Исихазм

Автор Тема: Исихазм и мистическое богословие.  (Прочитано 21069 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #30 : 20 Декабрь 2009, 19:47:01 »
Догматическое богословие можно сравнить с картами, которые необходимы, чтобы найти дорогу. Но часто наша ошибка в том, что если на карте нарисован кружок, мы и в жизни начинаем искать кружок, не задумываясь о том, что кружком на карте вообще-то обозначается город. Который может выглядеть совершенно по-разному: в сумерках или на рассвете, весной или осенью.
И вместо того, чтобы применять догматическое богословие в мистике жизни, мы частенько кричим что "всюду бесы, прелесть, наваждение". Хотя вокруг - город, нарисованный на карте.
Догматическое богословие, оставленное нам в наследие, это - живая ткань мистического богословия, которое мы проживаем и творим каждое мгновение (хоть далеко и не всегда это осознаем).

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #31 : 20 Декабрь 2009, 20:03:32 »
Цитировать
Догматическое богословие, оставленное нам в наследие, это - живая ткань мистического богословия, которое мы проживаем и творим каждое мгновение (хоть далеко и не всегда это осознаем).
+1
Цитировать
И вместо того, чтобы применять догматическое богословие в мистике жизни..
От вас странно было услышать такие слова Антиквар :-) Но приятно. Только не кидаемся ли мы в другую крайность, когда вводим табу на слова "бесы" , "прелесть", "наваждение" и может быть потому что внутри самих сидит страх того, что наша скудненькая  духовная жизнь будет окончательно задавлена ими? А если она не "скудненькая", то чего же опасается.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #32 : 20 Декабрь 2009, 20:07:29 »
В молитве и осуществляется таинство метанойи.

 то есть одно "естественным" подразумевает и другое, это конечно хорошо, только не вполне понятно почему  тогда  Вы категорически не рассматриваете обратный порядок для столь тесной взаимосвязи

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #33 : 20 Декабрь 2009, 20:14:50 »
В молитве и осуществляется таинство метанойи.

 то есть одно "естественным" подразумевает и другое, это конечно хорошо, только не вполне понятно почему  тогда  Вы категорически не рассматриваете обратный порядок для столь тесной взаимосвязи
  Хороший вопрос.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #34 : 20 Декабрь 2009, 20:31:25 »
Цитировать
то есть одно "естественным" подразумевает и другое, это конечно хорошо, только не вполне понятно почему  тогда  Вы категорически не рассматриваете обратный порядок для столь тесной взаимосвязи
То есть как обратный порядок?  Покаяние - это процесс, течение преображения. Молитва - двигатель этого процесса.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #35 : 20 Декабрь 2009, 20:38:46 »
Только не кидаемся ли мы в другую крайность, когда вводим табу на слова "бесы" , "прелесть", "наваждение" и может быть потому что внутри самих сидит страх того, что наша скудненькая  духовная жизнь будет окончательно задавлена ими? А если она не "скудненькая", то чего же опасается.

Не знаю, кто вводил такое табу, речь о другом: о стремлении все, что видится нам не соответствующим догматам, канонам и прочему, побыстрее записать в "прелесть", "бесовщину" и тд и тп.  И закрыть тем самым вопрос. А это означает по сути, что мы не даем догматическому богословию (которое вроде так оберегаем от всяких там поползновений) сойти с пожелтевших листов бумаги, стать тем, чем оно является: жизнью, с ее мистикой, неохватностью присутствием Бога...
Но эта наша попытка по определению тщетна, это важно понять.
Хотя бы потому что христианство существует уже два тысячелетия вопреки взглядам на него самих же христиан. В этом - великая тайна и в этом великая надежда.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #36 : 20 Декабрь 2009, 20:39:27 »
Цитировать
то есть одно "естественным" подразумевает и другое, это конечно хорошо, только не вполне понятно почему  тогда  Вы категорически не рассматриваете обратный порядок для столь тесной взаимосвязи
То есть как обратный порядок?  Покаяние - это процесс, течение преображения. Молитва - двигатель этого процесса.
Но ведь молитва может быть и результатом покаяния.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #37 : 20 Декабрь 2009, 20:44:37 »
А это означает по сути, что мы не даем догматическому богословию (которое вроде так оберегаем от всяких там поползновений) сойти с пожелтевших листов бумаги, стать тем, чем оно является: жизнью, с ее мистикой, неохватностью присутствием Бога...
Мне в догматике видится нечто аналогичное закону ветхого завета - имеющий веру исполняет его по велению сердца, а не имеющий хотя бы частично предохраняется от опасности. Или становится фарисеем...  :|

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #38 : 20 Декабрь 2009, 20:46:09 »
+1

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #39 : 20 Декабрь 2009, 21:06:59 »
Цитировать
Не знаю, кто вводил такое табу, речь о другом: о стремлении все, что видится нам не соответствующим догматам, канонам и прочему, побыстрее записать в "прелесть", "бесовщину" и тд и тп.  И закрыть тем самым вопрос.
А,вон вы о чём....И что вас всё налево тянет...К чему тогда высокие слова о "ткани" догматики... Ну каким местом , например , чакры вы впишете? :-)О каком непонимании и шараханье речь. Тесно в рамках догматики так и скажите, а то как обычно опять туману напускаете.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #40 : 20 Декабрь 2009, 21:18:31 »
Цитировать
Но ведь молитва может быть и результатом покаяния.
Не знаю. Как начинается покаяние? Человек приходит в тупик, всё - точка. В нем начинает созревать желание изменить жизнь к лучшему. Он задумывается о своих согрешениях, но это лишь начало покаяния, не молитва. Вот когда он внутри устанавливает "контакт" и начинает просить Бога об изменении, то есть о метанойе, тогда процесс усиливается и все же полностью он входит в свои права когда молитва получает ответ. Не знаю, мне везде здесь молитва видится движущей силой.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #41 : 20 Декабрь 2009, 21:26:27 »
Не знаю, мне везде здесь молитва видится движущей силой.
Одно другому не противоречит - наоборот. Даже начало в перемене ума приносит глубокие изменения в восприятии мира и тогда молитва часто сама начинает рваться из сердца.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #42 : 20 Декабрь 2009, 21:28:26 »
     
То есть как обратный порядок?  Покаяние - это процесс, течение преображения. Молитва - двигатель этого процесса.
  двигатель и метанойи и молитвы есть благодать, она же является и единственной преображающей силой и  не вполне понятно, откуда такая поэтапность - благодать должна содействовать  молитве  в ходе которой осуществляется покаяние,  почему благодать не должна содействовать  метанойе  в ходе которой уже будет осуществляться молитва   

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #43 : 20 Декабрь 2009, 21:54:37 »
Тесно в рамках догматики так и скажите, а то как обычно опять туману напускаете.

В рамках догматики совсем не тесно. Тесно бывает в навязываемом отношении к догматике. Вот это следует понимать так, а не иначе... А если ты понимаешь иначе, значит ты (заблуждающийся, отпавший, еретик, волк в овечьей шкуре - нужное подчеркнуть).
В итоге - бесконечные разделения, искалеченные судьбы, потеря веры... Впрочем, об этом мы уже много копий сломали в других ветках.
Признаюсь, я даже не знаю толком что такое чакры, просто не интересовался этим, хотя, разумеется, слово встречал. И дело в том, что я не собираюсь чакры никуда "вписывать", ни объявлять это "бесовщиной, потому у святых отцов про чакры нет", ни провозглашать это уж не знаю чем :)
Просто, повторюсь: догматическое богословие  - это живая ткань, а не железная клетка, в которую надо запереть как можно больше народу, дабы не утек :)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #44 : 20 Декабрь 2009, 21:59:58 »
Мне в догматике видится нечто аналогичное закону ветхого завета - имеющий веру исполняет его по велению сердца, а не имеющий хотя бы частично предохраняется от опасности. Или становится фарисеем...  :|

В принципе, так наверное и есть на деле. Но наступает момент, когда надо не только стремиться к исполнению закона, но и вникать в его смысл. Иначе наступает омертвение, отпадение от веры.
А вот этот момент всегда вызывает страх: и внутри, и вне.
Типа "уклонистов" и "ревизионистов" к стенке :)