Исихазм



19 Октября 2019, 03:46:02

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 73520 раз)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Давайте продолжение, пожалуйста - тема давно назрела 8)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11023
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Второй этап

Открывает второй этап текст, традиционно приписываемый Симеону НБ, "О трех способах молитвы" (или "Метод священной молитвы и внимания"): http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm

В небольшом трактате описываются три способа молитвы. В эти способы - в свернутом виде - укладывается почти все многообразие христианского молитвенного опыта.

Первый способ можно кратко охарактеризовать так: взирание горе, воздеяние рук, очей и мыслей к небу, представление небесных красот и призывания помощи с неба побуждают душу молитвенника к божественному вожделению. Иногда у молитвенника текут слезы. Эта молитва легко переходит в прелесть: человек начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, чтобы всегда пребывать в таком делании. Это делание сопряжено с чувственным видением света, обонянием благовоний, слышанием голосов и пр. И оно может легко ввергнуть в безумие и одержание. Человек при такой молитве, если и избежит напастей, жизнь пройдет без духовных преуспеяний.

Второй способ также легко вводит в прелесть, но он во много лучше способа первого. Этот способ представляет собой внешнюю молитву - путь борьбы с помыслами и страстями. При этой чувственной брани внутренних врагов молитвенник не видит. Поэтому, "подъемля труд, все же лишается мзды. При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам."

Третий способ - самый верный и самый редкий. Он требует строгого послушания ради обретения беспристрастия и хранения совести перед Богом, перед духовным отцом и по отношению к людям (не делать другому того, что сам ненавидишь) и предметам (остерегаться от злоупотребления во всякой вещи). Смысл третьего способа молитвы "в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда... ум более не извергается из обители сердечной..." Несведущим такая молитва покажется слишком трудной. Автор трактата подчеркивает, что и не все, крепко выдержавшие искус, способны восприять радость в глубине сердца. "Вкусившие же сию радость и ощутившие эту сладость гортанью сердца могут и сами восклицать с Павлом: "Кто отлучит нас от любви Христовой" (Рим. 8, 35)"

Далее предлагается следующий психофизический прием. "Сев в безмолвной келье и наедине... затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь " о чудо! " непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется."

Феофан Затворник из своего перевода трактата изъял описание этого психофизического метода... И у немалого числа современных "молитвенников" поехала набекрень крыша, когда они узнали из последних переводов (Сидоров, 1996, Дунаев, 1999), что молились византийские исихасты, "устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева", поскольку еще в 19 в. признана была такая практика моления прелестной и категорически запрещена. По простой причине: к 19 в. опыт византийских исихастов был во многом утерян и паламизм забыт. 

Во второй части трактата автор на вопрошание ученика: но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха? - дает ответ: Поскольку он проходит их не по чину. А далее автор говорит, как же надо проходить свой молитвенный путь по чину, рассказывая о четырех ступенях восхождения, начиная с умаления страстей и хранения сердца и завершая созерцанием. И на этих ступенях восхождения находится место и для второго, и для первого способа молитвы.

В трактате Симеона НБ указана цель - обретение Иисуса в сердце, указан главный способ ее достижения - воссылание молений из сердца, указаны основные психофизические приемы - сосредоточение на пупке и использование носового дыхания, названы ступени восхождения, указаны и спопутствующие способы молитвы и названы их серьезнейшие недостатки, но эти способы огульно не отнесены в прелестные и неверные. Мы видим развитую и цельную систему, в которой найдено место для различных способов молитвы, и в которую органично введены психофизические приемы.

Если обратиться к поучениям отцов-подвижников 19 в., то несложно заметить, что они не обладают ни такой глубиной, ни таким единством. Первый способ молитвы они   объявляют абсолютно прелестным. А ведь еще Лествичник указывал, что "тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь, умиленное взирание на небо, глубокие воздыхания, и частое преклонение колен." Древнехристианский учитель предлагает новоначальным - на стадии телесной молитвы - использовать именно первый способ молитвы с его чувственностью и разгорячением!  И это - при знании психосоматического обустроения человека - понятно: человек плотский груб и дебел, его душа ленива. Душу надо размягчить и разогреть, чтобы она  пробудилась от невежества вечной спячки и смогла обратиться к небесам.

В 19 в. практически все психофизические приемы, связанные с обращением ума в сердце, ставятся под подозрение, а сосредоточение на пупке категорически запрещается. Большее внимание обращается на нравственное совершенствование, роль тела в молитве умаляется. Вообще, главенствующим способом молитвы становится второй - чувственная брань внешнего человека. Это огромный труд, который оставляется без воздаяния от Бога...

На основной принцип (работа с воображением), заложенный в первом способе молитвы, опираются все медитационные практики и психотехники, задействующие визуализацию. В христианской жизни первый способ находит свое развитие в экстатической молитве и визионерстве католических мистиков. Воображение - основная сила и кардинальный дефект первого образа молитвы. Воображение позволяет выстраивать тварное пространство (ума и души) и одновременно отгораживает человека от Бога. Поэтому упор в православном молитвенном предстоянии делается на отсутствие воображения и на безОбразность молитвы. В настоящее время отсутствие воображения в любых молитвенных ситуациях - в силу потери немалой части молитвенного опыта и под влиянием привычки выхватывать одни куски из единого тела святоотеческого наследия и терять другие - возводится в категорический императив, чем и доводится до абсурда.  Следует указать на основные моменты молитвенного делания, когда воображение участвует в молитве.

1) Как уже говорилось выше, на начальном этапе молитвы (молитва телесная и словесная) активно используются приемы, связанные с воображением и возбуждением эмоциональных переживаний. Напр., считать себя недостойным - относится к воображательной деятельности ума, а умиление - эмоциональное переживание. Только по мере углубления молитвенной жизни воображение и эмоции должны замолчать, исчезнуть...

2) Человек, достигший - по Симеону НБ - высшей степени совершенства, может прибегать к воображению при молитве (устремлять к небу чувственное око вместе с духовным), потому что уже (объяснение мое) обладает духовным (сверхобразным) видением-ведением, которое указывает на должное место воображаемому. Обладая духовным видением, он может в образах (т.е. посредством воображения) донести до других тайны духовной жизни.

3) По православному учению, имя Божие есть образ Бога. Имя же "Иисус" в равной мере относится и к божеству, и к человечеству Христа. Иисусова молитва, творимая словесно и мысленно, также обращается к образу (Первообраза) и опирается на воображение человека. Другими словами, Иисусова молитва воображательна до той поры, пока не замолкает, переходя в молчаливое восхищение и (сверхобразное) созерцание.

Сие означает, что только на высотах молитвенного делания воображение не работает. Можно еще отметить, что к визуализации отношение более строгое - она запрещена. Но и этот запрет относительный: сны с их образами запретить невозможно. А молитва охватывает и сферу сна...

Далее о том, что "нового" поведал Варлаам о пуподушниках.

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Я думаю что разные психотехники будут для разных людей. Особо думаю надо выделить простых людей от непростых, с тонким умом.

Если для простого человека повторять ИМ полезно слово в удар сердца для утончения ума, то для человека с тонким умом это будет вредно. И т.д.. 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Думаю, что пришла пора открывать здесь виртуальную школу ИМ и аскезы в миру. С практикумами, экзаменами, инкубацией. Имхо база для этого есть.

lily

  • Сообщений: 3127
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Alexander, спасибо.
"Обладая духовным видением, он может в образах (т.е. посредством воображения) донести до других тайны духовной жизни."
Насколько яркие и смелые поэтические образ использовали в писаниях ранние подвижники и насколько унылы нынешние.

"Имя же "Иисус" в равной мере относится и к божеству, и к человечеству Христа. Иисусова молитва, творимая словесно и мысленно, также обращается к образу (Первообраза) и опирается на воображение человека. Другими словами, Иисусова молитва воображательна до той поры, пока не замолкает, переходя в молчаливое восхищение и (сверхобразное) созерцание."
ИМХО здесь корень иконописи и творчества, которое в Духе. А некоторым почему-то хочется сразу в небо, отбросив все ступени, так не бывает. Более того, сами ступени объявляются вредными.
и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Еще раз хочу сказать что для разных людей должны быть разные психотехники.
Для человека с тонким умом, т.е. емоционального, всякое воображение есть вред и даже на первых этапах лучше быть максимально безэмоциональным.
Так как сама нагрузка от ИМ утончает мозг, воображение в свою очередь утончает мозг, если при том постится и т.д. то будет очень большая вероятность повреждения.

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 9024
    • Просмотр профиля

Не будет повреждения, коль с головой есть дружба. Душа настолько изголодалась и настолько привыкла жрать дерьмо которым ее кормят каждый день, что единожды вкусив молитвы просто тянет ее туда. И все пойдет своим чередом. С естественной постепенностью. А потом уже и она не захочет хавать навоз. А захочет пищи ее достойной. Там и ум будет служить кому должно.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Второй этап
 Другими словами, Иисусова молитва воображательна до той поры, пока не замолкает, переходя в молчаливое восхищение и (сверхобразное) созерцание.

Стремясь к безОбразной молитве, замечаешь, что воображение вовсе не отключается. Поначалу оно искусственным усилием (может быть, того же воображения) отодвигается на задний план. Со временем - как бы драпируется. Но не могу сказать, что воображение отсутствует.
Оно присутствует как бы за темной завесой и все время пытается из-за этой завесы выйти.

iunija

  • Сообщений: 4620
    • Просмотр профиля

Антиквар.
 
Цитировать
Стремясь к безОбразной молитве, замечаешь, что воображение вовсе не отключается. Поначалу оно искусственным усилием (может быть, того же воображения) отодвигается на задний план. Со временем - как бы драпируется. Но не могу сказать, что воображение отсутствует.
Оно присутствует как бы за темной завесой и все время пытается из-за этой завесы выйти.
А может это не воображение, а мозговые импульсы, посылающие видео-образы бесхарактерного содержания.
Я так замечала, что ,  нечто, имеющее расплывчатые и бесхарактерные образы, чередой сменяют друг друга при этом не имея смыСлового направленного содержания. Муть-одним словом. Поэтому я и говорю, что это возможно мозговой выброс информационного мусора. Особенно это заметно после напряженного дня. (ИМХО).
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • Сообщений: 4620
    • Просмотр профиля

Хотела сказать, что(в моем случае) воображение не несет в себе какой-то смысл, просто безсмысловой поток образов, не связанных между собой никакой общей составляющей, не имеющей темы, ни несущей в себе ничего определенного, кроме" вспышек" тех или иных образных видений. Это может быть образ человека, с которым имел дело в этот день, тут же сменяющийся бесформенной массой всяких мелочей: там цветы, магазин, озеро, машина...или вообще плавающие образы с еле угадывающимся символами.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11023
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

iunija, если из этого потока выхватить отдельный образ и оставить его в центре внимания, то очень быстро произойдет вхождение в него - и откроется смысл, который был доселе не проявлен. В ментальном хаосе находится смысл (или сообщается). Вообще, такой хаос надо утишать. Это не так уж и сложно. Сложнее справляться с силами (и образами), которые поднимаются из подсознания.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля
    • http://euhenio.livejournal.com

Это может быть образ человека, с которым имел дело в этот день, тут же сменяющийся бесформенной массой всяких мелочей: там цветы, магазин, озеро, машина...или вообще плавающие образы с еле угадывающимся символами.

Человек, цветы, магазин, озеро, машина -- по-моему, вполне осмысленный видеоряд:-)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля
    • http://euhenio.livejournal.com

По-поводу, воображения, конечно, если внутренний человек контролирует область сердца (в широком смысле этого слова), то ему никакое воображение не страшно, так как что он возжелает увидеть, то и (вполне возможно) увидит, и это видение будет истинным, а не ложным. Ложные же видения, приходящие из области ниже сердца и способные затуманить ум, он с помощью вполне осмысленного (а не в метафорическом смысле) делания отсекает

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

В ментальном хаосе находится смысл (или сообщается). Вообще, такой хаос надо утишать. Это не так уж и сложно. Сложнее справляться с силами (и образами), которые поднимаются из подсознания.

Не знаю, способен ли я различать ментальный хаос и сигналы подсознания.
Но фоновой шум образов, в моем понимании, похож на морской прибой - порой это нечто глухо шумящее вдалеке, порой же накатывает мощная волна, которая быстро откатывает, оставляя после себя мертвый мусор.
И есть нечто другое - более четкие, "направленные" сигналы, приходящие - не знаю откуда именно, но явно из какой-то темной области. Иногда это похоже на действие иглы, колющей в многократно уколотую точку, а иногда на действие сильных магнитов, противостоять которым весьма трудно.
Эти сигналы однообразны, их довольно хорошо знаешь, различаешь, но... сила их остается великой.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

<..>Сев в безмолвной келье и наедине... затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу<..>
Правильно ли я понимаю, что "устремить чувственное око со всем умом в середину чрева" - это современным языком сосредоточить внимание на пупке? Т.е. надо сидеть упершись подборотком в грудь и соредоточив внимание на пупке мысленно исследовать внутренние органы. Разве можно одновременно на чем-то сосредотачивать внимание и при этом мысленно что-то исследовать? Или имеется ввиду, что какбы физически ощущаешь центр тела и при этом блуждаешь вниманием по внутренним органам? т.е какбы пытаясь созерцать себя из центра тела?
 

Поиск