Исихазм

Автор Тема: Троическое богословие  (Прочитано 31775 раз)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #240 : 23 Сентябрь 2016, 19:55:31 »
Я иногда перечитываю то, что читала ранее. Новые вопросы появляются, находятся новые ответы в известных, вроде бы, ранее вещах... Даже на этом форуме, что уж говорить о святых отцах.) У Паламы как раз хорошо сформулирован ответ на тот вопрос, который Вас волнует в последнее время... Можно найти ответ у отцов, а можно просто пока отпустить сам вопрос, чтобы не формировать очередных, пусть и правильных представлений о Боге.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #241 : 23 Сентябрь 2016, 19:58:55 »
Raisa,  мы тебя не оставим. Хочешь я тебе свои лыжи отдам? Они обкатанные, проверенные. К Боженьке на них, к Боженьке и к Матери Божьей и ко святым. Да и без лыж можно. Это так на первое время для скорости и что бы не утонуть.
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2016, 21:53:35 от Alexander »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #242 : 23 Сентябрь 2016, 20:13:08 »
Это вера в змей горыныча трехголового, переварившись в чреве которого сам становишься частью этого змея.

Это же не христианство вообще ни как. Смешали божественную природу с самим Богом и до кучи забросили в одну чашу и человека с его природой, помешали и коктейль из упокоенной вечности готов.

Можно назвать это христианством, но от этого оно христианством не станет.

Что Вы, какои же Горыныч, свят-свят-свят!  :-) Svod, ещё раз оговорюсь, что возможно и далеко не права, а правы как раз Вы, и предстоит ещё не раз изменить умозрения. Но пока так. По большому счёту всегда интересовало как всё на самом деле , безотносительно к точному определению "буддист" или "христианин".
"Б-г" и "природа Б-га" - это разные "Вещи"?

Христос раскрывает нам и отношения между Богами в Боге
Да, вполне может быть, что мне ещё не "открыто" так как есть, поэтому пока и верую. Но опять же непонятно, почему именно Христос должен раскрыть все другие ипостаси, будто именно Он наиглавнеишии из Них, ведь может и какая-либо другая ипостась раскрыть то же самое, в т.ч. и Христа.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #243 : 23 Сентябрь 2016, 21:17:18 »
Братья и сестры, к Родиону обращаюсь лично. По этой ссылке

 http://www.wco.ru/biblio/books/kur11/H08-T.htm

достаточно хорошо и компактно пророботан и выстроен материал по теме. Прочитайте не поленитесь. Во первых восполняет многие пробелы, во вторых дает пищу для ума, а кому то и для сердца, и дает материал на базе которого возможно обсуждение по теме обозначенной в топике.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #244 : 23 Сентябрь 2016, 23:04:39 »
Кроме "пищи для ума" не дает ничего. И пробелов не восполняет. Красивое логическое умопостроение для любителей умной жевачки. Вот было бы занятным Евангелие, если бы Господь собирал людей и читал им подобную проповедь о Боге. Или ответил бы ею на просьбу показать Отца. И оправдана премудрость чадами ее....

Свод, прочитав статью и так много устранив пробелов, узнав Бога, во всей Его красе, поняв саму Суть, открыв для себя Троицу, уразумев наконец то разницу лиц и сущности, уж не возникло ли в Вас покаяние? Не тронуло ли сердце слезой, не посыпали ли Вы себя пеплом и не разорвали ли на себе рубаху, прозрев на свою ничтожность во грехах стоящую? Если нет, перечтите, а вдруг со второго раза откроется. А если и с третьего не произойдет, выкиньте эту муть из головы, не на пользу она.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #245 : 24 Сентябрь 2016, 05:51:41 »
Что там противоположно искренности? Думаю, что можно отыскать цитаты "великих людеи" и в защиту того  :-)
Да, возможно, искренность и бесстрашие идут рука об руку. Но жо (жизненныи опыт) учит, что дикость надо умерять, бесстрашие и безрассудство же не одно и то же?

Искренность это скорее открытость, что бывает тяжело. Цитат "великих людей" много на всё, я не о них а к месту. Дикость, бесстрашие и безрассудство - скорее о характере, искренность глубже. Ну так я вижу.

Братья и сестры, к Родиону обращаюсь лично. По этой ссылке

 http://www.wco.ru/biblio/books/kur11/H08-T.htm

достаточно хорошо и компактно пророботан и выстроен материал по теме.

Да уж, компактно. Интересен подход что <<Природа отвечает на вопрос “что?”, индивидуальность — на вопрос “как?”, личность — на вопрос “кто?”>>. Кураев пишет как всегда легко и задорно, но вообще это чисто корпоративный текст типа "православные лучше потому что это мы".

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #246 : 24 Сентябрь 2016, 08:52:48 »
Согласно учению Господа, Отца не знает никто, кроме Сына и того, кому Он хочет открыть. Однако догматика знает не только Отца, она знает и Сына и Духа, и не дожидаясь когда Сын захочет открыть, открывает всем Бога "целиком", вот и Кураеву Бог открылся, и он статью о Нем написал. Очень полезную, дающую пищу уму, восполняющую прообелы. Теперь даже те, кто в силу непонимания догмата не знали Бога, теперь узнали Его и обрели спасение, мир и покой. Радость душам своим. Читая статью ведь сразу понимаешь, что имел ввиду Господь, говоря - возлюби Бога всем сердцем своим, всею своею сущностью, ведь сразу понимаешь кого и за что можно возлюбить и даже как. Спасибо батюшке Андрею. Низкий земной поклон и Своду, и маленький совет - есть очень интересная икона Божией Матери - "Прибавление ума",  купите ее, и поставте рядом с кроватью в изголовье. Я серьезно :).
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #247 : 24 Сентябрь 2016, 09:11:13 »
Raisa,  мы тебя не оставим. Хочешь я тебе свои лыжи отдам? Они обкатанные, проверенные. К Боженьке на них, к Боженьке и к Матери Божьей и ко святым. Да и без лыж можно. Это так на первое время для скорости и что бы не утонуть.
Спаси Господи, Svod, дорогои! Это хорошо, когда обкатанные, но что-то часто под видом  "обкатанного и проверенного" оказывается камень, змея или скорпион. Хлеба хочется  :-)

("Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него". Лк, 56 зач., 11, 9—13).

Справедливости ради, скажу, что Чистую воду и Свет я обрела лишь в Православии. Но это, наверное, относится только к мистицизму. С остальным много вопросов-несостыковок-неувязок. Слишком много человеческого и нет проработанного пути (накатанных лыж) не для новоначальных, посему наощупь...

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #248 : 24 Сентябрь 2016, 10:06:11 »
Согласно учению Господа, Отца не знает никто, кроме Сына и того, кому Он хочет открыть. Однако догматика знает не только Отца, она знает и Сына и Духа, и не дожидаясь когда Сын захочет открыть, открывает всем Бога "целиком", вот и Кураеву Бог открылся, и он статью о Нем написал. Очень полезную, дающую пищу уму, восполняющую прообелы. Теперь даже те, кто в силу непонимания догмата не знали Бога, теперь узнали Его и обрели спасение, мир и покой. Радость душам своим. Читая статью ведь сразу понимаешь, что имел ввиду Господь, говоря - возлюби Бога всем сердцем своим, всею своею сущностью, ведь сразу понимаешь кого и за что можно возлюбить и даже как. Спасибо батюшке Андрею. Низкий земной поклон и Своду, и маленький совет - есть очень интересная икона Божией Матери - "Прибавление ума",  купите ее, и поставте рядом с кроватью в изголовье. Я серьезно :).


Догматика не открывает Бога человеку. Она есть факт фиксации богооткровенных истин, теми кому Бог открывается, насколько это возможно через человеческие средства информации, коммуникации и связи. Есть и систематоры, которые имеют опыт систематизации этих знаний, хотя в своей глубине может быть эти знания и не открылись как богооткровенные. Есть Церковь, в конце концов, где каждый имееь свои дары, для того, чтобы и другой имел эти дары.

На форумк есть много людей, которые не имеют элементарного начального языка, чтобы выразить свои мысли о Боге, и это беда. Александр как то писал про человека имеющего поэтический дар, но не писавшего стихи. Так и с догматикой, с Богом общаемся, а элементарно объяснить , что это и как это увы не можем. Ну так и не выходите на форум, отшельничайте

Более того, можно считать себя крутым меном, презрительно сверху вниз поглядывая на тех, кто по их мнению не достиг высот диалога с Богом, а на самом деле и не принадлежать к Церкви Христовой. Увы и такие есть. Только пусть никто не воспринимает мои слова конкретно по отношение к кому то. Есть такие и этого достаточно.

Если человек обращается к книжной мудрости, это не значит, что другой мудрости он не познал. Это много чего может значить. Нет времени , чтобы более подробно об этом говорить.

И наконец "Прибавление ума" и икона хорошая и совет стоящий, дам не менее ценный совет "Умягчение злых сердец" есть такая икона,. Кому то недостает ума, а кому то его переизбыток делает сердце твердым и нечувствительным.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #249 : 24 Сентябрь 2016, 12:58:29 »
На форумк есть много людей, которые не имеют элементарного начального языка, чтобы выразить свои мысли о Боге, ... Ну так и не выходите на форум, отшельничайте

Более того, можно считать себя крутым меном, презрительно сверху вниз поглядывая на тех, кто по их мнению не достиг высот диалога с Богом, а на самом деле и не принадлежать к Церкви Христовой.

Жестковато, однако. Не верю что такое напишешь «уравновесив ум и сердце».

Если человек обращается к книжной мудрости, это не значит, что другой мудрости он не познал. Это много чего может значить. Нет времени , чтобы более подробно об этом говорить.
Это Svod в самооправдание пишет, будто его обвиняют.

А это две прекрасные иконы «Прибавление ума» и  «Умягчение злых сердец». Что нужно нам всем:

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #250 : 24 Сентябрь 2016, 16:15:44 »
Братья и сестры, к Родиону обращаюсь лично. По этой ссылке

 http://www.wco.ru/biblio/books/kur11/H08-T.htm

достаточно хорошо и компактно пророботан и выстроен материал по теме. Прочитайте не поленитесь. Во первых восполняет многие пробелы, во вторых дает пищу для ума, а кому то и для сердца, и дает материал на базе которого возможно обсуждение по теме обозначенной в топике.

К теме о знании о Боге, кто то уверен что Бог есть потому что чувствует духовный мир, а Кураев уверен что Бог есть потому что чувствует свое собственное бытие.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #251 : 24 Сентябрь 2016, 18:29:14 »
Еле осилила (сугубо только из уважения к Svodу)... Давненько таких текстов не читала (потому что в них, как правило, нет любви к ближнему, которыи будет читать этот текст, настолько всё запутано и сложно, как в колючем лесу, но, с другои стороны, хорошо, что есть хотя бы это).
Возможно прозвучит самоуверенно, но особо-крупных расхождении с собственным "доморощенным богословием" не нашла.
"Православное богословие говорит, что в Боге есть Три «кто». Все Три Субъекта одинаково, в равной полноте и безъизъянности владеют одним «что» — Божественной сущностью".

Во всём материале встречались мысли о том, что до конца и точно ничего определить невозможно:

"современное православное богословие не столько дает определение личности, сколько настаивает на принципиальной неопределимости личности"

"применение термина "ипостась" в сверхапофатической сфере — применительно к тайнам внутритроического бытия — учит несомненной апофатической сдержанности"...

А те или иные акценты, которые на протяжении веков расставляли мыслители, как понимаю, это только плоды их не столько мистического, сколько интеллектуального познания (но даже если мистического, есть человеческии фактор, которыи может вносить искажения), да и клиническую смерть никто не переживал, чтобы точно видеть, что и как.


"С точки зрения православия, существование Лиц определяет собою их отношения, а не наоборот. Но в латинском богословии Личности есть отношения, возникающие в безличностной природе"
Но уместен ли сам вопрос, что первично - природа или личность? Что из того выше или ниже? И Ипостаси и Субстанция - это одно целое, одно и то же, одновременное, бытующее изначально и присно.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #252 : 24 Сентябрь 2016, 20:00:10 »
Троическое богословие есть  в словах Иисуса Христа:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»
Здесь обозначены все ипостаси.
Интересное толкование А.П.Лопухина:
http://bible.optina.ru/new:in:14:16

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #253 : 25 Сентябрь 2016, 10:08:49 »
http://www.wco.ru/biblio/books/kur11/H08-T.htm

Тогда уж перед чтением этой  работы надо прочитать краткий курс православной философии того же автора. Она и немного о ней есть в ЖЖ Кураева. Меня там заинтересовали главы посвящённые свободе человека от мира, самого себя, Бога. Интересно что свобода от себя объясняется наличием в человеке его собственной природы, "возможность следовать самому подлинному голосу Бытия в себе", "свобода не столько делать то, что сам изберешь, сколько быть тем, кем сам изберешь".

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Троическое богословие
« Ответ #254 : 25 Сентябрь 2016, 12:34:53 »
Догматика не открывает Бога человеку.

Здравые мысли пошли, слава Богу. Значит появится и понимание что она не Истина в высшей ипостаси и ей должно занимать свое весьма скромное место без притензий на исключительность.

Она есть факт фиксации богооткровенных истин, теми кому Бог открывается, насколько это возможно через человеческие средства информации, коммуникации и связи.

И что она является делом рук человеческих. Выкладками, в которые попытались обернуть невыразимое. И во многом притянута за уши, и далеко не обязательно что каждому, кто получает богооткровение, Истина явится именно в таком виде.

Есть и систематоры, которые имеют опыт систематизации этих знаний, хотя в своей глубине может быть эти знания и не открылись как богооткровенные. Есть Церковь, в конце концов, где каждый имееь свои дары, для того, чтобы и другой имел эти дары.

То есть догматика породила целое философское течение, которое закрепилось в церкви и стало ее основой, но согласно п.1 она не открывает человеку Бога. И посему с догматикой нужно быть осмотрительным, она может помоч, но может и убить живое. Общение же с Церковью лежит вне догматики и может проявиться по разному, и если истинное проявление богообщения не укладывается в догму, то может быть неразумно отброшено догматизированным сознанием. В этом беда, а не в том, что писано ниже:

На форумк есть много людей, которые не имеют элементарного начального языка, чтобы выразить свои мысли о Боге, и это беда. Александр как то писал про человека имеющего поэтический дар, но не писавшего стихи. Так и с догматикой, с Богом общаемся, а элементарно объяснить , что это и как это увы не можем. Ну так и не выходите на форум, отшельничайте

Выразить собственный опыт и суждения всегда не просто в этой сфере, тем более что опять таки, он может открыться любым способом.

Более того, можно считать себя крутым меном, презрительно сверху вниз поглядывая на тех, кто по их мнению не достиг высот диалога с Богом, а на самом деле и не принадлежать к Церкви Христовой. Увы и такие есть. Только пусть никто не воспринимает мои слова конкретно по отношение к кому то. Есть такие и этого достаточно.

Можно. Можно и наоборот. Все, что не можно прописано в 10ти заповедях. Остальное можно и на собственное усмотрение. И это нормально. Путь у всех индивидуален. Важен плод.

Если человек обращается к книжной мудрости, это не значит, что другой мудрости он не познал. Это много чего может значить.

А вот тут момент скользкий. Часто "познал" другую мудрость равно интерпретации книжной. И это тоже малополезно. Имхо.

На эмоциональную часть поста с вашего позволения забью :).
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.