно чистое сознание.
Впрочем это оффтоп и кажется лучше не развивать тему...
Aksuk, спасибо за ответ!  :-)

Не соглашусь, Орёл это не Бог! Если бы древние или новые видящие воспринимали нетварный свет (благодать), они бы были святыми! А Кастанеда описывает их как очень свирепых и гордых существ.
этот символизм с орлами, фениксами и т.п. везде переплетается.. Лсд, добы вместе с другими эффектами приоткрывают заслонку от духов, которую нам дал Господь: "даде им одежды кожаные". Бес ведь чаще всего примешивается через вообразительное, и без галюциногенов может давать любую цветовую иллюзию, как например Силуана преображал во внутренностях тела белый свет, оказавшийся прелестью. Или Франциск.. Киприан говорит о молниейносной славе у дьявола, мучители наример часто путали ангелов с Аполоном. Кастанеде верить весьма опасно
При видении Духом святым, красный свет, по подвижникам, скорее всего это окрас ума, вызываемый ощущаемой большой яростью, злобой приближающего существа. Григорий Синаит, кажется, говорит, что благодать знают "по вкусу", а при приближении бесов ощущается смущение, немирность, безчиние. Это выражается в зрительном восприятии души. Но, например, бес уныния (как и страсть, котороый он сам предельно болен) имеет внешний мрачно-ледяной окрас (Киприан дает подробную опись "видений" различных бесов в своем покаянии). Также например прп. Нифонт говорит Б.Матери: красный мой свет; отличая видимо его по вкусу от бесовского. Силуан о глубокой молитве говорит об отвлекающих светлых сущностях, "принимая" которые можно получить от знаний до жесточайшей брани и т.п. По внешнему окрасу они вначале привлекающе белые "звездочки", при приближении меняющие (при приближении подвижник чувством может увидеть прелесть и отогнать этот свет) размер и окрас вплоть до соприкосновения, благой (свирепство не обязательно, бывают демоны очень добрыми) прямой передачи (типа лжепрозорливости) или насилия ума. То есть бесы используют и внешне белую окраску тактически, но как правило внунтри они исполнены лютой ненависти, выражающейся в красноватом зрении, которую долго скрывать не могут от св. Духа

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #52 : 25 Май 2010, 15:03:36 »
Кастанеда великолепный фантаст: девяносто девять процентов из написанного им является фантастикой. Только один процент - правда. Но бывает посредственная фантастика, а бывает действительно высококлассная. Вот Кастанеда, как раз из последних авторов.
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Attraction

  • Гость
Re: О Кастанеде
« Ответ #53 : 25 Май 2010, 15:14:28 »
Для того чтобы судить о правде надо ее Знать..вы уверены в своих познаниях Истины?

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #54 : 25 Май 2010, 15:15:18 »
Andreas , я имел в виду вполне конкетный этап делания, описанный у К - видение логоса человека (он и есть - "шаблон", "трафарет" по которому созданы все люди), вызывающее "автоматом" экстатическую реакцию, которая есть по К не следствие видения Божества, а просто техническая помеха и которой нужно совлечься. В принципе нормальное замечание, если бы не стойкая связь в отеческом учении этого логоса с Христом. Можно наверное сказать так, что К ощущает нетронутую грехом человеческую природу, одно из естеств Христа, тогда как другое (по нашему богословию - присутсвующее в Нем нераздельно и неслиянно) вообще остается невоспринятым.

Это при том, что многие иные аспекты Божества (например восприятие восхождения как абсолютной творческой свободы) там безусловно есть. Есть "отец" (больше похожий на гностического демиурга) и неоплатоническая София (см. "темное море восприятия"), имеющая сходство со св. Духом, причем утверждается их тождество.

Ключевой вопрос - имется ли в книгах К хоть в каком-то виде учение о Сыне? Имхо, оно там разбито на куски и не проговаривается. Есть принцип построения существ и вещей мира, есть призывающая сила (в последних книгах переименованная в "Дух"), есть, наконец свобода как предельная цель (о горделивости этой свободы можно рассуждать, приводя цитаты, я пока вижу, что "путь воина" есть и путь смирения в том числе). Но Сына нет и нет усыновления. :(
р.б. Антонио

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #55 : 25 Май 2010, 15:18:48 »
Для тех, кто не читал о человеческой матрице у Кастанеды:

Цитата: Кастанеда
И он подробно описал, что представляет собой человеческая матрица. Причем рассказывал он о ней не в терминах эманаций Орла, а как о некоторой энергетической структуре, которая служит для формирования качеств человеческого существа в аморфном сгустке биологического материала. По крайней мере, так я тогда понял. Особенно после того, как он наглядно продемонстрировал мне это с помощью механической аналогии. Он сказал, что это похоже на гигантский штамп, который без конца штампует человеческие существа, как будто некий гигантский конвейер доставляет к нему заготовки и уносит готовые экземпляры. Как бы изображая ладонями пуансон и матрицу этого гигантского штампа, дон Хуан крепко сжал из, а затем вновь разжал, чтобы выпустить свежеотштампованного индивида.

Он объяснил также, что каждому биологическому виду соответствует своя матрица, поэтому каждый индивид, принадлежащий к некоторому виду, обладает свойствами, для данного вида характерными.

И дон Хуан приступил к рассказу о человеческой матрице. Рассказ этот очень сильно выбил меня из колеи. Дон Хуан сказал, что у древних видящих и мистиков нашего мира была одна общая черта - и тем, и другим удалось увидеть человеческую матрицу, но ни те, ни другие не поняли, что это такое. Веками мистики потчевали нас душещипательными отчетами о своем духовном опыте. Но отчеты эти, при всей их красоте, содержали в себе грубейшую и совершенно безнадежную ошибку - их составители верили во всемогущество человеческой матрицы. Они думали, что это и есть всесведущий творец. Примерно так же интерпретировали человеческую матрицу и древние видящие. Они считали, что это - добрый дух, защитник человека.

И только у новых видящих хватило уравновешенности на то, чтобы, увидев человеческую матрицу, трезво понять, что это такое. Они смогли осознать: человеческая матрица не есть творец, но просто структура, составленная всеми мыслимыми и немыслимыми атрибутами и характеристиками человека - всеми, какие только могут в принципе существовать. Матрица - наш Бог, поскольку все, что мы собой представляем, ею отштамповано, но вовсе не потому, что она творит нас из ничего по своему образу и подобию. И когда мы преклоняем колени перед человеческой матрицей, мы совершаем поступок, от которого весьма заметно несет высокомерием и антропоцентризмом.

Я ужасно разволновался, слушая объяснение дона Хуана. Я никогда не считал себя особо благочестивым католиком, однако его Богохульные интерпретации меня шокировали. Из вежливости я слушал, не прерывая, но в первой же подходящей паузе намеревался сменить тему. Но он продолжал безостановочно и безжалостно бить в одну и ту же точку. В конце концов я не выдержал и перебил его, заявив, что считаю существование Бога реальностью.

Он сказал, мое мнение - вопрос веры и как таковое является косвенным убеждением, а потому ровным счетом ничего не значит.

- Твоя, как, впрочем, и чья угодно, вера в существование Бога основана на том, что кто-то кому-то когда-то сказал, а не на твоем непосредственном видении, - продолжал он. - Но если бы ты даже мог видеть, ты все равно неизбежно допустил бы ту же ошибку, что и мистики. Каждый, кто видит человеческую матрицу, автоматически принимает ее за Бога.

Дон Хуан назвал мистический опыт случайным видением, одиночным попаданием, которое само по себе не имеет никакой ценности, поскольку является результатом случайного сдвига точки сборки. Он заявил, что выносить верные суждения по данному вопросу могут только новые видящие, поскольку они искоренили случайное видение, заменив его способностью видеть человеческую матрицу в любой необходимый момент.

И они увидели, что то, что мы называем Богом, есть статический прототип человеческого образа, не имеющий никакой силы, поскольку человеческая матрица ни при каких обстоятельствах не может ни помочь нам в наших действиях, ни наказать нас за неправедные дела, ни воздать нам за дела праведные. Мы - отпечаток матрицы, продукт штамповки. То, что понимается под человеческой матрицей, в точности соответствует своему названию - это образец, форма для заливки, группирующая определенную связку волокнообразных элементов, которую мы именуем человеком.

Все, что он говорил, причиняло мне самые настоящие страдания, однако его, похоже, мало трогала глубина моих переживаний. Он продолжал методически меня доставать. Он сказал, что случайные видящие совершили непростительное преступление, заставив людей вкладывать невосполнимую энергию в сосредоточение на том, что никак не может никому помочь. Чем больше он говорил, тем сильнее я раздражался. Когда я дошел до такой стадии раздражения, что готов был начать на него кричать, он сдвинул меня и состояние еще более повышенного осознания, ударив по правой стороне туловища между тазом и ребрами. Этот удар отправил меня парить в радужном свете, в лучезарном источнике мира и дивной благодати. Этот свет был небом, оазисом в окружавшей меня черноте.

Субъективно я ощущал, что время остановилось. Я видел этот свет неизмеримо долго. Описать словами все великолепие того, что я созерцал, не было никакой возможности, но понять, что именно делает это столь прекрасным, я тоже не мог. Затем я подумал, что ощущение красоты порождается чувством гармонии, мира, покоя и столь долгожданной безопасности. Дышать было так легко, я вдыхал и выдыхал, пребывая в состоянии абсолютного покоя. Какое дивное изобилие! Без тени сомнения я знал - это есть Бог, источник всего сущего, и я встретился с Ним лицом к лицу. И я знал - Он любит меня. Бог суть любовь и всепрощение - это я тоже знал. Свет омывал меня, я был очищен и спасен. Я не был властен над собой, я рыдал. В основном о себе. Этот свет и - я. Боже, как недостоин и мерзок я!

<..>

Со всей страстностью, на какую я только был способен, всматривался в этот свет. Он как бы сконденсировался, обретая форму, и я увидел очертания человека. Сияющего человека, от которого исходило благословение, любовь, понимание, искренность и истина. Человека, воплощавшего в себе всю сумму добра.

Страсть, которая охватила меня, когда я увидел этого человека, превосходила все, когда-либо мною испытанное. Я рухнул на колени. Я жаждал поклоняться воплощенному Богу, но тут вмешался дон Хуан. Он ударил меня по верхней части грудной клетки слева, возле лопатки, и я тут же потерял Бога из виду.

Я остался, охваченный мучительным чувством - некой смесью сожаления, воодушевления, уверенности и сомнений. Дон Хуан меня высмеял. Он сказал, что я набожен и легкомысленен, что из меня мог бы получиться дивный священник, а теперь к тому же и пророк - лидер религиозной конфессии, видевший Бога. И он язвительно посоветовал мне взяться за проповедничество и описывать всем то, что я видел.

А потом он с небрежным видом, но как бы заинтересованно произнес, наполовину в вопросительном, наполовину - в утвердительном тоне:

- А мужчина? Ты ведь не можешь забыть, что Бог - мужчина. Огромность чего-то неопределенного начала вырисовываться передо мной по мере того, как я обретал состояние полной ясности.

- Удобно-то как, а? - с улыбкой добавил в тот раз дон Хуан. - Бог - мужского пола. Облегчение какое!
« Последнее редактирование: 25 Май 2010, 15:34:12 от Aniks »

Mahant

  • Сообщений: 119
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #56 : 25 Май 2010, 15:34:23 »
Цитировать
Attraction

Для того чтобы судить о правде надо ее Знать..вы уверены в своих познаниях Истины?
Я знаю то, что ей не является. А Карлоса Кастанеду когда-то прочитал в собрании 12 книг + ещё Флоринду Доннер, Норберта Классена, Теуна Мареза - и это всё  красивая образность, то что способен нарисовать человеческий ум в сновидениях, галлюцинациях, воображениях сна и бодрстования - но это не то, что пребывает постоянно, оно всего лишь появляется и исчезает.
Жизнь удивительна, когда есть желание ей удивляться.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #57 : 25 Май 2010, 16:15:25 »
И нет любви.

Это самое главное что отличает православие от всего остального.....как мне кажется.
Кстати в связи с любовью, матрицами и лсд. Отснято немало трансерских фильмов об этом. Например, многим известный liquid crystal vision, в котором трансмузыканты (евреи) говорят о самом простом пути ко зрению светящегося клубка любви, в котором все вращаются - drugs, lsd... "мы называем его бог" говорят. Полная свобода действий, plur. Прослеживается ключевое в смылах подобного творчества: нет вражды с миром, нет вражды вообще ни с кем, и нет борьбы с тлением, смертью. Хотя эта экстазивная самодвижущаяся любовь главная цель, на первом месте. Всем легко доступна, нет религиозной жесткости. Просто три по шесть капель на язык...
всех с праздником Троицы!



к нам на пятидесятницу приезжал п. Варфоломей. Говорил, нужно упиваться благодатью на праздник. Мне понравился. Утром рано, перед ранней, была радуга. Всех поздравляю!

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #58 : 25 Май 2010, 18:51:55 »
Есть инфа что, братья Вачовски были, чуть ли не духовными сынами Карлоса.

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: О Кастанеде
« Ответ #59 : 25 Май 2010, 19:40:25 »
Причём тут характер испарения моего и вашего тела?
Речь не об испарениях тела, а о реальной выработке вашим телом алкоголя этанол (этиловый спирт) в качестве заместителя не вырабатываемыми в теле нужном количестве эндорфинам, которые необходимы для нормальной жизни. Алкоголик - каждый. Есть люди, у которых "водочный заводик" по разным причинам плохо работает, им приходится добавлять методом возлияния.