Исихазм

Автор Тема: Цель человека на пути исихазма – открыть свои разум и сердце для Божьего Открове  (Прочитано 7734 раз)

Верный

  • 3
  • Сообщений: 214
    • Просмотр профиля

 Согласно Священному Писанию, человек должен стремиться к Богопознанию, которое может быть достигнуто через Богообщение. Апостол Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог: "От одной крови ...произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем..."  Святой Исаак Сирин говорил: "Духовное единеніе (съ Богомъ) есть незапечатлѣваемое памятованіе; оно непрерывно пылаетъ въ сердцѣ пламенною любовію, въ неуклоненіи отъ заповѣдей заимствуя силу къ пребыванію въ союзѣ не съ насиліемъ природѣ, и не по природѣ". По учению Св. Григория Паламы, человек может соединиться с Божественными Нетварными энергиями, Благодатью Духа Святого, получить не мнимое, а реальное обожение - соединение со всей полнотой Господа. Исихаст таким образом стремится стать соучастником жизни Пресвятой Троицы.
С другой стороны, тот же Исаак Сирин говорил и иное, что единение с Господом, именуемое любовью, нельзя достичь через упражнения. Любовь, дарующая единение с Господом, исходит, прежде всего, от самого Господа. Хотя о непрестанном памятовании и молитвах святые отцы говорят, однако это может только уберечь от греха, но не даровать любови. Вспомним слова Господа Иисуса Христа, сказанные апостолам Его: «не вы Меня избрали, а Я вас». Бог дает свою любовь даром, и даже не за труды и усердие. Труды нужны, чтобы сохранить этот дар. Строгое исполнение молитвенных обрядов, скромность, воспитание тела и духа дают силы духовные и укрепляют намерение быть в союзе любви с Богом. Но любовь эта в нас теплится не оттого, что мы истязаем плоть подвигом и не от того, что укрепляем природу. И Сам Господь сохраняет её и питает собственным усердием и благодатью. Господь, Он - Живой Бог, близкий, и Он строит свободные отношения с человеком независимо от его заслуг и упражнений. Как говорится: «не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его». Любит Господь любящих Его: благ Господь всяческим, и щедроты Его во всех делах Его, волю же боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и весь совет их исполнит; исполнит Господь вся прошения».
По словам преподобного Серафима Саровского, молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Хорошо говорит прп. Феодор Студит (Слово умозрительное, гл. 9-10. Добротолюбие, 1992, т. 3, с. 349): "Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами... А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум... Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью".
Таким образом, следующий путем исихазма человек, практикующий умное делание, больше не для себя старается, не для своего личного спасения. Он открывает свой разум и сердце для стяжания Духа Святого, и цель такого человека – помочь людям в Богопознании и открыть себя Господу для Божьего Откровения. И только сам Господь волен, открыться такому человеку или нет.
Отсюда вопрос, действительно ли практика исихазма приближает к Господу, и есть в этом практики лучшие и худшие. Какие тогда лучшие? Или практика более нужна исихасту для духовного развития, а не Господу?
Слава Богу за всё

olegio_kiev

  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Все хорошо в меру. ВСЕ что делается с любовью-приближает к Господу. Это могут быть и молитвы и пост и бдения ...а может просто посидеть у постели больного или страдающего человека..и подержать его руку несколько минут ..Иногда это больше многих молитв. Так что все дело не только в форме "практики". Любая практика может приблизить к Богу, а может стать источником гордости и раздоров. Тут от человека зависит...
Да будет воля Твоя !

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля


Отсюда вопрос, действительно ли практика исихазма приближает к Господу, и есть в этом практики лучшие и худшие. Какие тогда лучшие? Или практика более нужна исихасту для духовного развития, а не Господу?

Всегда удивлялся как Господь гениально соединил в одной природе унификацию и универсализацию. Так лицо человека не просто площадка для сенсорных приборов и технических устройств жизнедеятельности, но имеет отдельный глобальный смысл: ЛИЦО.
Или функция губ, допустим - сказать "технически" они никакого отношения не имеют к значимости ПОЦЕЛУЯ.   Но насколько это всё значимо для нас!

Человек одинаково является и целью Бога, и средством которым пользуется Бог для других людей. Эта двуединость неразрушимое единство.
Мы в одинаковой степени ЦЕЛЬ божественного импульса, и ПРОВОДНИК оного дальше по цепочке.

Викторос

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Цитировать
Отсюда вопрос, действительно ли практика исихазма приближает к Господу, и есть в этом практики лучшие и худшие. Какие тогда лучшие? Или практика более нужна исихасту для духовного развития, а не Господу?
из Аскетических опытов Игнатия Брянчанинова:
"Чувство плача и покаяния - едино на потребу душе, приступившей к Господу с намерением получить от Него прощение грехов своих. Это - благая часть! Если ты избрал ее, то да не отымется она от тебя! Не променяй этого сокровища на пустые, ложные, насильственные, мнимоблагодатные чувствования, не погуби себя лестью себе.
"Если некоторые из Отцов, - говорит преподобный Исаак Сирин, - написали о том, что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, что видение, то написали не с тем, чтобы мы искали их преждевременно и с ожиданием. Сказано Писанием: не приидет царствие Божие с соблюдением.  Те, в которых живет ожидание, стяжали гордыню и падение... Искание с ожиданием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Божией. Это - не признак любви к Богу, это - недуг души." 
Наше дело - плач и покаяние без ожидания даров от Господа без сравнения себя с другими, лучшими или худшими. Дело Господа - судить и миловать. Это общее дело.