Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



21 Ноября 2017, 22:18:37

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 59004 раз)

o2inhal

  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля

Это протестантский наезд на святых отцов и весь святоотеческий опыт - его полное аннулирование.

:-) Не преувеличивайте, сами же дальше пишите:

Подвижники уходили в пустыни, горы и леса, предавались аскетическим подвигам, боролись со страстями. Оставили и книжное наследие по борьбе...

Пишите ведь не о психотехниках святых отцов.

Сам термин "психотехника" неудачен, он не может раскрыть понятие умного делания как процесса борьбы со страстями и помыслами.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Этапы умного делания

Итак, небольшой экскурс в историю умного делания. Если взглянуть на историческое пространство аскетической практики и умного делания, то можно увидеть три основных этапа. Первый этап приходится на 4-7 вв. от Р.Х., второй - на 13-14 вв. в поздней Византии с переходом на 14-15 вв. на Руси, третий - с конца 18 в. до начала 20 в. То, что было между этапами (и до первого этапа), находится в покрытых туманом времени и дымом забвения долинах. Начало второго этапа при желании можно отнести к 11 в., если принимать, что знаменитый трактат о трех способах молитвы был написан прп.Симеоном Н.Б. В любом случае, кульминация второго этапа приходится на период исихастских споров 14 в.

Первый этап. Быстрое превращение христианской церкви в государственный институт побуждало людей, ищущих чистоты и духовного совершенствования, оставлять развращенные города и селиться в пустынях. Это период анахоретства. Рождается монашество, которое ставит целью сознательную работу, направленную на то, чтобы вырваться из пут падшего мира. Складывается система физических, психофизических и нравственных упражнений, составляющих скелет монашеской аскезы. В этой системе есть упражнения, как направленные на ограничение, борьбу и умерщвление страстей и плоти, так и на нравственное совершенствование и развитие добродетелей. Отдав минимальную дань общеизвестным вещам, хочу заметить, что в древнехристианской монашеской аскезе не сложно выделить элементы психотехник... даже не выделить: достаточно сказать, что аскетические подвиги психотехничны. (термин "психотехника" можно было и не вводить, однако он удобен, поскольку позволяет взглянуть не замыленным взглядом - и увидеть в старом и привычном - новое и необычное.)

Интереснее другое: на первом этапе (в свернутом виде) начинают проявляться разнообразные черты монашеской аскезы, которые получат дальнейшее развитие. Но не все! Не получит развитие учение о христианском гнозисе (которое встречается у у аввы Евагрия, Макария Египетского, Антония Великого). А ведь древнехристианскими подвижниками учение об исихии тесно увязывалось с идеями о гнозисе (у св. Аммона, ученика прп.Антония). Почти не получит развитие и высокая созерцательная направленность молитвы  (размышление, без мыслей, о Боге - у Исаака Сирина, постижение логосов - у Максима Исповедника). Вообще, представления об уме, освященном благодатью Святого Духа (сверхсознании, как бы, возможно, сказали сейчас), и его обретении довольно быстро сходят на нет и заменяются отстраненным, ментальным богословием, которое позже вырождается в схоластику. Само мистическое богословие, соединенное с аскезой, достигает пика своего развития у прп.Максима Исповедника. Усечение языка у прп.Максима ознаменовало и немотство высокого мистического богословия. Пути подвижничества и богословия расходятся, чтобы в последний раз удачно сойтись в синтезе паламизма в 14 в. Следующая попытка соединить подвижнический опыт и богословие в прославлении Имени Божьего предпринимается только в 20 в. и успеха не приносит...   

Опыт и поучения передаются как в письменной, так и в устной форме. И не для всех. Надо четко понимать, что тайная передача знаний была. Напр., Пахомий Великий использовал особую тайнопись в своих "Посланиях". Блаж.Иероним говорит о ней так: "Ангел научил Пахомия, Корнелия и Сира таинственному языку, чтобы они писали для себя и говорили, скрывая таинственные мысли под особым алфавитом..." (Творения Иеронима Стридонскаго, ч.4. Киев, 1903, с.56)

Другой текст из жизни Пахомия Великого о связи мистического смысла букв алфавита с характером и наклонностями человека.  «Братию он (ангел.— Ред.) повелел разделить на двадцать четыре чина по числу двадцати четырех букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги... Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Инокам, более других простым и незлобивым,— продолжал Ангел,— дай имя йоты, а непокорных и крутых нравом отметь буквой кси, выражая, таким образом, самою формою буквы свойство наклонностей, нрава и жизни каждого чина. Знаки сии будут понятны только духовным» (Лавсаик. С. 74–75; Dornseiff. Das Alphabet. S. 25).

И это наследие в монашеской практике дальнейшего развития не получила. (О символическом толковании алфавита в христианстве можно посмотреть здесь: http://www.sedmitza.ru/text/997339.html )

В 5 в. начинает складываться учение об Иисусовой молитве. К 7 в. учение об Иисусовой молитве становится распространенным, но оно еще не разработано в деталях. Молитва Иисусова обозначается как сердцевина жизни подвижника. Молитва просвещает ум и сердце, дарит сладостную тишину и радость уму и сердцу. У Лествичника дается развернутое учение о трезвении и борьбе с помыслами. У него есть первые упоминания о связи молитвы с дыханием. (Память Иисусова да соединиться с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия.) Т.е. появляются первые намеки на психофизические приемы при молитве. Другой прием, предлагаемый Лествичником, - простирание рук при молитве. Еще более развитое учение мы находим у св.Исихия Иерусалимского в его трактате "о трезвении и молитве". Упор у Исихия делается на благодатную и чудодейственную силу имени Иисуса. Он же говорит о соединении молитвы Иисусовой с дыханием. У него есть и упоминание о пространстве сердца (кажется, первым о пространстве сердца заговорил прп.Макарий Египетский). Также говорится о непрестанности молитвы и о соединении ее с трезвением. И наконец, у Исихия подчеркивается, что при произнесении имени Иисуса ум должен быть чист от всяких помыслов, а сердце освобождено от всякого образа.

После 7 века в умном делании наступает молчаливая пауза.

Продолжение следует.

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Александр, если смотреть на указанные Вами исторические этапы, то невозможно не заметить следующее: начало каждого этапа в истории умного делания совпадает с торжеством обрядоверия во внешней Церкви и обществе, то есть является как бы альтернативой этому "торжеству". А завершение каждого этапа предшествует эпохе политических катастроф в церкви и обществе или совпадает с началом этой эпохи.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Выношу комментарий seelenwacht из жж:

>>> Не получит развитие учение о христианском гнозисе (которое встречается у у аввы Евагрия, Макария Египетского, Антония Великого). А ведь древнехристианскими подвижниками учение об исихии тесно увязывалось с идеями о гнозисе (у св. Аммона, ученика прп.Антония). Почти не получит развитие и высокая созерцательная направленность молитвы (размышление, без мыслей, о Боге - у Исаака Сирина, постижение логосов - у Максима Исповедника).

Это не совсем так. Эти темы были развиты в сочинениях исихастов Церкви Востока в 7-8 вв. В первую очередь у Симеона Благодатного, Иоанна Дальятского, Иосифа Хаззайи и Бех Ишо Камулайи. Они осуществили синтез (каждый по-своему) Евагрия, прп. Макария Великого, Ареопагитик и Иоанна Отшельника (5 в.). Последний вообще является ключевой фигурой для сирийского исихазма; подобно авве Евагрию сформулировал и описал ступени делания. На него опирается прп. Исаак Сирин, когда вкратце говорит о трех этапах: телесном, душевном и духовном. Ряд вещей, который встречается в житийном материале, становится понятным только после чтениях этих подвижников. И они очень здорово дополняют византийских отцов как раз в тех местах, где у тех по тем или иным причинам бывают лакуны. Проблема в одном, их сочинений нет в русском переводе, и, вероятно, не будет в обозримом будущем, но они есть на современных европейских языках.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Ряд вещей, который встречается в житийном материале, становится понятным только после чтениях этих подвижников. И они очень здорово дополняют византийских отцов как раз в тех местах, где у тех по тем или иным причинам бывают лакуны.

   а какие принципиальные моменты "христианского гнозиса"  можно определить как - нераскрытые или выпавшие из  русских переводов ?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Это отдельная и малоисследованная тема. Суть в том, что христианский гнозис вообще выпал...

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

   а какие принципиальные моменты "христианского гнозиса"  можно определить как - нераскрытые или выпавшие из  русских переводов ?

Например гнозис относительно алфавита.   В руническом алфавите (и в каббале) он получил полное развитие. А здесь начаток Пахомия не имел продолжения.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Мне кажется что гносис в православии был свёрнут, по причине большой вероятности перерождения оного в ереся.  Право "умничать" оставили за немногими.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9786
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Свернуто было и мистическое богословие, а затем и сама мистика. Почти полностью свернуто и умное делание.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Например гнозис относительно алфавита.   В руническом алфавите (и в каббале) он получил полное развитие. А здесь начаток Пахомия не имел продолжения.

  ну.. на мой взгляд мистика алфавита не является принципиальным моментом для иерархии степеней ведения (я в этом плане интересовался), хотя конечно с тем что "христианский гнозис"  представлен весьма скупо трудно не согласиться..

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Есть ещё один момент, как бы закон угасания импульса в замкнутой системе. 
В границах единой церкви всё стремится к унификации и стандартизации. Это облегчает жизнь, но и несёт сильное "упрощение". Всякие неровности снимаются фуговкой, а значит и потенциальные "вершины".
Приведённые этапы развития исихазма, так или иначе привязаны к периодам больших церковных и имперских "разломов".

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

хотя конечно с тем что "христианский гнозис"  представлен весьма скупо трудно не согласиться..
Весь "христианский гнозис" укладывается в обозначенные ап. Павлом "глаголы неизреченные". Вербализованный, изреченный, прочитанный "гнозис" уводит подвижника молитвы от прямого слышания неизреченного. Психика каждого из по-настоящему молящихся уникальна и несводима к общему знаменателю, поэтому каждому сообщается его порция невербального знания, которое может быть легко профанировано при озвучивании, или даже объявлено ересью или прелестью.
Поэтому, Бог с ним, с гнозисом, особенно с таким, который постепенно превращается в "эзотерику".

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

порция невербального знания, которое может быть легко профанировано при озвучивании, или даже объявлено ересью или прелестью.
Поэтому, Бог с ним, с гнозисом, особенно с таким, который постепенно превращается в "эзотерику".

Если учесть что базисной книгой исихазма являются 100% гностические "Ареопагитики" - то может и его выкинуть на помойку от греха подальше?

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Если учесть что базисной книгой исихазма являются 100% гностические "Ареопагитики" - то может и его выкинуть на помойку от греха подальше?
Мне как-то всегда казалось, что базисной книгой исихазма является все же "Tриады в защиту священно-безмолвствующих" Григория Паламы.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

В том то и дело что Ареопагитики.
Палама по сути апологет исихазма перед вызовом эпохи возраждения.
 

Поиск