Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 121142 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Или ИМ для тех кто не дружит запрещена?
Расшифруйте пожалуйста.
Простите не удержался от комментария :-)...И.м. ТОЛЬКО для тех кто НЕдружит с головой :-)...так как лекарство здоровым не нужно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Я имел ввиду с головой значит внимательно и с рассуждением. Не механистически со свалом в ощущения. Прося милости мы ее получаем,и это не наша заслуга а именно милость. Но вкусив ее хоть чуть душа начинает питаться достойной пищей и стремиться к ней заставляя и ум искать ее. Молитва тогда приносит тихую радость и слезы и тишину опешевшего ума. Слезы от того, что милость Его дается если по закону то недостойному, а по Любви  Он ее все равно дает. Тут трудно возомнить себя чемто. И потом тянет уже к молитве. А собственное испорченное состояние начинает красочно вырисовываться. Но милость Его выше и она утешает. Как только начинаешь мнить свои заслуги - пища резко меняется и внимательная душа это сразу замечает. Вкус другой. Так как во всем этом есть постепенность то можно научиться распознавать. А без головы то как ни крути - лоб разобьешь. Гдето так.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

По поводу воображения и образов...если слово лишено образа, оно лишено смысла...без ВСЯКОГО образа молиться вообще НЕВОЗМОЖНО...другое дело что образ может быть, безвидным, т.е. не видео

Имхо, молитва должна быть такая, что попаляет все образы. Какой может быть образ у такой молитвы? Ну разве что "огонь попаляющий все образы":-), или лучше "яко тает воск от лица Огня", или "от Лица Его бежит небо и земля", или что-нибудь в этом роде, по возможности более безОбразное. Если нужно молитву разогревать, то это чем-то вроде последнего изречения. Тогда от Лица такой молитвы побежит не только небо и земля, но и ад сердца разверзется.

Имхо, тихий шепот, желание услышать Бога, единение со всем миром и прочие образные методы для такой -- принципиально безобразной -- молитвы не подойдут

ЗЫ: Объясните пожалуйста что такое подсознание(термин йогов и советских психиаторов :-)), чем помыслы ИЗ НЕГО отличаются от обычных...

подсознание, наверно, здесь имеется ввиду -- помыслы, приходящие из области ниже сердца; еще могут быть помыслы из области сердца или, может быть, даже из головы:-)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

  Спасибо, Александр. Весьма поучительно, и для меня вразумительно. Только...
Июния :-)...не понял...я сейчас койчё пробую...т.е. без молитвы "держу" ум без мыслей...т.е. устанавливаю внимание где то в районе затылка и в верху груди, и с достаточно весомым напряжением внутрениих сил держу тишину...т.е. как барьер, стена...за неё проходит иногда что то, но тут же это можно отбросить, и тогда некоторое время вообще тишина...ничего не всплывает...причём если гулять по улице, то видео снаружи воспринимается без анализа...за исключением "критических" образов, с которыми происходит короткая брань и полное забвение о них...
Ну да :-)...так я не понял про "живой эфир"...его что нельзя отогнать, или он вам интересен?...

И ещё...если пребываю в такой тишине, стараюсь как бы чувствовать и чувством думать о Боге, без образов и понятий, просто пребывая в чувстве слушать, как бы...и мысль такая, что моя словесная молитва не нужна вообще, по тому что является моим сотрясением воздуха, только отдаляющим от Бога...
Хотя по привычке периодами молюсь внутренней речью...или когда устаю "держать тишину"...
Вот :-)...

 Поняла тебя мой мирный странник отлично. И про без анализное восприятие окружающего тебя мира. Ты вроде прохожего, все фиксируешь, но не анализируешь. А если и втемяшется что-то, то это легким усилием воли отгоняется.
Но если сконцентрироваться в тишине ума на свой слух(начать прислушиваться , без всяких представлений о чем-либо, даже о Боге, мало по- малу начинаешь слышать то, о чем я говорила выше. Перемещение внимания на слух, при этом сохраняя тишину ума(это нетрудно ибо взаимосвязано), дает восприятия наполненности воздуха какими-то плавающими формами, которые могут проскользнуть в сознании как обрывки фраз, слов...и,главное, ты с определенностью можешь сказать какому человеку принадлежала фраза или слово. Просто мы или перебрасываем свое внимание на сердце, или на ум(чтобы утихомирить помыслы, а тут на слух.
 Ведь сказанное кем-то слово живет своей жизнью, и по всей вероятности, при физической утонченности можно его выловить из окружающей среды. Т.е оно само пробивает твою атмосферу.  У меня это происходит на спонтанном уровне ,я не думаю о том, что вот хорошо бы было услышать того-то или того-то-нет, просто то что улавливается имеет безсмысленный набор фраз, слов тех или иных знакомых мне людей. НУ ВОТ КАК-ТО ТАК... :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

НУ ВОТ КАК-ТО ТАК... :-)
Понял :-)...но это пока не для меня...хотя...интересная мысль о перенаправлении :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

ЗЫ: Объясните пожалуйста что такое подсознание(термин йогов и советских психиаторов :-)), чем помыслы ИЗ НЕГО отличаются от обычных...

Полагаю, это слово надо принять, хоть и нет его у со, поскольку выражает объективную реальность - нижнюю сферу сознания, скрытую от обычного ума.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

А с сердцем случаем это никак не соотносится?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

ИМХО Скорее к нечто родовому.  "цепные псы подсознания"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Подсознание ниже сердца (фраза, конечно, корявая). Но для многих подсознание - все, что чуть ниже рационального ума.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Подсознание ниже сердца (фраза, конечно, корявая). Но для многих подсознание - все, что чуть ниже рационального ума.
Александр :-)...а чем отличаются помыслы подсознания?...у меня был опыт(до крещения), в котором шло закодированное фантасмагорическое видео, в стиле Сальвадора Дали...кино понять персонажей и смысл которого мог ТОЛЬКО я...я тогда решил что это кино из подсознания...Как вы думаете?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

 :-o
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все-таки, лучше говорить о подсознании как об области сознания, которая находится ниже обычного (внешнего) сознания. Когда человек освоится в сердце, подсознание будет ниже сердца. И т.п.

Подсознание проявляет себя через (обычно подспудное) воздействие невидимых тварных сил. Это воздействие осуществляется без выраженных образов и без явных помыслов - с использованием посредующих сил, которые находятся ближе к внешнему человеку.

В некоторых случаях, когда перегородка между видимым и невидимым прорывается, эти силы могут прорваться наружу в виде необычных переживаний и (фантазийных) образов.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А как соотносится с православием учение Фрейда,

бессознательное, цель бессознательного давления: реализация подавленных желаний, прежде всего, сексуальных,

«бессознательное — предсознание — сознание» и «Оно — Я — Сверх-Я»

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Заслуга Фрейда в основном в том, что благодаря ему о психологии стали говорить как о науке, а не как о ритуалах, заговорах, шаманах и проч. Вцелом он узок весьма по сегодняшнему дню, сводя все к сексуальным желаниям (в некоторой степени как и все язычники ;) - не зная как еще пояснить то или иное явление назвал все Эросом), хотя и революционен для своего времени.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Варлаам Калабрийский о пуподушниках

Одна из характерных черт исторического христианства - неуважительное отношение (очень-очень мягко сказано) к религиозным оппонентам. Да и как можно уважать тех, кто, по мнению одержавших победу, идет в погибель. Религиозная партия, проигравшая в вероучительных спорах, уничтожалась: нравственно, морально, административно, физически... как получится.

В исихастских спорах 14 в. победила партия паламитов, поэтому варлаамитам пришлось туго. В частности, были уничтожены полемические труды Варлаама. Сам Варлаам бежал в Италию, где стал учителем Петрарки и Бокаччо, а позднее получил сан епископа.

Спустя не столь большое время (несколько веков), аскетическое и богословское наследие паламитов было благополучно утеряно в недрах самой церкви. И вот теперь учение паламитов с большим трудом восстанавливается. Риторический вопрос: если бы не было нападок Варлаама на практику афонских монахов, если бы Палама в спорах не развил свое учение, то что бы вообще осталось?.. И далее пара небольших цитат, сохранившихся из полемики Варлаама, которые дают намек, насколько были развиты психофизические приемы в монашеском делании Афона 14 в.
   
Они посвятили меня в чудовищные и абсурдные учения, до описания которых не может унизиться человек, имеющий хоть сколько-нибудь разума или смысла, произведения ложного  верования и безрассудного воображения. Они учили меня чудесным разделениям и воссоединениям духа и души, связи демона с последней, различиям между белым и красным (огненным) светом,  умопостигаемым вхождениям и исхождениям,   производимым  ноздрями при дыхании, щитам вокруг пупа и, наконец, соединению Господа с душой, производимому внутри пупа с полной  сердечной  уверенностью...

И другой отрывок:

ты... под светом подразумеваешь... как будто некую световидную ипостась, которая сплетается или сочетается или смешивается с душой, наподобие того [света], что, по твоим словам,  показался  вокруг  головы Прокла  или,  как  говорят  некоторые,  входит  через  ноздри человека и погружается в пуп, который, распространяясь и разливаясь вовне, если случится ночь,  то  освещает  все жилище,  и  который,  если  огненный, то  бесовский, а если  белый, то божественный.

Это взгляд человека рационального, далекого от молитвенной практики. Варлаам что-то увидел... скорее не верно, чем верно, практически ничего не понял, что-то исказил. Однако мы точно знаем, что Паламе с большим усердием пришлось защищать и афонскую практику молитвы, и построенное на ней богословие. И сейчас, опираясь на столь ничтожные отрывки, можно сделать первый вывод: практика умной молитвы у афонитов была весьма и весьма развитой - намного больше, чем практика умной молитвы века 19-го.

Они учили меня чудесным разделениям и воссоединениям духа и души, связи демона с последней...

Этому утверждению Варлаама сложно найти какое-либо соответствие в подвижнических текстах. Что понималось под "чудесными разделениями и воссоединениями духа и души", наверно, останется тайной. О связи демона с душой уже можно строить какие-то умственные спекуляции, но лучше подробнее поговорить вот о других утверждениях Варлаама.

Они учили меня... различиям между белым и огненным светом...

Итак, о различении светов.

В житиях Максима Афонского, Павла Латрского и у Григория Синаита (об этом говорит Дунаев) можно найти указания на то, что бесы приходят в огненном свете. Указаний в житийной и подвижнической литературе на то, что божественный свет - белый, нет. И далее как говорит об этом Григорий Палама В Триадах:

И  вот  они  пишут,  что  наставники  велели  им  забросить  все  Священное  Писание  как  негодное и заниматься только молитвой, ею изгонять злых духов, якобы принадлежащих к сущности человека, чувственно распалять самих себя, скакать, наслаждаться, не дожидаясь обращения души, и созерцать видимые  в  таком  состоянии  чувственные  светы,  считая признаком Божиих светов  блестящую белизну, а нечистых — как бы пламенность и желтизну. Они пишут, что все это говорили им наставники  лично  и  что  сами  они  считают  это  бесовщиной;  а  стоит  возразить  на  что-нибудь  из сказанного  ими, они сразу усматривают  в  этом признак страстной одержимости,  последнюю  же опять-таки считают свидетельством обольщения. Вообще на многих примерах можно убедиться, что они перевирают своих обвиняемых и превосходно подражают в своих писаниях змеиным извивам и змеиному  коварству,  изворачиваясь  во  всевозможных  вывертах  и  сплетая  разные  хитросплетения, каждый раз толкуя иначе и в обратном смысле свои собственные слова.

Из этого текста следует, что Варлаам, говоря о различении молитвенниками белого и огненного света, мог что-то переврать.

Зато из подвижнических писаний с достоверностью известно, что ум, озаренный светом благодати, светится сапфировым или небесным светом.

Евагрий Понтийский, "О помыслах".

Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется в благодатного человека (Кол. 3, 9-10), тогда увидит он во время молитвы состояние свое, сходное с сапфиром или небесным цветом, - это состояние Писание называет "местом Божиим", и его зрили [некогда] старцы на горе Синай (Исх. 24, 10-11).
На это место ссылается и Палама.

Исаак Сирин, "О чистой молитве".

И еще, тот же Григорий говорит: "чистота ума есть воспарение мысленнаго. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святыя Троицы".

Вывод: православные подвижники были не чужды различению чувственных светов. Вывод этот простой и, вместе с тем, достаточно важный. Он означает, что при правильной безОбразной молитве вИдение внутренними очами не отнимается. Современные же толкователи отеческого молитвенного опыта полагают, что не должно видеть ничего, т.е. нужно находится в состоянии некоего зрительного бесчувствия. И начинают воображать, что ничего не видят (и не воображают), попадая в ловушку, из которой так хотят выбраться...

Они учили меня... умопостигаемым вхождениям и исхождениям, производимым  ноздрями при дыхании...

О соединении слов молитвы с дыханием - положение ныне общеизвестное. Как минимум, этот психофизический прием не отрицается.

Они учили меня... щитам вокруг пупа...

Полагаю, это еще один из утраченных психофизических приемов, используемый в молитвенной практике афонитов в поздневизантийский период.

Они учили меня... соединению Господа с душой, производимому внутри пупа с полной сердечной уверенностью...

Центральное место в традиции умного делания и Иисусовой молитвы отводится обретению Господа в сердце молящегося, когда слова ап.Павла: "не я живу, но живет во мне Христос" наполняются самым буквальным смыслом. Видимо, о таком соединении Господа с душой, когда душа преображается в Фаворском свете, и учили афонские монахи. Вхождение в сердечную область, как психофизический прием, осуществлялось не (только) через гортань, а через пуп. И сама сердечная область не была столь жестко привязана к физическому сердцу.

Продолжение следует.   
« Последнее редактирование: 22 Май 2010, 20:44:27 от Alexander »