Исихазм

Автор Тема: Исихазм и мистическое богословие.  (Прочитано 21067 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Исихазм и мистическое богословие.
« : 20 Декабрь 2009, 03:08:52 »
Изучая православное Богословие, я осознал два ключевых понятия: это дисциплинарные  и догматические правила.
Догма это то, что нарушать нельзя - например, причащаться без покаяния (себе в осуждение). А дисциплина - это то, что полезно, но не обязательно (вроде утренней гимнастики или непотребление соли).

На примере своего родного села, я замечаю интересный крен христианского самосознания. Старшее поколение в основном атеисты, выросли в СССР и имеют личное отношение к Ленину-Сталину. На христианский ренессанс молодёжи смотрят как на очередную моду: типа, чем бы дитя не тешилось...

Но интересно как понимают христианство "младо-христиане".  Отче наш никто не знает, но на крещенские праздники, на нашем ставке прорубают иордань, и всё население мужеска пола, в неё сигает.  
Я закутанный в три шубы говорю: купаться не буду! И тут-же становлюсь всеобщим посмешищем.

Я смотрю: а кто смеётся то?..

Благочестивое и абсолютно личное решение купаться в иордани, превратилось в обще-обязаловку под лозунгом: "а тебе слабо"?
Мне не слабо...  просто в холодную воду лезть не хочется.

Посты: мой двоюродный брат Сергей, строгий постник. Видя как я в пост, иду с работы не трезвый,  прямо говорит: какой с тебя христианин?..  Он строго держит пост, но параллельно ездит к любовнице и вздрючивает её.
При этом эти два явления он никак не связывает.

Форма и содержание.
Эталоном "ПРАВОСЛАВИЯ" часто  являются быто-узаконенные обычаи, дисциплинарного характера. В сознании людей они становятся догмой, и знаком равенства с самой православной верой. При этом собственно "догма" - никого не волнует.

В нашем приходе хороший батюшка. Когда говорит проповедь, слёзы текут по его щекам. И самому плакать хочется от умиления. Но во время литургии, на троекратном аминь, когда Дух Святой сходит на дары - вся церковь стоит зевает. А на "Отче Наш" все с фанатизмом падают на колени.   Это длится годами. У меня не хватает наглости спросить нашего батюшку: может быть пора и паству просветить, какая часть Литургии самая главная?!
И ведь уживается!!!  Огненное сердце батюшки (без сарказма), с пофигизмом относительно просвещения тех, кто по ту сторону иконостаса. Хотя это ПЕРВОЕ, что батюшка обязан делать.

Догма и Сердце.
Каждая спасённая душа, имеет собственный узор своего пути. Узор настолько-же серьёзен, насколько и не формален.     Некоторые люди, явно благочестивые и спасающиеся (как кажется), говорят о некоторых вещах, которые не согласуются вполне с писаниями некоторых отцов.  Есть большое искушение "заклеймить"...  но, если за плечами, хоть какой-то опыт, понимаешь: что духовная жизнь... она ведь живая!  Живая - значит неформатная и личная. В чем-то не такая как "у всех".

Догма это кодекс, отделяющий свет от тьмы с безжалостностью хирургического скальпеля.  Но ведь каждая отдельная жизнь, соткана из радости, скорби, нытья, соплей, решимости, гнева, позора, сомнения и надежды.

Каждое житие святого, написанное без купюр, будет "неформатным".

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #1 : 20 Декабрь 2009, 09:06:16 »
Да ладно, догматизм в православии всегда был чисто формальным
и показным, ограничиваясь Символом Веры.

На самом деле никто же не верит в божественность Духа,
в божественность Сына некоторые верят,
особенно исихасты, а в Духа вообще никто.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #2 : 20 Декабрь 2009, 11:25:39 »
Да ладно, догматизм в православии всегда был чисто формальным
и показным, ограничиваясь Символом Веры.

На самом деле никто же не верит в божественность Духа,
в божественность Сына некоторые верят,
особенно исихасты, а в Духа вообще никто.


 Слишком уж Вы категоричны.
Ваши слова подлежат сомнению в силу хотя бы вышесказанного Andreas :" но, если за плечами, хоть какой-то опыт, понимаешь: что духовная жизнь... она ведь живая!  Живая - значит неформатная и личная." А в личном вера остается верой на всех уровнях...и нет разделения. Кто верит в Христа как Бога, тот верит и в Святость Духа.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #3 : 20 Декабрь 2009, 14:45:25 »
Вообще, мистическое богословие восточной церкви (а исихазм несомненно к нему пренадлежит), -  удивительное  явление.
"Мистикон" - это по гречески значит "чувствовать".   Тоесть "чувствительное богословие" получается.
Чувство, это априори значит личный опыт.   Тоесть получается: "опытное богословие"!   А "опытное" - значит не догматизированное.
Удивительно, просто удивительно.  Причем "мистическое богословие" присутствует только в Православии, самой строго-догматичной вере на свете.
Получается что паралельно с догматическим богословием (схоластикой) признаётся "богословие опытное". А исихазм это вершина-эвэрест этого богословия.
Если наделить понятия асоциациями, то отношение догматического богословия к мистическому такое-же как отношение строгой классики к импрессионизму. Отношение правильной линии, к буйству красок.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #4 : 20 Декабрь 2009, 14:51:05 »
Цитировать
Благочестивое и абсолютно личное решение купаться в иордани
Благочестиво идти в храм на крещенскую службу, а не купаться в проруби. Так нам и с амвона говорили. А купание так распространилось именно из-за духовного невежества. Так что героическое купание, особенно в 30-градусные морозы, не является никаким омовением грехов, поскольку грехи смываются только покаянием.
Цитировать
Догма это кодекс, отделяющий свет от тьмы с безжалостностью хирургического скальпеля
Это не только " кодекс" но и то, в чем мы должны утверждаться, чтобы бы не было такой духовной нелепицы, как вы описали. А свое болото пусть хвалят кулики.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #5 : 20 Декабрь 2009, 14:56:56 »
Цитировать
Получается что паралельно с догматическим богословием (схоластикой) признаётся "богословие опытное". А исихазм это вершина-эвэрест этого богословия.
А не лучше сказать: исихазм - сердце богословия? И догматического и мистического? Мистическое лишь раскрывает догматику. В них нет разделения. Догматы - это опыт, выраженный в четких формулировках. Истинная мистика их раскрывает, поскольку сама опытна, а не удаляется, или возвышается, или идёт параллельно.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #6 : 20 Декабрь 2009, 15:04:03 »
Мне представляется так, что догматику человек получает в виде науки о чём-то. Это информация которую можно знать или не знать. А каким образом постигается мистическое богословие?
Его ведь нельзя преподать за партой воскресной школы.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #7 : 20 Декабрь 2009, 15:09:43 »
Цитировать
Его ведь нельзя преподать за партой воскресной школы.
Как можно по-настоящему усвоить догмат, если не мистически.  Догмат - четкое неоспоримое свидетельство о том, Кто есть Бог и как Он проявляется себя в мире. Как кроме мистического пути это постичь, и как кроме мистического пути это могло быть постигнуто? 

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #8 : 20 Декабрь 2009, 15:10:37 »
Католики (к примеру) вообще отрицают исихазм в принципе.  Они называют его "платьем голого короля". Мол когда реальных дел нет, выдумывают нетварные энергии, и нагружают на него своё безделие.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #9 : 20 Декабрь 2009, 15:13:28 »
Добавлю ещё, что и мистическое богословие не является наукой "кто во что горазд". И его тоже можно изучить и усвоить только умственно. Не опытно.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #10 : 20 Декабрь 2009, 15:16:39 »
Католики (к примеру) вообще отрицают исихазм в принципе.  Они называют его "платьем голого короля". Мол когда реальных дел нет, выдумывают нетварные энергии, и нагружают на него своё безделие.
Пожалуй, это у них "голый король" :-)

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #11 : 20 Декабрь 2009, 15:20:02 »
Еще позволю себе добавить, что догмат - это и есть мистическая истина.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #12 : 20 Декабрь 2009, 16:07:52 »
Andreas эко вас плющит...  :-D
"Мистикон" - это по гречески значит "чувствовать". спасибо, не знал...
Вижу как мучаетесь, если не ошибаюсь смущает вас внешняя форма жизни христианства.
Смущают вас ошибки и лицемерие человеческое, саны и их не соответствие, правильно?
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #13 : 20 Декабрь 2009, 16:36:07 »
И не может себя отыскать во всем этом, ходит вокруг да около.
Тут еще и знания, которые добавляют печали, как масло добавляет пламени...
Тут невольно за "хортицу" возьмешься под предлогом анестезии внутренней,
Невольно жену заведешь, детишек да побольше, дабы заглушить внутреннюю пустоту и вой.

Думается не помогает все это, отвлечет на время но не поможет, и будет метаться он и закапываться,
Не возможно не тварную пустоту заполнить материей тварной, испытайте сами...
Можно курить обкуриться, пить обпиваясь, сексом заниматься, объедаться, наслаждаться славой и деньгами,
Всем этим нельзя насытиться и напитаться, можно бесконечно врать себе, но легче не станет.

Но лишь благодать коснется его и он просыпается, в безмолвии он воскресает, обретает силы, и начинает жить.
Не настаиваю, но все же попробуйте сердце питать молитвой, когда и где угодно, когда Дух захочет,
Попробуйте служить духу когда он захочет, но не внешне а в сердце своем.
Думается что это вас спасет и залечит ваши раны, даст вам радости о Христе, настоящей внутренней.  :-)
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм и мистическое богословие.
« Ответ #14 : 20 Декабрь 2009, 16:36:23 »
Питирим, меня мало что смущает.  Я насмотрелся на жизнь церковную с изнанки.
То что плющит - угадали.
Во всём остальном - не угадали.