Исихазм

Автор Тема: Богослужение - общественный исихазм?  (Прочитано 86433 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

За богослужением, причт совершает чин, а народ молится,
но молитва народа представляет собой, по сути краткую телесную Иисусову молитву,
это наложение крестного знамения и поклон,
крестным знамением вспоминается распятие Иисуса,
а поклон означает собственно просьбу,

Это делание совершается совместно и является именно телесной
молитвой Иисусовой, хотя её конечно следует дополнять и устной молитвой,

Вопрос собственно такой, часто рекомендуют за богослужением творить
свою, обособленную молитву Иисусову, а зачем это делать?

Зачем дополнять церковный исихазм, личным?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #1 : 20 Февраль 2010, 01:01:57 »
Где-то в святоотеческих трудах я вычитал, что личная Иисусова молитва за богослужением таинственным образом соединяется с общей молитвой.
Обычно я постоянно молюсь Иисусовой молитвой за церковным богослужением. Интересно, что со временем выработался такой ритм внутренней молитвы, что он попадает в такт с молитвой, звучащей в Церкви, то есть внутренняя молитва как бы дополняет молитву церковную. Слова не то чтобы произносятся умом, они как бы неслышно идут где-то внутри. Правда, так бывает не всегда. Но, думаю, это не надо ставить себе самоцелью, это со временем само приходит
И еще - Иисусова молитва помогает не рассеиваться уму. Особенно, когда неважный чтец начинает неразборчиво бубнить кафизмы :)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #2 : 20 Февраль 2010, 01:50:58 »
И еще - Иисусова молитва помогает не рассеиваться уму. Особенно, когда неважный чтец начинает неразборчиво бубнить кафизмы :)
Помогает молитва за всех нас, и ум не рассеивается и служба даже заунылая в Божественную превращается.
Мне нравится молитва "Господи Исусе помилуй ны" - коротенькая и дыханию удобная.  :-)
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #3 : 20 Февраль 2010, 02:05:53 »
Помогает молитва за всех нас, и ум не рассеивается и служба даже заунылая в Божественную превращается.
Мне нравится молитва "Господи Исусе помилуй ны" - коротенькая и дыханию удобная.  :-)

Верно, я тоже на службе "помилуй мя грешнаго" заменяю на "помилуй нас".

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #4 : 20 Февраль 2010, 12:13:01 »
Интересно, что со временем выработался такой ритм внутренней молитвы, что он попадает в такт с молитвой, звучащей в Церкви, то есть внутренняя молитва как бы дополняет молитву церковную.

У меня совпадения ритмов не получается, ведь ритм церковной молитвы как-бы рваный, она или идёт почти без пауз, на трисвятом или на ектиньях,
а потом следуют большие перерывы на песнопениях и тропарях,
а у меня ритм определяется по пальцевым чёткам, десять бусин перебираю примерно за 15 секунд а потом на крестике идёт молитва,
поэтому ритм личной молитвы с церковной никогда не совпадает,

а рекомендацию молится "помилуй ны" конечно попробую.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #5 : 20 Февраль 2010, 12:23:58 »
У меня совпадения ритмов не получается...

Да дело совсем не в ритмах. Это все не так уж важно.
Важно, думаю, что внутренняя молитва помогает не рассеиваться вниманию на богослужениях. Она как бы якорь для ума. Потому что именно рассеивание внимания  - главный бич, особенно, когда начинается невнятная бубнежка кафизм или канонов...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #6 : 20 Февраль 2010, 13:11:56 »
Надо понимать, что вершина и у личной, и у общественной молитвы одна-единая, наведенное же разделение - внизу. Богослужение, в той форме, в которой оно обычно осуществляется, и с той потерей внутреннего наполнения - и эту потерю видят многие - является очень несовершенным произведением. Это несовершенство - порой оно вопиющее - необходимо восполнять, и восполнять именно личной молитвой.

Другой момент. Личная молитва - в ее начальной, устной и мысленной, форме повторения слов - также весьма несовершенна. Отсюда и кажущееся противоречие между богослужением, в его несовершенной форме, и личной молитвой, также несовершенной и поверхностной.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #7 : 20 Февраль 2010, 19:09:39 »
Порфирий Кавсокаливит советовал говорить "ГИХПМ", но расширяя "мя" и включая в него другого (других). Его совет стараюсь использовать во время богослужения.
Почувствуйте разницу - "помилуй ны" и такое расширяющееся "помилуй мя".

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #8 : 20 Февраль 2010, 19:20:47 »
Другой момент. Личная молитва - в ее начальной, устной и мысленной, форме повторения слов - также весьма несовершенна. Отсюда и кажущееся противоречие между богослужением, в его несовершенной форме, и личной молитвой, также несовершенной и поверхностной.

Противоречие для меня лежит в области ощущений,
если за богослужением Иисусову молитву не повторять, то чувство очень
приятное и радостное, хотя помыслы очень сильно нападают и большую часть времени уходит на собеседование с ними,
а если повторять молитву то помыслов почти нет, но нет и ощущения радости и благодатности богослужения,
а находишся в обычном ощущении внутренней тяжести и подавленности душевной.

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #9 : 20 Февраль 2010, 19:59:35 »
А меня всегда удивляет как легко наступает фаза бессловесной молитвы в храме, несмотря на любые нестроения и помехи. Дома приходится форсировать себя на такое.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #10 : 21 Февраль 2010, 17:14:53 »
Помогает молитва за всех нас, и ум не рассеивается и служба даже заунылая в Божественную превращается.
Мне нравится молитва "Господи Исусе помилуй ны" - коротенькая и дыханию удобная.  :-)

А пробовали на работе и дома так молится?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #11 : 21 Февраль 2010, 19:23:36 »
А может быть за богослужением следует ограничится однословной молитвой?

"Ум человека, стремясь очиститься, "охотно стоит в сердце". Он непрестанно повторяет однословную молитву Иисусову, которая называется однословной именно потому, что состоит только из одного слова. Ум не заботится о многих словах, но постоянно повторяет имя Иисусово. В то же время он следит за помыслами, препятствуя им войти в двери сердца. Таким образом, как говорит преподобный Максим Исповедник, трезвение сочетается с молитвою."

http://psylib.org.ua/books/vlaho01/txt12.htm

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #12 : 12 Январь 2014, 13:40:37 »
Простите, не захотелось создавать новую тему, поэтому написала сюда.
В последний год сталкиваюсь с тем, что всё тяжелей становится посещать богослужения. Я их люблю, всё там с молитвой нормально. Но чисто физически - всё чаще после них чувствую измученность и какое-то истощение. Они не наполняют, а забирают силы. Кто-нибудь с этим сталкивался?

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #13 : 12 Январь 2014, 15:50:47 »
Сталкивался. Перетерпеть, скоро будет легче. Растут "новые крылья"... :-D
Храни вас Бог!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #14 : 12 Январь 2014, 15:59:53 »
Типичная ситуация.  Вообще-то, немало людей физически снашиваются от частого и долгого стояния на службах, а еще от плохого питания при частых постах. Ваша проблема уже не чисто физическая, а психосоматическая, И, вероятно, она затрагивает мистико-оккультный уровень совместной жизни и молитвы.

Правило универсальное: приходя в новое лучшее место, а таковым обычно и является храм по сравнению с местом постоянного обитания, человек, пройдя через первичный этап очищения, чувствует себя лучше. Грубо говоря, он получает. По мере дальнейшего очищения при условии сознательной (умной) работы над собой, человек начинает отдавать свои силы другим людям. Ну, и корпоративный дух забирает себе львиную долю - забирает лучшее и заражает худшим.